Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 40 | 40 | 40 | 40 |
1.1. | Цель дисциплины состоит в формировании у студентов основ правовых знаний и навыков их использования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: - о роли права в жизни современного общества; - о юридической силе различных источников права и механизме их действия. - об основных отраслях российского права; - о содержании основных прав и свобод человека; - об органах, осуществляющих государственную власть в РФ; знать: - основные положения Конституции Российской Федерации; - права и свободы человека и гражданина в РФ; - механизмы защиты прав и свобод человека в РФ; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять полученные знания при работе с конкретными нормативно-правовыми актами; - анализировать различные жизненные ситуации с точки зрения их соответствия нормам права, распознавать случаи нарушения правовых норм и наступления юридической ответственности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | не предусмотрено. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы специальности. | Лекции | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Право в системе социального регулирования | ||||||
2.1. | Понятие социальной нормы. Виды социальных норм: нормы обычаев, моральные, религиозные, корпоративные, правовые. Право в системе социальных норм. Признаки права. Функции права. | Лекции | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | 1. Виды социальных норм. 2. Соотношение права и морали | Практические | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Формы (источники) права | ||||||
3.1. | Понятие формы (источника) права. Виды источников права. Юридическая сила. Нормативно-правовой акт как источник права. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | Лекции | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Виды нормативных актов. Юридическая сила. | Практические | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Правовые нормы и их система | ||||||
4.1. | Понятие правовой нормы, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Виды правовых норм. Толкование права, его этапы, результаты, значение. | Лекции | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Основные признаки норы права. Структурные элементы нормы права. | Практические | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Система права. Основные отрасли российского права | ||||||
5.1. | Понятие системы права, ее элементы. Отрасли права и правовой институт. Основные отрасли современного российского права: конституционное (государственное), административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное. Система права и система законодательства. | Лекции | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | 1. Классификация отраслей права на группы. 2.Предмет регулирования основных отраслей права: конституционное (государственное), административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное. | Практические | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Правоотношения | ||||||
6.1. | Понятие правоотношения. Основания возникновения правоотношения. Юридические факты, их виды. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений, их виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, субъектов права. | Лекции | 3 | 1 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Структурные элементы правоотношения. Понятие и виды юридических фактов. | Практические | 3 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 7. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | ||||||
7.1. | Право и поведение личности. Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Преступления и проступки. Состав правонарушения. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность, ее виды. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
7.2. | 1. Виды правонарушений. 2. Определение оснований привлечения лица к юридической ответственности. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
Раздел 8. Конституция РФ – Основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации | ||||||
8.1. | Конституция РФ - ядро правовой системы Российской Федерации. Понятие основ конституционного строя. Форма государства, ее элементы: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое государство: понятие и признаки. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. | Лекции | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | 1.Принципы лежащие в основе конституционного строя РФ. 2. Элементы формы государства. 3. Виды форм правления, виды форм государственного устройства, виды политических режимов. | Практические | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 9. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ | ||||||
9.1. | Государство и личность. Понятие гражданства. Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие правового статуса личности. Виды прав человека. Права человека и права гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина. | Лекции | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
9.2. | Сравнение каталога прав и свобод человека и гражданина по Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. | Практические | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 10. Система органов государственной власти в РФ | ||||||
10.1. | Понятие государственного органа. Виды государственных органов. Принцип разделения властей и его реализация в РФ. Президент РФ – глава государства. Федеральное собрание РФ – законодательная власть. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти. Органы исполнительной власти (органы государственного управления). Должностные лица. Административный порядок обжалования актов или действий органов государственного управления и должностных лиц. Органы судебной власти. | Лекции | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
10.2. | Составление жалобы (обращения) на действия должностного лица. | Практические | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 11. Судебная система РФ | ||||||
11.1. | Суд как гарант прав личности. Понятие правосудия, его принципы. Судебная система РФ, ее структура. Звенья и инстанции. Право на судебную защиту. Порядок рассмотрения судебных споров. Исковая давность. | Лекции | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
11.2. | Составление искового заявления в суд. | Практические | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 12. Правоохранительные органы в РФ | ||||||
12.1. | Понятие правоохранительных органов. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция. Негосударственные правоохранительные органы. Адвокатура: понятие и задачи. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Нотариат: понятие и задачи. Полномочия нотариуса. | Лекции | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
12.2. | Система правоохранительных органов. | Практические | 3 | 2 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
12.3. | Подготовить, сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технолий: Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Всеобщая декларация прав человека и др. темы на выбор (См. Приложение) | Сам. работа | 3 | 4 | ОК 02. | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы права". |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы права". |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы права". |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ОГСЭ.07 Основы права.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вологдин А.А. - отв. ред. | ОСНОВЫ ПРАВА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Вологдин А.А. | Основы права: учебник и практикум для СПО: учебник и практикум для СПО | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/FD57043F-8593-41E4-978C-5C76F292EDB1 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общ. ред. А. М. Волкова. | Основы права для колледжей : учебник для СПО | М. : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л2.2 | В. А. Белов [и др.] ; под ред. В. А. Белова, Е. А. Абросимовой | Правоведение: учебник для СПО | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8BDF5F93-343E-41E9-90F3-1CEF7A7BCD7F. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальный интернет-портал правовой информации | www.pravo.gov.ru | ||
Э2 | Поисковая система «Консультант Плюс» | www.consultant.ru. | ||
Э3 | Курс в Moodle "Основы права" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
WindowsXPSp3 Kaspersky Endpoint Security MicrosoftOffice 2010 Standard Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных; Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных; СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; учебно-методические материалы. |
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности. 1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (доклад, презентация и др.). Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала на лекциях; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации; - структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку; - использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи); - желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор; - задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций; - работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации. 2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий и др. Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо: - на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки; - на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания. 3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку сообщений, докладов, рефератов с использованием информационных технологий, проблемно-поисковой работы. Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технологий) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем. II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по - теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»; - практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство Практическое задание». III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: - теоретические вопросы по темам дисциплины; - практические задания (задачи). При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов); - выполнить практические задания: отработать алгоритм выполнения задач. |