МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 40
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 4 4 4 4
Итого 40 40 40 40

Программу составил(и):
преподаватель высшей квалификационной категории, Бочарова С.А.

Рецензент(ы):
преподаватель, Жукова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины состоит в формировании у студентов основ правовых знаний и навыков их использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
- о роли права в жизни современного общества;
- о юридической силе различных источников права и механизме их действия.
- об основных отраслях российского права;
- о содержании основных прав и свобод человека;
- об органах, осуществляющих государственную власть в РФ;
знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина в РФ;
- механизмы защиты прав и свобод человека в РФ;
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять полученные знания при работе с конкретными нормативно-правовыми актами;
- анализировать различные жизненные ситуации с точки зрения их соответствия нормам права, распознавать случаи нарушения правовых норм и наступления юридической ответственности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы специальности. Лекции 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Право в системе социального регулирования
2.1. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм: нормы обычаев, моральные, религиозные, корпоративные, правовые. Право в системе социальных норм. Признаки права. Функции права. Лекции 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. 1. Виды социальных норм. 2. Соотношение права и морали Практические 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Формы (источники) права
3.1. Понятие формы (источника) права. Виды источников права. Юридическая сила. Нормативно-правовой акт как источник права. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Лекции 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Виды нормативных актов. Юридическая сила. Практические 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Правовые нормы и их система
4.1. Понятие правовой нормы, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Виды правовых норм. Толкование права, его этапы, результаты, значение. Лекции 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Основные признаки норы права. Структурные элементы нормы права. Практические 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Система права. Основные отрасли российского права
5.1. Понятие системы права, ее элементы. Отрасли права и правовой институт. Основные отрасли современного российского права: конституционное (государственное), административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное. Система права и система законодательства. Лекции 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. 1. Классификация отраслей права на группы. 2.Предмет регулирования основных отраслей права: конституционное (государственное), административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное. Практические 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Правоотношения
6.1. Понятие правоотношения. Основания возникновения правоотношения. Юридические факты, их виды. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений, их виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, субъектов права. Лекции 3 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Структурные элементы правоотношения. Понятие и виды юридических фактов. Практические 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
7.1. Право и поведение личности. Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Преступления и проступки. Состав правонарушения. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность, ее виды. Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. 1. Виды правонарушений. 2. Определение оснований привлечения лица к юридической ответственности. Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Конституция РФ – Основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации
8.1. Конституция РФ - ядро правовой системы Российской Федерации. Понятие основ конституционного строя. Форма государства, ее элементы: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое государство: понятие и признаки. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Лекции 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.2. 1.Принципы лежащие в основе конституционного строя РФ. 2. Элементы формы государства. 3. Виды форм правления, виды форм государственного устройства, виды политических режимов. Практические 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ
9.1. Государство и личность. Понятие гражданства. Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие правового статуса личности. Виды прав человека. Права человека и права гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина. Лекции 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
9.2. Сравнение каталога прав и свобод человека и гражданина по Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Практические 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Система органов государственной власти в РФ
10.1. Понятие государственного органа. Виды государственных органов. Принцип разделения властей и его реализация в РФ. Президент РФ – глава государства. Федеральное собрание РФ – законодательная власть. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти. Органы исполнительной власти (органы государственного управления). Должностные лица. Административный порядок обжалования актов или действий органов государственного управления и должностных лиц. Органы судебной власти. Лекции 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
10.2. Составление жалобы (обращения) на действия должностного лица. Практические 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 11. Судебная система РФ
11.1. Суд как гарант прав личности. Понятие правосудия, его принципы. Судебная система РФ, ее структура. Звенья и инстанции. Право на судебную защиту. Порядок рассмотрения судебных споров. Исковая давность. Лекции 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
11.2. Составление искового заявления в суд. Практические 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 12. Правоохранительные органы в РФ
12.1. Понятие правоохранительных органов. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция. Негосударственные правоохранительные органы. Адвокатура: понятие и задачи. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Нотариат: понятие и задачи. Полномочия нотариуса. Лекции 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
12.2. Система правоохранительных органов. Практические 3 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
12.3. Подготовить, сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технолий: Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Всеобщая декларация прав человека и др. темы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 3 4 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы права".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы права".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы права".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вологдин А.А. - отв. ред. ОСНОВЫ ПРАВА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
Л1.2 Вологдин А.А. Основы права: учебник и практикум для СПО: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FD57043F-8593-41E4-978C-5C76F292EDB1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общ. ред. А. М. Волкова. Основы права для колледжей : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 В. А. Белов [и др.] ; под ред. В. А. Белова, Е. А. Абросимовой Правоведение: учебник для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BDF5F93-343E-41E9-90F3-1CEF7A7BCD7F.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э2 Поисковая система «Консультант Плюс» www.consultant.ru.
Э3 Курс в Moodle "Основы права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; учебно-методические материалы.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (доклад, презентация и др.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку сообщений, докладов, рефератов с использованием информационных технологий, проблемно-поисковой работы.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технологий) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство Практическое задание».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы по темам дисциплины;
- практические задания (задачи).
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания: отработать алгоритм выполнения задач.