МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социологии и политологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 40
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 4 4 4 4
Итого 40 40 40 40

Программу составил(и):
преподаватель высшей квалификационной категории, Бочарова С. А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы социологии и политологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- освоение теоретических основ и закономерностей социологической науки с учетом специфики предмета и методов;
- овладение основами знаний по дисциплине на фоне многообразия социологических направлений, школ и концепций, зарубежных и отечественных;
- развитие критического мышления, способности к социальному анализу и прогнозированию, а также овладению методикой социологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- этапы социального развития общества;
- социальные нормы, социальную структуру общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
- различать политические идеологии, ориентироваться в общественно-политических движениях.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина
1.1. 1. Роль и задачи социологии в современном обществе. Социальное и общественное. Предмет и объект социологии. Принципы социологического анализа. Взаимодействие социологии с другими науками Структура социологической науки. Взаимосвязь социологии и практики. Классификация методов, применяемых в социологических исследованиях. Социология как междисциплинарная система знаний Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. Тема 2. Методы и процедуры сбора и анализа социологической информации
2.1. 1. Метод наблюдения, сфера применения метода. Метод опроса, его разновидности. Требования к составлению опросного листа Социометрия как метод анализа межличностных отношений в группе. Метод анализа документов. Метод доказательства Д. Милля. Построение социограмм. Техника проведения контент-анализа документов в социологии Особенности проведения хозяйственных экспериментов Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 3. Тема 3. Этапы развития и основные направления российской социологии
3.1. 1. Социально-исторический анализ особенностей и этапов становлений социологии в России. Основные направления русской социологии Х1Х века Характеристика неопозитивизма в социологии. Современное состояние и перспективы российской социологии Современное состояние и перспективы российской социологии Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 4. Тема 4. Социология общности. Общество как социальная система.
4.1. 1. Социально-философская постановка проблемы неоднородности общества. Социальная структура общества. Структурно-функциональная теория общества. Теории социальной стратификации. 2. Разновидности социального статуса, статусный набор. Социальная группа, ее социологические признаки Социальные институты и организации, их место и роль в социальной структуре общества. Социально-классовая структура современного общества Лекции 3 4 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 5. Тема 5. Социальное развитие общества и личность. Социальные институты и социальные организации
5.1. 1. Мировая система и цивилизация. Характеристика процессов индустриализации и урбанизации в современном обществе Модернизация и пути ее развития. Теории развития общества Проблема социальных изменений, социальные революции и реформы Основные теории общественного развития. Проблема цикличности развития общества в различных концепциях. Специфика процессов реформирования России. Роль глобальных проблем в развитии общества Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 6. Тема 6. Социология культуры
6.1. 1. Культура как социальное явление. Культурные парадигмы. Основные компоненты культуры. Культурное развитие и культурная деградация Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образования и воспитания. Причины и особенности кризисного развития современной культуры. Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 7. Тема 7. Социальные нормы и девиации
7.1. 1. Социальная норма. Соотношение «норма-аномалия». Индивидуальные и социальные отклонения в обществе. Девиация, ее составляющие элементы Развитие теорий, объясняющих отклоняющееся поведение. Социологический анализ причин отклоняющегося поведения и факторов влияния. Особенности социокультурного пространства современного общества Социальные нормы и девиации Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 8. Тема 8. Политика и власть
8.1. 1. Политическая сфера жизни как предмет политологии. Политика как общественное явление. Политика как наука и искусство. Политика и экономика. Методологические подходы к проблеме власти. Особенности политической власти Методы политических исследований. Политическое развитие и политический процесс Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 9. Тема 9. Политическая система общества. Государство в политической системе
9.1. 1. Политическая система, ее структура, функции, подсистемы. Политический режим. Типы режима. Типы политических систем Политическая система современной России. Государство как политический институт. Теории происхождения государства, его функции Формы государственной власти. Особенности форм государственного устройства Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
9.2. 1. Конституция РФ о политической системе современной России Правовое и социальное государство Практические 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 10. Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
10.1. 1. Формирование концепции гражданского общества в истории политической мысли 2. Современное понятие гражданского общества, его структура и условия существования. 3. Гражданское общество и правовое государство. 4. Права человека и права гражданина Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 11. Тема 11. Политические партии и общественно-политические движения
11.1. 1. Социальная и политическая природа партий. Исторические формы партий. Функции партии. Типология партий. 2. Классификация партийных систем. Общественно-политические движения, их отличия от партий. 3. Классификация движений. Многообразие критериев 4. Гражданское общество в России: проблемы развития 5. Партии и демократия. Партии и государство. Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 12. Тема 12. Человек и политика. Политические элиты и лидерство
12.1. 1. Человек в системе политических отношений. Личность как первичный субъект и объект политики. Соотношение личных и общественных интересов в политике. Современная классификация прав человека. Политическая активность и пассивность. Виды и формы политической деятельности. Элита и массы. Классические теории элит. Современные теории элит. Соотношение элиты и демократии. Причины элитарности современного общества. Политическая элита России. 2. Политическое лидерство, основные концепции, типология. Идеология как форма духовной жизни общества. Соотношение идеологии, науки, религии. Роль и место идеологии в политической системе. Функции идеологии. Основные идеологические течения современности Лекции 3 4 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
12.2. 1. Развитие многопартийности в России Конституция РФ о правах и свободах граждан Роль семьи, системы образования, малых групп, СМИ, церкви в процессе социализации. Причины элитарности современного общества Практические 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 13. Тема 13. Политика и экономика
13.1. 1. Политическая культура как часть общей культуры. Типология политической культуры, уровни, символика Политическое поведение, сознание, интересы, потребности Экономическая политика и экономическая власть. Многообразие форм собственности и политический плюрализм Взаимосвязь между экономическими и политическими свободами. Субъекты и объекты экономической политики. Экономические функции и задачи государства Лекции 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
13.2. 1. Основные составляющие политической культуры современного российского общества. Идеологическая ситуация в современной России. Практические 3 2 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4
13.3. Подготовка сообщения, доклада, реферата с использованием информационных технологий: Основные факторы политизации личности и др. темы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 3 4 ОК 02. Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3, Л2.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы социологии и политологии".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы социологии и политологии".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы социологии и политологии".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева В.В. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куканова Е.В., Павленок П.Д. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Тургаев А.С. - под ред., Хренов А.Е. - под ред. ПОЛИТОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Плаксин В. Н. ПОЛИТОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Исаев Б. А. СОЦИОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э2 Курс в Moodle "Основы социологии и политологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.




7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, доклад, презентация и др.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку сообщений, докладов, рефератов с использованием информационных технологий, проблемно-поисковой работы.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технологий) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»; Оценочное средство «Проблемно-поисковая работа»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическое задание».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы по темам дисциплины;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания: отработать алгоритм их выполнения.