МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 50
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 50 50 50 50

Программу составил(и):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):
Препод., Агаркова Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20212024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- освоение базовых основ бизнес-планирования как инструмента плановой и исполнительской деятельности предприятия, проектно-инвестиционных решений, управления экономической деятельностью предприятия в условиях современных рыночных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;
ПК 2.7. Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;
ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность и необходимость бизнес-планирования;
- принципы бизнес-планирования;
- схему проведения анализа предпринимательской сферы фирмы;
- источники возникновения проблем при организации бизнеса;
- способы доведения товара до потребителя;
- порядок разработки производственного плана;
- структуру плана маркетинга;
- направления изучения элементов комплекса маркетинга;
- порядок составления организационного плана;
- классификацию организационно-правовых форм предприятий в РФ;
- законодательные ограничения организации бизнеса и учредительные документы;
- источники финансирования бизнеса;
- способы оценки эффективности бизнес-проекта;
- порядок организации и проведения презентации бизнес-плана.
3.2.Уметь:
3.2.1.- обосновывать выбор форм бизнеса;
- обосновывать идею создания бизнеса;
- определять цели и задачи создаваемого бизнеса;
- определять организационно-правовую форму для будущего бизнеса;
- оценивать возможности своей фирмы, ее потенциал и планировать ее дальнейшее развитие;
- определять преимущественные характеристики товара/услуги и способы его доведения до потребителя;
- составлять ассортиментный перечень товаров/услуг;
- изучать рынок сбыта;
- составлять план продвижения товара/услуги;
- составлять штатное расписание в соответствии с трудовым потенциалом фирмы;
- определять размер налоговых льгот для соответствующей организационно-правовой формы будущего бизнеса;
- составлять сценарий проведения и проводить презентацию бизнес-плана.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в бизнес-планирование. Тема 1 Обоснование идеи проекта. Лекции 4 2 ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Актуализация бизнес-идеи проекта Практические 4 2 ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Тема 2 Отрасль и предприятие в системе рыночных отношений Лекции 4 2 ПК 4.6., ПК 4.5., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Тема 3 Исследование товаров и услуг Лекции 4 4 ПК 4.6., ПК 4.4., ПК 2.7., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Разработка стратегии маркетинга Практические 4 4 ПК 4.6., ПК 2.7., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Тема 4 Маркетинг и сбыт продукции и услуг Лекции 4 2 ПК 4.7., ПК 4.5., ПК 3.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Определение рынков сбыта Практические 4 4 ПК 4.7., ПК 4.5., ПК 3.4., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Тема 5 Производственный план Лекции 4 2 ПК 4.7., ПК 4.5., ПК 3.4., ПК 2.7., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Составление плана производства Практические 4 4 ПК 4.7., ПК 4.5., ПК 3.4., ПК 2.7., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Тема 6 Организационный план Лекции 4 2 ПК 4.7., ПК 4.5., ПК 2.7., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Разработка организационного плана предприятия. Практические 4 2 ПК 4.7., ПК 4.5., ПК 3.4., ПК 2.7., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Тема 7 Финансово-экономическое обоснование проекта Лекции 4 2 ПК 4.6., ПК 4.5., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Тема 8 Оценка рисков и составление резюме проекта Лекции 4 4 ПК 4.6., ПК 4.5., ПК 4.4., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Тема 9 Продвижение и презентация бизнес-плана Лекции 4 4 ПК 4.7., ПК 4.6., ПК 4.5., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. 1. Открытая презентация бизнес-плана 2. Контрольная работа: выполнение практических заданий по темам дисциплины Практические 4 4 ПК 4.7., ПК 4.6., ПК 4.5., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Подготовить презентацию бизнес-плана, другие задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 4 6 ПК 4.6., ПК 4.5., ПК 4.4., ПК 3.4., ПК 2.7., ПК 1.3., ПК 1.1., ОК 09., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Бизнес-планирование".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Бизнес-планирование".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Бизнес-планирование".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. Анализ и оценка рисков в бизнесе : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/88600E35-0DA1-4B4E-BCE0-8FCCE7B421BD
Л2.2 Проданова Н.А., Лизяева В.В., Зацаринная Е.И., Кротова Е.А. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. : Учебное пособие Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 РосБизнесКонсалтинг www.rbc.ru
Э2 Правовая база данных "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э3 Издательский дом "Главбух" www.glavbukh.ru
Э4 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» web.archive.org
Э5 Курс в Moodle "Бизнес-планирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security




Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 4 (филиал в г. Белокуриха) кабинет документационного обеспечения управления – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакат.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (Раздел РПД - МУ)
Бизнес-планирование
При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, формул, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, доклад, презентация и т.д.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении контрольной работы, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (формулы, определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести проблемно-поисковую работу: исследование по заданной теме и подготовить сообщение, доклад, презентацию, подготовить реферат по заданной теме и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»;
- тестовым заданиям (тестам): приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Тест»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: вопросы для собеседования итогового оценивания (по итогам выполнения контрольной работы);
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- отработать алгоритм выполнения контрольных заданий.