Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 8 | 8 | 8 | 8 |
Итого | 58 | 58 | 58 | 58 |
1.1. | - формирование навыков определения тенденций и потенциала мировой экономики, закономерностей ее формирования; природно-ресурсного, экономического потенциалов экономических районов России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОПЦ |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 04. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК 09. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ПК 4.2. | Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки; |
ПК 4.3. | Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки; |
ПК 4.4. | Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные тенденции и механизмы развития мировой и региональной экономики, роль и место в мировой экономике различных стран, мировых и транснациональных экономических субъектов и институтов; - современное состояние экономики России и ее регионов; - теоретическую базу для компетентного экономического анализа в профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - изучать различные аспекты мировых хозяйственных связей; - исследовать структуру и основные тенденции развития мировой и российской экономики; - изучать особенности национальных экономик различных стран. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | не предусмотрено |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел I. Мировая экономика | ||||||
1.1. | Тема 1.Тенденции экономического развития и структура мировой экономики | Лекции | 3 | 1 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Тема 2.Потенциал мировой экономики и классификация стран мира | Лекции | 3 | 1 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Практические занятия 1 1. Население и трудовые ресурсы мира. | Практические | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Тема 3.Формирование мировой экономики | Лекции | 3 | 1 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Тема 4.Теории сравнительных преимуществ и международного обмена | Лекции | 3 | 1 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Практические занятия 2 1. Сущность модели Хекшера-Олина. Исследования П.Самуэльсона и В. Столпера. Теория технологического отрыва М.Познера. | Практические | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Тема 5.Формы интернационализации экономической деятельности. | Лекции | 3 | 1 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Практические занятия 3 1. Направления интернационализации экономической деятельности. Прямые зарубежные инвестиции. | Практические | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.9. | Тема 6.Протекционизм и экономическая интеграция. | Лекции | 3 | 1 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.10. | Тема 7.Международная торговля и Всемирная торговая организация. | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.11. | Практические занятия 4 1. Взаимность тарифных уступок. Союзы и Соглашения. Экономическая интеграция. Зона свободной торговли. Таможенный союз. Экономический союз. | Практические | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.12. | Тема 8.Мировая валютная система и платежный баланс страны. Международное движение ссудного капитала. | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.13. | Практические занятия 5 1. Структура платежного баланса Российской Федерации. | Практические | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.14. | Тема 9.Организация Объединённых Наций и всемирные финансовые организации | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.15. | Тема 10.Экономика стран мира | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.16. | Практические занятия 6 1. Экономика России в сравнении с США и Германией | Практические | 3 | 2 | ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Раздел II Региональная экономика | ||||||
2.1. | Тема 11.Предмет и теоретические основы региональной экономики | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Тема 12. Размещение производительных сил России | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Практическое занятие 7 1. Экономическое районирование России. Обоснование размещения производства на территории России. | Практические | 3 | 2 | ПК 4.2., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Тема 13. Центральный и центрально-черноземный экономические районы | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Тема 14. Северо-Западный и Северный экономические районы | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Практические занятия 8 1. Экономико-географическое положение; природно-ресурсный потенциал Центрального и центрально-черноземного экономического района 2. Экономико-географическое положение; природно-ресурсный потенциал Северо-Западного и Северного экономического районов | Практические | 3 | 2 | ПК 4.3., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Тема 15. Калининградская область и Северо-Кавказский экономический район | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Тема 16. Волго-Вятский и Поволжский экономические районы | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Практические занятия 9 1. Экономико-географическое положение; природно-ресурсный потенциал Калининградской области и Северо-Кавказского экономического района. 2.Экономико-географическое положение; природно-ресурсный потенциал; характеристика базовых отраслей Волго-Вятского и Поволжского экономических районов. | Практические | 3 | 2 | ПК 4.3., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Тема 17. Уральский экономический район и Западно-Сибирский экономические районы | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.11. | Тема 18. Восточно-Сибирский и Дальневосточный экономические районы | Лекции | 3 | 2 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.12. | Практические занятия 10 1. Экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; характеристика базовых отраслей Уральского экономического и Западно-Сибирского экономического районов. 2. Экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов. | Практические | 3 | 2 | ПК 4.3., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.13. | Подготовить сообщение (презентацию) "Природные и капитальные ресурсы Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов" и другие темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. приложение ФОС по дисциплине). | Сам. работа | 3 | 8 | ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 04., ОК 01. | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС по дисциплине "Мировая и региональная экономика". |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС по дисциплине "Мировая и региональная экономика". |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС по дисциплине "Мировая и региональная экономика". |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ОП.13 Мировая и региональная экономика.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хасбулатов Р. И. | МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Плисецкий Е.Л. - под ред., Глушкова В.Г. - под ред. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Веснин, В.Р. | Мировая экономика: краткий курс. : учебное пособие | Москва : Проспект,, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Сидорович А.В. | Национальная экономика : | М. : Издательство Юрайт,, 2018 | www.biblio-online.ru/book/2ACD9ABF-941F-4CE7-9DFB-EBCA4F649103 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | www. ecsocman. edu. ru | ||
Э2 | Правовая база "Гарант" | www.garant.ru | ||
Э3 | Правовая база данных "Консультант Плюс" | www.consultant.ru | ||
Э4 | Интерфакс | www.interfax.ru | ||
Э5 | РосБизнесКонсалтинг | www.rbc.ru | ||
Э6 | Рейтинговое агентство "Эксперт РА" | www.raexpert.ru | ||
Э7 | Курс в Moodle "Мировая и региональная экономика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
WindowsXP Sp3 LibreOffice Microsoft Office 2010 Standard Kaspersky Endpoint Security Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных; Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных; СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) | кабинет экономики организации - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; компьютеры - 15 единиц. |
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
При изучении дисциплины «Мировая и региональная экономика» используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности. 1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация) и др. Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала на лекциях; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации; - структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку; - использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи); - желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор; - задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций; - работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации. 2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др. Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо: - на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки; - на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания. 3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др. Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести исследование по теме проблемно-поисковой работы и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем. II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по - теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки); - практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическое задание»; - тестовым заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Тест». III. Для подготовки к промежуточной аттестации – экзамену - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: - теоретические вопросы; - практические задания. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов); - выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения. |