МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая и региональная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 58
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 8 8 8 8
Итого 58 58 58 58

Программу составил(и):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):
преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Мировая и региональная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование навыков определения тенденций и потенциала мировой экономики, закономерностей ее формирования; природно-ресурсного, экономического потенциалов экономических районов России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки;
ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные тенденции и механизмы развития мировой и региональной экономики, роль и место в мировой экономике различных стран, мировых и транснациональных экономических субъектов и институтов;
- современное состояние экономики России и ее регионов;
- теоретическую базу для компетентного экономического анализа в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1. - изучать различные аспекты мировых хозяйственных связей;
- исследовать структуру и основные тенденции развития мировой и российской экономики;
- изучать особенности национальных экономик различных стран.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел I. Мировая экономика
1.1. Тема 1.Тенденции экономического развития и структура мировой экономики Лекции 3 1 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Тема 2.Потенциал мировой экономики и классификация стран мира Лекции 3 1 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Практические занятия 1 1. Население и трудовые ресурсы мира. Практические 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Тема 3.Формирование мировой экономики Лекции 3 1 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Тема 4.Теории сравнительных преимуществ и международного обмена Лекции 3 1 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Практические занятия 2 1. Сущность модели Хекшера-Олина. Исследования П.Самуэльсона и В. Столпера. Теория технологического отрыва М.Познера. Практические 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Тема 5.Формы интернационализации экономической деятельности. Лекции 3 1 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Практические занятия 3 1. Направления интернационализации экономической деятельности. Прямые зарубежные инвестиции. Практические 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Тема 6.Протекционизм и экономическая интеграция. Лекции 3 1 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Тема 7.Международная торговля и Всемирная торговая организация. Лекции 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Практические занятия 4 1. Взаимность тарифных уступок. Союзы и Соглашения. Экономическая интеграция. Зона свободной торговли. Таможенный союз. Экономический союз. Практические 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Тема 8.Мировая валютная система и платежный баланс страны. Международное движение ссудного капитала. Лекции 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Практические занятия 5 1. Структура платежного баланса Российской Федерации. Практические 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Тема 9.Организация Объединённых Наций и всемирные финансовые организации Лекции 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Тема 10.Экономика стран мира Лекции 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Практические занятия 6 1. Экономика России в сравнении с США и Германией Практические 3 2 ПК 4.4., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел II Региональная экономика
2.1. Тема 11.Предмет и теоретические основы региональной экономики Лекции 3 2 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Тема 12. Размещение производительных сил России Лекции 3 2 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Практическое занятие 7 1. Экономическое районирование России. Обоснование размещения производства на территории России. Практические 3 2 ПК 4.2., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Тема 13. Центральный и центрально-черноземный экономические районы Лекции 3 2 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Тема 14. Северо-Западный и Северный экономические районы Лекции 3 2 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Практические занятия 8 1. Экономико-географическое положение; природно-ресурсный потенциал Центрального и центрально-черноземного экономического района 2. Экономико-географическое положение; природно-ресурсный потенциал Северо-Западного и Северного экономического районов Практические 3 2 ПК 4.3., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Тема 15. Калининградская область и Северо-Кавказский экономический район Лекции 3 2 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Тема 16. Волго-Вятский и Поволжский экономические районы Лекции 3 2 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Практические занятия 9 1. Экономико-географическое положение; природно-ресурсный потенциал Калининградской области и Северо-Кавказского экономического района. 2.Экономико-географическое положение; природно-ресурсный потенциал; характеристика базовых отраслей Волго-Вятского и Поволжского экономических районов. Практические 3 2 ПК 4.3., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Тема 17. Уральский экономический район и Западно-Сибирский экономические районы Лекции 3 2 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Тема 18. Восточно-Сибирский и Дальневосточный экономические районы Лекции 3 2 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Практические занятия 10 1. Экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; характеристика базовых отраслей Уральского экономического и Западно-Сибирского экономического районов. 2. Экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов. Практические 3 2 ПК 4.3., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.13. Подготовить сообщение (презентацию) "Природные и капитальные ресурсы Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов" и другие темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. приложение ФОС по дисциплине). Сам. работа 3 8 ПК 4.3., ПК 4.2., ОК 09., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Мировая и региональная экономика".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Мировая и региональная экономика".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Мировая и региональная экономика".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хасбулатов Р. И. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Плисецкий Е.Л. - под ред., Глушкова В.Г. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Веснин, В.Р. Мировая экономика: краткий курс. : учебное пособие Москва : Проспект,, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Сидорович А.В. Национальная экономика : М. : Издательство Юрайт,, 2018 www.biblio-online.ru/book/2ACD9ABF-941F-4CE7-9DFB-EBCA4F649103
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www. ecsocman. edu. ru
Э2 Правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э3 Правовая база данных "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э4 Интерфакс www.interfax.ru
Э5 РосБизнесКонсалтинг www.rbc.ru
Э6 Рейтинговое агентство "Эксперт РА" www.raexpert.ru
Э7 Курс в Moodle "Мировая и региональная экономика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.




7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экономики организации - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; компьютеры - 15 единиц.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Мировая и региональная экономика» используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация) и др.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести исследование по теме проблемно-поисковой работы и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки);
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическое задание»;
- тестовым заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Тест».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – экзамену - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения.