МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 62
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 38 38 38 38
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 62 62 62 62

Программу составил(и):
Преподаватель, Кольцова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- обучение современным формам и методам организации маркетинговой деятельности;
- освоение методов разработки и реализации программ маркетинга;
- освоение инструментов анализа рыночных ситуаций и маркетинговых возможностей самой фирмы;
- обучение методам профессиональной выработки и оценки альтернативных вариантов маркетинговых решений, выбора оптимального.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- структуру маркетинговой деятельности;
- классификацию маркетинга;
- принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;
- маркетинговую окружающую среду;
- виды конкуренции, конкурентоспособность организации;
- стратегию и планирование маркетинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять потребности;
- проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
- организовывать рекламные кампании;
- проводить опрос потребителей;
- применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема 1.Предмет, цели и задачи дисциплины Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.2. Тема 2.Концепции рыночной экономики Лекции 4 4 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.3. Тема 3. Структура маркетинговой деятельности и классификация маркетинга Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.4. Тема 4. Сегментирование рынка Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.5. Тема 5. Объекты маркетинговой деятельности Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.6. Практические занятия 1 1. Объекты маркетинговой деятельности Практические 4 2 ПК 4.6., ПК 4.5., ПК 4.4., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.7. Тема 6. Субъекты маркетинговой деятельности Лекции 4 4 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.8. Практические занятия 2 1. Ознакомление с требованиями к специалисту по маркетингу и должностными характеристиками Практические 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.9. Тема 7. Окружающая среда маркетинга Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.10. Практические занятия 3 1. Анализ поведения потребителя при совершении покупок (решение ситуационных задач) Практические 4 2 ПК 4.6., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.11. Тема 8. Конкурентная среда Лекции 4 4 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.12. Практические занятия 4 1. Анализ окружающей среды торговой (или сбытовой, маркетинговой) организации Практические 4 2 ПК 4.6., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.13. Тема 9. Средства маркетинга Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.14. Тема 10. Ценовая политика Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.15. Практические занятия 5 1. Сбор информации о ценах и анализ ценовой политики Практические 4 2 ПК 4.6., ПК 4.4., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.16. Тема 11. Сбытовая политика Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.17. Практические занятия 6 1. Установление уровней каналов распространения товаров и оценка эффективности сбытовой политики организации (решение ситуационных задач) Практические 4 2 ПК 4.6., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.18. Тема 12. Методы маркетинга Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.19. Практические занятия 7 1. Овладение методикой проведения опросов потребителей по выявлению потребностей. Анализ результатов опроса. Изучение методов формирования спроса и стимулирования спроса Практические 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.20. Тема 13. Реклама Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.21. Практические занятия 8 1. Организация рекламной компании: выбор средств, составление рекламных текстов, оценка эффективности рекламы Практические 4 2 ПК 4.5., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.22. Тема 14. Маркетинговые исследования рынка Лекции 4 4 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.23. Практические занятия 9 1. Изучение методов сбора маркетинговой информации на основе анализа внутренней отчетности и документов Практические 4 2 ПК 4.6., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.24. Тема 15. Стратегия и планирование маркетинга Лекции 4 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5
1.25. Подготовка сообщения (презентации)"История возникновения и совершенствования рекламы" и другие темы, задания проблемно-поисковой работы (См. Приложение) Сам. работа 4 6 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Маркетинг".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Маркетинг".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Маркетинг".
Приложения
Приложение 1.   ФОС ОП.12 Маркетинг.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михалева Е.П. МАРКЕТИНГ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукичёва Т.А. - под ред., Молчанов Н.Н. - под ред. МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Кузьмина Е.Е. МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Карпова С. В. ; Под общ. ред. Карповой С.В. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/487560
Л2.4 Карпова С.В. - Отв. ред. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Реброва Н.П. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www. ecsocman. edu. ru
Э2 Правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э3 Правовая база данных "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э4 РосБизнесКонсалтинг www.rbc.ru
Э5 Курс в Modle "Маркетинг" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security





Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) кабинет основ предпринимательской деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры - 15 единиц.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, формул, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, доклад, презентация и т.д.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении контрольной работы, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (формулы, определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести проблемно-поисковую работу: исследование по заданной теме и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»;
- тестовым заданиям (тестам): приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Тест»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: вопросы для собеседования итогового оценивания (по итогам выполнения контрольной работы);
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- отработать алгоритм выполнения контрольных заданий.