МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая теория

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 85
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 6
индивидуальные консультации 1
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 19,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 48 48
Практические 14 14 16 16 30 30
Сам. работа 4 4 2 2 6 6
Консультации 0 0 1 1 1 1
Итого 42 42 43 43 85 85

Программу составил(и):
преподаватель, Тельминова А.Р.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая теория

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-формирование у студентов знаний о принципах и законах функционирования рыночной экономики, содержания таких понятий как спрос, равновесие, полезность и др.;
- изучение специфики экономического моделирования и анализа;
-формирование у студентов профессионального экономического мышления и теоретических основ для изучения всего спектра экономических дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:
- о закономерностях функционирования рыночных механизмов на макроуровне и методах государственного регулирования экономики;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие положения экономической теории;
- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Тема 1.1. Введение. Предмет, структура, методология и функции экономической теории Лекции 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
1.2. Тема 1.2. История развития экономической теории Лекции 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2.1. Тема 2.1. Производство и экономика Лекции 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.2. Тема 2.2. Экономические системы, их основные типы Лекции 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.3. Тема 2.3. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики Лекции 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.4. Практические занятия 1 1. Построение кривой производственных возможностей и анализ точек на кривой, внутри и вне нее. Практические 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.5. Тема 2.4. Собственность как основа производственных отношений Лекции 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
2.6. Практические занятия 2 1. Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и виды собственности. Практические 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА
3.1. Тема 3.1. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие Лекции 3 4 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.2. Практические занятия 3, 4, 5, 6 1. Определение общественно-необходимых затрат труда на производство единицы товара. 2. Определение количества денег в стране в соответствии с законом денежного обращения. 3. Построение кривых спроса и предложения и определение равновесной цены и равновесного количества товара. Построение кривых спроса и предложения и анализ смеще¬ния кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов; определение зон избытка и дефицита товаров. 4. Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения. Практические 3 8 ПК 4.4., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.3. Тема 3.2. Рынок как регулятор производства товаров Лекции 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.4. Тема 3.3. Теория поведения потребителя Лекции 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.5. 1. Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности. Практические 3 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.6. Тема 3.4. Рынки производственных ресурсов Лекции 3 4 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
3.7. Подготовить сообщение (доклад, презентацию) "Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности" и др. темы, задания проблемно-поиской работы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 3 4 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. МАКРОЭКОНОМИКА
4.1. Тема 4.1. Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
4.2. Тема 4.2. Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Модели макроравновесной динамики Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
4.3. Практические занятия №8, №9 1. Расчет ВВП (ВНП) по доходам, расходам, добавленной стоимости. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Личный располагаемый доход. Практические 4 4 ПК 4.4., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
4.4. Тема 4.3. Экономический рост и его типы Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
4.5. Тема 4.4. Цикличность развития рыночной экономики Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
5.1. Тема 5.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.2. Тема 5.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.3. Практические занятия №10, №11 1. Номинальная и реальная ставка процента. Трансакционный спрос. Спекулятивный спрос. Формула уравнения обмена Фишера. Практические 4 4 ПК 4.4., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.4. Тема 5.3. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.5. Тема 5.4. Инфляция и антиинфляционная политика Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.6. Практические занятия №12 1. Определение уровня и темпов инфляции. Практические 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.7. Тема 5.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.8. Практические занятия №13, №14 1. Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией. Построение кривой Лоренца. Определение прибыли и нормы прибыли. Практические 4 4 ПК 4.4., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.9. Тема 5.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.10. Тема 5.7. Основные направления экономической реформы в России Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.11. Практические занятия №15 1. Основные направления экономической реформы в России Практические 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.12. Тема 5.8. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую Лекции 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.13. Подготовить сообщение (доклад, презентацию): О мерах государства по регулированию занятости и оказанию помощи безработным и др. темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение). Сам. работа 4 2 ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1
5.14. Подготовка к экзамену Консультации 4 1 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономическая теория".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономическая теория".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономическая теория".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Алпатова Г.Е. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 С. А. Толкачев Основы экономической теории : учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/30B8526A-DBC2-480C-97AD-A57929BED2C7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маховикова Г.А. МИКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лобачева Е. Н. ; Под ред. Лобачевой Е.Н. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Серегина С.Ф. - отв. ред. МАКРОЭКОНОМИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Куликов Л.М. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Коршунов В.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проект института «Экономическая школа» www.economicus.ru
Э2 Экономическая теория On-Line, книги, статьи www.economictheory.narod.ru
Э3 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» web.archive.org
Э4 Курс в Moodle "Экономическая теория" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экономики организации - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; компьютеры - 15 единиц; плакаты.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Экономическая теория» используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация) и др.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнению контрольной работы осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести исследование по теме проблемно-поисковой работы и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки);
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическое задание»;
- тестовым заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Тест».
III. Для подготовки к промежуточной аттестации – экзамену - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения.