Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 19,170000076294 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 | 48 | 48 |
Практические | 14 | 14 | 16 | 16 | 30 | 30 |
Сам. работа | 4 | 4 | 2 | 2 | 6 | 6 |
Консультации | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 42 | 42 | 43 | 43 | 85 | 85 |
1.1. | -формирование у студентов знаний о принципах и законах функционирования рыночной экономики, содержания таких понятий как спрос, равновесие, полезность и др.; - изучение специфики экономического моделирования и анализа; -формирование у студентов профессионального экономического мышления и теоретических основ для изучения всего спектра экономических дисциплин. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОПЦ |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ПК 4.4. | Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление: - о закономерностях функционирования рыночных механизмов на макроуровне и методах государственного регулирования экономики; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - общие положения экономической теории; - основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - не предусмотрено. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ | ||||||
1.1. | Тема 1.1. Введение. Предмет, структура, методология и функции экономической теории | Лекции | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Тема 1.2. История развития экономической теории | Лекции | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ | ||||||
2.1. | Тема 2.1. Производство и экономика | Лекции | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Тема 2.2. Экономические системы, их основные типы | Лекции | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Тема 2.3. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики | Лекции | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Практические занятия 1 1. Построение кривой производственных возможностей и анализ точек на кривой, внутри и вне нее. | Практические | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Тема 2.4. Собственность как основа производственных отношений | Лекции | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Практические занятия 2 1. Собственность как основа производственных отношений. Исторические типы и виды собственности. | Практические | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА | ||||||
3.1. | Тема 3.1. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие | Лекции | 3 | 4 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Практические занятия 3, 4, 5, 6 1. Определение общественно-необходимых затрат труда на производство единицы товара. 2. Определение количества денег в стране в соответствии с законом денежного обращения. 3. Построение кривых спроса и предложения и определение равновесной цены и равновесного количества товара. Построение кривых спроса и предложения и анализ смеще¬ния кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов; определение зон избытка и дефицита товаров. 4. Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения. | Практические | 3 | 8 | ПК 4.4., ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Тема 3.2. Рынок как регулятор производства товаров | Лекции | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Тема 3.3. Теория поведения потребителя | Лекции | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | 1. Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности. | Практические | 3 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Тема 3.4. Рынки производственных ресурсов | Лекции | 3 | 4 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Подготовить сообщение (доклад, презентацию) "Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности" и др. темы, задания проблемно-поиской работы на выбор (См. Приложение) | Сам. работа | 3 | 4 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Раздел 4. МАКРОЭКОНОМИКА | ||||||
4.1. | Тема 4.1. Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Тема 4.2. Макроэкономическое равновесие и экономическая динамика. Модели макроравновесной динамики | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Практические занятия №8, №9 1. Расчет ВВП (ВНП) по доходам, расходам, добавленной стоимости. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Личный располагаемый доход. | Практические | 4 | 4 | ПК 4.4., ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Тема 4.3. Экономический рост и его типы | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
4.5. | Тема 4.4. Цикличность развития рыночной экономики | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Раздел 5. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ | ||||||
5.1. | Тема 5.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Тема 5.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Практические занятия №10, №11 1. Номинальная и реальная ставка процента. Трансакционный спрос. Спекулятивный спрос. Формула уравнения обмена Фишера. | Практические | 4 | 4 | ПК 4.4., ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.4. | Тема 5.3. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.5. | Тема 5.4. Инфляция и антиинфляционная политика | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.6. | Практические занятия №12 1. Определение уровня и темпов инфляции. | Практические | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.7. | Тема 5.5. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.8. | Практические занятия №13, №14 1. Расчет индексов реальных доходов в связи с инфляцией. Построение кривой Лоренца. Определение прибыли и нормы прибыли. | Практические | 4 | 4 | ПК 4.4., ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.9. | Тема 5.6. Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.10. | Тема 5.7. Основные направления экономической реформы в России | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.11. | Практические занятия №15 1. Основные направления экономической реформы в России | Практические | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.12. | Тема 5.8. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую | Лекции | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.13. | Подготовить сообщение (доклад, презентацию): О мерах государства по регулированию занятости и оказанию помощи безработным и др. темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение). | Сам. работа | 4 | 2 | ОК 02., ОК 01. | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.14. | Подготовка к экзамену | Консультации | 4 | 1 | Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономическая теория". |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономическая теория". |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС по дисциплине "Экономическая теория". |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ОП.15 Экономическая теория.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Алпатова Г.Е. | ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | С. А. Толкачев | Основы экономической теории : учебник и практикум для СПО | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/30B8526A-DBC2-480C-97AD-A57929BED2C7 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Маховикова Г.А. | МИКРОЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Лобачева Е. Н. ; Под ред. Лобачевой Е.Н. | ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Серегина С.Ф. - отв. ред. | МАКРОЭКОНОМИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Куликов Л.М. | ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Коршунов В.В. | ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Проект института «Экономическая школа» | www.economicus.ru | ||
Э2 | Экономическая теория On-Line, книги, статьи | www.economictheory.narod.ru | ||
Э3 | Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | web.archive.org | ||
Э4 | Курс в Moodle "Экономическая теория" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
WindowsXP Sp3 LibreOffice Microsoft Office 2010 Standard Kaspersky Endpoint Security Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных; Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных; СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) | кабинет экономики организации - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; компьютеры - 15 единиц; плакаты. |
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
При изучении дисциплины «Экономическая теория» используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа. I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности. 1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация) и др. Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала на лекциях; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации; - структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку; - использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи); - желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор; - задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций; - работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации. 2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнению контрольной работы осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др. Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо: - на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки; - на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания. Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо: - ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования. 3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др. Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести исследование по теме проблемно-поисковой работы и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем. II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по - теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки); - практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическое задание»; - тестовым заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Тест». III. Для подготовки к промежуточной аттестации – экзамену - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: - теоретические вопросы; - практические задания. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов); - выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения. |