МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и технология отрасли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 50
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 2 2 2 2
Итого 50 50 50 50

Программу составил(и):
преподаватель высшей квалификационной категории, Трушова Т.В.

Рецензент(ы):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Организация и технология отрасли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование базовых знаний о важнейших отраслях промышленности, характеристике производственной структуры предприятия, организации и технологии торговли; актуализации важности применения экономических методов и вычислительной техники для решения практических задач по основам организации производства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения;
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета;
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации;
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации;
ПК 2.6. Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - характерные признаки и свойства предприятия как производственной системы;
- знать основы организации производства во времени, в создании новой продукции;
- навыки организации производственных процессов на предприятиях различных отраслей промышленности;
- организацию производственной инфраструктуры;
- факторы экономического роста фирмы;
- законы и нормативные документы по организации тор¬говли;
- торговую терминологию;
- построение и размещение розничной торговой сети и складского хозяйства;
- процессы и тенденции развития торговли;
- вопросы организации товароснабжения на основе ис¬пользования достижений науки и техники;
- организацию труда в торговле.
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять экономические методы и вычислительную технику для решения практических задач по основам организации производства;
- выявлять и анализировать подробные характеристики имущественного положения фирмы;
- спланировать организацию технического контроля качества продукции;
- пользоваться действующей нормативной документацией в области организации, технологии и проектирования торговых предприятий;
- организовать торгово-технологический процесс на товарном складе и розничном торговом предприятии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Важнейшие отрасли промышленности. Производственная структура предприятия
1.1. Тема 1. Сферы и отрасли экономики, их характеристика и взаимосвязь Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.2. Тема 2. Типы производственной структуры Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.3. Тема 3. Факторы, влияющие на производственную структуру и пути ее совершенствования Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.4. Организация основного процесса производства. Расчет параметров производственного потока Практические 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.5. Тема 4. Формы общественной организации производства Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.6. Тема 5. Понятие, классификация и содержание производственного процесса Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.7. Производственный процесс и его организация во времени. Практические 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.8. Тема 6. Организация производственной инфраструктуры Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Организация и технология торговли
2.1. Тема 7. Организация государственного регулирования торговли Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.2. Тема 8. Розничная торговая сеть Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.3. Торгово-технологическое оборудование магазинов Практические 5 4 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.4. Тема 9. Торговые и технологические процессы в торговых предприятиях Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.5. Организация торгово-технологического процесса в магазине Практические 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.6. Тема 10. Торговое обслуживание населения Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.7. Организация обслуживания покупателей в магазинах разных типов. Практические 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.8. Тема 11. Продажа товаров по особым правилам Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.9. Правила продажи товаров и услуг на предприятиях розничной торговли. Особенности продажи отдельных групп товаров Практические 5 4 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.10. Тема 12. Оптовые торговые структуры Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.11. Оптовые торговые предприятия, их типы и виды Практические 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.12. Тема 13. Инфраструктура рыночной оптовой торговли Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.13. Тема 14. Товарные склады в торговле Лекции 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.14. Устройство и планировка товарных складов Практические 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.15. Подготовить сообщение, презентацию "Виды предприятий оптовой торговли в мировой экономике", другие темы и задания проблемно-поиской работы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 5 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Организация и технология отрасли"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Организация и технология отрасли"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Организация и технология отрасли"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Магомедов Экономика организации : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Будрина [и др.] Экономика отрасли. Автотранспорт: учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CF53057B-1E1B-4321-8FC3-F9CF72DD941D
Л2.2 Чалдаева Л.А. - Отв. ред., Шаркова А.В. - Отв. ред. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Барышникова Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Шимко П.Д. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство экономики и торговли www.economy.gov.ru
Э2 Российская торговля www.ros-torg.net
Э3 Правовая база данных "Консультант Плюс" (Закон о торговле) www.consultant.ru
Э4 Курс в Moodle "Организация и технология отрасли" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экономики организации - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; компьютеры - 15 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, формул, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, доклад, презентация и т.д.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении контрольной работы, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (формулы, определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести проблемно-поисковую работу: исследование по заданной теме и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»;
- тестовым заданиям (тестам): приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Тест»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: вопросы для собеседования итогового оценивания (по итогам выполнения контрольной работы);
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- отработать алгоритм выполнения контрольных заданий.