МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Литература

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 106
в том числе:
аудиторные занятия 104
самостоятельная работа 2
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 20 20 38 38
Практические 24 24 42 42 66 66
Сам. работа 0 0 2 2 2 2
Итого 42 42 64 64 106 106

Программу составил(и):
преподаватель, Семенченко И.В

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• достигнуть личностных результатов в знаниях:
- сформировать мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.• достигнуть метапредметных результатов в умениях:
- уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• достигнуть предметных результатов в умениях:
- сформировать устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформировать навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знать содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформировать умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформировать представлений о системе стилей языка художественной литературы.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Раздел 2. Введение Тема 1.1. Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX века
2.1. 1. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 2. Историко-культурный процесс рубежа XVIII— XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской лите-ратурной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. 3. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь. Лекции 1 4 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)-романтиков», «Ро¬мантическая баллада в русской литературе», «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма», «Романтические повести в русской литературе», «Развитие русской литературной критики». 2. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или рефера¬та): «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н.Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А. С. Пушкина (по выбору студентов). Наизусть. Не менее трех стихотворений по выбору студентов. 3. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях со-временников», «М.Ю.Лермонтов — художник», «Любовная лирика Лермонтова». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М. Ю. Лермонтова (по выбору студентов). Наизусть. Не менее трех стихотворений по выбору студентов. 4. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или рефера¬та): «Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», «Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Н. В. Гоголя (по вы¬бору студентов). Практические 1 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Тема 1.2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
3.1. 1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либераль-ного дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И.К. Айвазовский, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов, Н.Н.Ге, И. Н.Крамской, В.Г. Перов, И. Е. Репин, В. И.Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи) (на примере 3—4 художников по выбору препо¬давателя). Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. И. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). Малый театр — «второй Московский университет в России». М.С. Щепкин — основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей нацио-нального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве. 2. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Рус¬ское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятель¬ность А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистиче¬ский роман (Н.Г.Чернышевский, И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и A. П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалисти¬ческая поэзия. 3. А.Н. Островский. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев. Н.Г. Чернышевский. Н.С. Лесков. М.Е. Салтыков-Щедрин. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. Лекции 1 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Что делать?» — главный вопрос эпохи 1850—1860-х годов»; «Духовные искания русской культуры второй половины XIX века». Подготовка и проведение заочной экскурсии «По залам Третьяковской галереи». 2. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Значение творче¬ства А.Н.Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране»; «Мир купечества у Гоголя и Островского». Подготовка сообщений: «Экранизация произведений А.Н.Островского», «Крылатые выражения в произ¬ведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания». Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в один из музеев А. Н. Остров¬ского (по выбору студентов). 3. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Захар — второй Об-ломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое “обломовщина”?», «Художественная деталь в романе “Обломов”». 4. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Нигилизм и ниги¬листы в жизни и литературе (Д.И.Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев)». Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям И. С. Тургенева (по выбору студентов). Наизусть. Одно стихотворение в прозе (по выбору студентов). 5. Творческое задание. Исследование и подготовка реферата «Общество будущего в романе Н.Г.Чернышевского “Что делать?”». 6. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Праведники в твор¬честве Н. С. Лескова» (на примере одного-двух произведений), «Художественный мир Н. С. Лескова». 7. Творческие задания. Подготовка сценария театрализованного представления «Градоначальники Салтыкова-Щедрина». Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям М. Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору сту¬дентов). 8. Творческое задание. Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова». 9. Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения на одну из тем (по выбору студентов): «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и рома¬не «Война и мир; «Наташа Ростова — любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир»; «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа “Война и мир”». Составление текста диктанта по материалам жизни и творчества Л. Н. Толстого. Составление сценария вечера «Ожившие страницы “Войны и мира”». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Л.Н.Толстого. Наизусть. Отрывок из романа «Война и мир» (по выбору студентов). 10. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова»; «Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”». 11. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Ф. И. Тютчев в вос-поминаниях современников», «Философские основы творчества Ф. И. Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Ф. И. Тютчева. Наизусть. Одно стихотворение Ф.И.Тютчева (по выбору студентов). 12. Творческие задания. Проведение исследования и подготовка сообщения на одну из тем: «А.А.Фет — переводчик», «А.А.Фет в воспоминаниях современников»; «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А.А.Фета», «Жизнь стихотворений А. А. Фета в музыкальном искусстве». Подготовка фотовы¬ставки иллюстраций к произведениям А. А. Фета. Наизусть. Одно стихотворение А.А.Фета (по выбору студентов). 13. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «А. К. Толстой — про-заик», «А.К. Толстой — драматург», «А.К. Толстой в воспоминаниях современни¬ков», «Феномен Козьмы Пруткова», «Жизнь поэзии А. К. Толстого в музыкальном искусстве». Подготовка и проведение заочной экскурсии в музей-усадьбу А. К. Толстого в Красном Роге. Наизусть. Одно стихотворение А. К. Толстого (по выбору студентов). 14. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Некрасовский “Современник”», «Н. А.Некрасов в воспоминаниях современни¬ков», «Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А. Некрасова», «Поэмы Н. А. Некрасова», «Н. А. Некрасов как литературный критик», «Произведе¬ния Н.А.Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Н. А. Некрасова. Наизусть. Одно стихотворение (по выбору студентов). Практические 1 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Тема 1.3. Поэзия второй половины XIX века
4.1. 1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. 2. Поэзия второй половины XIX века: Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.К. Толстой. Н.А. Некрасов. Лекции 1 6 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
4.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Подготовка сценария литературного вечера или конкурса чтецов «Поэты России XIX века». Исследование и подготовка доклада «Мой любимый поэт второй половины XIX века». Практические 1 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 5. Раздел 2. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Раздел 6. Тема 2.1. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
6.1. 1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реа¬лизма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»). 2. Русская литература на рубеже веков. И.А. Бунин, А.И. Куприн. 3. Серебряный век русский поэзии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. 4. Новокрестьянская поэзия. М. Горький. А.А. Блок. Лекции 2 2 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
6.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Подготовка заочной экскурсии по Третьяковской галерее. Подготовка сценария музыкальной гостиной «Музыка серебряного века». 2. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И. А. Бунина»; «Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И. А. Бунина». 3. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата «Тема любви в твор¬честве И. А.Бунина и А.И.Куприна: общее и различное». 4. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата): «Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевского и М.Горького» (произведе¬ния по выбору учащихся); «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся) Наизусть. Монолог Сатина. 5. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Тема любви в творчестве А. С. Пушкина и А. А. Блока»; «Тема России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока»; « Тема революции в творчестве А.Блока». Наизусть. Два-три стихотворения А. А. Блока (по выбору студентов). Практические 2 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 7. Тема 2.2. Особенности развития литературы 1920-х годов
7.1. 1. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. 2. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззре¬ний (А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны. 2. В.В. Маяковский. С.А. Есенин. А.А. Фадеев. Лекции 2 2 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
7.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Музыка революции в творчестве В.В.Маяковского»; «Сатира в произведениях В. В.Маяковского»; подготовка сценария литературного вечера «В. В. Маяковский и поэты золотого века». Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов). 2.Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой...»; «Тема любви в творчестве С.А.Есенина»; «Тема Родины в творчестве С. А.Есенина и А. А.Блока». Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов). 3.Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «А. А. Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А. А. Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А. А. Фадеева». Практические 2 2 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 8. Тема 2.3. Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов
8.1. 1. Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистиче¬ского идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др. 2. Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина. 3. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Бул-гаков). 4. Развитие драматургии в 1930-е годы. 5. М.И. Цветаева. О.Э. Мальдештам. А. Платонов (А.П. Клименов). И.Э. Бабель. М.А. Булгаков. А.Н. Толстой. М.А. Шолохов. Лекции 2 2 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
8.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М. Цветаева, Б.Пастернак, Р.М.Рильке: диалог поэтов», «М.И.Цветаева и А.А.Ахматова», «М. И. Цветаева — драматург». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И. Цветаевой. Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов). 2. Наизусть. Одно-два стихотворения О.Э. Мальдештама (по выбору студентов). 3. Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А.Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова» 4. Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рас¬сказов И. Э. Бабеля», «Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”». 5. Творческое задание. Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М. А. Булгакова 6. Творческое задание. Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” М.А. Шолохова и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эсте-тического содержания произведения». Практические 2 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 9. Тема 2.4. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
9.1. 1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К. Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М. Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М.Шолохов, И. Эренбург, А.Толстой). 2. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо¬лева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др. А.А. Ахматова. Б.Л. Пастернак Лекции 2 2 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
9.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1 Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патрио-тические стихи А. Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильон- ного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов). 2. Творческое задание. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница? ». Наизусть. Два-три стихотворения Б.Л. Пастернака (по выбору учащихся) Практические 2 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 10. Тема 2.5. Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов
10.1. 1. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Раз¬витие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Воз¬рождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональ¬ность советской литературы. 2. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Те¬матика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Худо¬жественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира че¬ловека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. 3.Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Об-ращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценно¬стях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы. 4. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р.Гамзатова. Соотношение национального и общече¬ловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б.Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие ли-рического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы. Поэзия А.Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского. 4. Драматургия 1950-1980-х годов. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драма¬тургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А.Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзи¬ей. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970— 1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Раз¬витие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А.Вампилова. «Поствампиловская драма». 5. А.Т. Твардовский. А.И. Солженицын. А.В. Вампилов. Лекции 2 2 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
10.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»; «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев». 2. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или ре¬ферата): «Развитие автобиографической прозы в творчестве К. Паустовского, И. Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведени¬ях А. Беляева, И.Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности про¬изведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю.Трифонова, В.Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Отсутствие деклараций, простота, ясность — ху¬дожественные принципы В.Шаламова»; «Жанровое своеобразие произведений В. Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»; «Художественное своеобразие прозы В. Шукшина (по расска¬зам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)»; «Философ¬ский смысл повести В.Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы». 3. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или ре¬ферата): «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте рус¬ской литературы». Наизусть. Два-три стихотворения из творчества поэтов в 1950-1980-е годы. (по выбору учащихся). 4. Творческие задания по теме: «Драматургия 1950-1980-х годов.». Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): о жизни и творчестве одного из драматургов 1950—1980-х годов; «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950—1980-х годов» (автор по выбору). 5. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или ре¬ферата): «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского». Наизусть Два-три стихотворения (по выбору студентов). 6. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или ре¬ферата): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-¬выразительный язык кинематографа и литературы». 7. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»; «Мотив игры в пьесах А. Вампилова “Утиная охота” и А. Арбузова “Жестокие игры”». Практические 2 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 11. Тема 2.6. Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов (три волны эмиграции)
11.1. 1. Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы рус-ского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, В.Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмыс¬ление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возник¬новение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. Лекции 2 2 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
11.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поко¬ления (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции». Практические 2 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 12. Тема 2.7. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000-х годов
12.1. 1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Сме¬шение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитар¬ных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А. Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В. Войновича. 2. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литерату¬ре. Основные направления развития современной литературы. Проза А. Солженицына, В.Распутина, Ф.Искандера, Ю.Коваля, В.Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б.Ахмадулиной, Т.Бек, Н. Горбаневской, А.Жигулина, В. Соколова, О.Чухонцева, А. Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Раз¬витие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени. Лекции 2 8 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5
12.2. Подготовка рефератов, сообщений, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.: 1. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века»; «Фан¬тастика в современной литературе». Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся). Сам. работа 2 2 ОК 05. Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Русский язык и литература. Литература"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Русский язык и литература. Литература"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Русский язык и литература. Литература"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафонов А. А. ; Под ред. Сафоновой М.А. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС. ХРЕСТОМАТИЯ. Учебное пособие для СПО: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сафонов А.А., Сафонова М.А. - под ред. ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС. ХРЕСТОМАТИЯ. Учебное пособие для СПО: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сост. Сафонов А. А., Под ред. Сафоновой М.А. ЛИТЕРАТУРА. ХРЕСТОМАТИЯ. РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ДРАМА (10-11 КЛАССЫ). Учебное пособие для СПО: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Под ред. Романовой Г.И. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 2. XX ВЕК 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://urait.ru/bcode/434640
Л2.5 Соколов А. Г. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/411061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенство¬вания устной и письменной речи, создания и редактирования текста www.gramma.ru
Э2 Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энцикло¬педия Кругосвет» www.krugosvet.ru
Э3 Курс в Moodle "Литература" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.




7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; плакаты.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Русский язык и литература. Литература» используются следующие виды учебной деятельности: лекции, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация) и др.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, характерных особенностей, черт, выводов и рекомендаций;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Подготовка и выполнение контрольной работы в форме подготовки реферата осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей в содержании письменной работы и представлении (защите) реферата.
Для успешного освоения данного вида учебной деятельности, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться и выбрать тему реферата, определить содержание письменной работы; подобрать литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем);
- на этапе реализации: изучить вопросы по содержанию темы, рекомендуемую литературу и источники информации, напечатать реферат, подготовить доклад, или доклад и презентацию для его представления – защиты; предоставить к указанному сроку реферат на проверку преподавателю; согласовать возможность публичного выступления (реализуется по возможности).
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по дисциплины определено в рабочей программе – 12 часов. Выбор студентом среди заданий самостоятельной работы, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине - Рекомендуемая литература для изучения и чтения - осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены
1) в разделах ФОС «Оценочное средство: Творческое задание»: исследование и подготовка доклада, сообщения, реферата, индивидуального проекта с использованием информационных технологий; подготовка и проведение заочной/виртуальной экскурсии в музей; учить наизусть стихотворение и др.
• Составление сценария театрального представления.
Подготовка вопросов для проведения экскурсии.
2) разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа» в форме подготовки реферата по темам № 1.1-1.3.

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – дифференцированному зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- примерные темы рефератов.
Дифференцированный зачет проходит в форме защиты реферата – устной, с подготовкой доклада, презентации (по возможности).
При подготовке к промежуточной аттестации необходимо:
- ознакомиться с перечнем представленных в ФОСе по дисциплине тем рефератов; выбрать тему для написания реферата; определить его содержание; определить в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для написания реферата; подготовить в соответствие с требованиями к содержанию и оформлению реферат по выбранной теме;
- владеть содержанием темы исследования, продумать план ее представления, по возможности подготовить доклад (план ответа), презентацию; отработать навыки публичного выступления («защиты» реферата).