МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 12
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 6 6 14 14
Практические 34 34 60 60 94 94
Сам. работа 2 2 10 10 12 12
Итого 44 44 76 76 120 120

Программу составил(и):
преподаватель, Иванов И.С

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Физическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
• развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
• формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
• овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
• овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
• освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
• приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• достигнуть личностных результатов в знаниях:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
- приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
- готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность использования системы значимых социальных и межличност¬ных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно¬оздоровительной деятельностью;
- умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
- готовность к служению Отечеству, его защите.
3.2.Уметь:
3.2.1.• достигнуть метапредметных результатов в умениях:
- способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
- готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
- освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
- формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности.

• достигнуть предметных результатов в умениях:
- умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельно¬сти для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
- владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболева¬ний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
- владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направлен¬ности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособ¬ности;
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятель¬ности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно¬спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическая часть
1.1. Тема 1. Введение. Физическая культура в обшекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО Лекции 1 2 ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Тема 2. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья Лекции 1 2 ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Тема 3. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Лекции 1 2 ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Тема 4. Физическая культура в профессиональной дея-тельности специалиста Лекции 1 2 ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. • Подготовка докладов, рефератов по заданным темам с использованием информационных технологий, освоение физических упражнений различной направленности и др. (примерные темы – на выбор студента): 1. Оздоровительные системы физического воспитания. 2. Методики повышения эффективности производственного и учебного труда. 3. Использование индивидуальной двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и укрепления здоровья и др. Сам. работа 1 1 ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Практическая часть
Раздел 3. Учебно- тренировочные занятия
3.1. Тема 1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка Практические 1 18 ОК 08., ОК 06., ОК 04. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Тема 2. Гимнастика Практические 1 16 ОК 08., ОК 06., ОК 04. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Освоение техники физических упражнений различной направленности: беговых упражнений, прыжков, общеразвивающих упражненйи и др. Сам. работа 1 1 ОК 08., ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Теоретическая часть
4.1. Тема 5. Самоконтроль, его основные методы, показате¬ли и критерии оценки Лекции 2 4 ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Тема 6. Психофизиологические основы учебного и про-изводственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности Лекции 2 2 ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Подготовка докладов, рефератов по заданным темам с использованием информационных технологий:Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и профессиограмма и др. Сам. работа 2 2 ОК 08., ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Практическая часть
5.1. Учебно-методические занятия Практические 2 10 ОК 08., ОК 06., ОК 04. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Тема 4. Спортивные игры (по выбору) Практические 2 20 ОК 08., ОК 06., ОК 04. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Тема 6. Виды спорта по выбору Практические 2 30 ОК 08., ОК 06., ОК 04. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Программа здоровья: индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности и др. Сам. работа 2 8 ОК 08., ОК 06. Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "Физическая культура".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "Физическая культура".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "Физическая культура".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аллянов Ю.Н., Письменский И.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Собрание законодательства РФ.-2007.- N 50.-Ст. 6242., 2016 www.consultant.ru
Л2.2 Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Дворкин Л. С. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под науч. ред. С. В. Новаковского Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не предусмотрено.
Э2 Курс в Moodle "Физическая культура" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru);
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 04 (филиал в г. Белокуриха) спортивный зал – помещение для занятий физической культурой и спортом. Тренажеры; коврики гимнастические; маты гимнастические зальные; мячи; обручи; скамьи гимнастические; спортивный инвентарь.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия (в том числе, учебно-методические, учебно-тренировочные занятия), самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация и др.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях (учебно-методических, учебно-тренировочных занятиях) осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: овладение системой знаний, технологиями, освоение методов и приемов выполнения физических упражнений, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с правилами, техникой безопасности, методами, способами выполнения видов учебной деятельности по дисциплине;
- на этапе закрепления и углубления отработать алгоритм, навыки, технику выполнения и самоконтроля учебно-методических, учебно-тренировочных заданий, в том числе, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине).
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить реферат, доклад) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство Практическое задание»: учебно-методические задания, учебно-тренировочные задания; контрольные нормативы;
- тестовым заданиям: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства «Тест».
III. Для подготовки к промежуточной аттестации:
1 семестр – зачету;
2 семестр - дифференцированному зачету
обучающимся необходимо подготовиться по теоретическим вопросам, темам дисциплины, подготовиться к выполнению тестовых заданий.
Освоение содержания практической (учебно-методических и учебно-тренировочных занятий) осуществляется через комплексную оценку компетенций студента – средний показатель оценивания.