МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 245
в том числе:
аудиторные занятия 234
самостоятельная работа 10
индивидуальные консультации 1
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 70 70 65 65 135 135
Практические 36 36 63 63 99 99
Сам. работа 2 2 8 8 10 10
Консультации 0 0 1 1 1 1
Итого 108 108 137 137 245 245

Программу составил(и):
преподаватель, Шипунова Т.В.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Чаукина О.В.

Рабочая программа дисциплины
Математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 03.05.2021 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
• обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
• обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
• обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.6. Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• достигнуть личностных результатов в знаниях:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
3.2.Уметь:
3.2.1.• достигнуть метапредметных результатов в умениях:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
• достигнуть предметных результатов в знаниях и умениях:
- месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
- сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение. Тема 1. Развитие понятия о числе. Лекции 1 12 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Тема 2. Корни, степени и логарифмы Лекции 1 14 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. по теме «Корни, степени и логарифмы» Практические 1 14 ПК 4.4., ПК 2.6., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Тема 3. Прямые и плоскости в пространстве Лекции 1 20 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.5. Тема 4. Комбинаторика Лекции 1 8 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.6. по теме «Комбинаторика» Практические 1 4 ПК 4.4., ПК 2.6., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.7. Тема 5. Координаты и векторы Лекции 1 6 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.8. по теме «Координаты и векторы» Практические 1 10 ПК 4.4., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.9. Тема 6. Функции и графики Лекции 1 10 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.10. по теме «Функции и графики» Практические 1 8 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.11. Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий:Алгоритм построения и чтения функции идр. темы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 1 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.12. Тема 7. Основы тригонометрии Лекции 2 11 Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.13. по теме «Основы тригонометрии» Практические 2 20 Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.14. Тема 8. Многогранники и круглые тела Лекции 2 18 Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.15. по теме «Многогранники и круглые тела» Практические 2 8 Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.16. Тема 9. Начала математического анализа Лекции 2 14 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.17. по теме «Начала математического анализа» Практические 2 10 ПК 4.4., ПК 2.6., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.18. Тема 10. Интеграл и его применение Лекции 2 6 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.19. по теме «Интеграл и его применение» Практические 2 9 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.20. Тема 11. Элементы теории вероятностей и математической статистики Лекции 2 8 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.21. по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики» Практические 2 4 ПК 4.4., ПК 2.6., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.22. Тема 12. Уравнения и неравенства Лекции 2 8 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.23. Практические занятия по теме «Уравнения и неравенства» Практические 2 12 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.24. Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий: Равносильность уравнений, неравенств, систем и др. темы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 2 8 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.25. Подготовка к экзамену Консультации 2 1 Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Математика: аглебра и начала математического анализа; геометрия"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Математика: аглебра и начала математического анализа; геометрия"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Математика: аглебра и начала математического анализа; геометрия"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Далингер, В. А. Геометрия: стереометрические задачи на построение: учеб. пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Богомолов Н.В. АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомолов Н. В. МАТЕМАТИКА. ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Гисин В.Б., Кремер Н.Ш. МАТЕМАТИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://www.biblio-online.ru/bcode/414911
Л2.3 Богомолов Н. В. МАТЕМАТИКА. ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://www.biblio-online.ru/bcode/427210
Л2.4 Баврин И. И. ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА. УЧЕБНИК И ЗАДАЧНИК для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/bcode/405339
Л2.5 Кашапова Ф.Р., Кашапов И.А., Фоменко Т.Н. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА. ОБЩАЯ АЛГЕБРА В ЗАДАЧАХ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Э2 Курс в Moodle "Математика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 4 (филиал в г. Белокуриха) кабинет математики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакаты.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, формул, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (эссе, доклад, презентация и др.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении контрольной работы, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (формулы, определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, написать эссе, подготовить доклад, реферат, индивидуальный проект с использованием информационных технологий, например, подготовить презентацию по теме исследования и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – экзамену обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы по темам дисциплины;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания.