МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 90
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 9
индивидуальные консультации 1
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 38 38 60 60
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 2 2 7 7 9 9
Консультации 0 0 1 1 1 1
Итого 34 34 56 56 90 90

Программу составил(и):
преподаватель высшей квалификационной категории, Бочарова С.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой ак¬тивности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные за¬коном права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, де¬мократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институ¬тах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно¬правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
• овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и собы¬тий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• достигнуть личностных результатов в знаниях:
- воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, ува¬жение государственных символов (герба, флага, гимна);
- формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гумани¬стические и демократические ценности;
- сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствую¬щего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
- готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
- готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотруд-ничать для достижения поставленных целей;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни.
3.2.Уметь:
3.2.1.• достигнуть метапредметных результатов в умениях:
- выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных ме¬тодов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стра¬тегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осозна¬ния совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
• достигнуть предметных результатов в знаниях и умениях:
- сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
- владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законно¬сти, правоотношениях;
- владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
- сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность основ правового мышления;
- сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
- понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основ¬ных юридических профессий;
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания кон¬кретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема 1. Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества. Лекции 1 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. по теме «Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества» 1. Организация работы с правовыми информационными системами. 2.Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права. Практические 1 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Тема 2.Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Лекции 1 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. по теме: «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы» 1.Организация и порядок составления договоров. 2.Способы разрешения юридических коллизий. 3.Законодательная деятельность в России. Практические 1 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Тема 3. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности. Лекции 1 4 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. по теме «Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности» 1. Актуальные проблемы реализации юридической ответственности. 2. Организация работы по повышению правовой культуры граждан. 3. Деятельность в области различных правовых систем. Практические 1 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Тема 4. Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации. Лекции 1 4 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. по теме «Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации» 1. Организация работы с Конституцией РФ. 2. Изучение практического опыта реализации законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ. Практические 1 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы. Лекции 1 4 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. по теме «Правосудие и правоохранительные органы» 1. Порядок обращения в правоохранительные органы. 2. Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции. Практические 1 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Тема 6. Гражданское право. Организация предпринимательства в России. Лекции 1 7 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. по теме «Гражданское право. Организация предпринимательства в России» 1. Порядок защиты права собственности. 2. Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране? Практические 1 2 ПК 4.4., ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Устные выступления по заданным темам, эссе, доклады, рефераты, индивидуальный проект с использованием информационных технологий: Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних; Право и мораль: общее и особенное и др. темы на выбор (см. Приложение) Сам. работа 1 2 ПК 4.4., ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Тема 7. Защита прав потребителей. Лекции 2 4 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. по теме «Защита прав потребителей» 1. Порядок защиты прав потребителя. Практические 2 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Тема 8. Правовое регулирование образовательной деятельности Лекции 2 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. по теме «Правовое регулирование образовательной деятельности» 1. Реализация права на образование в России и за рубежом. Практические 2 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Тема 9. Семейное право и наследственное право Лекции 2 8 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. по теме «Семейное право и наследственное право» 1. Взаимоотношения супругов. 2. Права и обязанности родителей и детей Практические 2 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Тема 10. Трудовое право. Лекции 2 8 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. по теме «Трудовое право» 1. Порядок оформления на работу. 2. Разрешение трудовых споров. 3. Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших возраста 18 лет. Практические 2 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Тема 11.Административное право и административный процесс Лекции 2 6 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. по теме «Административное право и административный процесс» 1. Реализация административной ответственности. Практические 2 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Тема 12.Уголовное право и уголовный процесс Лекции 2 8 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.25. по теме «Уголовное право и уголовный процесс» 1. Реализация уголовной ответственности. 2. Права и обязанности участников уголовного процесса. по теме «Уголовное право и уголовный процесс» 1. Реализация уголовной ответственности. 2. Права и обязанности участников уголовного процесса. Практические 2 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.26. Тема 13.Международное право как основа взаимоотношений государства мира. Лекции 2 2 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.27. по теме «Международное право как основа взаимоотношений государства мира» 1. Проблемы международно-правовой защиты прав человека. Практические 2 1 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.28. Устные выступления по заданным темам, эссе, доклады, рефераты, индивидуальный проект с использованием информационных технологий: Регулирование труда несовершеннолетних; Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения и др. темы на выбор (см. Приложение ФОС по дисциплине) Сам. работа 2 7 ОК 02. Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.29. Подготовка к экзамену Консультации 2 1 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС по дисциплине "Право"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС по дисциплине "Право"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС по дисциплине "Право"
Приложения
Приложение 1.   ФОС ПД.04 Право.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вологдин А.А. - отв. ред. ОСНОВЫ ПРАВА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
Л1.2 Вологдин А.А. Основы права: учебник и практикум для СПО: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FD57043F-8593-41E4-978C-5C76F292EDB1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общ. ред. А. М. Волкова. Основы права для колледжей : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 В. А. Белов [и др.] ; под ред. В. А. Белова, Е. А. Абросимовой Правоведение: учебник для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BDF5F93-343E-41E9-90F3-1CEF7A7BCD7F.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э2 Правовая система Консультант Плюс www.consultant.ru
Э3 Конституция РФ www.constitution.ru
Э4 Юридическая Россия: федеральный правовой портал www.law.edu.ru
Э5 Курс в Moodle "Право" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; курсового проектирования (выполнения курсовых работ). Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет безопасности жизнедеятельности – учеб-ная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модуль-ной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточ-ной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; стенды; лабораторное оборудование и приборы безопасности для отработки навыков военной службы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно- поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (выступление по заданным темам, эссе, доклад, презентация и др.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить практические задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины, определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить устное выступление по заданным темам, эссе, доклад, реферат, индивидуальный проект с использованием информационных технологий) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации
3.1) по итогам 1 семестра – дифференцированному зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- темы рефератов;
3.2) по итогам 2 семестра – экзамену - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- вопросы и практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и заданий; определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов); выполнить практические задания.