МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 41
в том числе:
аудиторные занятия 39
самостоятельная работа 2
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 17 17 17 17
Сам. работа 2 2 2 2
Итого 41 41 41 41

Программу составил(и):
преподаватель, Ермоленко Е.А.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- обеспечение студентов системой психологических знаний, необходимых им в профессиональной деятельности;
- умение практически применять изученные методы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные задачи и методы психологии;
- психические процессы и состояния;
- структуру личности;
- функции и средства общения;
- принципы эффективного общения;
- этапы профессиональной адаптации;
- принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста;
- основы делового общения;
- основы психосоматики;
• достигнуть личностных результатов в знаниях:
− устойчивый интерес к научному психологическому знанию;
− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные психологические знания;
− объективное осознание значимости компетенций в области психологии для человека и общества;
− умения анализировать адаптационные процессы для эффективной социализации личности;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения психологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать вербальные и невербальные средства общения в профессиональной деятельности;
- давать психологическую оценку личности;
- владеть способами бесконфликтного общения;
- формировать психологический климат в коллективе;
- применять приемы психологической саморегуляции.
- определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика";
- методы саморегуляции
• достигнуть метапредметных результатов в умениях:
− овладение умениями и навыками саморегуляции для успешной социализации личности;
− применение психологических знаний и умений в области делового общения;
− умение использовать вербальные и невербальные средства общения в профессиональной деятельности;
− овладение умениями и навыками методов и приемов решения конфликта как одной из распространенных форм социальных действий;
− умение использовать различные источники для получения сведений психологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• достигнуть предметных результатов в знаниях и умениях:
− сформированность представлений о психологических процессах и состояниях;
− сформированность навыков саморегуляции, бесконфликтного общения;
− владение умениями применять психологические знания в жизненных ситуациях, связанных с психологической оценкой личности, выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями психосоматики, психогигиены, психопрофилактики для профилактики эмоционального «выгорания», «профессиональной деформации», предупреждения психосоматических заболеваний;
− сформированность личностного отношения к формированию ценностей личности, моральной ответственности за формирование психологического климата в коллективе;
− сформированность способности к соблюдению этических норм и психологических принципов делового общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема 1.Предмет психологии. Психические процессы и состояния. Личность. Лекции 2 4 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Практическое занятие №1 1. Психологические процессы и состояния. Личность. Практические 2 4 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Тема 2.Социальная психология групп. Лекции 2 6 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Практическое занятие №2 1. Социальная психология групп. Практические 2 2 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Тема 3. Общение.Конфликты.Агрессия.Альтруизм. Лекции 2 4 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Практическое занятие №3 1. Общение. Конфликты. Агрессия. Альтруизм. Защита от манипуляций в деловом общении. Практические 2 2 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Тема 4.Психология семьи и профессиональной деятельности. Лекции 2 6 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Практическое занятие № 4 1. Деловое общение в профессиональной деятельности. Практические 2 4 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Тема 5.Психосоматика здоровья. Психогигиена и психопрофилактика болезней. Лекции 2 2 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Практическое занятие № 5, 6, 7 1. Психосоматика здоровья. 2. Психогигиена и психопрофилактика болезней. 3. Синдром эмоционального выгорания. Практические 2 5 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.11. Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий: Деловое общение и карьерный успех; 1) Методики нервно-мышечной релаксации, визуализации и др. темы на выбор (См. Приложение). Сам. работа 2 2 ОК 04., ОК 03. Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Психология".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Психология".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Психология".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева Психология: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/04997994-3299-4825-ACC9-4B2F00DEF962
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ефимова Н. С., Литвинова А. В. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/407064
Л2.2 Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.4 Обухов А.С. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не предусмотрено
Э2 Курс в Moodle "Психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, доклад презентация и др.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить доклад, реферат, индивидуальный проект с использованием информационных технологий) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям - приведены в разделе ФОС «Оценочное средство Практическое задание»: контрольные вопросы и задания, тестовые задания, задания для групповой работы, представление продуктов самостоятельной работы и др.;
- тестовым заданиям (тесты): приведены в разделах ФОС «Оценочные средства «Тесты»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа»;
- курсовой работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Курсовая работа»;
- практикам: См. ФОС по практике.

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания, в том числе в тестовой форме.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, прорешать тесты.