МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 32 32 32 32 64 64
Итого 36 36 36 36 72 72

Программу составил(и):
Препод., Николаев И.С.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Физическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знание основ физической культуры, здорового образа жизни и двигательной активности;
формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни и активного отдыха, досуга для сохранения и укрепления здоровья и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общеразвивающие упражнения.
1.1. Общеразвивающие упражнения. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Правила составления комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ). Составление комплекса ОРУ. Профилактические комплексы. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма. ОРУ. Профилактические комплексы. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Легкая атлетика.
2.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Обучение техники скандинавской ходьбы. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Совершенствование техники высокого и низкого старта. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Бег на короткие и средние дистанции. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Техника кроссового бега (бег по пересеченной местности). Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Совершенствование техники метания гранаты/мяча. Совершенствование техники прыжка в длину с места. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.7. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Баскетбол.
3.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях баскетболом. Действующие правила игры в баскетбол. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Совершенствование ловли мяча. Передача мяча на месте и в движении. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Совершенствование ведения мяча. Техника передвижений. Учебная игра. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Совершенствование техники бросков в кольцо, после ведения. Основные технические приемы игры баскетбол. Учебная игра. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.5. Совершенствование бросков из-под кольца, штрафной бросок. Учебная игра. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.6. Совершенствование основных технических приемов игры баскетбол. Учебная игра. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
3.7. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Общая физическая подготовка.
4.1. Подготовка к сдаче тестов по физической подготовленности. Профилактические комплексы. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Выполнение тестов по физической подготовленности. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Лыжная подготовка.
5.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Совершенствование техники спусков, подъёмов, торможения. Развитие физических качеств. Практические 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Совершенствование техники одновременного бесшажного и одновременного одношажного ходов. Прохождение дистанции. Развитие физических качеств. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Совершенствование техники одновременного двушажного и попеременного двушажного хода. Согласование движений рук, ног. Прохождение дистанции. Развитие физических качеств. Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Совершенствование техники классических лыжных ходов. Прохождение дистанции. Развитие физических качеств. Практические 2 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Практические 2 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Волейбол.
6.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях волейболом. Действующие правила игры в волейбол. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
6.2. Совершенствование техники приемов и передач мяча. Подвижные игры с элементами волейбола. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Совершенствование техники перемещений. Техника нижней и верхней подачи. Учебная игра. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
6.4. Совершенствование техники приемов мяча, передач мяча, перемещений, подач мяча. Учебная игра. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
6.5. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Гимнастика.
7.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях гимнастикой. Виды оздоровительной гимнастики. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Аэробные виды гимнастики. Обучение классических шагов в аэробике. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
7.3. Аэробные виды гимнастики. Обучение классических шагов на степ-платформе. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
7.4. Обучение технике упражнений силовой гимнастики. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
7.5. Обучение технике упражнений в гимнастике с предметами (скакалка, мяч, гимнастическая палка). Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
7.6. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Общая физическая подготовка.
8.1. Подготовка к сдаче тестов по физической подготовленности. Профилактические комплексы. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
8.2. Выполнение тестов по физической подготовленности. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении «ФОС_38.02.01_Физическая культура_2022_1_9 кл»
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении «ФОС_09.02.07_Физическая культура_2021_1_9 кл»
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении «ФОС_09.02.07_Физическая культура_2021_1_9 кл»
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Б. Муллер [и др.]. Физическая культура : учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под науч. ред. С. В. Новаковского Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Физическая культура portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
Стадион Н Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий Трибуны; футбольное поле, ворота, беговые дорожки с полосой препятствий, комплекс тренажеров, брусья, турники
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в виде практических занятий по видам спорта или современным двигательным комплексам и самостоятельной работы студентов.
В первом семестре обучающиеся проходят медицинский осмотр. По результатам медицинского обследования студентам присваивается физкультурная группа (основная, подготовительная, специальная медицинская). Обучающиеся, не прошедшие медицинского обследования с оформлением медицинского заключения о принадлежности к физкультурной группе, к практическим занятиям не допускаются.
На практических занятиях обучающимся необходимо соблюдать технику безопасности, выполнять все требования и методические указания преподавателя. Для повышения функциональной, физической и спортивно-технической подготовленности необходимо посещать каждое практическое занятие за исключением уважительной причины (болезнь студента, подтверждающаяся медицинской справкой) и выполнять рекомендации по самостоятельной работе.
Практические занятия для студентов специальной медицинской группы, в том числе и для студентов с ОВЗ и/или с инвалидностью осуществляется с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности. Учитываются рекомендации и противопоказания для каждого студента. Использование средств физической культуры включает физические упражнения из различных видов спорта и современных оздоровительных методик и систем. Для их реализации используется индивидуально-дифференцированный подход.
Обучающиеся, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий физической культурой временно или на длительный период (семестр/учебный год), пишут и защищают рефераты в каждом учебном семестре.

Методические указания по подготовке и оформлению рефератов для студентов, освобожденных от практических занятий.
В реферате студент должен раскрыть содержание конкретной темы на основе изучения научных статей, учебников, учебных пособий и др.
План реферата должен составляться после выбора темы, изучения литературы. В него рекомендуется включать не более трех-четырех наиболее важных вопросов, раскрывающих содержание темы.
На индивидуальную работу студентов вынесены темы наиболее доступные для самостоятельной работы.

Требования к оформлению реферата.
В реферате студент должен раскрыть содержание конкретной темы на основе изучения монографий, учебников и учебных пособий, статических материалов и др.
План реферата должен составляться после выбора темы, изучения литературы. В него рекомендуется включать не более трех-четырех наиболее важных вопросов, раскрывающих содержание темы.
На индивидуальную работу студентов вынесены темы наиболее доступные для самостоятельной проработки. Формой отчета являются наличие текста реферата, оформленного соответственно правилам и защита реферата.
Структура реферата:
• Титульный лист
• Оглавление.
• Содержание реферата, соответственно оглавлению.
• Библиографический список.
• Приложение (если необходимо).

Требования к содержанию реферата.
Объем реферата должен составлять 15-20 печатных листов.
Компьютерная распечатка работы выглядит следующим образом:
Текст работы печатается в программе «Microsoft Word».
Шрифтом «Times New Roman».
Размер шрифта – 14.
Интервал 1,5.
Поля: верхнее 2 см, левое 3 см, нижнее 2 см, правое 1,5 см.
При наборе таблиц размер шрифта меняется на 12.
Текст выравнивается по ширине; название глав и заголовков – посередине.
Название глав и заголовков в тексте выделяются жирным шрифтом и должны соответствовать содержанию работы.
Все страницы текста, включая страницы с рисунками и таблицами, имеют хронологическую нумерацию.
Номера страницы печатается посредине сверху (или в правом верхнем углу).
Титульный лист (скачать) – начальный лист, который не нумеруется, но считается первой страницей.
Название министерства, учебного учреждения – все слова печатаются большими буквами, жирным шрифтом, по центру, размер шрифта 14, без сокращений.
Название кафедры, на которой выполнена работа, печатается по центру, с большой буквы, размер шрифта 14, без сокращений.
Название работы печатается по центру, с большой буквы, размер шрифта от 14 до 18.
В нижнем правом углу печатаются данные исполнителя работы и руководителя с указанием его должности, ученой степени и ученого звания (при наличии).
Внизу титульного листа – название города и год выполнения работы – печатается с большой буквы, размер шрифта 14, по центру.
Весь табличный материал – идет по тексту. Слово «Таблица» печатается в правом верхнем углу самого объекта, ниже по центру – название таблицы – шрифт 14 (ж), ниже сама таблица – шрифт в таблице 12, таблица выравнивается по центру страницы.
Графики, схемы, диаграммы и рисунки выносятся в ПРИЛОЖЕНИЕ без нумерации. Оно располагается после списка литературы и оформляется в книжном или альбомном формате. Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатается в правом верхнем углу с порядковым номером, шрифт 14 (ж); название объекта – по середине, шрифт 14 (ж); в схемах, рисунках, диаграммах – шрифт зависит от объёма изображаемого объекта, но должен быть не менее 8 и не более 14.

Освоение дисциплины «Физическая культура» завершается дифференцированным зачетом.