МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_11кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель , Кольцова М.В.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– овладение знаниями, умениями принятия управленческих решений для успешной работы в условиях рыночной экономики;
– формирование навыков использования приемов делового и управленческого решения в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ПК 4.5 Принимать участие в составлении бизнес-плана
ПК 4.7 Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. В результате освоения дисциплины студент должен иметь представление:
• о характерных чертах современного менеджмента

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
• цикл менеджмента;
• процесс принятия и реализации управленческих решений;
• формы делового и управленческого общения в коллективе;
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
• применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Введение. Сущность и характерные черты современного менеджера
1.1. 1. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Тема 2. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
2.1. 1. Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организацион¬ных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, ли¬нейно-функциональная, линейно-масштабная и др. Внутренняя среда ор¬ганизации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, государст¬венные органы; факторы внешней среды организации косвенного воздей¬ствия: состояние экономики, политические и социально-культурные фак¬торы, международные события, научно-технический прогресс. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
2.2. 1. Упражнения по составлению заданной структуры управления. Уровни взаимодействия в организации и определение различных подходов к ее проектированию, ознакомление с функциями управления. Анализ структуры управления на конкретном предприятии. Практические 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Тема 3. Цикл менеджмента
3.1. 1. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и кон¬троль) - основа управленческой деятельности. Основные составляющие цикла менеджмента. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаи-мообусловленность функций управленческого цикла. Практические 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Тема 4. Планирование в системе менеджмента
4.1. 1. Составление миссии организации Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернативных и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. 2. Бизнес-план фирмы. Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. Практические 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Тема 5. Мотивация и потребности
5.1. 1. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и группо¬вая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первич¬ные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Тема 6. Система методов управления. Самоменеджмент.
6.1. 1. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социальные измерения и др. Самоменеджмент. Планирование и организация работы менеджера. Улучшение условий и режима работы. Анализ участия коллектива в управлении. Ортобиоз, слагаемые ортобиоза: релаксация, рекреация, ка¬тарсис. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Тема 7. Коммуникативность и управленческое общение
7.1. 1. Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы тран¬сакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуника¬ция. Функции и назначение управленческого общения. Два закона управленческого общения. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 8. Тема 8. Деловое общение
8.1. 1. Правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения дан¬ных мероприятий. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фа¬зы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументи¬рование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
8.2. 1. Факторы, определяющие взаимодействие человека и организации. Факторы повышения эффективности делового общения. 2. Составление планов проведения совещаний, переговоров, бесед. Планирование проведения дан¬ных мероприятий. Практические 1 1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
8.3. 1. Использование приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция). Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 9. Тема 9. Процесс принятия решений
9.1. 1. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы приня¬тия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: ру¬тинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разра¬ботка решений, оценка и принятие решения. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
9.2. 1. Технология принятия решения. Важность и сложность процесса принятия решения на индивидуальном и организационном уровнях в управленческой деятельности. Использование количественных и качественных методов принятия решений. 2. Упражнения по рассмотрению вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях. Практические 1 4 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 10. Тема 10. Контроль и его виды
10.1. 1. Составление плана-схемы проведения контроля. Контроль: выработка стандар¬тов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Итоговая документация по контролю. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 11. Тема 11. Управление конфликтами и стрессами
11.1. 1. Конфликт как органическая составляющая жизни общества и органи¬зации. Сущность и классификация конфликтов. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. По¬зитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
11.2. 1. Решение заданной конфликтной ситуации. Понятие конфликта. Типы конфликтов: конфликт целей, конфликт познания, конфликт эмоций. Уровни конфликта: внутриличностный, групповые конфликты, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организаций. Управление конфликтами, психология менеджмента, корпоративная культура и организационное поведение Стили разделения конфликтов. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 12. Тема 12. Руководство: власть и партнерство
12.1. 1. Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть. Методы влияния, их содержание. Лидерство и власть. Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
12.2. 1. Определение стиля управления по «Решетке менеджмента» в заданной ситуации. Практические 1 2 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2
12.3. Подготовка сообщения (доклада, презентации)"Критерии принятия решений. Реализация решений. Обратная связь" и др. темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение). Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Менеджмент".
Приложения
Приложение 1.   ФОС ОП.03 Менеджмент.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михалева Е.П. МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов Ю.В. - Отв. ред. МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сергеев А. М., Иванова И. А. МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Коротков Э. М. МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.4 Трофимова Л.А., Трофимов В.В. МЕНЕДЖМЕНТ. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Менеджмент" portal.edu.asu.ru
Э2 Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент" web.archive.org
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 2 (филиал в г. Белокуриха) кабинет основ предпринимательской деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 32 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры - 15 единиц.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала, результатов исследования по теме.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении результатов самостоятельной работы по теме семинара и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия (семинара), подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить предложенные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, выполнить проблемно-поисковую работу по теме исследования и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.д.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины, темы для исследовательской работы: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»; Оценочном средстве «Проблемно-поисковая работа»
- практическим заданиям - приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»
- тестовым заданиям (тестам) – в Оценочном средстве «Тест».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практическое задание в тестовой форме.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- прорешать тесты.