МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 270
в том числе:
аудиторные занятия 184
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30 60 60
Практические 62 62 62 62 124 124
Сам. работа 40 40 46 46 86 86
Итого 132 132 138 138 270 270

Программу составил(и):
преподаватель, Николаев В.Г.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение представления о государсвтенной системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ, освоение разнообразия форм организационного обеспечения деятельности органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК 2.1 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативные правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;
систему государственных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;
организационно-управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
передовые формы организации труда, информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах и учреждениях социальной защиты населения, органах Пенсионного фонда Российской Федерации;
порядок поддержания базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат в актуальном состоянии;
документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение;
Кодекс профессиональной этики работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения
3.2.Уметь:
3.2.1.поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;
участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений организаций, учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями;
собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной поддержки и помощи;
принимать решения об установлении опеки и попечительства;
осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;
разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации, определить их подчиненность, порядок функционирования;
использовать приемы делового общения в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;
организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите, с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственные органы социальной защиты населения.
1.1. Социальная защита населения как государственная система. Лекции 3 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная защита населения как государственная система. Практические 3 6 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Социальная защита населения как государственная система. Сам. работа 3 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Государственные органы социальной защиты населения. Лекции 3 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Государственные органы социальной защиты населения. Практические 3 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.6. Министерство труда и социальной защиты населения РФ. Практические 3 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.7. Министерство соцзащиты Алтайского края, структура, функции, задачи. Практические 3 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.8. Государственные органы социальной защиты населения. Сам. работа 3 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.9. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Лекции 3 2 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.10. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Практические 3 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
1.11. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Сам. работа 3 4 ПК 2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация работы территориальных органов социальной защиты населения.
2.1. Органы и учреждения соцзащиты в городах и районах. Лекции 3 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.2. Органы и учреждения соцзащиты в городах и районах. Практические 3 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.3. Органы и учреждения соцзащиты в городах и районах. Сам. работа 3 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.4. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Лекции 3 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.5. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Практические 3 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.6. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Практические 3 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.7. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Практические 3 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.8. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Практические 3 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.9. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Сам. работа 3 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.10. Организация работы территориальных управлений социальной защиты населения. Сам. работа 3 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.11. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов. Лекции 3 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.12. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов. Сам. работа 3 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.13. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации инвалидов. Практические 3 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.14. Стационарные учреждения социального обслуживания. Лекции 3 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.15. Стационарные учреждения социального обслуживания. Практические 3 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.16. Стационарные учреждения социального обслуживания. Сам. работа 3 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.17. Система социальных служб. Лекции 3 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.18. Система социальных служб. Практические 3 8 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.19. Система социальных служб. Сам. работа 3 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
2.20. Система социальных служб. Сам. работа 3 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Лекции 4 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Пенсионный фонд Российской Федерации. Практические 4 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Пенсионный фонд Российской Федерации. Практические 4 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.4. Организация предоставления государственных услуг. Лекции 4 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.5. Организация предоставления государственных услуг. Практические 4 8 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.6. Организация предоставления государственных услуг. Сам. работа 4 8 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.7. Организация работы отделений ПФР. Лекции 4 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.8. Организация работы отделений ПФР. Сам. работа 4 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.9. Организация работы отделений ПФР. Практические 4 6 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.10. Организация работы отделений ПФР. Практические 4 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.11. Организация работы отделений ПФР. Сам. работа 4 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.12. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета Лекции 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.13. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета Практические 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.14. Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета Сам. работа 4 8 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.15. Организация работы клиентских служб отделений и консультирование. Лекции 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.16. Организация работы клиентских служб отделений и консультирование. Практические 4 8 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.17. Организация работы клиентских служб отделений и консультирование. Сам. работа 4 6 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.18. Взаимодействие специалистов в процессе установления пенсий. Лекции 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.19. Взаимодействие специалистов в процессе установления пенсий. Практические 4 8 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.20. Взаимодействие специалистов в процессе установления пенсий. Сам. работа 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.21. Взаимодействие специалистов в процессе установления пенсий. Сам. работа 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.22. Организация работы по реализации материнского (семейного) капитала. Лекции 4 6 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.23. Организация работы по реализации материнского (семейного) капитала. Практические 4 8 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.24. Организация работы по реализации материнского (семейного) капитала. Сам. работа 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.25. Негосударственные пенсионные фонды. Лекции 4 2 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.26. Негосударственные пенсионные фонды. Практические 4 6 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.27. Негосударственные пенсионные фонды. Сам. работа 4 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.28. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан. Лекции 4 2 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.29. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан. Практические 4 4 ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
3.30. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан. Сам. работа 4 4 ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля размещены в онлайн-курсе на образовательном портале

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.1 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основными принципами социального обеспечения в Российской Федерации являются:
а.доступность и гуманность
б. всеобщность социального обеспечения, гарантированность и многообразие видов, оказание социального обеспечения за счёт средств государства +
в. затрудняюсь ответить
г. индивидуальный подход и дифференцирование видов

2. Под социальной защитой в широком смысле понимается:
а. затрудняюсь ответить
б. защищенность граждан органами власти
в. забота членов семьи друг о друге
г. создание государством условий для жизнедеятельности и духовного развития и забота граждан о себе

3. Источниками социального обеспечения являются:
а. международные нормативные акты, Конституция, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные, муниципальные и локальные нормативные акты
б. Конституция РФ, законы, постановления Правительства РФ по вопросам социального обеспечения
в. законы по вопросам пенсионного обеспечения
г. нет правильного ответа

4. Органом, отвечающим за социальную защиту в РФ является:
а. Министерство труда и социального развития
б. Министерство здравоохранения
в. ПФР
г. СФР

5. Социальная защита в РФ получает финансирование за счет средств:
а. иностранных инвестиций
б. за счет средств федерального бюджета
в. ассигнований
г. все вышеперечисленное

6. Нормативные документы, регулирующие деятельность органов социальной защиты населения:
а. ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении»
б. 3-ФЗ «О полиции»
в. № 2300-I «О защите прав потребителей»
г. Нет правильного ответа

7. Основным документом, провозглашающим социальное обеспечение на территории РФ является:
а. Конституция РФ
б. ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении»
в. Всеобщая декларация прав и свобод человека
г. Нет правильного ответа

8. Государственная пенсионная система в России состоит из:
а. обязательное пенсионное страхование
б. пенсионное обеспечение субъектов РФ
в. государственное пенсионное обеспечение
г. частное пенсионное страхование

9. Человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений:
а. инвалид
б. инвалидность
в. личность
г. индивид

10. Форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств – это:
а.полюс
б. медицинское страхование
в. консультационная помощь
г. социальное обслуживание

Ключ:
1. б
2. б
3. а
4. г
5. б
6.а
7.б
8.а,в
9.а
10.а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Страхователем по обязательному пенсионному страхованию не являются:________________
2. Документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда РФ, содержащий предусмотренные российским законодательством сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ, – это:___________________
3. Страховая пенсия – это:_______________
4. Пенсионный фонд РФ является:_________________________
5. Документом, подтверждающим регистрацию застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, является:________________
6. В качестве правопреемников пенсионных накоплений гражданина могут выступать:________________
7.Подлежат ли регистрации в системе обязательного пенсионного страхования проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства?_______________
8. Денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора, – это:__________________
9.Для получения средств пенсионных накоплений умершего гражданина правопреемникам необходимо обратиться в ПФР или НПФ:______________
10. Какая характеристика накопительной пенсии неверна?

Ключ:
1. Пенсионный фонд РФ
2. индивидуальный лицевой счет застрахованного лица
3. ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением
4. государственным учреждением
5. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования
6. любые лица, указанные в заявлении гражданина
7. да, подлежат
8.негосударственная пенсия
9. не позднее 6 месяцев со дня его смерти
10. Накопительная пенсия является частью трудовой пенсии по старости

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К государственной системе социальных услуг (социального обслуживания) относятся:
а. социально-консультативная помощь
б. единовременное пособие на погребение
в. пособие по безработице
г. социальная реабилитация инвалидов
д. социальное обслуживание семей с детьми

2. К государственной системе социальных пособий и компенсационных выплат относятся:
а. социально-консультативная помощь
б единовременное пособие при возникновении поствакцинальных осложнений или заражении вирусом иммунодефицита человека
в. социальной лекарственной помощи
г. пособие по временной нетрудоспособности

3. К государственной системе социальных пособий и компенсационных выплат относятся:
а. социально-консультативная помощь
б. единовременное пособие при возникновении поствакцинальных осложнений или заражении вирусом иммунодефицита человека
в. социальной лекарственной помощи
г. пособие по временной нетрудоспособности

4. Лицами, подлежащими страховому обеспечению пенсиями, являются российские граждане:
а.военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
б.. имеющих право на трудовые пенсии
в.. нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии
г.. федеральных государственных служащих

5. Пенсионное обеспечение на местах осуществляют:
а. районные (городские) управления
б. исполнительная дирекция ПФР
в. отделы ПФР
г. федеральные округа РФ

6. К государственной системе предоставления медицинской помощи и лечения относятся:
а.социальная медицинская помощь
б. пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
в. санаторно-курортное лечение
г. . социальная лекарственная помощь

7. Основными признаки, характеризующими социальное обеспечение, являются:
а. гарантированность
б. особый субъектный состав
в. особые общественные отношения (связи)
г осуществление государством за счет части общего национального продукта, произведенного обществом
д. лояльности

8. Решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации – это
а. толкование
б. правоприменение
в. делегирование
г. нормотворчество

9 .К числу лиц, подпадающих под воздействие специальных органов, оказывающих социальные услуги, относятся:
а. пожилые граждане
б. иностранцы
в. инвалиды
г. ветераны

10. Право граждан на охрану здоровья гарантируется путем оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет:
а. личных сбережений
б. страховых взносов
в. корпоративных вкладов
г. средств государственного бюджета

Ключ:
1. а,г,д
2. г
3.г
4.б
5. а,в
6.а,в,г
7. а,б,в,г
8. б
9.а,в,г
10.б,г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Страховая пенсия по старости в Российской Федерации назначается при наличии:_______________
2. Гражданину, имеющему одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается______________
3. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению может назначаться:___________________
4. К видам страховых пенсий не относится:_______________
5. К нетрудоспособным членами семьи умершего кормильца не относятся:___________
6. Какая пенсия не является пенсией по государственному пенсионному обеспечению?___________
7. Право на страховую пенсию по инвалидности в Российской Федерации имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные_______________
8. Субъектами обязательного социального страхования являются:_______________
9. Страховым случаем в обязательном социальном страховании признаётся:________________
10. Право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта имеют______________

Ключ:
1. не менее 15 лет страхового стажа
2. одна пенсия по выбору гражданина
3. как бессрочно, так и на определенный срок
4. пенсия за выслугу лет
5. родители умершего кормильца, независимо от их возраста
6. денежные средства, регулярно выплачиваемые в соответствии с условиями пенсионного договора
7. инвалидами I, II или III группы
8. страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица
9. несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание
10. граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Официальное обращение лица в орган или к должностному лицу органа социального обеспечения, например, по поводу реализации своего субъективного права на тот или иной вид обеспечения; реализации своего законного интереса в сфере социального обеспечения; по поводу недостатков в работе подразделений данных органов и пр.
а. докладная записка
б заявление
в. предложения
г. жалоба

2. Суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов – это
а. трудовой стаж
б. льготный трудовой стаж
в. общий трудовой стаж
г. страховой стаж

3. Элемент правовой нормы, который закрепляет неблагоприятные или благоприятные последствия, наступающие в случае нарушения или соблюдения диспозиции правовой нормы - это
а. пеня
б. санкция
в. недоимка
г. неустойка

4. Основными задачами ФСС России является обеспечение выплат социальных страховых пособий
а. по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком
б. пособия на погребение
в. курортно-санаторное лечение
г. по временной нетрудоспособности

5. Вид обращения, целью которого является совершенствование работы органов социального обеспечения – это
а. предложения
б докладная записка
в. жалоба
г. заявление

6. Регулируемая нормами соответствующих отраслей права совокупность общественных отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, медицинской и социальной помощью, льготами при наступлении старости, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом за счет специально предназначенных для этого средств внебюджетных фондов социального страхования и бюджетных ассигнований – это
а. государственное социальное обеспечение
б. государственное социальное образование
в. государственное социальное страхование
г. негосударственное социальное обслуживание

7. Задачей ФОМС является:
а. выплата пособий беженцам
б. аккумулирование финансовых средств ФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС
в. выплата материнского капитала
г. нет правильного ответа

8. Пенсионная схема по негосударственному пенсионному обеспечению:
а. совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий
б. основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной части трудовой пенсии или основания приобретения застрахованным лицом права на получение профессиональной пенсии
в. денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой фонд при прекращении пенсионного договора
г. все вышеперечисленное

9. К социальному страховому риску можно отнести:
а. осуждение к лишению свободы
б. отсутствие профессиональной подготовки
в. инвалидность
г.нет правильного ответа

10. Субъект правоотношений по обязательному социальному страхованию:
а. страхователь
б. кредитор
в. заёмщик
г. страховщик

Ключ:
1. б
2.в
3.б
4.а,б
5.а
6.а
7.б
8. а
9. г
10.а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, – это:______________
2. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок:
3. К видам социального обеспечения, предоставляемым гражданам бесплатно или с частичной оплатой в натуральном выражении, относится:_____________
4. Какова стандартная длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации?
5. Предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование, – это:
6. В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии в Российской Федерации осуществляется ведéние:________________
7. Государственное социальное обеспечение осуществляется за счёт средств:______________
8. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют_____________
9. Негосударственное социальное обеспечение предоставляется российским гражданам преимущественно в:_______________
10, Безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации____________

Ключ:
1. социальный контракт
2. от трех месяцев до одного года
3. санаторно-курортное лечение
4. 18 дней
5. социальный страховой риск
6. Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи
7. бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов
8. дети-инвалиды
9. денежной форме
10. социальное пособие

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выполнено 85-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
70-84 баллов (оценка «хорошо») выполнено 70-84% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выполнено 50-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов:
1. Определение материнского (семейного) капитала.
2. Право на МСК.
3. Порядок предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский капитал.
4. Возможности использования МСК.
5. Порядок предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявлений о распоряжении средствами МСК.
6. Формы контроля в процессе выдачи сертификата и распоряжении МСК.
7. Организация учета лиц, имеющих право на МСК.
8. Организация работы по установлению ежемесячной выплаты из средств МСК.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения итоговой аттестации:экзамен.
2.Процедура проведения итоговой аттестации: устный экзамен.
При сдаче устного зачета обучающийся берет, как правило, только один билет; в случаях, когда обучающийся берет второй билет, оценка его ответа снижается на один балл; для подготовки к ответу обучающемуся отводится 40 минут.
После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы. Прерывать обучающегося при ответе не рекомендуется, исключение - ответ не по существу вопроса билета.
По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на зачет, в том числе по темам, пропущенным обучающимся.
Если обучающийся отказался от ответа на билет, ему выставляется неудовлетворительная оценка.
Оценка по результатам устного зачета объявляется обучающемуся и вносится преподавателем в экзаменационную ведомость, зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки (а также «не явился») в зачетные книжки не вносятся.
После ответа на все вопросы обучающийся сдает преподавателю билет и конспект (тезисы) ответа.
Обучающимся, которые были замечены в использовании неразрешенных пособий и различного рода записей, а также нарушающим установленные правила поведения на устном зачете, по решению преподавателя могут даваться дополнительные задания по любому из вынесенных на устный зачет разделов учебной дисциплины. При повторном нарушении установленных правил поведения на зачете студент может быть удален из аудитории.

3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену:
Для проверки знаний студентов билет содержит два теоретических вопроса из нижеперечисленных.
1. Общее понятие государственной системы социального обеспечения.
2.Задачи, функции Министерства труда и социальной защиты населения РФ.
3. Фонд социального страхования РФ: основные функции, формирование бюджета, направления расходования средств.
4.Основные направления деятельности Министерства социальной защиты населения администрации Алтайского края.
5.Организация работы федеральных органов медико-социальной экспертизы.
6.Структура органов соцзащиты в городах и районах, задачи, функции.
7.Организация справочно-кодификационной работы в органах соцзащиты и ПФР.
8.Государственная пенсионная система.
9.Индивидуальная программа реабилитации инвалидов.
10.Организация органов соцзащиты по направлению граждан в стационарные учреждения социального обслуживания.
11.Организация социального обслуживания на дому.
12.Организация работы учреждений социального обслуживания по оказанию социальной помощи семье и детям.
13.Организациясоциального обслуживания семей с детьми.
14.Организация социально-медицинского обслуживания.
15.Правовое положение, задачи, функции Пенсионного фонда РФ.
16.Организация работы органов ПФР с лицами предпенсионного возраста.
17.Правовое положение, задачи, функции отделений ПФР.
18.Организация контроля в системе ПФР.
19.Структура отделения ПФР, задачи, функции.
20.Кодекс этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда РФ.
21.Организация работы органов ПФР по осуществлению ежемесячной выплаты из средств МСК.
22.Права, обязанности застрахованных лиц и страхователей в системе индивидуального (персонифицированного) учёта.
23.Состав лицевого счёта застрахованного лица.
24.Личный кабинет застрахованного лица.
25.Задачи, функции клиентских служб отделений ПФР.
26. Требования к оборудованию и оформлению клиентских служб ПФР.
27.Организация информационно-разъяснительной работы в органах ПФР.
28.Организация консультирования в органах ПФР.
29. Организация приёма и регистрации заявлений и документов для назначения пенсий.
30.Материнский (семейный) капитал, направления использования.
31.Порядок предоставления ПФР и его территориальными органами услуги по выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.
32.Федеральный регистр инвалидов.
33.Единая государственная информационная система социального обеспечения.
34.Организация предоставления государственных услуг ПФР в МФЦ.
35.Организация работы с письменными обращениями граждан.
36.Организация выплаты и доставки пенсии.
37.Организация учёта лиц, имеющих право на МСК.
38.Цели создания информационной базы индивидуального (персонифицированного учёта).
39.Выписка из лицевого счёта застрахованного лица, способы информирования застрахованных лиц.
40.Организация взаимодействия органов социальной защиты населения с общественными организациями.
41.Государственная система социальных пособий, компенсационных выплат, социальных выплат.
42.Организация работы органов социальной защиты по профессиональному обучению инвалидов.
43.Организация предоставления мер социальной поддержки и льгот лицам предпенсионного возраста.
44.Межведомственный запрос для предоставления государственных услуг.
45.Социальные учреждения: структура, задачи.

Для проверки умений студента в билете содержится одна практическая задача из следующих.
1.Составить перечень тематических подшивок к одному из законов социальной сферы.
2.Составить отказное решение исходя из комплекта принятых документов для назначения пособия на детей.
3.Оценить комплект документов для помещения гражданина в стационарное учреждение, полученный по почте. Подготовить ответ.
4.Составить межведомственный запрос исходя из анализа принятых документов.
5.Подготовить проект письменного ответа гражданину.

4. Критерии оценивания экзаменационных заданий:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания, знание источников законодательства.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены незначительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание источников законодательства.
50-69 баллов(оценка «удовлетворительно») Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. В решении практического задании могут быть допущены ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
0-49 баллов(оценка «неудовлетворительно») Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мачульская Е.Е. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490141
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/489816
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и органов ПФР portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 103 (филиал в г. Бийске) кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)» используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы междисциплинарного курса.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
2. Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по междисциплинарному курсу «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал междисциплинарного курса «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;
− защиту выполненных работ;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам;
− участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к семинарам (практическим занятиям);
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций;
− проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
Формой поиска необходимого и дополнительного материала с целью доработки знаний, полученных во время лекций, есть индивидуальные задания для студентов. Выполняются отдельно каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателей. Именно овладение и выяснения студентом рекомендованной литературы создает широкие возможности детального усвоения курса. Индивидуальные задания студентов по междисциплинарному курсу осуществляются путем выполнения одного или нескольких видов индивидуальных творческих или научно-исследовательских задач (ИНДЗ), избираемых студентом с учетом его творческих возможностей, учебных достижений и интересов по согласованию с преподавателем, который ведет лекции или семинарские занятия, или по его рекомендации. Он предоставляет консультации, обеспечивает контроль за качеством выполнения задания и оценивает работу.
Индивидуальные задания должны быть представлены преподавателю и (при необходимости) защищены до окончания учебного курса, но не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии. По результатам выполнения и обсуждения индивидуального задания студенту выставляется соответствующее количество баллов, которые учитываются при выставлении итоговой оценки.
4. При реализации междисциплинарного курса «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: устный опрос, деловая игра.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении конспектов, докладов, творческих заданий.
5. Экзамен по междисциплинарному курсу «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам междисциплинарного курса. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.