МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эволюция религии в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Эволюция религии в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.целенаправленная подготовка студентов в области исследования особенностей религии и религиозного сознания в условиях современном мире;
выявление роли религии как социокультурного явления в условиях изменяющегося мира;
раскрытие особенностей трансформации функций религиозных систем;
изучение современной типологизации религиозности мира;
рассмотрение специфики религиозного поведения в условиях современного общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-1.1 Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации
ОПК-1.2 Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности
ОПК-1.3 Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-9.1. Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды


3.2.Уметь:
3.2.1.УК-9.2. Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования.
ОПК-1.1. Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-9.3. Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
ОПК-1.2. Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности;
ОПК-1.3. Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие эволюции религии в религиоведение в начале XXI вв
1.1. Характеристика определений эволюция религии Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Сущностные основы секуляризации религии Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Сущностные основы секуляризации религии Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Тенденции развития религии в XX веке
2.1. Эволюция как объективный исторический процесс. Культурная эволюция и место религии в ней. Связь эпистемологии и эволюции религии Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Роль и статус религии в современном мире. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Роль и статус религии в современном мире. Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Изменения в вероучениях и культовой практики
3.1. Ренессанс буддизма» в Юго-Восточной Азии во второй половине XX века Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Специфика этнической и религиозной ситуации в регионах РФ. Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Специфика этнической и религиозной ситуации в регионах РФ. Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Модернизм и фундаментализм в религиозной сфере
4.1. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Социальная деятельность христианских конфессий Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.3. Социальная деятельность христианских конфессий Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Специфика фундаментализских движений
5.1. Иудейский фундаментализм Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.2. Специфика синкретических религий Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
5.3. Специфика синкретических религий Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Формирование синкретических религиозных идеологий
6.1. Особенности классификации синкретических религиозных движений Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.2. Экуменизм Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
6.3. Экуменизм Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 7. Религия и национальная самоидентификация
7.1. Сакрализация мирского призвания и рождение новых форм религиозного мировоззрения Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
7.2. Проблемы «кризиса религии в современном обществе» Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
7.3. Проблемы «кризиса религии в современном обществе» Сам. работа 3 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Специфика религиозной ситуации в РФ в конце XX начале XXI вв.
8.1. Государственно-церковные отношения в России в XX веке Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
8.2. Концепции государственно-церковных отношений в России в конце ХХ - начале XXI вв. Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1
8.3. Концепции государственно-церковных отношений в России в конце ХХ - начале XXI вв. Сам. работа 3 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:

Закрытые
1. «Идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться… богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию», - так производил от латинского глагола religere термин religio и характеризовал: религию:
а) Демокрит
б) Лактаций
в) Цицерон
г) Аристотель

2. «Монархический» (в католицизме, православии), «парламентско-королевский» (англиканство), «республиканско-демократический» (кальвинизм, баптизм) вид имеют в зависимости от условий возникновения и существования религиозные:
а) организации
б) представители
в) деятели
г) догматы

3. «Слово religio происходит от латинского глагола religare - вязать, связывать, привязывать, сковывать применительно к религии означает: связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие», - полагал:
а) Аристотель
б) Цицерон
в) Лактаций
г) Демокрит

4. В качестве новых религий возрождаются те религии, которые призваны отстоять, усилить и утвердить угасающую культурно-историческую идентичность соответствующих этносов – религиозные:
а) умиротворенцы
б) экстремисты
в) маргиналы
г) реликты

5. В политической науке реализация политического процесса осуществляется консервативно-рутинным и радикально-реформаторским:
а) методом
б) приемом
в) механизмом
г) типом

6. В священных писаниях всех без исключения религий, вследствие своего общественного авторитета, отражено узаконивание существующей системы:
а) вероисповедания
б) власти
в) ценностей
г) норм

7. В сфере психологии как общественной, так и индивидуальной существуют предпосылки:
а) психологические
б) антропологические
в) антропные
г) социумные

8. Важнейшей составной частью регулирования отношений между властью и обществом выступает религиозная:
а) регламентация
б) вера
в) оппозиция
г) догматика

9. Вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии или религиозному объединению, имеющему свое вероучение, культ, организацию, - это:
а) конфессия
б) культ
в) вера
г) секта

10. Вид отношений в духовной сфере общества, складывающихся в соответствии с религиозным сознанием, реализующихся и существующих посредством религиозной деятельности, представляют собой отношения:
а) религиозные
б) духовные
в) деятельностные
г) осознанные

11. Вооруженные столкновения, главные цели которых выражаются в религиозных требованиях: обращение необращенных, получение религиозной свободы, восстановление «чистоты» первоначальных принципов религии, утверждение новых вероисповедных «истин», защита «старой» веры, спасение «братьев-единоверцев», освобождение святынь данной религии, защита или разрушение церковных институтов - это религиозные:
а) конфликты
б) войны
в) кризисы
г) противоречия

12 Выполнение всех религиозных обязанностей – это:
а) фикх
б) фараид
в) такфир
г) тора

13. Газета “Русский вестник”, стоящая на стыке собственно православного мира и мира околоцерковных “патриотов” и националистов выражает позиции отдельных священнослужителей, предпочитающих идеи:
а) радикально-националистические
б) умиротворенческие
в) консервативно-патриотические
г) экстремистские

14. Господство над людьми, которому подчиняются вследствие веры в наличие сверхъестественных (божественных) качеств у определенного лица, понимается как власть:
а) Рационально-правовая
б) Божественная
в) Харизматическая
г) Традиционная

15. Государственно-праворелигиозная система, при которой религиозная власть подчинена политической, а глава государства часто становится и главой религиозной организации, - это:
а) цезарепапизм
б) папоцезаризм
в) теократия
г) сепаратность

Ключ: 1в, 2а, 3в, 4г, 5а, 6в, 7б, 8г, 9а, 10а, 11б, 12а, 13в, 14б, 15а.

Открытые
1. Какая форма религии была самой ранней?
Магия.

2. В каком году на Руси произошло принятие христианства?
в 988 г.

3. Какая книга является священной книгой мусульман?
Коран.

4. Выберите правильное утверждение.
в России нет государственной религии.

5. В каком году произошло разделение христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную)?
в 1054 г.

3. Как называется поклонение множеству богов?
политеизм

5. Термин, который используют для объединения различный христианский течений в одно:
Экуменизм.

6. Основатель ислама:
Мухаммед

7. Ислам зародился:
на Аравийском полуострове.

8. Где по статистике живёт большее число христиан?
в Европе

9. Как назвать одним словом: «кальвинистов, лютеран, англикан» ?
протестантами

10. Кто является автором Корана по убеждению мусульман?
Аллах

11. Как называется поклонение неодушевлённым предметам?
фетишизм

12. Имя Будды:
Сиддхартха Гаутама

13. Что относится к элементам религии?
вера в загробную жизнь.

14. Какая религия самая распространенная в мире?
а) христианство

15. Шахада - это?
Свидетельство о вере в Аллаха пророка его Мухаммеда. +

16. Какова главная цель буддизма?
спасение души.

17. К какому направлению ислама относятся казахи?
к суннитам.

18. Изменение догматизированных установок в религии:
модернизм

19. Явление и идеология, связанная с устранением из жизни общества религиозных основ:
секуляризм.

20. Как называется поклонение множеству богов?
политеизм.


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-1 Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:

Закрытые.
1. Добровольное, равноправное и самоуправляемое объединение граждан, создаваемое в целях совместного удовлетворения своих религиозных потребностей или содействия удовлетворению таких потребностей последователями вероучения и действующее на основе исповедания религиозного культа, - это религиозная:
а) вера
б) догматика
в) организация
г) группа

2. Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР) совместно с Советом муфтиев России (центр в г. Москве); Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) с центром в г.Уфе; духовные управления мусульман регионов Северного Кавказа, объединенные в Координационный центр мусульман Северного Кавказа, - это исламские организации уровня:
а) местного
б) регионального
в) национального
г) международного

3. Закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях", вступивший в силу 1 октября 1997 г., по юридической силе среди нормативно-правовых актов, регулирующих религиозные отношения, является:
а) вторым
б) главным
в) первым
г) основным

4. Значительная часть иерархии, клира и церковной общественности Русской Православной Церкви тяготеет сегодня к идеям:
а) умиротворенческим
б) радикально-националистическим
в) консервативно-патриотическим
г) экстремистским

5. Интеграцию отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющую и поддерживающую существующую систему социальных отношений, обеспечивает функция религии:
а) мировоззренческая
б) регулятивная
в) интегрирующая
г) иллюзорно-компенсаторная

6. Интуиция традиции более чем любой другой христианской конфессии свойственна Церкви:
а) католической
б) православной
в) протестантской
г) лютеранской

7. Источником политического процесса выступают:
а) интересы
б) противоречия
в) мотивы
г) конфликты

8. К новым религиозным движениям, ассимилировавшимся в современном обществе, можно отнести современные теософские и антропософские организации, во многом утратившие свой былой радикализм, а также Веру Бахаи или, например, Универсальную американскую церковь, возникшую на основе синкретического объединения ведантизма с современной американской культурой, которые получили название:
а) реликтовых
б) маргинальных
в) агрессивных
г) умиротворенных

9. Как результат производственной деятельности человека появились основы:
а) социумные
б) психологические
в) социокулътурные
г) антропные

10. Комплекс закрепленных, прежде всего, Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение, - это:
а) суннизм
б) веды
в) шариат
г) газават

11. Конфессий, деноминаций, религиозных направлений в настоящее время в России насчитывается:
а) 3
б) 10
в) 60
г) более 100

12. Концепция всемирного монарха характерна для:
а) иудаизма
б) пиетизма
в) буддизма
г) индуизма


13. Мазхабы - религиозно-правовые школы, которые сформировались и активно функционируют в:
а) буддизме
б) католицизме
в) исламе
г) протестантизме

14. Мировая религия, главный догмат которой провозглашает существование единого Бога - Аллаха, - это:
а) христианство
б) ислам
в) сикхизм
г) буддизм

15. Мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая в себя принятие строго определенных положений (догматов) и решимость придерживаться их в своей повседневной жизни, а также личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю,- это вера:
а) государственная
б) религиозная
в) божественная
г) индивидуальная

Ключ: 1 в,г, 2 в, 3 г,4 в, 5 в, 6 в, 7 а, 8 б, 9 в, 10 в, 11. г, 12 г, 13 в, 14 б, 15 б,

Открытые
1. Монотеизм - это (буквально):
Единобожие.

2. Монотеистическая религия, в основе которой лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и втором пришествии, - это:
христианство.

3. Мормоны, сведенборгиане, представители такой влиятельной в Японии необуддистской организации, как Сока-Гаккай, или известной неоиндуистской организации Миссия Рамакришны - это явление распространения религиозности:
маргинальной.

4. Наделение предметов, вещей, явлений, людей "священным" (в религиозном понимании) содержанием, подчинение общественных институтов и отношений религиозному влиянию – это:
сакрализация.
5. Наиболее заметная фаза нового религиозного движения и резко негативного отношения к социальному окружению и к господствующим церковным организациям (этим объясняются их характерные названия: “религиозный протест”, “альтернативные религии”) – это:
конфронтация.

6. Наиболее ярко негативное сакрально-догматическое регулирование конфессионального участия в политическом процессе можно проследить на примере исламского:
фундаментализма.

7. Наименьшая самостоятельная часть Корана – это:
аят.

8. Небольшая религиозная группа, объединяющая людей, стремящихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структурой, имеющая харизматического лидера, обозначается термином:
секта.

9. Небольшие, не склонные к компромиссу с государством и церковью религиозные группы, которые классифицируются как секты, нестабильные в силу самой своей природы, - это:
деноминации.

10. Незнание непознанного («тайна»), относительность знания и соединенность его с заблуждением, непредсказуемость множества будущих событий, иллюзии чувственного познания, нерасчленение образа и предмета, «наложенность» образа на вещь, отнесенность его к внешнему миру, метафизичность мышления, отрыв абстрактного от конкретного, общего от особенного и единичного, тенденция к гипостазированию, иллюзии рассудка и разума - это предпосылки:
прогностические

11. Обвинение в неверии у мусульман – это:
такфир.

12. Общение людей в рамках определенных религиозных организаций, отдельных групп обеспечивает функция религии:
интегрирующая.

13. Общество, не подчиненное законам Аллаха - это:
неверное.

14. Одна из мировых религий, в основе которой лежит проповедь жизни как страдания и избавления от него - это:
буддизм.

15. Одна из национально-государственных религий, основой которой является поклонение многочисленным богам и камам - духам предков, животных, растений, предметов, явлений природы, - это:
синтоизм.

16. Одно из важнейших требований, которое религии мира предъявляют к власти и выполнение которого должно обеспечить в обществе отношения мира и согласия, - это забота власти о благосостоянии:
верующих.


17. Одной из конкретных и жестоких форм проявления исламского экстремизма является:
терроризм.

18. Определенное движение, имеющее свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата – это:
эволюция.

19. Определенное миропонимание (объяснение мира, места в нем человека, сущности природы и т.д.), мирочувствование (эмоциональное отражение внешнего мира, самочувствование человека), оценку мира, мироотношение определяет функция религии:
мировоззренческая

20. Определенные религиозные отношения людей к объективированным существам, свойствам и связям, а также верующих друг с другом являются:
субъективными.

21. Какая религия является национальной?
иудаизм.

22.Кто был основателем буддизма?
Сирвата Сиддхартаха Гаутама,

23. Спокойно, терпеливо относиться ко злу, не борясь с ним, уклоняясь лишь от участия в нём, должен последователь какой религии?
буддизма.

24. В какой период возникли ранние формы религий?
40 тыс. лет – 12 тыс. лет.

25.Что такое трипитака?
название канонических книг в буддизме.

26.Сколько основных направлений было выделено в христианстве?
три,

27. От какого слова происходит “мусульманин”?
верный,

28. В каком месте зародился ислам?
в Аравии.

29.Сколько основных направлений существует в исламе?
два,

30. В каком году произошло разделение христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную)?
в 1054 г.


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к зачету
1. Определение религии: проблема разнообразия подходов к определению религии.
2.Основные тенденции в развитии религии в XX веке.
3. Секуляризация: содержание и особенности доктрины.
4. Фундаментализм: сущность понятия.
5. Функции религии; роль религии в обществе и в системе культуры.
6. Структура религии (основные элементы, их структура и функции).
7. Типологии религии по объекту веры, по распространённости, по происхождению (индийские (дхармические) религии, авраамические религии и язычество, синкретические религии).
8. Ранние формы религии и их современные проявления: фетишизм, анимизм, полидемонизм, шаманизм, первобытная магия и мантика (гадания).
9. Ранние формы религии и их современные проявления: тотемизм, культ плодородия и земледельческий культ, культ предков, культ вождей и культ небесных божеств.
10. Общая характеристика политеизма; функции богов в политеизме.
11. Религии античности: общая сравнительная характеристика религиозной системы Древней
Греции и Древнего Рима; древнегреческая космогония; пантеон олимпийских богов (определение, структура, функции персонажей).
12. Язычество Европы (древнегерманская, древнеславянская религии): общая характеристика;
исторические источники по язычеству; космогония и космология; мифология, праздники и
их отражение в современной культуре.
13. Индийские (дхармические) религии: общая характеристика этнических религий Индии
(индуизм, джайнизм, сикхизм) и их основные принципы (дхарма, сансара, карма, ахимса,
14. Индуизм: характеристика; вероучительные тексты; этапы возникновения и современное состояние; особенности вероучения и культа.
15. Буддизм: общая характеристика буддизма как мировой религии; вероучительные тексты;
возникновение буддизма.
16. Буддизм: особенности буддийского вероучения и культа; этические нормы буддизма.
17. Буддизм в современном мире и в России. Течения в буддизме (тхеравада/хинаяна, махаяна, ваджраяна), тибето-монгольский буддизм (ламаизм).
18. Авраамические религии: общая характеристика вероучения и священных текстов иудаизма, христианства и ислама.
19. Иудаизм: общая характеристика иудаизма как этнической религии и предшественника христианства; вероучительные тексты иудаизма и их связь с христианством и исламом.
20. Иудаизм: вероучение и культ; Декалог – религиозно-этическая основа иудаизма и христианства; I, II Храм и синагога.
21. Иудаизм: история возникновения, современное состояние и течения в иудаизме.
22. Христианство: общая характеристика христианства как мировой монотеистической религии.
23. Христианское Священное Писание и Священное Предание: структура и специфика; канонические и апокрифические тексты.
24. Раннее христианство: апостолы и становление христианской церкви; особенности возникновения и устройства раннехристианских общин; гонения на христиан в Римской империи; катакомбные храмы.
25. Вселенские Соборы: борьба раннего христианства с соперниками (гностицизм, митраизм, зороастризм) и ересями (арианство, несторианство, монофизитство).
26. Основы христианского вероучения: содержание «Символа веры» (догмат о Троице; догмат о природе Христа; догмат об исхождении Святого Духа; догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа; догмат о Втором пришествии).
27. Православие: особенности православного вероучения и культа (литургия, таинства).
28. Православные посты и праздники: посты многодневные и однодневные; основные типы праздников (праздник праздников, великие двунадесятые праздники, великие праздники, средние, малые праздники и дни местночтимых святых).
29. Иерархия священства в Русской православной церкви: чёрное и белое духовенство; три чина священства (диакон, иерей, архиерей); монашество и монастыри.
30. Католицизм: особенности вероучения и культа, их различия с православием.
31. Протестантизм: характеристика протестантизма как реформационного движения в западном христианстве; история возникновения и общие положения вероучения и культа.
32. Лютеранство: Мартин Лютер и история становления лютеранства; современное состояние; особенности вероучения, обрядности и церковной структуры.
33. Кальвинизм. Жан Кальвин и история становления кальвинизма; современное состояние; особенности вероучения (учение о божественном предопределении; протестантская этика),
34. Англиканство: Генрих VIII и английская реформация; особенности вероучения и обрядности, история становления и современное состояние англиканства.
35. Второй этап реформации (баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники): общая характеристика; основные черты вероучения, обрядности и церковной структуры.
36. Ислам: общая характеристика ислама как мировой монотеистической религии; Пророк Мухаммед и возникновение ислама; характеристика и структура вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна).
37. Ислам: особенности мусульманского вероучения и культа; «Пять столпов ислама»; Шариат; устройство и назначение мечети.
38. Ислам в современном мире: течения в исламе (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм.
39. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и религии.
40. Экуменическое движение: сущность доктрины и форма реализации.


Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.4 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) keroor.com
Э2 Музей истории религии www.gmir.ru
Э3 Курс в Moodle на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Эволюция религии в современном мире» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Так, например, лекция «Характеристика определений эволюция религи» предполагает сообщение студенту категориального аппарата, при помощи которого в дальнейшем будет предоставляться информация о специфике изменений в сфере религиозной жизни. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. В курсе «Эволюция религии в современно мире» целесообразно обратиться к учебнику «Религиоведение», содержащему информацию об основных этапах эволюции религиозных систем. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании. В курсе «Эволюция религии в современном мире» студентам необходимо помнить об эволюции основных религиозных систем, поэтому целесообразно обратиться к основной учебной литературе.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия. Самостоятельная работа по кутсу «Эволюция религии в современном мире» предполагает поиск литературы, характеризующей процессы секуляризации и сакрализации в основных религиозных системах.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.