МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Д.А. Маракулин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Национальная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., доцент П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., доцент П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.являются: овладение студентами терминологии национальной безопасности, формирование знаний об основных тенденциях развития теории национальной и региональной безопасности, навыков их применения при анализе тех новых вызовов и угроз, с которыми сталкиваются как национальные государства, так и система международных отношений в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-4.1 Использует информационно коммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
ОПК-4.2 Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-11.1. Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-11.2. Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.1. Использует информационно- коммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры;
ОПК-4.2. Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция понятия национальной безопасности в мировой политике
1.1. Основные подходы к определению национальной безопасности Лекции 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Традиционные концепции национальной безопасности Практические 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Традиционные концепции национальной безопасности Сам. работа 8 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Ключевые термины национальной безопасности
2.1. Национальные ценности Лекции 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Национальные интересы Практические 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Национальные интересы Сам. работа 8 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Типология национальных интересов
3.1. Угрозы национальной безопасности Лекции 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Средства обеспечения национальной безопасности Практические 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Средства обеспечения национальной безопасности Сам. работа 8 11 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Система национальной безопасности
4.1. Личность, общество, государство как составляющие элементы национальной безопасности Лекции 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Внешние свойства системы национальной безопасности Практические 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Внешние свойства системы национальной безопасности Сам. работа 8 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Нормативно-правовая база национальной безопасности РФ
5.1. Теоретические концепции однополярного мира Практические 8 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Теоретические концепции однополярного мира Сам. работа 8 14 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Межгосударственные органы системы коллективной безопасности
6.1. Международный терроризм Практические 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Международный терроризм Сам. работа 8 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4961

Оценка сформированности компетенции
УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Под системой обеспечения национальной безопасности следует понимать:
А) состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз
Б) совокупность взаимодействующих органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности, осуществляющих меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.
И) совокупность сбалансированных интересов государства, социальных, политических и иных структур общества, а также личности.
Г) верны все высказывания

2. Информация – это:
А) документированная информация, доступ к которой ограничивается согласно российскому законодательству
Б) передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации
В) сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность
Г) верны все высказывания

3. Информационная система – это:
А) организационно упорядоченная совокупность документов и информационным технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы
Б) отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)
В) процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации
Г) верны все высказывания

4. Выбрать верное высказывание:
А) Государственная политика в области обеспечения безопасности не является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер
Б) Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Министр Финансов Российской Федерации
В) Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации
Г) Граждане и общественные объединения не участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности
5. Национальные интересы России – это:
А) совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в международной, экономической, информационной, внутриполитической, социальной, пограничной, военной, экологической и других сферах
Б) интересы, заключенные в обеспечении высокого уровня жизни народа
В) интересы, заключенные в обеспечении суверенитета, упорядочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями
Г) верны все высказывания

6. Выбрать неверное высказывание:
А) Совет Безопасности является конституционным
совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности
Б) Совет Безопасности формируется и возглавляется депутатами Государственной Думы Российской Федерации
В) Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации
Г) в целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета
7. Координацию деятельности по обеспечению безопасности не осуществляет
А) Президент Российской Федерации
Б) Совет Безопасности
В) Правительство Российской Федерации
Г) Коллегиальный исполнительный орган

8. В состав Совета Безопасности не входит
А) Председатель Совета Безопасности Российской Федерации
Б) Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
В) постоянные члены Совета Безопасности
Г) Член Верховного суда

9. Источниками угроз национальной безопасности в области
повышения качества жизни могут стать такие факторы, как:
А) кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем
Б) усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов
В) а) и b) верны
Г) а) и b) неверны

10. Угрозами военной безопасности являются:
А) политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере
Б) разведывательная и иная деятельность специальных
служб и организаций иностранных государств
В) деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти
Г) экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране

11. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются:
А) сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики
Б) снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами
В) ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики
Г) Все ответы верны

12. Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать:
А) усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности
Б) совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом
В) повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере
Г) Все ответы

13. Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:
А) Уровень безработицы
Б) Уровень роста потребительских цен
В) Уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта
Г) Все ответы верны

14. Национальным интересом не является:
А) государственный интерес
Б) императив самосохранения государства
В) императив самосохранения науки
Г) интерес гражданского общества
Д) внешнеполитическая деятельность

15. Национальная безопасность должна определяться
А) интересами крупного бизнеса
Б) интересами отдельных социальных групп
В) долгосрочными интересами страны в целом
Г) интересами государственного аппарата

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Г
2. Г
3. Г
4. В
5. Г
6. Б
7. Г
8. Г
9. B
10. A
11. Г
12. Г
13. Г
14. В
15. B

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено 60% и более заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. Формирует и возглавляет Совет Безопасности ________.
2. Национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности национальных _____ Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.
3. Стратегия национальной безопасности является _____ законом.
4. Первоначальным уровнем национальной безопасности является безопасность _______.
5. Информационные _____ являются угрозой государственной и общественной безопасности.
6. Расширение _____ является угрозой государственной безопасности.
7. _____ является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.
8. Укрепление правопорядка и политической ______ общества является одной из задач обеспечения национальной безопасности РФ.
9. К угрозам национальной безопасности в международной сфере относится возникновение ______ вблизи государственных границ.
10. К интересам общества в соответствии с Концепцией национальной безопасности относится ______ и территориальная независимость России.
11. Государственный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров относится к мерам совершенствования государственной инновационной и промышленной ______.
12. Важнейшими национальными интересами являются защита личности, общества и ______.
13. К силам обеспечения национальной безопасности относятся ______ Силы.
14. Одним из способов осуществления террористического акта является уничтожение _______ средств.
15. Национальные интересы Российской Федерации – это объективно значимые потребности личности, общества и государства в ______ и устойчивом развитии.
16. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого ______ Российской Федерации.
17. Обеспечение национальной безопасности - реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических и иных мер, направленных на противодействие ______ национальной безопасности.
18. Угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную ______ причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации.
19. Система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов ______ власти и находящихся в их распоряжении инструментов.
20. Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития сопровождаются снижением эффективности системы глобальной ______.
21. Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к игнорированию основных прав и свобод ______.
22. В условиях нарастающей геополитической напряженности внешняя политика Российской Федерации должна способствовать повышению устойчивости системы международных отношений, опирающейся на ______ право.
23. Реализация Российской Федерацией государственной политики в области обеспечения национальной безопасности способствует повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, политического, военного и духовного ______ России.
24. Рост геополитической нестабильности и конфликтности, усиление межгосударственных противоречий сопровождаются повышением угрозы использования _____ силы.
25. Основным фактором, определяющим положение и роль Российской Федерации в мире, становится ______ качество человеческого потенциала.
26. Национальными интересами являются сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния _____.
27. Контроль за ходом реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации осуществляется в рамках Ежегодного доклада _____ Совета Безопасности Российской Федерации.
28. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику _____ Сил Российской Федерации
29. Основой системы норм, регламентирующих деятельность по обеспечению национальной безопасности в нашей стране, является _____ Российской Федерации.
30. Основным связующим звеном между национальной безопасностью и международным правом является Министерство ______ дел Российской Федерации.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Президент РФ
2. интересов
3. федеральным
4. человека
5. войны
6. НАТО
7. коррупция
8. стабильности
9. конфликтов
10. суверенитет
11. политики
12. государства
13. Вооруженные
14. транспортных
15. безопасности
16. развития
17. угрозам
18. возможность
19. публичной
20. безопасности
21. человека
22. международное
23. потенциала
24. военной
25. высокое
26. граждан
27. Секретаря
28. Вооруженных
29. Конституция
30. иностранных

ОПК-4 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

1. Выберите правильное определение.
А) Экстремизм – это теория и практика применения запрещенных, «крайних», насильственных методов достижения национальных, религиозных, политических целей;
Б) Экстремизм – это приверженность национальным, религиозным или политическим взглядам, отличающимся от общепринятых;
В) Экстремизм – это призывы к совершению противоправных действий по национальным, религиозным или политическим мотивам;
Г) Экстремизм – это совершение противоправных действий по национальным, религиозным или политическим мотивам.

2. Что из нижеперечисленного является признаком религиозного экстремизма?
А) Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности;
Б) Пропаганда необходимости изменения государственно-политического строя в сторону приведения его в соответствие с религиозной политико-правовой концепцией;
В) Пропаганда религиозных нравственных ценностей и критика нравственных ориентиров большинства граждан данного государства;
Г) Пропаганда религиозных нравственных ценностей и критика нравственных ориентиров представителей других религий.

3. К какому из видов экстремизма относятся группировки скинхедов?
А) Националистический экстремизм;
Б) Религиозный экстремизм;
В) Политический экстремизм;
Г) Криминальный экстремизм.

4. К какому из видов экстремизма относятся сторонники запрещенной национал-большевистской партии?
А) Националистический экстремизм;
Б) Религиозный экстремизм;
В) Политический экстремизм;
Г) Криминальный экстремизм.

5. К экстремистской деятельности (экстремизму) относится:
А) Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
Б) Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
В) Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
Г) Все ответы верны.

6. Что из нижеперечисленного в соответствии с законодательством России не относится к экстремистским действиям:
А) Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
Б) Передвижение на автотранспортном средстве с флагом России;
В) Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
Г) Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики.

7. Укажите основные направления противодействия экстремистской деятельности:
А) Предупреждение, выявление, пресечение экстремистской и террористической деятельности;
Б) Борьба с похищением людей и захватом заложников, пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности;
В) Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Г) Выявление экстремистской и террористической деятельности.

8. Какое из нижеперечисленных высказываний не является верным?
А) К нацистской символике относятся левосторонняя свастика, птица-гриф, «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
Б) К нацистской символике относятся левосторонняя свастика, руны «СС», «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
В) К нацистской символике относятся агитационные политические плакаты гитлеровской Германии, руны «СС», «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
Г) К нацистской символике относятся агитационные политические плакаты гитлеровской Германии, левосторонняя свастика, «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью).

9. Федеральный список экстремистских материалов официально располагается на:
А) Сайте Министерства юстиции России;
Б) Сайте Министерства внутренних дел России;
В) Сайте Федеральной службы безопасности России;
Г) Сайте администрации Президента России.

10. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности устанавливаются:
А) Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ;
Б) Уголовным и административным законодательством России;
В) Оба ответа правильные;
Г) Оба ответа неправильные.

11. Участие в несанкционированном митинге перед администрацией субъекта России, которое осуществлялось методом «флеш-моб» относится к:
А) Экстремистскому действию;
Б) Нарушению норм законодательства о массовых мероприятиях;
В) При квалификации этого действия как экстремистского необходимо учитывать мысли человека перед участием;
Г) При квалификации этого действия как экстремистского необходимо учитывать последствия этого митинга.

12. На каком основании организация признается экстремистской и подлежит ликвидации:
А) Указа Президента Российской Федерации;
Б) Постановления Правительства Российской Федерации;
В) Решения суда;
Г) Постановления Генерального прокурора Российской Федерации.

13. Какие меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, осуществляют федеральные органы государственной власти:
А) Профилактические меры;
Б) Воспитательные меры;
В) Пропагандистские меры;
Г) Все вышеперечисленное.

14. Какое из нижеперечисленных средств сотрудник полиции не имеет право применять как специальное при пресечении экстремистских преступлений?
А) Газовые средства;
Б) Электрошоковые устройства повышенной опасности;
В) Домашних животных;
Г) Бронемашины и водометы.

15. Массовые мероприятия классифицируются:
А) На управляемые и немноголюдные;
Б) На зрелищные и агитационные;
В) На неуправляемые и широкомасштабные;
Г) По количеству жителей в населенном пункте.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. А
3. А
4. В
5. Г
6. Б
7. В
8. А
9. А
10. A
11. Б
12. В
13. Г
14. В
15. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено 60% и более заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. В соответствии со ст. 282.1. УК РФ - экстремистское сообщество – это организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения преступлений _____ направленности.
2. Понятие экстремизм включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение ______ целостности Российской Федерации.
3. Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых ______ принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
4. Экстремистские материалы – предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению _______ деятельности.
5. Противодействие экстремистской деятельности включает в себя принятие профилактических мер, направленных на ______ экстремистской деятельности.
6. Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ______ распространение экстремистских материалов.
7. В случае осуществления экстремистской деятельности религиозным объединением ее деятельность может быть запрещена по решению ______.
8. Перечень общественных и религиозных объединений, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, подлежит опубликованию в «______ газете».
9. В начале июля _____ года В.В. Путиным была утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».
10. В 2020 году в Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что страна «чтит память защитников ______».
11. Указом Президента РФ от 30 июля 2021 года № 442 была создана Межведомственная комиссия по ______ просвещению.
12. Мотивом экстремизма является стойкая неприязнь и (или) нетерпимое отношение, испытываемое лицом к другим гражданам, их группам вследствие ______ с их взглядами.
13. Слово «экстремизм» в переводе с латыни означает «______».
14. Основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций стала сеть ______.
15. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является ______.
16. Терроризм – это идеология ______.
17. Терроризм связан с ______ населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
18. Экстремистские организации стремятся использовать религию как инструмент для ______ в свои ряды новых членов.
19. Экстремистские организации стремятся использовать религию как средство для разжигания и обострения межконфессиональных и межэтнических ______.
20. Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ______.
21. Приверженцы радикальных течений отличаются религиозным ______.
22. К преступлениям террористической направленности относится большая часть главы 24 УК РФ «Преступления против общественной ______».
23. В структуре экстремистских преступлений наибольшее количество составляют деяния, связанные с возбуждением ______ или вражды.
24. Само слово «радикализм» образовано от латинского «______».
25. Сепаратизм – теория, политика и практика, стремление к ______.
26. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других ______.
27. Незаконная деятельность политических движений, партий, граждан, направленная на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни – это ______ экстремизм.
28. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» разработан и принят в целях защиты прав и свобод человека и ______.
29. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о ______ объединениях (статья 5.26).
30. Равноправие граждан является одним из главных достижений демократического ______.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. экстремистской
2. территориальной
3. судом
4. экстремистской
5. предупреждение
6. массовое
7. суда
8. Российской
9. 2021
10. Отечества
11. историческому
12. несогласия
13. крайний
14. Интернет
15. терроризм
16. насилия
17. устрашением
18. вовлечения
19. конфликтов
20. ислам
21. фанатизмом
22. безопасности
23. ненависти
24. корень
25. отделению (обособлению)
26. конфессий
27. политический
28. гражданина
29. религиозных
30. государства

Критерии оценки закрытых вопросов:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
Критерии оценки открытых вопросов:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не педусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Понятие национальной и региональной безопасности.
2. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права как основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: ее место в системе документов стратегического планирования Российской Федерации.
5. Законодательные акты и указы Президента Российской Федерации как правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
6. Национальная безопасность как правовая категория: понятие и содержание.
7. Национальные интересы Российской Федерации.
8. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации.
9. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в современном мире.
10. Понятие, цели и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.
11. Общая характеристика сил и средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
12. Формы и методы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.
13. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
14. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
15.Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
16. Судебный контроль в области обеспечения национальной безопасности.
17. Федеральные органы исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.
18. Специальные войска в области обеспечения национальной безопасности.
19. Органы местного самоуправления в области обеспечения национальной безопасности.
20. Понятие государственной и общественной безопасности.

Критерии оценки:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/254DBF60-F2A8-4DA2-AB6C-C0641A5B05FC
Л1.2 Кафтан В.В. Противодействие терроризму : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/33D69545-BEDE-45A3-9540-E81A32B794C0.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимов А. А. , Артемьев Н. В. , Тихонова О. Б. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность : учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Арчаков М. К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под науч. ред. Ю. А. Ермакова. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66585ADE-390B-4D4C-AA8F-98525A93F216.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Безопасности Российской Федерации www.scrf.gov.ru
Э2 Курс в Moodle "Национальная и региональная безопасность" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.