МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профилактика этнорелигиозного экстремизма и терроризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Р.А. Семенюк

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Профилактика этнорелигиозного экстремизма и терроризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Провести системный анализ экстремизма как угрозы национальной безопасности. Охарактеризовать основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-4.1 Использует информационно коммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры
ОПК-4.2 Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-11.1. Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-11.2. Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
ОПК-4.1. Использует информационнокоммуникативные технологии для поиска и обработки информации по религиоведческой проблематики на основе принципов информационной и библиографической культуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.2. Применяет методики систематизации информации с целью решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экстремизм как социально-политический феномен
1.1. Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями Лекции 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями Практические 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Экстремизм: сущность, проблема определения, соотношение со смежными понятиями Сам. работа 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Виды современного экстремизма и их региональная специфика Лекции 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Виды современного экстремизма и их региональная специфика Практические 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Виды современного экстремизма и их региональная специфика Сам. работа 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.7. Причины и условия экстремистских проявлений Лекции 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.8. Причины и условия экстремистских проявлений Практические 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.9. Причины и условия экстремистских проявлений Сам. работа 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.10. Молодежные организации экстремистской направленности в современной России Лекции 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.11. Молодежные организации экстремистской направленности в современной России Практические 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.12. Молодежные организации экстремистской направленности в современной России Сам. работа 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Государственная политика противодействия экстремизму
2.1. Правовые основы противодействия экстремизму Лекции 7 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Правовые основы противодействия экстремизму Практические 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Правовые основы противодействия экстремизму Сам. работа 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Основные направления противодействия экстремистской деятельности Лекции 7 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Основные направления противодействия экстремистской деятельности Практические 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Основные направления противодействия экстремистской деятельности Сам. работа 7 3 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности Лекции 7 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности Практические 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений экстремисткой направленности Сам. работа 7 20 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.10. Международный опыт борьбы с экстремизмом Лекции 7 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.11. Международный опыт борьбы с экстремизмом Практические 7 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.12. Международный опыт борьбы с экстремизмом Сам. работа 7 16 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.13. Экзамен 7 27 ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-11.1, УК-11.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям
экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать
им в профессиональной деятельности
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Выберите правильное определение.
А) Этнорелигиозный экстремизм – это крайние действия национально-религиозных элементов в политической жизни, направленные против другой нации и религии ради утверждения и (или) обеспечения доминирования собственной нации и религии, а также реализации связанных с ними целей;
Б) Этнорелигиозный экстремизм – это приверженность национальным, религиозным или политическим взглядам, отличающимся от общепринятых;
В) Этнорелигиозный экстремизм – это призывы к совершению противоправных действий по национальным, религиозным или политическим мотивам;
Г) Этнорелигиозный экстремизм – это совершение противоправных действий по национальным, религиозным или политическим мотивам.

2. Что из нижеперечисленного является признаком религиозного экстремизма?
А) Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности;
Б) Пропаганда необходимости изменения государственно-политического строя в сторону приведения его в соответствие с религиозной политико-правовой концепцией;
В) Пропаганда религиозных нравственных ценностей и критика нравственных ориентиров большинства граждан данного государства;
Г) Пропаганда религиозных нравственных ценностей и критика нравственных ориентиров представителей других религий.

3. К какому из видов экстремизма относятся группировки скинхедов?
А) Националистический экстремизм;
Б) Религиозный экстремизм;
В) Политический экстремизм;
Г) Криминальный экстремизм.

4. К какому из видов экстремизма относятся сторонники запрещенной национал-большевистской партии?
А) Националистический экстремизм;
Б) Религиозный экстремизм;
В) Политический экстремизм;
Г) Криминальный экстремизм.

5. К экстремистской деятельности (экстремизму) относится:
А) Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
Б) Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
В) Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
Г) Все ответы верны.

6. Что из нижеперечисленного в соответствии с законодательством России не относится к экстремистским действиям:
А) Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
Б) Передвижение на автотранспортном средстве с флагом России;
В) Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
Г) Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики.

7. Укажите основные направления противодействия экстремистской деятельности:
А) Предупреждение, выявление, пресечение экстремистской и террористической деятельности;
Б) Борьба с похищением людей и захватом заложников, пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности;
В) Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Г) Выявление экстремистской и террористической деятельности.

8. Какое из нижеперечисленных высказываний не является верным?
А) К нацистской символике относятся левосторонняя свастика, птица-гриф, «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
Б) К нацистской символике относятся левосторонняя свастика, руны «СС», «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
В) К нацистской символике относятся агитационные политические плакаты гитлеровской Германии, руны «СС», «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью);
Г) К нацистской символике относятся агитационные политические плакаты гитлеровской Германии, левосторонняя свастика, «римское приветствие» (вскинутая правая рука с открытой ладонью).

9. Федеральный список экстремистских материалов официально располагается на:
А) Сайте Министерства юстиции России;
Б) Сайте Министерства внутренних дел России;
В) Сайте Федеральной службы безопасности России;
Г) Сайте администрации Президента России.

10. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности устанавливаются:
А) Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ;
Б) Уголовным и административным законодательством России;
В) Оба ответа правильные;
Г) Оба ответа неправильные.

11. Участие в несанкционированном митинге перед администрацией субъекта России, которое осуществлялось методом «флеш-моб» относится к:
А) Экстремистскому действию;
Б) Нарушению норм законодательства о массовых мероприятиях;
В) При квалификации этого действия как экстремистского необходимо учитывать мысли человека перед участием;
Г) При квалификации этого действия как экстремистского необходимо учитывать последствия этого митинга.

12. На каком основании организация признается экстремистской и подлежит ликвидации:
А) Указа Президента Российской Федерации;
Б) Постановления Правительства Российской Федерации;
В) Решения суда;
Г) Постановления Генерального прокурора Российской Федерации.

13. Какие меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, осуществляют федеральные органы государственной власти:
А) Профилактические меры;
Б) Воспитательные меры;
В) Пропагандистские меры;
Г) Все вышеперечисленное.

14. Какое из нижеперечисленных средств сотрудник полиции не имеет право применять как специальное при пресечении экстремистских преступлений?
А) Газовые средства;
Б) Электрошоковые устройства повышенной опасности;
В) Домашних животных;
Г) Бронемашины и водометы.

15. Массовые мероприятия классифицируются:
А) На управляемые и немноголюдные;
Б) На зрелищные и агитационные;
В) На неуправляемые и широкомасштабные;
Г) По количеству жителей в населенном пункте.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. А
3. А
4. В
5. Г
6. Б
7. В
8. А
9. А
10. A
11. Б
12. В
13. Г
14. В
15. Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено 60% и более заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы:
1. В соответствии со ст. 282.1. УК РФ - экстремистское сообщество – это организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения преступлений _____ направленности.
2. Понятие экстремизм включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение ______ целостности Российской Федерации.
3. Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых ______ принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
4. Экстремистские материалы – предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению _______ деятельности.
5. Противодействие экстремистской деятельности включает в себя принятие профилактических мер, направленных на ______ экстремистской деятельности.
6. Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ______ распространение экстремистских материалов.
7. В случае осуществления экстремистской деятельности религиозным объединением ее деятельность может быть запрещена по решению ______.
8. Перечень общественных и религиозных объединений, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, подлежит опубликованию в «______ газете».
9. В начале июля _____ года В.В. Путиным была утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».
10. В 2020 году в Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что страна «чтит память защитников ______».
11. Указом Президента РФ от 30 июля 2021 года № 442 была создана Межведомственная комиссия по ______ просвещению.
12. Мотивом экстремизма является стойкая неприязнь и (или) нетерпимое отношение, испытываемое лицом к другим гражданам, их группам вследствие ______ с их взглядами.
13. Слово «экстремизм» в переводе с латыни означает «______».
14. Основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций стала сеть ______.
15. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является ______.
16. Терроризм – это идеология ______.
17. Терроризм связан с ______ населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
18. Экстремистские организации стремятся использовать религию как инструмент для ______ в свои ряды новых членов.
19. Экстремистские организации стремятся использовать религию как средство для разжигания и обострения межконфессиональных и межэтнических ______.
20. Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ______.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. экстремистской
2. территориальной
3. судом
4. экстремистской
5. предупреждение
6. массовое
7. суда
8. Российской
9. 2021
10. Отечества
11. историческому
12. несогласия
13. крайний
14. Интернет
15. терроризм
16. насилия
17. устрашением
18. вовлечения
19. конфликтов
20. ислам

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-4 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
1. Выберите верный ответ. Организует работу по оказанию медицинской и иной помощи лицам, пострадавшим в результате террористического акта, совершенного на территории субъекта Российской Федерации, и лицам, участвующим в его пресечении, проведение аварийно-спасательных работ, восстановление нормального функционирования и экологической безопасности поврежденных или разрушенных объектов в случае совершения террористического акта на территории субъекта Российской Федерации
А. Правительство Российской Федерации
Б. Президент Российской Федерации
В. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
Г. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации
2. О каком понятии идет речь? Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
А. Противодействие терроризму
Б. Предупреждение террористического акта
В. Антитеррористическая деятельность
3. Выберите неверный ответ. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом …
А. подлежат правовой и социальной защите
Б. находятся под защитой государства
В. освобождаются от службы в армии
4. Кто (что) согласно ФЗ №35-ФЗ организует и проводит в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий?
А. Органы местного самоуправления
Б. Правительство Российской Федерации
В. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации
Г. Вооруженные Силы Российской Федерации
5. Выберите неверный ответ. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
А. ограничение прав и свобод физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции
Б. беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом
В. удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств
Г. ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов
6. К понятию террористическая деятельность не относится:
А. подстрекательство к террористическому акту
Б. пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности
В. информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта
Г. выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом)
7. В соответствии с законодательством РФ за осуществление террористической деятельности следует:
А. неотвратимость наказания
Б. освободить от наказания
В. ограничения по военной службе
Г. смертная казнь
8. Выдвигаемые террористами политические требования в ходе ведения переговоров…
А. могут рассматриваться при условии согласования их с руководителем контртеррористической операции
Б. не должны рассматриваться
В. должны рассматриваться
9. Кто отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о применении группировки сил и средств, создаваемой в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона?
А. Президент Российской Федерации
Б. Оперативный штаб
В. Руководитель контртеррористической операции
10. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица…
А. подлежит возмещению
Б. нет однозначного ответа
В. возмещению не подлежит
11. Могут ли Вооруженные Силы Российской Федерации применятся для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации?
А. Нет, не могут
Б. Да, могут
В. Нет однозначного ответа
12. Какой закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом?
А. ФЗ «О противодействии терроризму»
Б. ФЗ «Антитеррористический закон РФ»
В. ФЗ «О безопасности»
13. О каком понятии идет речь? Состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
А. Контртеррористическая операция
Б. Предупреждение террористического акта
В. Антитеррористическая защищенность объекта (территории)
14. Что относится к одной из организационных основ противодействия терроризму Президента Российской Федерации:
А. организация разработки и осуществления мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма
Б. организация реализации государственной политики в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации
В. определение основных направлении государственной политики в области противодействия терроризму
15. Выражение экстремистской идеологии, крайне агрессивной позиции человека, группы людей, которые отстаивают своё мнение противоправными, преступными асоциальными действиями
А экстремизм
Б наркотизм
В преступность

Ответы
1 г
2 а
3 в
4 а
5 а
6 г
7 а
8 б
9 в
10 в
11 б
12 а
13 в
14 в
15 а.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Приверженцы радикальных течений отличаются религиозным ______.
2. К преступлениям террористической направленности относится большая часть главы 24 УК РФ «Преступления против общественной ______».
3. В структуре экстремистских преступлений наибольшее количество составляют деяния, связанные с возбуждением ______ или вражды.
4. Само слово «радикализм» образовано от латинского «______».
5. Сепаратизм – теория, политика и практика, стремление к ______.
6. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других ______.
7. Незаконная деятельность политических движений, партий, граждан, направленная на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни – это ______ экстремизм.
8. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» разработан и принят в целях защиты прав и свобод человека и ______.
9. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о ______ объединениях (статья 5.26).
10. Равноправие граждан является одним из главных достижений демократического ______.
11. Согласно ст. 205 УК РФ за терроризм предусмотрено наказание:
12. Как называется вид революционного терроризма, в основе которого идея перестроить общество на основе сформированной доктрины:
13. При захвате самолета или автобуса следует:
14. Кто чаще всего является жертвой террористов:
15. Один из методов террористов:
16. Самолет захватили террористы, в салоне только террористы и заложники. Где лучше стараться расположиться:
17. В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»:
18. Назовите орган управления или структурное подразделение министерств и ведомств РФ, задача которого- предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности с корыстными целями:
19. Терроризм сегодня многообразен и многонационален, сегодня он перестал быть государственной проблемой, он стал международным бедствием, так ли это:
20. Главной целью террористов является:

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. фанатизмом
2. безопасности
3. ненависти
4. корень
5. отделению (обособлению)
6. конфессий
7. политический
8. гражданина
9. религиозных
10. государства
11. лишение свободы на срок от 6 до 15 лет и более лет, а также пожизненное заключение
12. идеологический
13. не привлекать внимание террористов
14. жертвами могут быть любые, ни в чем не повинные люди
15. взрывы и поджоги мест массового нахождения людей, захват больниц и др.
16. около прохода, легче будет выходить
17. Франция
18. Федеральная служба безопасности РФ
19. да
20. уничтожение противника

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену
Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму.
Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: основные положения и особенности применения.
Особенности регионального законодательства в сфере противодействия экстремизму (на примере Алтайского края).
Основные принципы противодействия экстремизму.
Основные направления противодействия экстремистской деятельности.
Субъекты противодействия экстремистской деятельности.
Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Религиозные тексты против экстремизма.
Уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества.
Уголовная ответственность за организацию деятельности экстремистской организации.
Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности.
Ответственность за совершение административных правонарушений экстремисткой направленности.
Международный опыт борьбы с экстремизмом.
Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом.
Характеристика международных экстремистских организаций.
Молодежный экстремизм в РФ.
Молодежные организации экстремистской направленности в современной России.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко: М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/254DBF60-F2A8-4DA2-AB6C-C0641A5B05FC.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чирун С. Н. Проблемы экстремизма в молодёжной политике постсовременности: Москва: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Арчаков, М. К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под науч. ред. Ю. А. Ермакова.: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66585ADE-390B-4D4C-AA8F-98525A93F216.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт министрества внутренних дел РФ https://мвд.рф/
Э2 Министрество юстиций РФ minjust.ru
Э3 Курс в Moodle "Профилактика этнорелигиозного экстремизма и терроризма" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Экстремизм и национальная безопасность», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности.
Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика.
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.
После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать.
В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.
В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам.
При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.
Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.
При выполнении практических заданий по результатам анализа соответствующего нормативного правового акта, обучающимся необходимо подготовить тестовые задания в количестве от 10 до 20 штук. Каждое тестовое задание должно помимо вопроса содержать четыре варианта ответов, один из которых – правильный (выделить полужирным шрифтом).
Доклад студента – это оценочное средство, при котором студент представляет публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской и научной темы.
При подготовке к докладу необходимо изучить нормативные правовые акты и специальную литературу по вопросу. Выступление студента с докладом не должно превышать 7 минут.
Эссе – оценочное средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Обучающимся предлагается подготовить эссе на одну из предложенных выше тем.
Эссе должно отвечать следующим основным требованиям (система оценивания):
- соответствовать одной из предлагаемых тем;
- отражать индивидуальную позицию автора;
- демонстрировать умение автора обосновывать свои суждения.
Текст эссе должен быть завершенным и структурированным.
Технические требования к оформлению эссе: формат Word, 1,5 интервал, шрифт Times New Roman, 14 кегль. Размеры полей: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 1 см, левое – 3 см. Объём эссе должен быть не менее 3 и не более 5 страниц машинописного текста (эссе может быть представлено как на электронном носителе, так и в распечатанном виде). При использовании цитат в сносках указывается источник высказывания.
Титульный лист эссе должен содержать:
- полное наименование образовательной организации;
- название темы;
- данные об авторе: фамилия, имя, отчество, группа, электронная почта;
- сведения о научном руководителе, оказавшем консультативную или методическую помощь (если таковой имеется).
Тестирование – это оценочное средство, направленное на оценку владения терминологическим аппаратом и конкретными профессиональными знаниями. Тестирование проводится с помощью раздаточного материала (тестовых заданий). На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 10 вопросов.
Экзамен проводится в письменной форме. Билет содержит два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. На ответ студенту отводится 40 минут.