МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 60
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 12
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 12 12 12 12
Итого 60 60 60 60

Программу составил(и):
преподаватель, Кшуева Е.В.

Рецензент(ы):
канд.ист.наук, доцент, Алейников А.В.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее место в мировой и европейской цивилизации, сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)
Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.
Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
Содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире
Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Российская империя на рубеже XIX-XX вв.
1.1. Экономическое развитие России в эпоху империализма (конец XIX - начало ХХ вв.) Лекции 1 2 ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 3 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Внешняя политика России в конце XIX - начале ХХ вв. Русско-японская война Практические 1 2 ОК 6, ОК 5 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Становление думской монархии и многопартийности в России Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Россия в годы Первой Мировой войны (август 1914 - февраль 1917 гг.) Практические 1 2 ОК 3, ОК 1 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Русская культура Серебряного века (конец XIX начало ХХ вв.)(устный опрос) Сам. работа 1 4 ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Советская Россия и СССР в 1917-1939 гг.
2.1. Февральская революция в России (февраль - март 1917 г.) Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Развитие революции в июле – октябре 1917 г. и приход большевиков к власти (октябрь - ноябрь 1917 г.) Практические 1 4 ОК 6, ОК 5 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Гражданская война в России (1918-1920 гг.) Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Образование СССР и внутрипартийная борьба за власть Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Культурное и научное строительство В СССР в 1917-1939 гг.(устный опрос) Сам. работа 1 2 ОК 9, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Строительство основ социализма в СССР. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства в конце 1920-1930-х гг. Практические 1 2 ОК 12, ОК 8 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Внешняя политика СССР в 1930-х гг. Практические 1 2 ОК 6, ОК 5 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. СССР во Второй Мировой войне
3.1. Начало Великой Отечественной войны Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Анализ текста источника: Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (23.08.1939 г.)(устный опрос) Сам. работа 1 2 ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.) Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Второй период Великой Отечественной войны (19 ноября 1942 г. - 31 декабря 1943 г.) Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Третий период Великой Отечественной войны (январь 1944 - 2 сентября 1945 гг.) Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. СССР во Второй Мировой войне Практические 1 4 ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Послевоенное развитие СССР в 1945-1985 гг.
4.1. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период (1945-1953) Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Духовное и культурное развитие СССР в1945-1953 гг. (устный опрос) Сам. работа 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Лекции 1 2 ОК 9, ОК 6, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Внешняя политика СССР в 1953-1984 гг. Практические 1 4 ОК 9, ОК 7 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Экономическое и социальное развитие СССР в 1953-1984 гг. Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Общественная и культурная жизнь СССР в 1965-1984 гг. (устный опрос) Сам. работа 1 2 ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Перестройка и гибель СССР (1985-1991 гг.)
5.1. Первый и второй этапы «перестройки» (1985-1989 гг.) Лекции 1 2 ОК 8, ОК 5, ОК 2 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Россия в XX веке (тест) Практические 1 2 ОК 11, ОК 10, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 1 0 ОК 12, ОК 11, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, контрольные упражнения, творческие задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=11798

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В каком году появилась Древняя Русь:
а) 822 г.;
б) 890 г.;
в) 882 г.;
г) 980 г.

2. Крещение Руси произошло в _____ г.:
а) 980 г.;
б) 988 г.;
в) 1097 г.;
г) 1016 г.

3. Верховным божеством у славян считался:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Сворог;
г) Велес.

4. Древнейшая русская летопись называлась:
а) «Повесть временных лет»;
б) «Слово о погибели русской земли»;
в) «Слово о полку Игореве»;
г) «Задонщина».

5. В каком году состоялся Любечский съезд князей?
а) 1090 г.;
б) 1097 г.;
в) 1077 г.;
г) 1112 г.

6. Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси?
а) рекруты;
б) рядовичи;
в) стрельцы;
г) дружина.

7. Кого на Руси называли боярами?
а) младших дружинников князя;
б) старших дружинников князя;
в) представителей духовенства;
г) народных ополченцев.

8. Полюдье - это:
а) сбор дани с вассальных владений;
б) прошение милостыни у людей;
в) сбор людей на ярмарке;
г) народное собрание.

9. К предпосылкам образования Древнерусского государства относят:
а) крещение Руси;
б) принятие «Русской правды»;
в) великое переселение народов;
г) необходимость отпора внешним врагам.

10. Первая княжеская усобица в Киевской Руси произошла после смерти:
а) Рюрика;
б) Святослава;
в) Олега;
г) Ярослава.

Ключ:
1.В
2.Б
3.Б
4.А
5.Б
6.Г
7.Б
8.А
9.Г
10.Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Образование древнерусского государства со столицей в Киеве произошло в____году
2. Социально-экономический и политический строй Древней Руси составляли ______и свободные крестьяне -общинники
3. Восточные славяне в древности представляли собой группу народностей которая включала в себя ____племен
4. Завоевательные походы великих князей Руси включают в себя византийский поход Олега _______в 907 году
5. Становления Древнерусского государства проходило в несколько этапов и первый этап это начало__________века
6. Борьба с кочевниками на Руси шла с самого начала момента образования государства, и длилось более _____лет.
7. Становления Древнерусского государства происходило одновременно с раннефеодальными империями в Западной ______ и Азии.
8. Принятие христианства на Руси считается 28 июля ____года
9. Древняя Русь в орбите европейской политики и торговли имела дипломатические отношения со многими странами Европы, постоянная торговля велась с западными соседями :Чехией._____,Болгарией, Венгрией.
10. Основные достижения внутренней политики Владимира Мономаха насчитывают ____пунктов.

Ключ:
1.882
2.Общинные землевладения
3. 30
4.Вещего
5.8
6.900
7.Европе
8.988
9.Польшей
10.7

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В каком году был введен Юрьев день:
а) 1425 г.;
б) 1497 г.;
в) 1389 г.;
г) 1505 г.

2. Окончательное присоединение Новгорода произошло в _____ г.:
а) 1497г.;
б) 1359 г.;
в) 1478 г.;
г) 1425 г.

3. Какое из названных событий произошло в XIV в.
а) Куликовская битва;
б) принятие Судебника Ивана III;
в) битва на реке Калке;
г) покорение Твери.

4. Кто был противником новгородского войска в Невской битве?
а) датчане;
б) немецкие рыцари;
в) шведы;
г) монголы.

5. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси было(а):
а) Рязанское княжество;
б) Тверское княжество;
в) Новгородская земля;
г) Суздальско-Нижегородское княжество.

6. В чем заключалась зависимость русских земель от власти монголо-татарских ханов?
а) в участии войск русских князей в походах монголов в Азию;
б) в прямом управлении монгольских наместников русскими княжествами;
в) в выплате дани ханам и утверждении ими русских князей на их престолах;
г) в разделе русских княжеств между монгольскими племенами.

7. Кто из московских князей впервые принял титул «Великий князь всея Руси»?
а) Дмитрий Донской;
б) Василий Темный;
в) Иван III;
г) Василий III.

8. В каком году состоялась битва на реке Калке?
а) в 1238 г.;
б) в 1236 г.;
в) в 1223 г.;
г) в 1240 г.

9. Какое из названных событий произошло вXIIIв.?
а) Куликовская битва;
б) битва на реке Шелони;
в) Невская битва;
г) введение Юрьева дня.

10. Причины возвышения Москвы среди других русских земель (укажите неверный ответ):
а) удачное географическое положение;
б) поддержка церкви;
в) союз Москвы и Новгорода;
г) умелая политика московских князей.

Ключ:
1.Б
2.В
3.А
4.В
5.Б
6.В
7.В
8.В
9.В
10.В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Монгольское нашествие на Русь шло с декабря 1237 по февраль _______года
2. Культура русских земель в до конца X была_________, с конца Х началась христианская.
3.В _____веке началось усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.
4. Нашествие монголов на Русь началось во главе с ханом ___________
5. Последствием установления ордынского ига было исчезновение традиции решать опросы на ________
6. Куликовская битва состоялась в гг.
7. Иван ____ознаменовал и конец ордынского владычества.
8. Создание единого Русского государства ознаменовало присоединение _____земли к Москве
9. Собирание русских земель вокруг Москвы заняло свыше ____лет
10. Реформы Ивана Калиты привели к формированию государственности с центром в городе____

Ключ:
1.1241
2. Языческой
3.12
4.Батыем
5.Вече
6.1380
7.3
8.Новгородской
9.200
10.Москве

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Союзником Ивана III в борьбе с Большой Ордой был(а):
а) Польша;
б) Казанское ханство;
в) Крымское ханство;
г) Турция.

2. Боярская дума - это:
а) аристократический совет при царе;
б) сословно-представительный орган власти;
в) орган центрального управления;
г) законодательный орган власти.

3. Ближайший сподвижник Ивана IV Грозного в опричнине был:
а) Иван Висковатый;
б) князь М.И. Воротынский;
в ) Малюта Скуратов;
г) удельный князь В.А. Старицкий.

4. В период правления Ивана IV Грозного в России начинает складываться:
а) абсолютная монархия;
б) сословно-представительная монархия;
в) конституционная монархия;
г) раннефеодальная монархия.

5. Митрополит, открыто выступивший против опричнины:
а) Афанасий;
б) Филипп;
в) Пимен;
г) Иов.

6. Первый в истории Земский собор был созван в ______ г.:
а) 1547 г.;
б) 1549 г.;
в) 1550 г.;
г) 1551 г.

7. Опричная политика Ивана Грозного способствовала:
а) созданию органов сословного представительства;
б) установлению неограниченного царского правления;
в) принятию законов, ограничивающих власть царя;
г) единению и сплочению русского общества.

8. Храм Василия Блаженного в Москве был воздвигнут в честь:
а) рождения Ивана Грозного;
б) присоединения Смоленска к Москве;
в) взятия Казани войском Ивана Грозного;
г) присоединения Астрахани к Москве.

9. Кто предположительно был автором «Домостроя»?
а) священник Сильвестр;
б) митрополит Макарий;
в) Иван Пересветов;
г) Иван Грозный.

10. В каком году окончательно завершилось объединение русских земель?
а) в 1515 г.;
б) в 1510 г.;
в) в 1497 г.;
г) в 1500 г.

Ключ:
1.В
2.А
3.В
4.Б
5.Б
6.Б
7.Б
8.В
9.А
10.Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Иван IV, имел прозвище Иван________
2. Воеводы Ивана Грозного в _____году взяли Астрахань укрепив тем самым безопасность Руси
3. Ливонская война: военные действия велись на территории современной территории ______, Латвии и северо -восточной Белоруссии.
4. Политика «опричнины» заключалась в: конфискации феодального имущества,_________,проведение репрессивных мер
5. Поход Ермака в Сибирь имел продолжительность с 1581 по _______
6. Социально-экономическое положение Русского государства в XV-XVI вв. было ознаменовано окончательным освобождением от________
7. Целью реформ 1550-х гг.было укрепление власти и улучшения положения ________
8. После смерти Ивана Грозного на престол вошел царевич________
9. Пресечение ветви династии Рюриковичей произошедшей в 1598г. Было избрание на престол Бориса __________
10. Смутное время в истории России проходило с 1598 по ____год

Ключ:
1.Грозный
2.1556
3.Эстонии
4.борьбе с изменой среди бояр и князей
5.1584
6.Ордынского ига
7.Дворянства
8.Федор
9.Годунова
10.1613

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какое название получили центральные органы управления?
а) министерства;
б) приказы;
в) ведомства;
г) указы.

2. Какие страны вошли в состав Речи Посполитой?
а) Ливонский орден и Литва;
б) Швеция и Польша;
в) Швеция и Дания;
г) Польша и Литва.

3. Какое событие произошло в 1547 году?
а) венчание Ивана IV на царство;
б) осада Казани;
в) начало боярского правления;
г) издание Судебника.

4. В каком году Лжедмитрий выступил в поход Москву?
а) 1600 г.;
б) 1604 г.;
в) 1605 г.;
г) 1610 г.

5. Под каким именем в 1600 г. был насильственно подстрижен в монахи Федор Никитич Романов – отец будущего первого царя из новой династии?
а) Аввакум;
б) Филарет;
в) Питирим;
г) Гермоген.

6. Какое из перечисленных событий произошло в 1613 г.?
а) избрание на царство Бориса Годунова;
б) начало польской интервенции;
в) освобождение Москвы от поляков;
г) избрание на царство Михаила Романова.

7. В царствование царя Алексея Михайловича:
а) произошел церковный раскол;
б) было учреждено патриаршество;
в) Русь приняла православие;
г) был учрежден Синод.

8. Последователи протопопа Аввакума и других церковных дея¬телей, отказавшихся принять церковную реформу патриарха Никона, назывались:
а) старообрядцами;
б) язычниками;
в) стригольниками;

г) нестяжателями.
9. Какой из названных законодательных актов регулировал все стороны общественной жизни России в ХVII в.?
а) «Табель о рангах»;
б) «Свод законов Российской империи»;
в) «Русская правда»;
г) «Соборное уложение».

10. Какое событие произошло в 1654 г.?
а) издание Жалованной грамоты дворянству;
б) присоединение к России Левобережной Украины;
в) принятие Соборного уложения;
г) подписание Ништадтского мира со Швецией.

Ключ:
1.Б
2.Г
3.А
4.Б
5.Б
6.Г
7.А
8.А
9.Г
10.Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Михаил Романов положил начало становления ___________
2. Восстановление экономики Российского государства после смуты ознаменовало расширение пахотных угодий , активному заселению _____и Сибири
3. Экономическое и социальное развитие России при Алексее Михайловиче ознаменовало осуществление денежной реформы в 50г гг. ______века
4. К народным выступлениям XVII в. можно отнести: восстание под руководством Хлопка Косолапа, восстание Ивана Болотникова и _______бунт
5. Внешняя политика Алексея Михайловича повлияла на присоединение _______ к России
6. Социально-экономические реформы первых Романовых привели к ликвидации _________, жители которых ранее освобождались от общих налогов и повинностей.
7. Соборное уложение _____ года ознаменовало окончательное закрепощение крестьян.
8. Реформы ______ привели к расколу церкви XVII в.
9. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы в начале XVII в., поспособствовали появлению при дворе своеобразной газеты под названием_____с известиями об иностранных событиях
10. Проявлением внешней политика царя Михаила Федоровича можно считать пересмотр мирных соглашений с Речью Посполитой и ______

Ключ:
1.Абсолюцизма
2.Поволжья
3.17
4.Соляной
5.Украины
6.Белых слобод
7.1649
8.Патриарха Никона
9.Куранты
10.Швецией

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»?
а) сражение при Лесной;
б) взятие Нарвы;
в) взятие Нотенбурга;
г) сражение при Гросс-Егерсдорфе.

2. Петр I стал единовластным правителем в _____ г.:
а) 1682 г.;
б) 1696 г.;
в) 1689 г.;
г) 1721 г.

3. Азовские походы Петра Великого:
а) 1695 г., 1696 г.;
б) 1696 г., 1698 г.;
в) 1689 г., 1697 г.;
г) 1694 г., 1695 г.

4. Главной целью Северной войны была:
а) борьба за выход в Черное море;
б) борьба за выход в Азовское море;
в) борьба за выход в Каспийское море;
г) борьба за выход в Балтийское море.

5. Армия при Петре I формировалась из:
а) стрельцов;
б) рекрутов;
в) солдат;
г) гвардейцев.

6. Полтавская битва состоялась в _____ г.:
а) 1682 г.;
б) 1709 г.;
в) 1704 г.;
г) 1705 г.

7. Новые органы управления, введенные Петром Великим, назывались:
а) министерства;
б) ведомства;
в) приказы;
г) коллегии.

8. В 1703 г. Петром I был заложен:
а) Орешек;
б) Астрахань;
в) Санкт-Петербург;
г) Кременчуг.

9. По новому закону служба делилась на гражданскую и военную:
а) табель о рангах;
б) табель о единонаследии;
в) табель о званиях;
г) табель о гордости.

10. При Петре I государство было поделено на:
а) станы и области;
б) волости и станы;
в) губернии и провинции;
г) области и уезды.

Ключ:
1.А
2.Б
3.А
4.Г
5.Б
6.Б
7.Г
8.В
9.А
10В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. При правлении Петра I. Одной из его его основных реформ можно считать новое____и календарь.
2. Экономическое развитие России в 1700-1725 гг.,обусловило изменения в промышленности, __________хозяйстве, торговле, усиление налогового гнета.
3. Внешняя политика Петра Великого была направлена на поиск выхода____
4. Экономическое развитие и внутренняя политика России в XVIII веке знаменует собой то, что при Екатерине II усилился абсолютизм и ______
5. Внутренняя политика Петра I, знаменует собой создание Правительствующего Сената и ____коллегий.
6. После возникновение Российской империи появился титул _____
7. Российская культура при Петре I, притерпела некоторые изменения в традициях, а именно : введение новых правил в одежде, курения и торговля____,создание общественного театра.
8. Великое посольство просуществова с 1697по ____г.
9. Главные значения реформ Петра I в экономической сфере: налоговая реформа, ________реформа, торговая реформа, промышленная реформа.
10. Дворцовые перевороты в Росси случались с ____по 1762

Ключ:
1. Летоисчисление
2.Сельском
3.В открытое море
4.Позиция дворянства
5.11
6.Император
7.Табаком
8.1698
9.Денежная
10.1725

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Название «Жалованная грамота» связано с правлением:
а) Петра I;
б) Анны Иоанновны;
в) Екатерины II;
г) Павла I.

2. Кто из монархов XVIII в. был не грамотен, но знал на слух 5 языков?
а) Екатерина I;
б) Екатерина II;
в) Петр III;
г) Анна Иоановна.

3. Ассамблеи появились в России в царствование:
а) Петра I;
б) Екатерины II;
в) Елизаветы Петровны;
г) Петра III.

4. К какому результату для России привела внешняя политика Екатерины II?
а) присоединение Сибири;
б) присоединение Северного Причерноморья;
в) присоединение Средней Азии;
г) присоединение Китая.

5. В середине XVIII в. Россия принимала участие в войне, вошедшей в историю как:
а) Семилетняя;
б) Северная;
в) Отечественная;
г) Пятилетняя .

6. В каком году был убит российский император Павел I?
а) 1798 г.;
б) 1790 г.;
в) 1801 г;
г) 1800 г.

7. «Чумной бунт» в Москве прошел в ______ г.:
а) 1770 г.;
б) 1771 г.;
в) 1777 г.;
г) 1765 г.

8. Семилетняя война длилась:
а) 7 лет;
б) 10 лет;
в) 3 года;
г) 5 лет.

9. Восстание под предводительством Пугачева началось в ______ г.:
а) 1771 г.;
б) 1772 г.;
в) 1773 г.;
г) 1769 г.

10. В каком году было подписано два законодательных акта: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи»?
а) 1783 г.;
б) 1788 г.;
в) 1785 г.;
г) 1776 г.

Ключ:
1.В
2.А
3.А
4.Б
5.А
6.В
7.Б
8.А
9.В
10.В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Во внутренней политики России в середине и второй половине XVIII в. произошли изменения, появились частные мануфактуры принадлежащие______
2. Россия при Екатерине II. ознаменовалась политикой просвещенного _______
3. Внешняя политика России во второй половине XVIII в привела к ликвидации Крымского_____, и выходу к теплым морям.
4. Причины «дворцовых переворотов» были в разногласии между дворянскими группами по отношению к __________наследию
5. «Век Просвещения» это эпоха просвещения и _________в XVIII в.
6. Основными реформами Елизаветы Петровны были: денежная реформа, установление монополии ______для дворян и помещиков, учреждение русского театра.
7. При возвышение европейской культуры в Российской империи при Елизавете Петровне было: расцвет поэзии, исследования и экспансия, признание______реформации в Англии
8. Экономика России во второй половине XVIII в. характеризовалась _______развитием экономики и торговли.
9. Военные реформы Императора Павла I. привели к следующим мероприятиям :введение новых уставов, введение новой _____формы на прусский манер, запрет дворянам записывать детей на службу до совершенолетия
10. Внезапная смерть в _____г. императора Павла I привела к большим последствиям в государстве.

Ключ:
1.Дворянам
2.Абсолютизма.
3.Ханства
4.Петровскому
5.Образования
6. Винокурения
7.Протестантской
8.Экстенсивным
9.Военной
10.1801

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите годы правления Императора Александра I:
а) 1801-1825 гг.;
б) 1825-1855 гг.;
в) 1855-1881 гг.;
г) 1800-1815 гг.

2. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят в:
а) 1803 г.;
б) 1800 г.;
в) 1881 г.;
г) 1842 г.

3. Вторжение французской армии в Россию началось в:
а) марте 1812 г.;
б) мае 1812 г.;
в) июне 1812 г.;
г) августе 1812 г.

4. Славянофилы считали, что:
а) у России самобытный путь развития;
б) Россия повторяет западноевропейский путь развития;
в) Россия повторяет азиатский путь развития;
г) Россия объединяет в себе европейский и азиатский путь развития.

5. Бородинское сражение состоялось:
а) 1 июня 1812 г.;
б) 6 июля 1812 г.;
в) 26 августа 1812 г.;
4) 6 октября 1812 г.

6. Укажите годы правления Императора Николая I:
а) 1801-1825 гг.;
б) 1825-1855 гг.;
в) 1855-1881 гг.;
г) 1881-1894 гг.

7. Какое название носил программный документ «Южного общества» декабристов:
а) «Русская Правда»;
б) «Судебник»;
в) «Конституция»;
г) «Полное собрание законов Российской империи».

8. Указ об «обязанных крестьянах» был принят в:
а) 1803 г.;
б) 1842 г.;
в) 1861 г.;
г) 1881 г.

9. Укажите событие, происходившее с 4 октября 1853 г. по 18 марта 1856 г.:
а) оборона Севастополя;
б) Отечественная война 1812 г.;
в) Крымская война;
г) Кавказская война.

10. В России с 1839 г. денежной единицей, обеспечивающей кредитные билеты, становится:
а) золотой рубль;
б) серебряный рубль;
в) червонец;
г) гривенник.

Ключ:
1.А
2.А
3.В
4.А
5.В
6.Б
7.А
8.Б
9.В
10.Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Внешняя политика России в 1801-1812 гг. ознаменовалась в южным направлением войной с Персией, а в западном войной с _______
2. Правление Александра I. Продолжалось с 1801 по____год.
3. Внутренняя политика императора Александра I.в 1801-1806 гг.привела ко многим либеральным реформам например открытию_______и гимназий
4. Проект государственного устройства М. Сперанского привел к введению к ____законов
5. Социально-экономическое положение Российской империи первой половины XIX в. привело к кризису _______системы и росту отходничества крестьянских повинностей
6. В культуре России при Императоре Александре I.доминировала культура позднего____или ампира.
7. Отечественная война 1812 г.: одной из ее причин было несогласие России с _____блокадой
8. ___________сражение состоялось в 812 году
9. Заграничный поход русской армии война шестой колонизации состоялась с _____по 1814 гг.
10. Венский конгресс 1814-1815 гг. ознаменовал выработку системы договоров направленных на восстановление феодально - абсолютистских _______

Ключ:
1.Наполеоном
2.1825
3.Лицеев
4.Государственных
5.Крепостной
6.Классицизма
7.Континентальной
8.Бородинское
9.1813
10.Монархий

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Оценивая эту битву Наполеон сказал: "Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой". О каком сражении идёт речь?
а) битва у Малоярославца;
б) битва под Смоленском;
в) битва у Бородино;
г) битва у Тарутино.

2. В результате победы России в Отечественной войне 1812 г.:
а) к России отошло побережье Средиземного моря;
б) Франция присоединилась к континентальной блокаде;
в) Александра I провозгласили "императором французов";
г) Возрос международный авторитет России.

3. Укажите годы правления Императора Николая I:
а) 1801-1825 гг.;
б) 1825-1855 гг.;
в) 1855-1881 гг.;
г) 1881-1894 гг.

4. Какая война России была самой длительной в XIX в.?
а) Кавказская;
б) Русско-иранская;
в) Русско-турецкая;
г) Русско-китайская.

5. Какую функцию выполняло III отделение царской канцелярии, созданное Императором Николаем I?
а) политического сыска;
б) прокурорского надзора;
в) правовой защиты;
г) цензуры.

6. Под чьим руководством в середине XIX в. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи?
а) А. Аркачеева;
б) М. Милорадовича;
в) В. Кочубея;
г) М. Сперанского.

7. Как называют время культурного развития России в первой половине XIX века?
а) Серебряный век;
б) Золотой век;
в) Бронзовый век;
г) Платиновый век.

8. Автором многотомного труда «История государства Российского» являлся:
а) М. Погодин;
б) Н. Карамзин;
в) Т. Грановский;
г) С. Соловьев.

9. Славянофилы считали, что:
а) у России самобытный путь развития;
б) Россия повторяет западноевропейский путь развития;
в) Россия повторяет азиатский путь развития;
г) Россия объединяет в себе европейский и азиатский путь развития.

10. Укажите событие, происходившее с 4 октября 1853 г. по 18 марта 1856 г.:
а) оборона Севастополя;
б) Отечественная война 1812 г.;
в) Крымская война;
г) Кавказская война.

Ключ:
1.В
2.Г
3.Б
4.А
5.А
6.Г
7.Б
8.Б
9.А
10.В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Открытые:
1. Внутренняя и внешняя политика России при Николае I ,была направлена на сохранение и приобретение _______, и укрепление новых границ.
2. Политика России в 1814-1825 гг.приобрела более консервативный характер, однако все еще разрабатывались планы ________реформ.
3. Крымская война:одной из ее причин было противостояние между Россией, _______, и европейскими государствами.
4. Общественные движения при Императоре Николае I: в эту эпоху получили развития три направления общественного движения это были либерализм,_______, консерватизм.
5. Восстание декабристов произошло в_______г.
6. Социально-экономическое развитие России второй четверти XIX века ознаменовали такие события как: выход из общественного кризиса,развитие промышленности, массовый приток________, начало индустриализации.
7. Культура и быт России XIX в. зависел от ___________ принадлежности
8. Политикой России на Кавказе вXIX в было ________и стабильности в регионе.
9. Оборона Севастополя в Крымской войне происходила с 1854 по___г.
10. Русская православная церковь при Императоре Николае I имела сложные отношения с ________ и западными христианами.

Ключ:
1.Территорий
2.Либеральных
3.Турцией
4.Радикальные движения
5.1825
6.Иностранного капитала
7.Сословной
8.Укрепления контроля
9.1855
10.Старообрядцами

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Всесословные выборные органы местного самоуправления, созданные по реформе 1864 г., назывались:
а) земства;
б) старосты;
в) магистраты;
г) съезды.

2. Что НЕ входило в программу военной реформы Александра II?
а) создание юнкерских училищ;
б) сокращение срока службы;
в) ужесточение телесных наказаний;
г) освобождение от службы единственных кормильцев семьи.

3. Как называлась организация народников, созданная в 1876 г.?
а) «Хлеб и соль»;
б) «Серп и молот»;
в) «Земля и воля»;
г) «Воля или смерть».

4. В какой срок, согласно Манифесту об отмене крепостного права, крестьяне должны были погасить долг перед государством?
а) 25 лет;
б) 30 лет;
в) 37 лет;
г) 49 лет.

5. Годы правления Императора Александра II:
а) 1825-1855 гг.;
б) 1855-1881 гг.;
в) 1881-1894 гг;
г) 1860-1888 гг.

6. Согласно реформы 1864 г. земства учреждались в:
а) губерниях;
б) уездах;
в) городах;
г) сёлах.

7. Когда был подписан Манифест об отмене крепостного права?
а) 19 февраля 1861 г;
б) 19 февраля 1857 г.;
в) 1 февраля 1861 г.;
г) 1 февраля 1857 г.

8. Представители общественной мысли 1840—1850-х гг., признававшие самобытность исторического пути России, выступавшие против ее европеизации, назывались:
а) Раскольниками;
б) Западниками;
в) Славянофилами;
г) Социалистами-утопистами.

9. Главным идеологом теории «официальной народности» был:
а) С. Уваров;
б) Е. Канкрин;
в) В. Белинский;
г) П. Вяземский.

10. Какая война России была самой длительной в XIX в.?
а) Кавказская;
б) Русско-иранская;
в) Русско-турецкая;
г) Русско-китайская.

Ключ:
1.А
2.В
3.В
4.В
5.Б
6.А
7.А
8.В
9.А
10.А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Открытые:
1. Основные реформы Александра II: крестьянская,_________, реформа высшего и среднего образования,финансовая, судебной системы,цензурная,городская,военная.
2. «Восточный вопрос» при Александре II касался взаимоотношений со слабеющей _________империей.
3. Восстание в Польше в 1863-1864 гг. было направлено на восстановление __________в границах 1772г.
4. Общественное движение 50-70-х гг. XIX в.: ___________,либеральное, радикально- демократическое.
5. Внешняя политика Александра II ознаменовала, что Россия объявила войну___________.
6. Александр II вошел в историю как великий __________.
7. Отмена крепостного права произошла в ________г.
8. Символом окончания Кавказской войны при Александре II можно считать ________молебен отслуженный по случаю победы.
9. Политическая ситуация в Российской империи в период правления Императора Александра II сложилась благоприятным образом для _________реформ.
10. Экономика России в 90-х гг. XIX в стала периодом __________экономики России.

Ключ:
1.Земская
2.Османской
3.Речи посполитой
4.Консервативное
5.Турции
6.Реформатор
7.1862
8.Благодарственный
9.Развития
10.Взлета

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-10 Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что было причиной Октябрьской революции?
а) объединение кадетов и монархистов в один антиреволюционный лагерь;
б) начало I мировой войны;
в) расстрел мирной демонстрации рабочих в Петрограде;
г) неспособность Временного правительства решить важнейшие вопросы, стоявшие перед страной.

2. Годы правления Императора Александра III:
а) 1881-1894 гг.;
б) 1880-1900 гг.;
в) 1855-1881 гг;
г) 1825-1855 гг.

3. Условия мира, заключенного по итогам войны, которую вела Россия в 1877-1878 гг., были пересмотрены на конгрессе, проводившемся в:
а) Вене;
б) Париже;
в) Берлине;
г) Петербурге.

4. Какая партия была самой многочисленной в период 1905-1907 гг.?
а) кадеты;
б) большевики;
в) октябристы;
г) эсеры.

5. В начале XX в. власть в России принадлежала:
а) Николаю II;
б) Александру I;
в) Временному правительству;
г) Александру II.

6. К 1905 г. не относится:
а) манифест 17 октября;
б) начало первой русской революции;
в) начало-русского японской войны;
г) конец русско-японской войны.

7. Меньшевики представляли:
а) российскую социал-демократию;
б) буржуазно-либеральное движение;
в) русский анархизм;
г) монархическое движение.

8. Лидер меньшевиков:
а) В. Чернов;
б) В. Ульянов;
в) П. Милюков;
г) Л. Мартов.

9. Крупнейшее морское сражение русско-японской войны:
а) Чесменское;
б) Гангутское;
в) Цусимское;
г) Синопское.

10. Что было причиной Первой русской революции 1905 г.?
а) усиление крепостного права;
б) смерть Александра III;
в) начало русско-турецкой войны;
г) отсутствие у населения политических прав и свобод.

Ключ:
1.Г
2.А
3.В
4.Г
5.А
6.В
7.А
8.Г
9.В
10.Г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Контрреформы Императора Александра III были своего рода попыткой возвращения к_________временам.
2. Император Александр III как имел прозвище _________
3. Социально-экономическое положение России в конец XIX в. можно описать как рост в отраслях: металлургии,строительство _______,сельское хозяйство.
4. Внутренняя политика Александра III носила ________ характер
5. Политическую ситуацию в государстве в начале XX в. можно разбить на 3 главных спорных вопроса: аграрный,_______,национальный.
6. Основной «горячей» проблемой внешней политики России в 1904-1095г. была___________ .
7. Первая русская __________произошла в 1905-1907 г
8. Основоположником аграрной реформы начала XX в.был________
9. Политическая и общественная жизнь в России в 1906 ознаменовало появление первой ________думы.
10. Социально-экономические преобразования в России при Николае втором ознаменовало по количеству______________реформ.

Ключ:
1.Дореформационным
2.«Царь-миротворец».
3.Железных дорог
4.Реакционный
5.Рабочий
6.Русско-японская война
7.Революция
8.Столыпин
9.Государственной
10.11

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Причиной Февральской революции было:
а) падение авторитета монарха и монархии;
б) образование партий большевиков и эсеров;
в) поражение России в русско-японской войне;
г) расстрел мирного шествия рабочих к Зимнему Дворцу.

2. Годы правления Императора Николая II:
а) 1855-1861 гг.;
б) 1894-1917 гг.;
в) 1881-1894 гг.;
г) 1825-1855 гг.

3. По итогам послевоенного устройства Европы собрался:
а) Венский конгресс;
б) Берлинский конгресс;
в) Бухарестский конгресс;
г) Берлинский процесс.

4. Решением исполкома Петроградского Совета от 12 октября 1917 г. был создан ВРК. Его лидером был:
а) Л.Д. Троцкий
б) В.И. Ленин
в) В. Антонов – Авсеенко
г) П.Е. Дыбенко.

5. Временное правительство являлось:
а) пролетарской властью;
б) буржуазной властью;
в) крестьянской властью;
г) царской властью.

6. Николай II отрекся от власти в пользу:
а) сына Алексея;
б) брата Михаила.
в) Учредительного собрания;
г) не отрекался.

7. Февральская революция привела к:
а) принятию демократической революции;
б) уничтожению монархии;
в) образованию социалистического государства;
г) созданию нового монархического государства.

8. Революционные события в Петрограде начались:
а) стихийно;
б) по призыву и под контролем большевиков;
в) с провокации немецких агентурных служб;
г) не начинались вовсе.

9. Первым председателем Временного правительства был:
а) Г.Е. Львов;
б) Г.Е. Гучков;
в) А.Ф. Керенский;
г) В.И. Ленин.

10. Парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти, называлось:
а) РСДРП;
б) Двоевластие;
в) Учредительное собрание;
г) Совет.

Ключ:
1.А
2.Б
3.Б
4.В
5.Б
6.А
7.Б
8.А
9.А
10.В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») – 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») – 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «отлично») – 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «отлично») – 0-49% правильных ответов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Начальный этап развития рабочего движения ознаменовывался открытием в России ___________кружков.
2. Революция 1917 г. : после революции к власти пришли __________.
3. Социал-демократическое движение раскололось в начале 20в. На социал-демократов на большевиков и ____________.
4. Первая мировая война проходила с 1914 по________г.
5. Итоги Первой мировой войны: ликвидация четырех империй, появление на карте Европы новых независимых государств, лишении России и Германии_________________.
6. Дата образование Коминтерна 4 марта ________года.
7. Парижская мирная конференция была создана _____________.
8. Гражданская война в России в 1918-1922 гг.: основные бои велись между _______армией и вооруженными силами белого движения.
9. Становление советской государственности октябрь _______ – июль 1918г.
10. Экономическая политика Советской власти в годы гражданской войны. Политика ознаменована политикой ______________.

Ключ:
1.Марксисских
2.Большевики
3.Меньшинеков
4.1918
5.Части территорий
6.1919
7.Державами победителями
8.Рабоче-Крестьянской
9.1917
10.«Военного коммунизма»

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Первая Конституция СССР была принята в:
а) 1918 г.;
б) 1921 г.;
в) 1922 г.;
г) 1924 г.

2. Каким термином обозначалась политика, ориентированная в 1920-х гг. на подготовку, выдвижение и использование местных национальных кадров для работы в государственных учреждениях союзных республик?
а) конфедерация;
б) стратификация;
в) автономизация;
г) коренизация.

3. Высшим исполнительным и административным (распорядительным) органом согласно Конституции в СССР стал:
а) Всесоюзный съезд Советов;
б) Совет народных комиссаров СССР;
в) Центральный исполнительный комитет;
г) Государственная дума.

4. СССР был образован в:
а) 1919 г.;
б) 1921 г.;
в) 1922 г.;
г) 1925 г.

5. Какая из перечисленных республик одна из первых вступила в СССР?
а) Латвийская ССР;
б) Узбекская ССР;
в) Украинская ССР;
г) Туркменская ССР.

6. Высшим органом законодательной власти в СССР в соответствии с первой Конституцией СССР стал:
а) Всесоюзный съезд Советов;
б) Центральный исполнительный комитет;
в) Съезд Советов СССР;
г) Совет Союза.

7. Оформление партийной диктатуры происходило при помощи:
а) репрессивно-политического аппарата;
б) выборным путем;
в) самобытным путем;
г) на основании укрепления авторитета партии.

8. Первыми декретами, провозглашенными советской властью были:
а) Декрет о земле и Декрет о мире;
б) Декрет о правах трудящихся;
в) Декрет о свержении Временного правительства;
г) Декрет о созыве Учредительного собрания.

9. ВЧК после принятия Совнаркомом декрета «Социалистическое отечество в опасности» фактически превратилась в:
а) орган розыска и следствия;
б) орган дознания;
в) орган расправы с наиболее опасными государственными преступниками;
г) орган контроля.

10. Кодификационной работой в первые годы советской власти занимались:
а) Наркомзем;
б) Президиум ВЦИК;
в) Наркомат юстиции РСФСР;
г) Секретарь РСФСР.

Ключ:
1.Г
2.Г
3.Б
4.В
5.В
6.В
7.А
8.А
9.В
10.В

Критерии оценивания:
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
2. Процедура проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет проводится в устной форме по билетам.
Студент допускается к сдаче дифференцированного зачета при условии получения не менее 50 баллов по рейтинговым баллам за семестр. Студенту, выполнившему все виды учебной работы в семестре, предусмотренные программой, успешно прошедшему все виды текущего контроля успеваемости, и набравшему за семестр более 50 рейтинговых баллов, дифференцированный зачет проставляется автоматически без его сдачи.
В ходе освоения учебной дисциплины «История» на лекционных и практических занятиях (практическая работа, тест), а также в процессе выполнения самостоятельной работы (устный опрос) были приобретены знания и умения необходимые для дальнейшего освоения специальности.

Перечень вопросов к дифференцированному зачету:
1. Экономика и политический строй России на рубеже ХIХ-ХХ вв.
2. Образование политических партий в России.
3. Революция 1905-1907 гг. в России.
4. Социально-экономическое и политическое положение России после поражения первой русской революции (1907-1914 гг.).
5. Причины, характер Первой мировой войны, отношение к войне различных классов и партий.
6. Революция 1917 г. в России.
7. Гражданская война в России.
8. Политика «Военного коммунизма».
9. НЭП.
10. Сталинская модернизация, ее политические и социально-экономические последствия.
11. Великая Отечественная война.
12. Противоречия и трудности восстановления народного хозяйства СССР в послевоенный период.
13. Новации во внутренней и внешней политике Н.С. Хрущева.
14. Политический портрет Л.И. Брежнева.
15. Перестройка М.С. Горбачева.

Критерии оцениванния
85-100 баллов (оценка «отлично») Студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, основной и дополнительной литературы; аргументировано и логично излагает материал, делает обоснованные выводы.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Студент показывает твердые знания предмета,
основной литературы; не достаточно аргументировано излагает материал, не способен дать собственную оценку поставленной проблеме.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Студент демонстрирует низкий уровень знания предмета, не способность четко и последовательно
изложить материал исследуемого вопроса, не может сделать выводов.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно) Студент демонстрирует поверхностные знания в области предмета, основной литературы; логика изложения материала и аналитическое мышление отсутствует.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под редакцией М. В. Ходякова История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Соловьев К. А. (ред.) История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования М.: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490329
Л2.3 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Замулин В.Н. «НАДО РАССЧИТЫВАТЬ НА НАМЕРЕНИЯ РУССКИХ УДЕРЖИВАТЬ РАЙОН КУРСКА». ИЗ ДОКЛАДА ОТДЕЛА «ИНОСТРАННЫЕ АРМИИ - ВОСТОК» ШТАБА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ГЕРМАНИИ. 1943 Г.: Периодическое издание «Политическая энциклопедия», 2021 www.elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.elibrary.ru ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ www.elibrary.ru
Э2 Курс Moodle "История " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 101 (филиал в г. Бийске) кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; тематические плакаты; интерактивная доска со встроенным проектором; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "История" в ходе лекционной, практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-дискуссия, лекция-визуализация (с использованием информационно-коммуникационных технологий – презентаций).
При проведении практических занятий: видео-практикум (просмотр фильма и обсуждение вопросов), тестирование, подготовка презентации с использование информационно-коммуникационных технологий.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации работы студентов малыми группами, работа с конспектом лекций и учебной литературой, с информационными образовательными ресурсами, проведении устного опроса.
Методические рекомендации к теоретическому обучению
Основной формой реализации теоретического обучения является лекция, которая представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала теоретического характера. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в оптимизации других форм организации учебного процесса.
При чтении лекций преподаватель имеет право самостоятельно выбирать формы и методы изложения материала, которые будут способствовать качественному его усвоению. При этом преподаватель в установленном порядке может использовать технические средства обучения.
Эффективность освоения студентами учебных дисциплин зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях. На лекции может быть всесторонне рассмотрена как одна тема, соответствующая одному вопросу экзамена или зачета, так и несколько смежных тем. В последнем случае лекцию следует рассматривать как «путеводитель» по тому материалу, которым должен овладеть учащийся.
Изучение дисциплины «История» требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
Правильно законспектированный лекционный материал позволяет студенту создать устойчивый фундамент для самостоятельной подготовки, дает возможность получить и закрепить полезную информацию. Именно на лекции создаются основы для эффективной и плодотворной работы с информацией, которая нужна студенту, как в профессиональной, так и в повседневной жизни.
Восприятие лекции и ее запись – это процесс постоянного сосредоточенного внимания, направленного на понимание рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть, самостоятельная работа студента на лекции заключается в осмыслении новой информации и краткой рациональной ее записи.
Правильно записанная лекция позволяет глубже усвоить материал, успешно подготовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Слушая лекцию, нужно из всего получаемого материала выбирать и записывать самое главное. Следует знать, что главные положения лекции преподаватель обычно выделяет интонацией или повторяет несколько раз. Именно поэтому предварительная подготовка к лекции позволит студенту уловить тот момент, когда следует перейти к конспектированию, а когда можно просто внимательно слушать лекцию.
Эффективность конспектирования зависит от умения владеть правильной методикой записи лекции. Конечно, способы конспектирования у каждого человека индивидуальны. Однако существуют некоторые наиболее употребляемые и целесообразные приемы записи лекционного материала.
Запись лекции можно вести в виде тезисов – коротких, простых предложений, фиксирующих только основное содержание материала. Количество и краткость тезисов может определяться как преподавателем, так и студентом. Естественно, что такая запись лекции требует впоследствии обращения к дополнительной литературе.
Методические рекомендации к практическим занятиям
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются практические (семинарские) и занятия. Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на лекционных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1. организационный
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
уяснение задания на самостоятельную работу;
подбор рекомендованной литературы;
составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы необходимо стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения и т.д.
Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект - краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью.
Методические рекомендации к самостоятельной работе
Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у студента научного способа познания.
Основные рекомендации по работе с литературой:
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того, насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1 Информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию).
2 Усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений).
3 Аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему).
4 Творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1 Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2 Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3 Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4 Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5 Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – это сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.