МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология воспитательных практик

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, Доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология воспитательных практик

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать психолого-педагогические основы профессионльной деятельности будущего педагога по воспитанию подрастающего поколения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии(в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1 Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык»
ПК-2.2 Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1. Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2. Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.

УК-3.2. Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.

ОПК-6.1. Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии(в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся.

ОПК-6.2. Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся.

ОПК-6.1. Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии(в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся.
ОПК-6.2. Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся.ОПК-3.1. Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам)совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями,
в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

ОПК-3.2. Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.

ОПК-3.3. Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и
поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.1. Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.

ОПК-4.2. Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.


ПК-2.1. Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной
деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и
спецификой учебного предмета.
ПК-2.2. Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности
ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации
коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).

ПК-2.3. Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным
представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология индивидуальности и взаимоотношений педагога с учеником
1.1. Личность и авторитет педагога. Трудности в педагогической работе Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Самодиагностика, самоанализ, самопроектирование в педагогической деятельности Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Способности к педагогической деятельности Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Диагностика способностей к педагогической деятельности Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Самоактуализация педагога Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Оценка уровня самоактуализации педагога Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Развитие коммуникативной компетентности педагога Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.8. Развитие коммуникативной компетентности педагога Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Особенности синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Психолого-педагогическое мастерство и технологии обучения
2.1. Современные подходы к педагогической деятельности Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Активные и игровые методы обучения Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Современные психологические технологии Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Сам. работа 3 82 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную ядеятельность

Вопрос 1. Какие компоненты должна включать психологическая подготовка учителя для успешной работы?
1. формирование психологической культуры;
2. психологическую компетентность в педагогической деятельности;
3. умение человека представлять себя на рынке труда.
Ответ: 1-3.
Вопрос 2. Что необходимо учителю для формирования в себе качеств психолога?
1. знание психологических особенностей человека, помогающих разобраться в людях, адекватно оценивать их состояние, настроение, поведение;
2. умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение;
3. умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям;
4. знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям.
Ответ: 1-4.
Вопрос 3. Кем должны быть учитель по В. А. Сухомлинскому?
1. педагогом;
2. психологом;
3. психотерапевтом;
4. наставником;
5. вдохновителем;
6. хранителем;
7. созидателем духовной жизни человека.
Ответ: 4-7.
Вопрос 4.Дайте определение понятию "Авторитет учителя".
1. интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами и учениками и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.
2. складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности.
3. личность учителя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на учеников.
4. формируется при высоком уровне развития педагогических умений:
1) «предметных» (научные знания);
2) «коммуникативных» (знания о своих учениках и коллегах);
3) «гностических» (знание самого себя и умение коррегировать свое поведение).
Ответ: 1-4.
Вопрос 5. Назовите показатели степени авторитетности.
1. Соотношение самооценки учителя с оценками его личности учениками и коллегами.
2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.
Ответ: 1-2.
Вопрос 6. Назовите комплексы характеристик авторитетного учителя.
1. высокая педагогическая наблюдательность;
2. уважение к ученикам;
3. стимулирование активности учеников;
4. стимулирование интеллектуальной деятельности учеников;
5. гибкость;
6. нестандартность в принятии педагогических решений;
7. удовлетворение от процесса общения с учащимися;
8. жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении;
9. наличие штампов и стереотипов в общении и преподавании;
10. монологичность общения;
11. неумение уважать и любить своих учеников независимо от их успехов в учебе.
Ответ: 1-7.
Вопрос 7. Выделите основные компоненты в деятельности учителя:
1. Конструктивная деятельность связана с отбором, умением строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности учащегося.
2. Организаторская деятельность включает организацию: своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратной связи с учениками (мнение, знания, интерес) и деятельности учащихся, их действий и поступков.
3. Коммуникативная деятельность — это совместная деятельность учителя и ученика, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности, процесс педагогического общения.
4. Рефлексивная деятельность — умение учителя анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения; стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции.
Ответ: 1-4.
Вопрос 8. Назовите основные трудности и проблемы педагогической деятельности.
1. неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;
2. недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся и неумение их учитывать;
3. неумение построить процесс общения со учениками и коллегами;
4. неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Ответ: 1-4.
Вопрос 9. Назовите пути самосовершенствования учителя.
1. познание себя;
2. тренировка воли;
3. управление эмоциями;
4. умение выйти из психологического кризиса;
5. освоение технологии педагогического общения и взаимодействия с людьми;
6. сознательное самоограничение.
Ответ: 1-6.
Вопрос 10. Назовите качества личности, на которых базируется авторитет учителя:
1. Профессионализм и глубокие знания своего предмета.
2. Умение образно и доступно излагать свои мысли.
3. Высокая общая культура и эрудиция.
4. Быстрота реакции и мышления.
5. Умение отстаивать и защищать свою точку зрения.
6. Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.
7. Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.
8. Внимательность по отношению к людям. Доброжелательность и терпеливость.
9. Строгость в сочетании со справедливостью.
10. Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.
11. Аккуратный внешний вид.
Ответ: 1-11.
Вопрос 11. Назовите качества, которые противопоказаны учителю:
1. Высокомерие, грубость, недоброжелательность.
2. Самовлюбленность.
3. Менторство.
4. Застенчивость.
5. Медленная реакция и консерватизм.
6. Стремление подавить студента.
7. Несобранность и лень.
8. Излишняя эмоциональность, взрывчатость.
9. Отсутствие педагогического мастерства.
Ответ: 1-9.
Вопрос 12. Дайте определения понятию "Рефлексия".
1. процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) с целью определения смыслов, отношений и характеризации образов действий (конструктивная функция рефлексивного механизма).
2. процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) при наличии определенных ориентиров в виде смыслов, отношений и образов действий (контрольная функция рефлексии).
Ответ: 1,2.
Вопрос 13. Назовите три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы.
1. рефлексия образа действия;
2. рефлексия в области самосознания;
3. рефлексия профессиональной деятельности.
Ответ: 1-3.
Вопрос 14. Назовите основные страхи учителя.
1. Страх равнодушия со стороны студентов.
2. Страх отрицания сказанного со стороны студентов.
3. Страх, что все будут заниматься своими делами.
4. Страх большой аудитории.
5. Страх направленного внимания большого количества студентов.
б. Страх показаться смешным.
7. Страх критики со стороны администрации.
8. Страх неумения установить оптимальную дистанцию со студентами, страх показаться фамильярным.
9. Страх разочаровать студентов, если они хорошо относятся к преподавателю.
10. Страх дать недостаточно нужную информацию, стыд тратить напрасно время студентов.
11. Страх тишины и внимательного отношения к себе.
12. Страх непонимания со стороны студентов.
13. Страх ответственности.
14. Страх, что не будут любить.
Ответ: 1-14.
Вопрос 15. Назовите признаки, по которым у обучающихся складывается первое впечатление об учителе.
1. Внешние данные (манера держаться, как вошел в аудиторию, представился ли студентам, выразительность лица, жестикуляция);
2. Особенности первой лекции (речь, эмоциональность, умение излагать материал, сразу переходить к делу);
3. Отношение к студентам (требовательность, умение следить за поведением студентов, контакт со студентами, внимание к ним;
4. Проявляемая эрудиция, интеллект.
Ответ: 1-4.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности?
Ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.
Вопрос 2. Дайте определение понятию "Педагогическая направленность".
Ответ: система ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении.
Вопрос 3. Назовите составляющие педагогической направленности.
Ответ: направленность на обучаемого; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.
Вопрос 4. В состав педагогических способностей И. А. Зимняя, Л. А. Григорович включают:
Ответ: дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские, авторитарные, прогностические и способность к распределению внимания.
Вопрос 5. В педагогических способностях выделяются группы:
Ответ:
− чувствительность к обучаемому;
− коммуникативность — расположение к людям, доброжелательность, общительность;
− перцептивные способности — профессиональная зрелость, эмпатия, педагогическая интуиция;
− динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
− эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;
− креативность — способность к творчеству.
Вопрос 6. Какой деятельности касаются специальные способности педагога?
Ответ: приобретение знаний, умений и навыков и способности к воспитанию личности.
Вопрос 7. Какие способности можно отнести к способностям к обучению, учению и научению?
Ответ:
− способность видеть и чувствовать понимание обучаемого, устанавливать степень и характер такого понимания;
− способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
− способность доступного изложения материала, обеспечения его понимания всеми обучаемыми;
− способность строить процесс обучения с учетом индивидуальности обучаемых;
− способность использовать педагогические технологии в учебном процессе;
− способность организовать опережающее развитие обучаемых;
− способность совершенствовать своё педагогическое мастерство;
− способность передавать свой опыт другим;
− способность к самообразованию и самосовершенствованию.
Вопрос 8. Назовите педагогические способности, направленные на воспитательный процесс.
Ответ:
− способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать (способность к эмпатии);
− способность быть примером для подражания;
− способность в воспитательном процессе учитывать индивидуальные особенности;
− способность находить нужный стиль общения, добиваться расположения и взаимопонимания;
− способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди воспитуемых.
Вопрос 9. Дайте определение понятию "Коммуникативные способности".
Ответ: способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия. В психологической литературе выделяется несколько групп коммуникативных способностей:
Вопрос 10. Назовите группы коммуникативных способностей.
Ответ:
• Познание другогочеловеком. Эта группа способностей включает оценку человека как личности, отдельных черт личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
• Познание самого себя. Предполагает оценку своих знаний, оценку своих способностей, оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
• Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Вопрос 11. Дайте определение понятию "Педагогическая профессия".
Ответ: искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности.
Вопрос 12. Назовите составляющие специальных способностей.
Ответ:
- конструктивные (способность строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности студента);
- организаторские (способность организовать свою педагогическую деятельность и деятельность студента);
- коммуникативные (способность устанавливать правильные взаимоотношения со студентами и коллегами);
- рефлексивные (умение анализировать свою педагогическую деятельность, оценивать себя, свои поступки и действия).
Вопрос 13. Дайте определение понятию «Самоактуализация».
Ответ: означает совокупность сущностных личных свойств человека; деятельность, имеющая вещественный результат; осуществление задуманного.
Вопрос 14. Дайте определение понятиб "Самоактуализирующаяся личность".
Ответ: человек, имеющий свободу творить себя и свою жизнь, превращая в праздник, в увлекательную игру самую рутинную деятельность.
Вопрос 15. Дайте характеристики способностей по Б. М. Теплову.
Ответ:
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;
- благоприятная предпосылка для их формирования.
Вопрос 16. Назовите кмпоненты структуры личности по К.К. Платонову.
Ответ:
1. Биологически обусловленные особенности.
2. Особенности ее отдельных психических процессов.
3. Уровень подготовленности, опыта.
4. Социально обусловленные качества.
Вопрос 17. Назовите составляющие психологического портрета личности.
Ответ: темперамент, характер, способности; направленность (деловая, личностная, коммуникативная); интеллектуальность; эмоциональность; тревожность, устойчивость; волевые качества;общительность; самооценка; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.
Вопрос 18. Дайте определение понятию "Акцентуация характера".
Ответ: чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющаяся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим.
Вопрос 19. Дайте определение понятию "Педагогическое общение".
Ответ: взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров.
Вопрос 20. Дайте определение понятию "Синдром эмоционального выгорания".
Ответ: синдром, возникающий на фоне хронического стресса без соответствующей психо-эмоциональной разрядки, ведущий к эмоционально-энергетическому истощению работающего человека.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
Л1.2 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.3 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель Б. Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современном вузе: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Курс "Психологические основы педагогической деятельности" portal.edu.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.