МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастное и кризисное психологическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 21
индивидуальные консультации 90
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 21 21 21 21
Консультации 90 90 90 90
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
старший преподаватель, Фишер Ю.А.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Возрастное и кризисное психологическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н.доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н.доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является овладение студентами принципами и содержанием деятельности возрастного психолога; формирование у студентов практических навыков возрастно-психологического консультирования в логике возрастно-нормативных моделей развития человека. Данная цель конкретизируется в ряде задач:
• обобщение и структурирование знаний студентов о закономерностях развития в целом, в отдельные возрастные периоды, соотнести основные понятия «Возрастной психологии» с принципами практической работы психолога;
• определение специфики психологического консультирования как одного из видов психологической помощи и деятельности практического психолога;
• ознакомление студентов с особенностями психологического обследования ребенка, с рядом психодиагностических методик, применяемых в ходе диагностического этапа возрастно-психологического консультирования;
• формирование у студентов навыков применения конкретных психодиагности-ческих методик в ходе возрастно-психологического консультирования, навыков взаимо-действия с клиентом;
• развитие представлений студентов о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и психического развития ребенка;
• развитие у студентов способности к анализу конкретных проблемных ситуаций консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК -5 Способен к ведению профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты
ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям
ПК-9 Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся.
ПК-10 Способен проводить индивидуальное и групповое психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, межличностных взаимоотношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О возрастно-психологическом консультировании как сфере практики осуществляющей реализацию важнейшей задачи возрастной психологии – контроль за психическим развитием ребенка. Основные принципы возрастно-психологического консультирования, его специфику по сравнению с другими направлениями практической деятельности психолога, знать особенности каждого из этапов работы с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.Студенты должны уметь прослеживать взаимосвязи возрастно-психологического консультирования с фундаментальными теоретическими дисциплинами, такими, как общая, возрастная и педагогическая психология и психологическое консультирование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подбора диагностических методик в соответствии с проблемой клиента, навыками проведения диагностических процедур и анализа полученных результатов, уметь представлять полученные данные в психологическом заключении. Иметь навыки консультирования родителей по различным проблемам детского развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастно-психологическое консультирование
1.1. Взаимосвязь возрастной психологии и возрастно-психологического консультирования. Лекции 8 2 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Специфика возрастно-психологического консультирования Лекции 8 2 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие о психологической информации. Сам. работа 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Понятие психологической помощи. Сравнительный анализ видов психологической помощи. Сам. работа 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Понятие о психологической информации. Свойства психологической информации. Критерии достоверности психологической информации Лабораторные 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Характеристика этапов возрастно-психологического консультирования
2.1. Этапы возрастного психологического консультирования. Лекции 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Правила организации времени и места консультации. Возможности клиента и консультанта в выборе места и времени работы. Лекции 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Этические нормы консультирования. Консультации 8 26 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Первый этап – этап сбора первичной информации. Основные задачи консультанта на данном этапе Практические 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Анализ жалобы, запроса и проблемы клиента. Лекции 8 4 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Возможные барьеры общения и пути их преодоления. Правила проведения беседы с родителями. Сам. работа 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Характеристика диагностического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы диагностики психического развития Практические 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Основные принципы возрастно-психологической диагностики в отечественной психологии. Структура возраста как основание для построения целостного психологического диагноза. Консультации 8 26 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Понятие «нормы» в психологии развития. Сам. работа 8 3 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Методы исследования социальной ситуации развития ребенка (генограмма, совместная деятельность, игра, рисунок, лепка в психологической консультации). Лекции 8 6 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Методическое обеспечение этапа диагностического обследования. Классификация диагностических средств психолога-консультанта Консультации 8 6 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Общие рекомендации к построению обследования. Тестовое и клиническое обследование. Консультации 8 6 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Лабораторные 8 11 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Схема наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в процессе обследования. Практические 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Ознакомление с конкретными психодиагностическими методиками в практике возрастно-психологического консультирования: опрос, тесты, проективные методики Сам. работа 8 4 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза. Сам. работа 8 4 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Особенности аналитического этапа возрастно-психологического консультирования. Основные принципы анализа полученной информации Практические 8 1 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Основные «блоки» психологического заключения. Схема составления психологического заключения. Лекции 8 4 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Проблема психологического прогнозирования. Сам. работа 8 3 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Понятие «условно-вариативного» прогнозирования, его значение для дальнейшей коррекционной работы. Сам. работа 8 2 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Характеристика заключительного этапа возрастно-психологического консультирования. Содержание итоговой беседы с родителями. Консультации 8 16 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.22. Правила проведения итоговой беседы с родителем. Проблема поиск адекватного языка для сообщения психологического диагноза родителю. Консультации 8 4 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.23. Родительский клуб как форма психологического консультирования. Детско-родительские группы. Консультации 8 6 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.24. Этап коррекционно-развивающей работы. Разработка коррекционно-развивающих программ Практические 8 2 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.25. Общая характеристика формирующих и проектирующих методов в возрастно-психологическом консультировании. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. Сам. работа 8 2 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.26. Пути коррекции психологических трудностей детей разных возрастных групп. Практические 8 4 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.27. Итоговая аттестация по курсу Экзамен 8 27 ПК -5, ПК-9, ПК-6, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования

1. Что составляет основу психического здоровья ребенка? (один ответ)
А.полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза
Б.состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
В.естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений
Г.состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта, наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики
ОТВЕТ: А

2. В практике психологического консультирования используются различные модели, объясняющие причины трудностей развития ребенка-это: (один ответ)
А. социально-психологическая (интеракционистская) модель
Б.верны все варианты
В.педагогическая модель
Г.медицинская модель
ОТВЕТ: Б

3. Психологическим механизмом психокоррекции является: (один ответ)
А. стимуляция
Б.интериоризация
В.интеграция
Г.дезадаптация
Д.фасилитация
ОТВЕТ: Б

4. Завершением кризиса подросткового возраста является. (один ответ)
А.обретение идентичности
Б.предрешенность
В.инфантильность
Г.инфантильная идентичность
ОТВЕТ: А

5.Одним из механизмов психологической защиты является... (один ответ)
А.интеграция
Б.реинкарнация
В.сублимация
Г.агглютинация
ОТВЕТ: В

6. Развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек в юности называется (один ответ)
А.половой дифференциацией
Б.направленностью личности
В.лидерским отличием
Г.ролевой структурой
ОТВЕТ: А

7. По мнению Э.Эриксона, период от 12 до19 характеризуется психосоциальным кризисом… (один ответ)
А. «автономия против стыда, сомнение»
Б.«инициативность против вины»
В.«интимность против изоляции»
Г.«эго-идентичность против ролевого смешения»
ОТВЕТ:Г

8. Изменения чувствительности, зависящие от условий среды, носят название: (один ответ)
А. адаптации
Б.приспособления
В.синтезии
Г.рецепции
ОТВЕТ:А

9. Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается.... (один ответ)
А. социальными условиями
Б.эмоциональной сферой
В.психическим развитием
Г.физическим развитием
ОТВЕТ:В

10. Какое некорректное поведение свойственно консультанту, когда он «сходит» с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце». (один ответ)
А. морализирование
Б.самолюбование
В.контрперенос
Г.демонстрация негативных реакций
ОТВЕТ:А

11. Психолого-педагогическое консультирование решает следующие задачи:
а) Разработка методов диагностического изучения.
б) Уточнение проблемы, с которой столкнулся клиент.
в) Оказание помощи родителям (супругам) в выявлении их психогенных отклонений, других причин дезорганизованного поведения и выборе адекватной нормы действий в воспитательной ситуации.
ОТВЕТ: в

12. Контингенты психолого-педагогического консультирования:
а) Неблагополучные семьи
б) Подростки с девиантным поведением
в) Классные руководители
г) Все ответы верные
ОТВЕТ: г

13 Выделите различия между психотерапией и консультацией:
а) Являются видами психологической помощи клиенту (предполагают помощь клиенту в решении проблем, с которыми он самостоятельно не может справиться)
б) Помогают клиенту посмотреть на себя с новой точки зрения, осознать истинные мотивы своего поведения и неконструктивные способы их реализации
в) Помогают получить новый опыт преодоления проблемной ситуации
г) Охватывают преимущественно ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания.
ОТВЕТ: г

14. Осознание «там, где было «Оно» должно быть «Я» является целью
а) Гуманистического консультирования
б) Психоаналитического консультирования
в) Бихевиориального консультирования
ОТВЕТ: б

15. Установите соответствие между теоретическим направлением в консультировании и авторами-основателями
А. Психоаналитическое
Б.Гуманистическое
В.Экзистенциальное
Г. Бихевиористкое
1) Р. Мэй
2) З. Фрейд
3) К. Роджерс
4) И. Павлов
ОТВЕТ: а-2, б-3, в-1, г-4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Возрастной кризис, связанный с первым опытом обучения и приобретением ребенком чувства автономности, самоутверждения, называется: •
ОТВЕТ: кризисом 3 лет

2. Возрастной кризис, связанный с перестройкой познавательных процессов, с формированием у ребенка произвольности, расширением сферы его общения, установлением отношений в новом коллективе, называется: •
ОТВЕТ: кризисом 7 лет

3. Возрастной кризис, связанный с формированием у ребенка чувства доверия или недоверия к миру, называется: •
ОТВЕТ: кризисом 1 года

4. Выход из конфликтной ситуации с помощью третьей стороны, не вовлеченной в конфликт, — это: •
ОТВЕТ: посредничество

5. Выход из конфликтной ситуации, предполагающий прямолинейное навязывание определенного решения ситуации, — это: •
ОТВЕТ: принуждение

6. Выход из конфликтной ситуации, предполагающий, что никто из участников не принимает мнения другого и ситуация доходит до взаимных оскорблений, — это: •
ОТВЕТ: конфронтация

7. Выход из конфликтной ситуации, предполагающий, что одна из сторон соглашается с претензиями другой в данный момент, чтобы снять эмоциональное напряжение, — это: •
ОТВЕТ: сглаживание

8. Выход из конфликтной ситуации, сопровождающийся открытым обсуждением мнения сторон и принятием решения, приемлемого для всех, — это: •
ОТВЕТ: компромисс

9. Групповая форма работы психолога с педагогами, учащимися, родителями, являющаяся эффективным методом обучения и коррекции профессиональных навыков, — это: •
ОТВЕТ: тренинг

10. Действия, не соответствующие официально установленным и фактически сложившимся в данном обществе нормам и приводящие нарушителя к изоляции, исправлению или наказанию, — это: •
ОТВЕТ: девиантное поведение

11. Дети и подростки, подвергающиеся в повседневной жизни воздействию различных факторов риска, — это: •
ОТВЕТ: дети «группы риска»

12. Дефицит общения, недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми — это: •
ОТВЕТ: депривация

13. Деятельность, типичная для определенного возрастного этапа, с которой связано возникновение важнейших психологических новообразований — это: •
ОТВЕТ: ведущая деятельность

14. Диагностический метод оценки результатов детских продуктивных видов деятельности — это: •
ОТВЕТ: анализ продуктов детского творчества

15. Диагностический метод получения информации на основе вербальной коммуникации психолога с испытуемым — это: •
ОТВЕТ: беседа

16. Диагностический метод получения психологом информации на основе вербальной и невербальной коммуникации с испытуемым — это: •
ОТВЕТ: анкетирование

17. Готовность ребенка к обучению в школе, включающая в себя интеллектуальную, эмоциональноволевую, личностную и социально-психологическую готовность, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: психологической

18. Готовность ребенка к школе, включающая состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, мелких групп мышц и основных движений, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: физической

19. Готовность ребенка к школе, включающая умение читать, писать и считать, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: специальной

20. Готовность ребенка к школе, предполагающая запас знаний, ориентировку в окружающем мире, определенный уровень развития мышления, памяти, речи, воображения, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: интеллектуальной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса.

1. Ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него», за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А. гиперпротекция
Б. гипопротекция
В. потворствование
Г. игнорирование потребностей ребенка
ОТВЕТ: Б

2. Стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А. гиперпротекция
Б. гипопротекция
В. потворствование
Г. потворствующая гиперпротекция
ОТВЕТ: Г.

3. Какой метод воздействия на сознание клиента в психологии понимается как целенаправленный процесс и результат изменения консультантом поведения, установок, намерений, представлений, клиента в ходе взаимодействия с ним: (один ответ)
А. влияние
Б. убеждение
В. персуазия
Г. внушение
ОТВЕТ: А

4. Какой целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу клиента, осуществляетсяся через восприятие специально организованной информации без критической оценки и логической переработки объекта воздействия и оказывает влияние на течение нервно-психических и соматических процессов: (один ответ)
А. влияние
Б. убеждение
В. персуазия
Г. внушение
ОТВЕТ: Г.

5. Выберите правильный вариант ответа. К какому виду влияния относятся Сократовский диалог и прямые предписания: (один ответ)
А. направленного влияния
Б. ненаправленного влияния
В. прямого влияния
Г. косвенного влияния
ОТВЕТ: В

6. Выберите правильный вариант ответа. Какое нарушение воспитания обусловливает расширение сферы родительских чувств: (один ответ)
А.эмоциональное отвержение
Б.гиперпротекция подростка
В.жестокое обращение
Г.нет правильного варианта ответа
ОТВЕТ: Б

7. Кто из ученых считал, что самосознание не первичный, а производный факт в психологии подростка и возникает оно не путем открытия, а путем длительного развития (один ответ)
А.Выготский Л.С.
Б.Бодалев А.А.
В.Эльконин Д.Б.
Г.Давыдов В.В.
ОТВЕТ: А

8. Что является объектом воздействия в гуманистическом направлении консультирования: (один ответ)
А. поведение
Б.бессознательными психические процессы
В.становление личности
Г.активная позиция клиента
ОТВЕТ: В.


9. Подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности, развития своего потенциала через самоактуализацию рассматривается в работах (один ответ)
А. Э. Фромма
Б.А. Маслоу
В.З. Фрейда
Г.К. Юнга
ОТВЕТ: Б

10. Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. (один ответ)
А. психопрофилактика
Б. психокоррекция
В. психологическое консультирование
ОТВЕТ: А

11. Особенности и сложности психического и личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте во многом обусловлены (один ответ)
А. половым созреванием
Б. активным формированием индивидуальных особенностей
В. психоэмоциональным развитием
Г. формированием самосознания и идентичности
ОТВЕТ: А

12. Вид деятельности психолога по выявлению особенностей психического развития ребёнка, сформированности у него определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний и навыков - это: (один ответ)
А.психологическая культура
Б.психологическая коррекция
В.психологическая атака
Г.психологическое просвещение
Д.психологическая диагностика
ОТВЕТ: Д

13. Особенности и сложности психического и личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте во многом обусловлены (один ответ)
А.половым созреванием
Б.активным формированием индивидуальных особенностей
В.психоэмоциональным развитием
Г.формированием самосознания и идентичности
ОТВЕТ: А

14. Какая из нижеперечисленных концепций консультирования акцентирует внимание на сильном влиянии окружающей среды, которая формирует и сохраняет поведение человека
а) Гуманистическая
б) Бихевиористическая
в) Психоаналитическая
г) Экзистенциальная
ОТВЕТ: б

15. Общая подготовка к проведению консультирования включает в себя:
а) Оборудование места проведения консультации
б) Получение из различных доступных источников дополнительной информации о клиенте
в) Личное знакомство с клиентом, его семьей
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Готовность ребенка к школе, предполагающая принятие ребенком позиции школьника и его положительное отношение к школе, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: личностной

2. Игровая терапия, предполагающая активное участие взрослого с целью организации игры и интерпретации ребенку ее символического значения, называется: •
ОТВЕТ: направленной

3. Игровая терапия, предполагающая свободную игру ребенка и участие взрослого на правах равноправного партнера, называется: •
ОТВЕТ: ненаправленной

4. Индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения, — это: •
ОТВЕТ: тревожность

5. Квалификационные требования конкретной профессии или специальности — это: •
ОТВЕТ: профессиограмма

6. Комплекс методов, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием, — это методы ... •
ОТВЕТ: саморегуляции

7. Комплексное лечебное воздействие на человека при некоторых психических, нервных, психосоматических заболеваниях — это: •
ОТВЕТ: психотерапия

8. Компонент психологического здоровья, определяющий наличие у человека потребности в саморазвитии, называется: •
ОТВЕТ: потребностно-мотивационным

9. Компонент психологического здоровья, предполагающий владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими, называется: •
инструментальным

10. Компонент психологического здоровья, представленный ценностями собственного «я» человека и ценностями «я» других людей, называется: •
ОТВЕТ: аксиологическим

11. Кризисный период в жизни семьи, связанный с тем, что супруги узнают недостатки друг друга, происходит изменение их образа жизни, психологического статуса, — это: •
ОТВЕТ: кризис 5-7 лет

12. Кризисный период в жизни семьи, характеризующийся появлением психологической усталости друг от друга, стремлением к новизне в отношениях, — это: •
ОТВЕТ: кризис 13-18 лет

13. Людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами, обращающихся за помощью к психотерапевту, называют: •
ОТВЕТ: пациентами

14. Метод психодиагностики, предполагающий использование стандартизированных вопросов и задач с определенной шкалой значений, — это: •
ОТВЕТ: тестирование

15. Метод психологической диагностики, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях, — это: •
ОТВЕТ: наблюдение

16. Метод психотерапевтических воздействий на детей и взрослых с помощью специальных психологических сказок или литературных произведений, называется: •
ОТВЕТ: сказкотерапией

17. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игровых действий и сюжетов называется: •
ОТВЕТ: игротерапией

18. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием средств искусства называется: •
ОТВЕТ: арттерапией

19. Методы психологического исследования на основе механизма проекции, защиты и переноса личностных особенностей в конкретную ситуацию обследования называются: •
ОТВЕТ: проективными

20. Модель поведения, основанная на сокращении дистанции между людьми, самораскрытии личности в процессе общения, — это: •
ОТВЕТ: контактное взаимодействие


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике.

1. … - это специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования (один ответ)
А. техники
Б.программы
В.методики
ОТВЕТ: А

2. Подготовительный этап психологического консультирования длится … (один ответ)
А. 20-30 минут
Б.40-60 минут
В.7-10 минут
ОТВЕТ: А

3. Настроечный этап психологического консультирования длится … (один ответ)
А.5-7 минут
Б.40-60 минут
В.20-30 минут
ОТВЕТ: А

4. Помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроения. (один ответ)
А.задача психолога в педагогическом консилиуме
Б.задача психолога на индивидуальной консультации
В.задача психолога на педсовете
ОТВЕТ: А

5. Психологическая помощь оказывается: (один ответ)
А. специалистом имеющим соответствующую квалификацию
Б.психоаналитиком
В.врачом психотерапевтом
ОТВЕТ: А

6. Для определения уровня тревожности необходимо использовать: (один ответ)
А. опросник Спилберга
Б.опросник Шмишека
В.опросник Айзенга
ОТВЕТ: А

7. Для определения степени выраженности агрессивности необходимо применять: (один ответ)
А.тест Розенцвейга
Б.опросник Айзенга.
В.личностный тест Р. Кэттела
ОТВЕТ: А

8. Кем было представлено гуманистическое направление в психологии: (один ответ)
А.К. Роджерс, А. Маслоу
Б.А. Адлер
В.Э. Гуссель
ОТВЕТ: А

9. При разработке необходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованный … принцип «зоны ближайшего развития». (один ответ)
А.Л. С Выготским
Б.Л.И. Божович
В.А.Н. Леонтьевым
Г.В.В. Давыдовым
ОТВЕТ: А

10. Вид деятельности психолога по выявлениюособенностей психического развития ребёнка, сформированности у него определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений,знаний и навыков - это: (один ответ)
А. психологическая культура
Б.психологическая коррекция
В.психологическая атака
Г.психологическое просвещение
Д.психологическая диагностика
ОТВЕТ: Д

11. Под процедурами консультирования понимается
а) Совокупность психологических приемов
б) Комплекс применения медицинских мер
в) Группы, объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования
ОТВЕТ: в

12. Расположите в правильном порядке этапы консультирования
а) Настроечный
б) Диагностический
в) Рекомендательный
г) Подготовительный
д) Контрольный
ОТВЕТ: г, а, б, в, д

13. Что из перечисленного не является техникой консультирования
а) Конфронтация
б) Перефразирование
б) Интерпретация
г) Постановка вопросов
д) Рекомендация
е) Отрицание
ОТВЕТ: е

14. Целью какого этапа консультирования является, когда консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента?
а) Диагностический
б) Настроечный
в) Подготовительный
г) Контрольный
ОТВЕТ: а

15. Не является малоформилизированной методикой
а) наблюдение
б) беседа
в) тест
г) анализ продуктов деятельности
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Модель помощи семье, когда в основе семейных трудностей лежат болезни и задача консультирования — диагноз, лечение и адаптация членов семьи, называется: •
ОТВЕТ: медицинской

2. Модель помощи семье, когда консультант вместе с родителями анализирует ситуацию и намечает программу действий, ориентируясь на универсальные способы воспитания, называется: •
ОТВЕТ: педагогической

3. Модель помощи семье, когда причины трудностей лежат в области общения или личностных особенностях членов семьи, называется: •
ОТВЕТ: психологической

4. Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт, — это: •
ОТВЕТ: агрессия

5. Наблюдение за естественным развитием ребенка с целью предупреждения различных психологических трудностей и проблем — это: •
ОТВЕТ: психологическое сопровождение

6. Направление деятельности психолога, предполагающее исправление недостатков психического развития у детей, называется: •
ОТВЕТ: психокоррекция

7. Направление деятельности психолога, предполагающее проведение системы мероприятий с целью своевременного предупреждения психологических проблем, — это:
ОТВЕТ: психопрофилактика

8. Направление деятельности психолога, предполагающее систему мероприятий по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях, — это: •
психологическое просвещение

9. Направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления отклонений и нарушений в психическом развитии, — это: •
ОТВЕТ: психокоррекция

10. Наука, изучающая методы и средства сохранения, укрепления и развития здоровья человека — это: •
ОТВЕТ: психология здоровья

11. Наука, изучающая требования, предъявляемые профессиями к личностным качествам, психологическим и физическим способностям и возможностям человека, — это: •
ОТВЕТ: профессиография

12. Научно организованное информирование о профессиях, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры — это: •
ОТВЕТ: профессиональное просвещение

13. Невербальное средство, позволяющее клиенту чувствовать внимание психолога к его личности и проблеме, — это: •
ОТВЕТ: пассивное слушание

14. Необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, адекватного выполнения возрастных, социальных и культурных ролей — это: •
ОТВЕТ: психологическое здоровье

15. Неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания, феномен душевной жизни человека, называется: •
ОТВЕТ: комплексом

16. Неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность субъекта к определенному восприятию, переживанию, поведению — это: •
ОТВЕТ: установка

17. Несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию, — это: •
ОТВЕТ: дисгармония развития

18. Низший уровень психологического здоровья, к которому относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения внутренних конфликтов ассимилятивные или аккомодативные средства, называется: •
ОТВЕТ: дезадаптивным

19. Нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, — это: •
ОТВЕТ: клиент

20. Прием активного слушания, суть которого — возвращение смысла высказывания клиента при помощи использования других слов, — это: •
ОТВЕТ: переформулирование

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-10
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания.


1. Напряженнон состояние, вызванное трудностями, экстремальными ситуациями это... (один ответ)
А. стресс
Б.конфликт
В.кризис
Г.фрустрация
ОТВЕТ: А.

2. Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на несколько этапов. Назовите лишнее: (один ответ)
А. знакомство с клиентом и начало беседы
Б.коррекционное воздействие;
В.расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез
Г.завершение беседы, консультативное воздействие
ОТВЕТ: Г

3. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется: (один ответ)
А. интересом
Б.удивлением
В.радостью
Г.недоумением
ОТВЕТ: В

4. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность и чем-либо - это: (один ответ)
А. горе
Б.гнев
В.стыд
Г.страх
ОТВЕТ: А

5. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется: (один ответ)
А.аффектом
Б.настроением
В.страстью
Г.чувством
ОТВЕТ: В

6. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий: (один ответ)
А. индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность
Б.индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность
В.индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
Г.субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность
ОТВЕТ: В

7. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется: (один ответ)
А.интроспекцией
Б.инверсией
В.локусом контроля
Г.паттерном
ОТВЕТ: В

8. Высшая ступень развития творческих способностей называется: (один ответ)
А. одаренностью
Б.талантом
В.гениальностью
Г.задатками
ОТВЕТ: А

9. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для: (один ответ)
А. холерика
Б.флегматика
В.сангвиника
Г.меланхолика
ОТВЕТ: В.

10. Дильтей предложил разделить психологию на ___________ и понимающую. (один ответ)
А. объяснительную
Б.эмпирическую
В.гуманитарную
Г.идиографическую
ОТВЕТ: А

11. Биографические, обсервационные, проектные, праксиметрические методы относятся к методам … (один ответ)
А. сбора данных
Б.обработки материалов
В.организации исследования
Г.оценки данных
ОТВЕТ: А

12. Специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования: (один ответ)
А.процедуры
Б.методики
В.техники
Г.разработки
ОТВЕТ: В

13. Выберите правильный вариант ответа. Кто первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием: (один ответ)
А. Адлер
Б.Фрейд
В.Хорни
Г.Ранк
ОТВЕТ: Б

14. .… - это определение основного смысла или причины события. (один ответ)
А.конфронтация
Б.прояснение
В.интерпретация
Г.прорабатывание
ОТВЕТ: В

15. … - это помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных. (один ответ)
А.конфронтация
Б.прояснение
В.интерпретация
Г.прорабатывание
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Модель помощи семье, когда в основе семейных трудностей лежат болезни и задача консультирования — диагноз, лечение и адаптация членов семьи, называется: •
ОТВЕТ: медицинской

2. Модель помощи семье, когда консультант вместе с родителями анализирует ситуацию и намечает программу действий, ориентируясь на универсальные способы воспитания, называется: •
ОТВЕТ: педагогической

3. Модель помощи семье, когда причины трудностей лежат в области общения или личностных особенностях членов семьи, называется: •
ОТВЕТ: психологической

4. Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт, — это: •
ОТВЕТ: агрессия

5. Наблюдение за естественным развитием ребенка с целью предупреждения различных психологических трудностей и проблем — это: •
ОТВЕТ: психологическое сопровождение

6. Направление деятельности психолога, предполагающее исправление недостатков психического развития у детей, называется: •
ОТВЕТ: психокоррекция

7. Направление деятельности психолога, предполагающее проведение системы мероприятий с целью своевременного предупреждения психологических проблем, — это:
ОТВЕТ: психопрофилактика

8. Направление деятельности психолога, предполагающее систему мероприятий по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях, — это: •
психологическое просвещение

9. Направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления отклонений и нарушений в психическом развитии, — это: •
ОТВЕТ: психокоррекция

10. Наука, изучающая методы и средства сохранения, укрепления и развития здоровья человека — это: •
ОТВЕТ: психология здоровья

11. Наука, изучающая требования, предъявляемые профессиями к личностным качествам, психологическим и физическим способностям и возможностям человека, — это: •
ОТВЕТ: профессиография

12. Научно организованное информирование о профессиях, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры — это: •
ОТВЕТ: профессиональное просвещение

13. Невербальное средство, позволяющее клиенту чувствовать внимание психолога к его личности и проблеме, — это: •
ОТВЕТ: пассивное слушание

14. Необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, адекватного выполнения возрастных, социальных и культурных ролей — это: •
ОТВЕТ: психологическое здоровье

15. Неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания, феномен душевной жизни человека, называется: •
ОТВЕТ: комплексом

16. Неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность субъекта к определенному восприятию, переживанию, поведению — это: •
ОТВЕТ: установка

17. Несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию, — это: •
ОТВЕТ: дисгармония развития

18. Низший уровень психологического здоровья, к которому относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения внутренних конфликтов ассимилятивные или аккомодативные средства, называется: •
ОТВЕТ: дезадаптивным

19. Нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, — это: •
ОТВЕТ: клиент

20. Прием активного слушания, суть которого — возвращение смысла высказывания клиента при помощи использования других слов, — это: •
ОТВЕТ: переформулирование

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Предмет и задачи возрастно-психологического консультирования.
2. Основные принципы возрастно-психологического консультирования.
3. Формы организации возрастно-психологического консультирования.
4. Общая характеристика этапов возрастно-психологического консультирования.
5. Характеристика первого этапа возрастно-психологического
6. Характеристика второго этапа возрастно-психологического консультирования
7. Характеристика третьего этапа возрастно-психологического консультирования
8. Характеристика четвертого этапа возрастно-психологического консультирования
9. Организация и построение беседы с родителем на разных этапах возрастно-психологического консультирования.
10. Анализ запроса, жалобы и проблемы клиента.
11. Схема сбора анамнеза.
12. Схема наблюдения за деятельностью ребенка в процессе обследования и консультирования.
13. Схема составления психологического заключения.
14. Возможные барьеры в общении в процессе консультирования и их последствия.
15. Психологический диагноз и проблема психологического прогнозирования.
16. Возрастно-нормативный подход в психологическом консультировании.
17. Кризис современного детства.
18. Понятие о психологической информации, ее источниках.
19. Свойства психологической информации.
20. Понятие о психологической задаче.
21. Виды гуманитарной помощи.
22. Психологическая помощь. Виды психологической помощи.
23. Актуальные проблемы детского развития на современном этапе.
24. Критерии эффективности психологического консультирования.
25. Правила проведения первичной и итоговой бесед с родителями.
26. «Родительский клуб» как форма психологического консультирования.
27. Формы коррекции психического развития ребенка.
28. Детско-родительские группы.
29. Типология причин обращения к психологу-консультанту на разных этапах возрастного развития.
30. Специфика возрастно-психологического консультирования, его отличие от других видов психологической помощи.
31. Симптоматический, этиологический и типологический уровни психологического диагноза.
32. Игра как метод изучения нарушений развития.
33. Методы диагностики развития возрастных новообразований и ведущей деятельности.
34. Методы обследования умственного развития.
35. Методы изучения особенностей общения со взрослыми и сверстниками.
36. Методы исследования отношения ребенка к семье.
37. Особенности тестового и клинического обследования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шаповаленко И. В. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зыков Е.В., Базаева Г.В., Хухлаева О.В. - под ред. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Возрастно-психологическое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Возрастное и кризисное психологическое консультирование» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.