МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология саморегуляции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Фишер Ю.А.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология саморегуляции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Психология саморегуляции» являются
- систематизация знаний студентов по проблеме психических состояний, развитие у слушателей представлений о психологической саморегуляции (ПСР) функционального состояния как системном явлении, о методах саморегуляции/самоуправления состоянием;
- практической целью обучения является формирование компетенций для практического освоения методических приемов и технологий обучения навыкам психологической саморегуляции состояния в целях профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний;
- формирование умений и навыков по разработке программ (психологических технологий), направленных на обучение приемам психической саморегуляции.
Задачи курса:
- предоставить слушателям научную информацию по проблеме разработки и применения методов психологической саморегуляции как способов профилактики неблагоприятных состояний в трудовой деятельности;
-обеспечить необходимую основу для практического освоения методических приемов обучения навыку саморегуляции состояния и базовых схем построения тренинговых программ, предназначенных для обучения ПСР;
- формирование интереса к практической деятельности психолога;
- формирование культуры профессионального самосохранения, развитие умения рефлексировать и самостоятельно корректировать свое поведение и неблагоприятные функциональные состояния;
-рассмотрение и отработка основных приемов и методов саморегуляции;
- формирование четкого представления о возможностях применения и ограничения использования методов и приемов саморегуляции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям
ПК-8 Способен проектировать образовательную среду и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, различных возрастных и социальных групп населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о принципах психопрофилактического подхода к оптимизации функциональных состояний человека и профилактике профессионального стресса в трудовой деятельности;
- о теоретических и методологических основах саморегуляции в соответствии с темами курса и грамотно оперировать основными понятиями и терминами в области психологических исследований и разработки методов самоуправления и саморегуляции функционального состояния;
- об истории, современном состоянии и перспективных направлениях развития психологических исследований и прикладного применения методов психологической саморегуляции как направления стресс-менеджмента;
- о методохпсихологической саморегуляции функционального состояния, методических приемах, типах упражнений и характерных особенностей каждого из методов ПСР;
- о закономерностях динамики ФС в процессе применения средств психологической саморегуляции;

3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать и реализовывать эмпирические исследования по изучению причин снижения работоспособности, динамики функционального состояния и развития стрессовых состояний в труде;
- обосновать необходимость применения психопрофилактических методов и средств с целью оптимизации функционального состояния;
- ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов, применяемых с целью самоуправления функциональным состоянием человека;
- уметь осуществлять диагностику и самодиагностику психических состояний;
- оценивать эффективность психопрофилактических программ саморегуляции состояния.
- основные организационные формы внедрения прикладных программ ПСР;
- учитывает специфику профессиональной деятельности психолога в области прикладной разработки, адаптации и организационных особенностей внедрения методов ПСР в структуру службы психологической поддержки персонала организаций;
- умеет планировать и реализовывать основные этапы программы обучения ПСР при подготовке и проведении тренинга по обучению ПСР;
- применять принципы разработки проектов организации центров психологической саморегуляции и релаксации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения основными методами и приемами, отдельными техниками диагностики, профилактики и коррекции функциональных состояний;
- навыки работы с первоисточниками в области психологии и смежных дисциплин;
- по разработке программ (психологических технологий), направленных на обучение приемам психической саморегуляции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психической саморегуляции
1.1. Методы внешнего воздействия на функциональное состояние и методы психологической саморегуляции. Виды психической саморегуляции. Лекции 6 1 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта. Практические 6 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды психической саморегуляции. Аутогенная тренировка (история, источники аутогенной тренировки (АТ), принципы методики аутогенной тренировки, индивидуально- психологические особенности человека и АТ). Низшая и высшая ступени АТ. Медитация. Эффекты медитации. Классификация техник медитации. Психомышечная тренировка. Идеомоторная тренировка. Визуомоторная тренировка поведения. Йога как один из видов ПСР. Биологическая обратная связь (БОС). Янтры и мантры. Лабораторные 6 4 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятие психической саморегуляции (ПСР). Понятия «управление», «самоуправление», «саморегулирование». Основные классификации методов непосредственного воздействия на состояние человека. Лекции 6 1 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Медитация. Эффекты медитации. Классификация техник медитации. Психомышечная тренировка. Практические 6 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Практические аспекты психической саморегуляции
2.1. Навыки психической саморегуляции как внутренний ресурс.Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции. Активность субъекта по отношению к оказываемому воздействию - необходимое условие эффективного использования методов психологической саморегуляции. Лекции 6 1 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Нервно-мышечная релаксация (НМР). Консультации 6 12 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Разработка новых методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции. Консультации 6 8 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов. Аутогенная тренировка (АТ Консультации 6 6 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.5. Основные феномены, сходство эффектов реального и мыслен¬ного воспроизведения движений. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния. Лекции 6 3 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.6. Формирование специфического состояния сниженного бодрствования - состояния релаксации - в качестве основного фактора изменения функционального состояния при использовании методов ПСР. Характеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодрствования. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике: использова¬ние техники как относительно самостоятельного метода снижения мышечного тонуса и достижения состояния. Разработка методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции. Консультации 6 14 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Стресс и технологии ресурсосбережения
3.1. Оптимизация функционального состояния и работоспособности работающего человека как раздел психопрофилактического направления. Соотношение и содержание понятий «психопрофилактика» и «психокоррекция». Лекции 6 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Психопрофилактика прпофессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента. Лабораторные 6 1 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Проблема профессионального стресса. Понятие психотехнологии. Факторы динамического равновесия психических ресурсов человека: экстенсивный и преодолевающий типы поведения. Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.4. Психотехнологии ресурсосбережения. Сам. работа 6 6 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.5. Анализ состояния релаксации как энергетического «антипода» стресса. Понятие о формировании психологических навыков самоуправления своим состоянием. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса. Психотехнологии ресурсосбережения. Сам. работа 6 10 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний
4.1. Комплексы психологической релаксации и саморегуляции (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях. Принципы проектирования и организации КПР в современных условиях функционирования организаций разных форм собственности, типа и уровня развития. Методическое обеспечение работы КПР. Лекции 6 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.2. Технология обучения навыкам ПСР и организации тренингов ПСР. Принципы подготовки инструкторов, методистов-психологов для работы в КПР. Требования к функциональному дизайну КПР. Внешние способы коррекции неблагоприятных состояний. Практические 6 2 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие о сеансе психологической само-регуляции. Центральные и вспомогательные средства и приемы самоуправления состоянием. Целевая направленность тренингов по обучению приемам психологической саморегуляции (ПСР). Лабораторные 6 1 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.4. Оптимизация режима труда и отдыха. Основные приемы саморегуляции состояний. Роль психологической подготовки к деятельности. Специализированная гимнастика. Нервномышечная релаксация. Роль функциональной музыки на производстве. Сам. работа 6 10 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.5. Типы обучающих программ: использование принципиально разных приемов самовоздействия на каждом сеансе психологической саморегуля¬ции; последовательное обучение разным типам приемов. Лабораторные 6 4 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.6. Методическое обеспечение работы КПР. Технология обучения навыкам ПСР и организации тренингов ПСР. Анализ опыта работы реально действующих КПР. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции. Понятие об актуальной, пролонгированной и отсроченной эффективности обучения. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции. Разработка комплексной программы обучения навыкам ПСР. Профессионально-прикладное направление адаптации программ ПСР. Сам. работа 6 10 ПК-6, ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПК-6: Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Метод прогрессивной мышечной релаксации позволяет клиенту научиться произвольно управлять
1). вниманием;
2). воображением;
3). мышцами;
4;. памятью;
5). степенью напряжения своего тела.+
2. Авторы рекомендуют формировать специальные лечебные группы по сходным психосоматическим синдромам
1). бронхиальная астма;+
2). гастрит;
3). инфаркт;
4). пиелонефрит;
5). стенокардия.+
3. Применение методов саморегуляции помогает достичь трех основных эффектов:
1). активизации;+
2). восстановления;+
3). напряжения;
4). уменьшения психофизиологической реактивности;
5). успокоения.+
4. Процесс освоения метода аутогенной тренировки:
1). включает формирование негативных качеств;
2). включает формирование позитивных эмоционально-волевых качеств;+
3). не сопровождается вовлечением личности в регуляцию своего состояния;
4). носит активный, тренирующий характер;+
5). носит пассивный характер.

5.Метод прогрессивной мышечной релаксации был создан:
1. Джейкобсоном;+
2. Куэ;
3. Фрейдом;
4. Шульцем;
5. Юнгом.
6. Вторая стадия овладения низшей ступенью АТ:
1. активизация парасимпатических обеспечивающих восстановление энергоресурсов, в частности, активизацию пищеварительных процессов (ощущение глубинного тепла в области живота;
2. глубокое расслабление двигательных мышц (ощущение тяжести);
3. непроизвольности дыхания, изменения веса тела в такт дыханию);
4. расслабление мышц кровеносных сосудов (ощущение тепла);+
5. устранение гипертонуса мышц кровеносных сосудов мозга.
7. Основание для метода аутогенной тренировки включают приемы
1. взаимопомощи;
2. гимнастики;
3. иррациональной психотерапии;
4. самовнушения;+
5. хатха – йоги и раджи – йоги.+
8. Основные рекомендации по выполнению прогрессивной мышечной релаксации:
1. всегда максимально усиливайте разницу между напряжением и расслаблением. Когда вы ослабляете напряжение, делайте это целиком и сразу;+
2. напрягайте мышцы до ощущения боли;
3. не засыпайте во время упражнения Вам нужно научиться расслабляться в любой момент вашей повседневной деятельности. Не стоит осваивать эту технику для того, чтобы уснуть;+
4. никогда максимально усиливайте разницу между напряжением и расслаблением;
5. по ходу упражнений обращайте внимание на контраст между ощущениями напряжения и расслабления. Если вы обнаружили, что во время упражнения ваши мысли где-то далеко, сконцентрируйте внимание на мышцах.+
9. «Более глубокие стадии аутогенного погружения сопровождаются ощущением легкости, невесомости тела, внутренней свободы, максимальной концентрацией на внутренних ощущениях и переживаниях и являются измененными состояниями сознания активной природы, как неспецифические компенсаторные реакции психики ,направленные на оптимизацию психической деятельности в непрерывно изменяющихся условиях окружающей действительности» – описание
1. Куэ;
2. Минкевича;+
3. Фрейда;
4. Шульца;
5. Юнга.
10. Упражнениям AT соответствуют формулы
1. «Мне дышится свободно и легко»;+
2. «Моя правая рука холоднее»;
3. «Сердце бьется неспокойно»;
4. «Солнечное сплетение холодное»;
5. «Я абсолютно спокоен».+
11. Перед началом занятий аутогенной тренировкой
1. выяснить нет ли противопоказаний;+
2. исключить возраст 20-25 лет;
3. исключить наличие нестойкой психопродуктивной симптоматики;
4. исключить сосудистую гипотонию ниже 80/40 мм рт ст;+
5. необходимо оценить все вялотекущие заболевания.
12. Метод систематической десенсибилизации был предложен
1. Вольпе;+
2. Куэ;
3. Фрейдом;
4. Шульцем;
5. Юнгом.
13. Первый блок тренировки в прогрессивной мышечной релаксации
1. воображение;
2. расслабление мышц;
3. расслабление ног;
4. расслабление рук;+
5. релаксация.
14. Особенность позы сидя
1. голова с открытыми глазами свободно упала на грудь;
2. предплечья спокойно лежат на бедрах, кисти свешиваются между щиколоткой, не касаясь друг друга;
3. свободно расставить на полных подошвах ноги так, чтобы между бедром и голенью образовался тупой угол;
4. спина касается спинки стула;
5. спина не касается спинки стула.+
15. К числу позитивных эффектов АТ относят следующее
1. аутогенная тренировка не улучшает психические функции человека: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление. усиливает творческий потенциал человека;
2. аутогенная тренировка улучшает физиологическое и социальное функционирование личности;
3. аутогенная тренировка является небольшим средством релаксации;
4. аутогенная тренировка является эффективным средством преодоления стресса, снятия эмоционального и физического;+
5. с помощью аутогенной тренировки можно избавиться от невротических симптомов (головной боли, бессонницы, «перебоев в сердце», импотенции и многих других), а также, используя навыки аутогенного погружения в комплексе с другими лечебными факторами (прежде всего, фармакотерапией), значительно повысить эффективность лечения многих хронических заболеваний.+
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1 Больной шепотом, без всякого напряжения ___ раз произносит одну и ту же формулу самовнушения
Ответ: 20 раз
2. Формула самовнушения должна быть простой, состоять из нескольких слов, максимум из ____фраз и всегда носить позитивное содержание.
Ответ: 3-4 фраз
3. К высшей ступени аутогенной тренировки Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке_________
Ответ: процессов воображения
4. Формулы должны быть _______, — говорит Куэ, — они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного Я, а исключительно как представление, как детские формулы»
Ответ: детскими.
5. Черный цвет – это _______
Ответ: тревога
6. Медитация на цвете повторяется до тех пор, пока пациент не научится____________
Ответ: визуализировать цветные образы
7. Сеанс самовнушения продолжается 3—4 минуты, повторяется 2—3 раза в день в течение ____ недель
Ответ: 6-8 недель
8. Аутогипнотический транс – это метод
Ответ: Шульца
9. ____ сравнивал болезненные представления с застрявшими в предсознательной части Эго штифтами, которые можно постепенно выбить и заменить другими
Ответ: Куэ
10. Шульц рассматривал разработанный им метод аутогенной тренировки как __________
Ответ: самовнушение
11. Фиолетовый цвет – это _____________________
Ответ: чувство покоя
12. .Аутогенная тренировка является одним из способов ____________________
Ответ: самовнушения
13 Сам И.Г. Шульц полагал, что этот подготовительный период к медитативным упражнениям должен занимать __________________________________
Ответ: восемь месяцев тренировки
14. Контактная десенсибилизация – это_______________________________
Ответ: клиент не представляет себе образы, вызывающие страх, и контактирует с ними напрямую
15. Определение релаксационного состояния как «энергетический антипод стресса, рассматриваемый со стороны его проявлений, особенностей формирования и механизмов запуска» предложил_______________________
Ответ: Филимоненко
Критерии оценивания открытых вопросов:
зачтено: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
не зачтено: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-8: Способен проектировать образовательную среду и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, различных возрастных и социальных групп населения
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что не относится к физиологическим методам саморегуляции?
1. аутотренинг;+
2. дыхательная техника;
3. массаж;
4. медитация;+
5. мышечная релаксация.
2. Саморегуляция – это
1. психическое воздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний;
2. психическое самовоздействие для произвольной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний;
3. психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний;+
4. психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции одной деятельности организма, его процессов, реакций и состояний;
5. физическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний.
3. Выделяют следующие группы комплексов
1. ноги;
2. печень;
3. руки;
4. сердце;+
5. сосуды.+
4. Создатель аутогенной тренировки
1. А. Маслоу;
2. В. Кёлер;
3. З. Фрейд;
4. И. Шульц;+
5. К. Юнг.
5. Задачи саморегуляции
1. повышение наблюдательности, выраженности стрессовых реакций и предотвращение их нежелательных последствий;
2. снижение биологической напряженности, выраженности стрессовых реакций и предотвращение их нежелательных последствий;
3. снижение психофизиологической напряженности, выраженности стрессовых реакций и предотвращение их нежелательных последствий;+
4. снижение эффективности, выраженности стрессовых реакций и предотвращение их нежелательных последствий;
5. увеличение психофизиологической напряженности, выраженности стрессовых реакций и предотвращение их нежелательных последствий.
6. Йозеф Вольпе родился в
1. 1899 году;
2. 1900 году;
3. 1911 году;
4. 1915 году;+
5. 1925 году.
7. «В переводе с греческого аутотренинг означает
1. autos – мы и gennao – творим;
2. autos – они и gennao – помогают;
3. autos – сам и gennao – помогаю;
4. autos – сам и gennao – понимаю;
5. autos – сам и gennao – рождаю.+
8. Подготовительные упражнения включают
1. высоко поднять брови (10-15 сек), опустить (расслабление)
б) очень крепко зажмурить глаза – открыть в) улыбка до ушей – расслабить;+
2. грудная клетка: глубокий вдох (как бы весь воздух в себя!), затем небольшая пауза (5 секунд) – задержать дыхание (почувствовать напряжение в груди) затем выдохнуть (не резко) – почувствовать приятное расслабление;+
3. грудная клетка: глубокий выдох (как бы весь воздух из себя);
4. каждое упражнение повторяется 5-6 раз, затем следует двухминутное пребывание в удовольствии от расслабленности, тепла, покоя;
5. поднять плечи до мочек ушей (1-5 сек) – плавно опустить – и ощутить приятное расслабление и тепло.
9. Для того чтобы контролировать успешность освоения техники АТ, рекомендуется
1. делать чертежи;
2. ежедневно вести дневник;+
3. советоваться с психологом;
4. спать не более 8 часов в день;
5. читать книги.
10. Формула аутогенной тренировки (АТ)
1. расслабление + воображение + самовнушение;
2. расслабление + представление + релаксация;
3. расслабление + представление + самовнушение;+
4. расслабление + представление + саморегуляция;
5. фантазия + представление + самовнушение.
11. Классификацию способов саморегуляции предложил
1. Куэ;
2. Тимофеев;+
3. Фрейд;
4. Шульц;
5. Юнг.
12. Что такое «катарсис»?
1. взаимовыручка;
2. влияние;
3. медитация;
4. помощь;
5. самоочищение.+
13. Цель аутогенной тренировки 1 ступени включает
1. обучение коллективному вхождению в аутогенное состояние;
2. обучение самостоятельному вхождению в аутогенное состояние;+
3. оказание влияние на способность передвигаться;
4. снятие избыточного психоэмоционального напряжения;+
5. снятие стресса.
14. Какие методы классификации саморегуляции выделяет Щербатых Ю.В.?
1. биологические;
2. биохимические;+
3. природные;
4. физические;+
5. химические.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Для зарождения мотива будущий результат должен вызвать_____________________
Ответ: положительные переживания
2. Танатология - это наука __________________________
Ответ: о сущности смерти
3. Для угашения навыка необходимо___________________
Ответ: воспроизводить ситуацию поведения без соответствующего переживания
3. Гедонистическое поведение - это поведение, связанное:
Ответ: с получением удовольствия
4. Сдерживая свои эмоции, мы чаще всего____________________________________
Ответ: усиливаем их
5. _______ - это разновидность стрессовых состояний, в которых напряженность сознательно или безотчетно смещена в сферу внимания.
Ответ: доминантные состояния
6. ___________- это легкодоступное, прекрасное антистрессовое средство.
Ответ: смех
7. Гормон учащающий пульс и повышающий кровяное давление, одновременно повышающий уровень сахара в крови называется __________
Ответ: адреналин
8. Специфическое активное состояние мозга, способствующее полноценному использованию имеющегося опыта и приобретенной информации для лучшей адаптации организма в период бодрствования - это __________
Ответ: сон
9. Особое образование в мозге, названное ретикулярной формацией было открыто в ________году.
Ответ: 1949
10. Особый вид внутримозговой активности, который, вероятно, можно объяснить на основе электрических и химических процессов, происходящих в определенных отделах мозга является __________________________________________
Ответ: психическая энергия
11. Специфически человеческая форма отражения действительности, предполагающая наличие у индивидуума определенного запаса знаний и, главное, возможность оперирования этими знаниями, обмена ими с помощью речи или других знаков - это… Ответ: сознание

12. ________ - это и результирующая, происходящая в сознании, форма жизнедеятельности человека, которая изменяет вероятность и продолжительность контакта с любым внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся потребность в чем-либо.
Ответ: целесообразное поведение
13. Общение с воображаемым образом – это___________________________
Ответ: квазиобщение
14. ________ - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью.
Ответ: стресс
15. _______- это биологизированное состояние, оно является результатом временного воздействия внешних однообразных условий
Ответ: монотония

Критерии оценивания открытых вопросов:
зачтено: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
не зачтено: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Состояние как психическое явление (сущность и функции, детерминанты, непрерывность состояний, структура состояния).
2. Понятие «функциональное состояние» и виды фунциональных состояний.
3. Проблема психологической диагностики функциональных состояний.
4. Методы диагностики функциональных состояний.
5. Понятие психической саморегуляции (ПСР).
6. Виды психической саморегуляции.
7. Формы организации обучения навыкам ПСР.
8. Психопрофилактический подход к проблеме стресс-менеджмента и оптимизации функционального состояния.
9. Общая характеристика методов психологической саморегуляции как направления профилактики и коррекции профессионального стресса.
10. Классификации методов непосредственного воздействия на функциональное состояние человека.
11. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции.
12. Характеристика специфических черт состояния релаксации. Гипотезы о характере связи данного состояния с переходными фазами от сна к бодрствованию.
13. Терминологические особенности описания состояний релаксации.
14. Возможности использования релаксационных состояний для оптимизации неблагоприятных функциональных состояний в стрессовых условиях труда.
15. Профессионально-прикладные возможности использования феномена повышенной внушаемости и самовнушаемости в процессе переживания состояний релаксации.
16. Нервно-мышечная релаксация. История возникновения и формирования метода.
17. Принципы построения упражнений по методике нервно-мышечной релаксации и непосредственные эффекты их использования.
18. Аутогенная тренировка. Содержание и история становления метода.
19. Механизм действия аутогенной тренировки.
20. Направления разработки новых методик аутогенной тренировки.
21. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.
22. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике.
23. Психомышечная тренировка.
24. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния.
25. Медитация. Эффекты медитации. Классификация техник медитации.
26. Йога как один из видов ПСР.
27. Янтры и мантры.
28. Биологическая обратная связь (БОС). Виды БОС.
29. Психотехнологии ресурсосбережения.
30. Технология постановки цели.
31. Технология планирования.
32. Технология пошагового продвижения.
33. Технология успешной жизнедеятельности.
34. Технология самоконструирования в пространстве психологического времени.
35. Технология создания позитивного переживания достижения.
36. Психотехнические приемы работы с иррациональными идеями.
37. Роль психологической подготовки к деятельности. Оптимизация режима труда и отдыха.
38. Специализированная гимнастика.
39. Роль функциональной музыки на производстве.
40. Общие особенности и принципиальные различия методов ПСР.
41. Принципы построения комплексных программ обучения приемам психологической саморегуляции.
42. Рекомендации по индивидуализации приемов ПСР с целью повышения эффективности обучения навыкам психологической саморегуляции.
43. Понятие о сеансе психологической саморегуляции функционального состояния.
44. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции.
45. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции.
46. Роль ведущего тренинги ПСР в процессе обучения навыкам саморегуляции состояния.
47. Соотношение уровней оценки эффективности комплексных программ обучения навыкам ПСР. Актуальный, пролонгированный, отсроченный эффекты тренинга ПСР.
48. Сравнительная эффективность методов ПСР в оптимизации функционального состояния.
49. Психологические требования к оформлению КПР в зависимости от задач функционирования КПР.
50. Вспомогательные средства в составе тренингов ПСР: функциональная музыка, аудио-визуальные воздействия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Решетников. — ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ. ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ СТУПЕНИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle Психология саморегуляции
6.3. Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Психология саморегуляции» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.