Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Профиль | Общая психология и психология личности |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 55 | 55 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В
1.1. | Цель дисциплины состоит в квалифицированной подготовке психологов по методике и технике проведения психодиагностического обследования и психодиагностического исследования в различных областях психологии; освоению знаний, умений и навыков профессионального пользователя психодиагностического инструментария. Практическая цель состоит в овладении процедурой проведения диагностического обследования индивидов и групп в соответствии со спецификой предмета исследования (диагностика индивидуально-типологических особенностей, личностных черт, способностей и достижений, мотивации, интерперсонального взаимодействия и межличностных отношений, особенностей организации сознания и самосознания, эмоциональных состояний и др.) на основе использования стандартного репертуара методик. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-2 | Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований |
ОПК-3 | Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | тестовые конструкты, инструкции и процедуру тестирования, методические правила работы, документально-методическое сопровождение (литература и методические пособия), тестовые нормы и группы валидизации, варианты адаптации и рестандартизации, данные о валидности и надежности, интеркорреляции с другими тестовыми конструктами, историю разработки и психометрической оценки дифференциальной и прогностической способности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно реализовывать допустимый класс диагностических задач и самостоятельно интерпретировать результаты диагностики на дифференциальном и прогностическом уровне, на основе результатов диагностики соответствующих конструктов и категорий осуществлять комплексную постановку психологического диагноза |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | наиболее универсальными (обязательный кейс) психодиагностическими методиками диагностики интеллекта и изучения познавательных процессов, методиками изучения темперамента и характера, тестами оценки функциональных состояний личности, опросниками личностных черт, методиками изучения мотивационной сферы и направленности личности, методами диагностики межличностных отношений, методами диагностического и проективного подхода к исследованию сознания и самосознания личности, методиками диагностики профессионального самоопределения личности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. практикум по методам психологического тестирования (на примерах обязательного кейса) | ||||||
1.1. | Психодиагностическое обследование и исследование. Психологический диагноз, психологическое заключение. Индивидуальный и групповой психологический профиль. | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля. | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.3. | Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.4. | Диагностика базовых теоретических конструктов в психологии на примере известных психодиагностических методик. Исследования интеркорреляций тестовых конструктов с применением стандартных статистических методов. | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 2. практикум. Тесты интеллекта и методики изучения познавательных процессов | ||||||
2.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест измерения IQ Айзенка Прогрессивные матрицы Равенна | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест измерения IQ Айзенка Прогрессивные матрицы Равенна | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.3. | Методика ТСИ Р. Амтхауэра Тест Д.Векслера | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
2.4. | Методика ТСИ Р. Амтхауэра Тест Д.Векслера | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 3. практикум. Методики изучения темперамента и характера | ||||||
3.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест-опросник Айзенка (EPI, EPO, PEN) Шкала оценок для измерения реактивности (по Я.Стреляу) | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
3.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест-опросник Айзенка (EPI, EPO, PEN) Шкала оценок для измерения реактивности (по Я.Стреляу) | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
3.3. | Характерологический опросник К.Леонгарда -Х. Шмишека Тест «Черты характера, темперамент» (ЧХТ)Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.)5. Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.) | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
3.4. | Характерологический опросник К.Леонгарда -Х. Шмишека Тест «Черты характера, темперамент» (ЧХТ)Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.)5. Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.) | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 4. практикум. Диагностика психических состояний личности | ||||||
4.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1 Личностная шкала проявления тревоги Тейлора 2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин) | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
4.2. | Тест Люшера. Метод цветовых выборов | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 5. практикум. Психодиагностика личностных черт. | ||||||
5.1. | Миннесотский многомерный личностный опросник MMPI (модификация: ММИЛ Березина Ф.Б., Мирошникова модификация СМИЛ Собчик Л.Н.) | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.2. | Миннесотский многомерный личностный опросник MMPI (модификация: ММИЛ Березина Ф.Б., Мирошникова модификация СМИЛ Собчик Л.Н.) | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.3. | Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.4. | Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.5. | Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК Дж.Роттера) | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.6. | Опросник Д.Кейрси | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 6. практикум. Исследование мотивационной сферы и направленности личности. | ||||||
6.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Методика «Направленность личности» (по В.Смейкалу и М.Кучеру) 2. Методы оценки уровня притязания личности у студентов (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин; Ф.Хоппе) 3. Методика когнитивной ориентации Д.Б.Роттера (экстернальность, интернальность) 4.Тест индивидуальной мотивации (ТИМ) | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
6.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Методика «Направленность личности» (по В.Смейкалу и М.Кучеру) 2. Методы оценки уровня притязания личности у студентов (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин; Ф.Хоппе) 3. Методика когнитивной ориентации Д.Б.Роттера (экстернальность, интернальность) 4.Тест индивидуальной мотивации (ТИМ) | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 7. практикум. Диагностика межличностных отношений. | ||||||
7.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Тест диагностики интерперсональных отношений Т.Лири: постановка разных типов диагностических задач. 2. Методы социометрических измерений и внешнегрупповой референтометрии | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 8. практикум. Диагностика сознания и самосознания. Психосемантические методы. | ||||||
8.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Опросник самоотношения В.В.Столина 2. Шкала «Я-концепции» Теннеси | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
8.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Тест диагностики интерперсональных отношений Т.Лири: постановка разных типов диагностических задач. 2. Методы социометрических измерений и внешнегрупповой референтометрии | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
8.3. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Опросник самоотношения В.В.Столина 2. Шкала «Я-концепции» Теннеси | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
8.4. | Методика иследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, модификации методики СД (А.Г.Шмелева, Е.Ф.Бажина), методика личностного дифференциала (ЛД) А.Г.Шмелева | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
8.5. | Методика иследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, модификации методики СД (А.Г.Шмелева, Е.Ф.Бажина), методика личностного дифференциала (ЛД) А.Г.Шмелева | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
Раздел 9. практикум. Проективные методы исследования личности. | ||||||
9.1. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Методика Сонди и метод портретных выборов | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
9.2. | Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Модифицированный тест Голланда 2. ФЛАГ-тест 3. Персплан Шмелева А.Г. | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
9.3. | Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Мотивационный тест Хекхаузена | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1 Коммуникация - …………….. …………………. между людьми? а) обмен информацией б) обмен действиями в) обмен представлениями Ответ: а) Вопрос 2 Интеракция - …………………. между индивидами? а) обмен информацией б) взаимодействие в) сопереживание Ответ: б) Вопрос 3 Социальная перцепция - ………………… социальных объектов (людей, групп, общностей)? а) восприятие б) взаимодействие Ответ: а) Вопрос 4 Межличностные отношения относительно системы общественных отношений находятся а) В основании б) Внутри Ответ: б) Вопрос 5 Малая группа – это группа в которой общественные отношения выступают в форме …………………………. личных контактов? а) опосредованных б) прямых в) непосредственных Ответ: в) Вопрос 6 Стадия конфликта, на которой практически невозможно разрешение конфликта мирным путем: а) предконфликтная ситуация б) инцидент в) эскалация конфликта г) завершение конфликта д) послеконфликтный период Ответ: в) Вопрос 7 Какой девиз характеризует соперничество как стратегию поведения в конфликте? а) победа любой ценой б) давайте жить дружно в) миру мир Ответ: а) Вопрос 8 Стратегия конфликтного поведения, которая исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких называется …………………………? а) компромисс б) соперничество в) приспособление г) избегание д) сотрудничество Ответ: б) Вопрос 9 Стратегия конфликтного поведения, когда одна сторона жертвует личными интересами в пользу интересов соперника - ………………….. а) компромисс б) соперничество в) приспособление г) избегание д) сотрудничество Ответ: в) Вопрос 10 Стратегия конфликтного поведения, характеризующаяся высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника, а также поиском обоюдно приемлемого решения называется ………………………... а) компромисс б) соперничество в) приспособление г) избегание д) сотрудничество Ответ: д) Вопрос 11 Медиатор выступает в роли: а) судьи б) защитника в) посредника г) обвинителя Ответ: в) Вопрос 12 Как называется структурный компонент конфликта, означающий предмет спора? а) зона разногласий б) конфликтующие стороны в) мотивы участников г) действия участников д) представления участников Ответ: а) Вопрос 13 Как называется структурный компонент конфликта, означающий непосредственных участников конфликта? а) зона разногласий б) конфликтующие стороны в) мотивы участников г) действия участников д) представления участников Ответ: б) Вопрос 14 Какой навык наряду с коммуникацией, кооперацией, креативностью входит в модель Soft skills 4К? а) компетентность б) критическое мышление в) культурность Ответ: б) Вопрос 15 ……………………….. — способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. а) критичность б) решительность в) креативность Ответ: в) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1 ………………………………… отношения – это отношения между социальными группами или индивидами как представителями социальных групп. Ответ: общественные Вопрос 2 ……………………………. – обмен действиями между людьми в процессе совместной деятельности. Ответ: коммуникация Вопрос 3 ………………………………… - координация, комбинирование, суммирование, упорядочивание единичных сил участников взаимодействия. Ответ: кооперация Вопрос 4 Атрибуция – это процесс ……………………… причин, образцов поведения, а также более общих характеристик воспринимаемой личности. Ответ: приписывания Вопрос 5 ………………. – сочувствие, сопереживание партнеру по общению. Ответ: эмпатия Вопрос 6 Речь – основа ……………………… средств коммуникации? Ответ: вербальных Вопрос 7 …………………………. средства коммуникации включают в себя мимику, пантомимику, интонации, дистанцию, контакт глаз. Ответ: невербальные Вопрос 8 Креативность — способность представить и разработать принципиально ………… подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. Ответ: новые Вопрос 9 Все профессиональные навыки можно разделить на «жесткие навыки» (hard skills) и «……….. навыки» (soft skills). Ответ: гибкие Вопрос 10 «…………… навыки» включают компетенции, определяемые спецификой профессиональных задач. Ответ: жесткие Вопрос 11 «……………… навыки» включают надпрофессиональные навыки и личностные качества. Ответ: гибкие Вопрос 12 …………………. мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода суждений, которые привели к тем или иным выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Ответ: критическое Вопрос 13 Какой навык наряду с критическим мышлением, кооперацией, креативностью входит в модель Soft skills 4К? Ответ: коммуникация Вопрос 14 Для эффективной коммуникации необходимо использование как вербальных, так и ………………………….. средств? Ответ: невербальных Вопрос 15 …………………- небольшое количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе; имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли. Ответ: команда Вопрос 16 Конфликты в команде разрешаются с помощью …………………. Ответ: переговоров Вопрос 17 Конфликт – …………………. во мнениях, установках, ценностях, взглядах людей и социальных групп? Ответ: противоречие Вопрос 18 Непосредственные участники конфликта - конфликтующие ……………..? Ответ: стороны Вопрос 19 Стремлением уйти от конфликта характеризуется стратегия …………………...? Ответ: избегание Вопрос 20 Случай, который инициирует открытое противоборство сторон - …………….. Ответ: инцидент КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Какие компоненты должна включать психологическая подготовка педагога для успешной работы? 1. формирование психологической культуры; 2. психологическую компетентность в педагогической деятельности; 3. умение человека представлять себя на рынке труда. Правильный ответ: 1-3. Вопрос 2. Что необходимо современному педагогу для формирования психологической культуры профессиональной деятельности? 1. знание психологических особенностей человека, помогающих разобраться в людях, адекватно оценивать их состояние, настроение, поведение; 2. умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение; 3. умение выбирать по отношению к каждому обучающемуся такую форму общения, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям; 4. знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям. Правильный ответ: 1-4. Вопрос 3. Кем должны быть педагог по В.А. Сухомлинскому? 1. педагогом; 2. психологом; 3. психотерапевтом; 4. наставником; 5. вдохновителем; 6. хранителем; 7. созидателем духовной жизни человека. Правильный ответ: 4-7. Вопрос 4. Выделите характеристики гуманистически ориентированного педагога: 1. высокая педагогическая наблюдательность; 2. уважение к ученикам; 3. стимулирование активности учеников; 4. стимулирование интеллектуальной деятельности учеников; 5. гибкость; 6. нестандартность в принятии педагогических решений; 7. удовлетворение от процесса общения с учащимися; 8. жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении; 9. наличие штампов и стереотипов в общении и преподавании; 10. монологичность общения; 11. неумение уважать и любить своих учеников независимо от их успехов в учебе. Правильный ответ: 1-7. Вопрос 5. Выделите основные компоненты в деятельности педагога: 1. конструктивная деятельность связана с отбором, умением строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности учащегося. 2. организаторская деятельность включает организацию: своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратной связи с учениками (мнение, знания, интерес) и деятельности учащихся, их действий и поступков. 3. коммуникативная деятельность – это совместная деятельность учителя и ученика, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности, процесс педагогического общения. 4. рефлексивная деятельность – умение учителя анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения; стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции. Правильный ответ: 1-4. Вопрос 6. Назовите основные трудности и проблемы педагогической деятельности. 1. неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность; 2. недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся и неумение их учитывать; 3. неумение построить процесс общения со учениками и коллегами; 4. неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры. Правильный ответ: 1-4. Вопрос 7. Назовите способы развития гибких навыков современного педагога: 1. познание себя; 2. тренировка воли; 3. управление эмоциями; 4. умение выйти из психологического кризиса; 5. освоение технологии педагогического общения и взаимодействия с людьми; 6. сознательное самоограничение. Правильный ответ: 1-6. Вопрос 8. Назовите качества личности необходимые современному педагогу: 1. профессионализм и глубокие знания своего предмета; 2. умение образно и доступно излагать свои мысли; 3. высокая общая культура и эрудиция; 4. быстрота реакции и мышления; 5. умение отстаивать и защищать свою точку зрения; 6. умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами; 7. способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки; 8. внимательность по отношению к людям, доброжелательность и терпеливость; 9. строгость в сочетании со справедливостью; 10. психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях; 11. аккуратный внешний вид. Правильный ответ: 1-11. Вопрос 9. Назовите качества, которые противопоказаны педагогу: 1. высокомерие, грубость, недоброжелательность; 2. самовлюбленность; 3. менторство; 4. застенчивость; 5. медленная реакция и консерватизм; 6. стремление подавить обучающегося; 7. несобранность и лень; 8. излишняя эмоциональность, взрывчатость; 9. отсутствие педагогического мастерства. Правильный ответ: 1-9. Вопрос 10. Профессиональная культура педагога – это: 1. совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для успешного осуществления его профессионально-педагогической деятельности; 2. определенная степень владения педагогом приемами и способами решения профессиональных задач; в. система профессиональных и общечеловеческих способностей; 3. реализация культурологического подхода в профессиональной деятельности учителя. Правильный ответ: 2. Вопрос 11. Назовите признаки, по которым у обучающихся складывается первое впечатление о педагоге: 1. внешние данные (манера держаться, как вошел в аудиторию, представился ли обучающимся, выразительность лица, жестикуляция); 2. особенности первой лекции (речь, эмоциональность, умение излагать материал, сразу переходить к делу); 3. отношение к обучающимся (требовательность, умение следить за поведением обучающихся, контакт со студентами, внимание к ним; 4. проявляемая эрудиция, интеллект. Правильный ответ: 1-4. Вопрос 12. Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению педагога с обучающимися: 1. застенчивость; 2. тактичность; 3. безучастность; 4. терпимость; 5. доброжелательность. Правильный ответ: 1; 3 Вопрос 13. Работа педагога над коммуникативной культурой включает умения формировать и совершенствовать: 1. интонацию; 2. убедительность; 3. тембр; 4. информационную нагрузку; 5. выразительность; 6. логические паузы; 7. интенсивность; 8. внушаемость. Правильный ответ: 1-7. Вопрос 14. Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживание другого человека называется 1. эмпатией; 2. рефлексией; 3. проекцией. Правильный ответ: 1. Вопрос 15. Условиями, способствующими возникновению диалога, являются: 1. желание участвовать в диалоге, понять друг друга; 2. наличие собственной позиции; 3. стремление к доминированию собственной точки зрения; 4. наличие интереса одного из партнеров к обсуждаемому предмету; 5. желание быть понятым, услышанным; 6. умение слушать, слышать, задавать вопросы. Правильный ответ: 1; 2; 5; 6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; « не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Вставьте пропущенное слово. Определенная степень овладевания приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога. Правильный ответ: профессиональная. Вопрос 2. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях … Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога. Вопрос 3. Компонентами профессиональной культуры педагога (по И.Ф. Исаеву) выступают … Правильный ответ: аксиологический, технологический, личностно-творческий. Вопрос 4. Вставьте пропущенное слово. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога. Правильный ответ: функциями. Вопрос 5. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой. Правильный ответ: гуманитарной. Вопрос 6. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности? Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности. Вопрос 7. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь? Правильный ответ: педагогическая направленность. Вопрос 8. Назовите составляющие педагогической направленности. Правильный ответ: направленность на обучаемого; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя. Вопрос 9. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности. Правильный ответ: коммуникативные. Вопрос 10. К способам невербальной коммуникации педагога относятся … Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты. Вопрос 11. Кто разработал тест для изучения стратегий поведения в конфликте разработал? Правильный ответ: Томас. Вопрос 12. Какие три элемента входят в структуру креативности? Правильный ответ: создание идей, любознательность, развитие предложенных идей. Вопрос 13. Назовите три стороны общения: Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция. Вопрос 14. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации? Правильный ответ: вербальные и невербальные. Вопрос 15. Какие методы относятся к методам исследования гибких навыков? Правильный ответ: наблюдение, опрос, эксперимент, тесты, контент-анализ. Вопрос 16. Что входит в структуру конфликта? Правильный ответ: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент». Вопрос 17. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения. Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия. Вопрос 18. Как называется способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания? Правильный ответ: креативность. Вопрос 19. Какой возраст является сензитивным для формирования критического мышления? Правильный ответ: подростковый. Вопрос 20. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой? Правильный ответ: лидерство и руководство. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: "Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. "Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны. "Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Теоретические и диагностические конструкты тестов интеллекта и методик изучения познавательных процессов. 2. Теоретические и диагностические конструкты исследования структуры интеллекта. 3. Теоретические и диагностические конструкты исследования эмоционального интеллекта. 4. Методические особенности тестов достижений в современной психометрике. 5. Теоретические и диагностические конструкты изучения темперамента и характера 6. Теоретические и диагностические конструкты изучения психических состояний личности 7. Теоретические и диагностические конструкты измерения личностных черт и диспозиций. 8. Теоретические и диагностические конструкты исследования мотивационной сферы и направленности личности. 9. Теоретические и диагностические конструкты тестовой диагностики межличностных отношений. 10. Особенности диагностических методов исследования сознания и самосознания. 11. Особенности применения психосемантических методов в психодиагностике личности. 12. Возможности и ограничения проективных методов исследования личности. 13. Теоретические и диагностические конструкты диагностики профессионального самоопределения личности. 14. Новые тестовые конструкты в современной психодиагностике – теоретико-методологические границы и методические возможности. 15. Психодиагностика субъектного подхода: диагностические возможности изучения феноменологической активности личности. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Носс И.Н. | ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Акимова М.К. - отв. ред. | ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Акимова М.К. - отв. ред. | ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. | ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психологическая диагностика | psyjournals.ru | ||
Э2 | Университетская библиотека on-line | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | http://e.lanbook.com/ - | ||
Э4 | Гуманитарные технологии | http://www.ht.ru/ | ||
Э5 | Методики пот психодиагностике | www.imaton.ru | ||
Э6 | Психодиагностика и тестирование | www.psytest.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/ Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | кабинет экологических основ природопользования – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Практикум по психодиагностике» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |