МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по психодиагностике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по психодиагностике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины состоит в квалифицированной подготовке психологов по методике и технике проведения психодиагностического обследования и психодиагностического исследования в различных областях психологии; освоению знаний, умений и навыков профессионального пользователя психодиагностического инструментария.
Практическая цель состоит в овладении процедурой проведения диагностического обследования индивидов и групп в соответствии со спецификой предмета исследования (диагностика индивидуально-типологических особенностей, личностных черт, способностей и достижений, мотивации, интерперсонального взаимодействия и межличностных отношений, особенностей организации сознания и самосознания, эмоциональных состояний и др.) на основе использования стандартного репертуара методик.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований
ОПК-3 Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.тестовые конструкты, инструкции и процедуру тестирования, методические правила работы, документально-методическое сопровождение (литература и методические пособия), тестовые нормы и группы валидизации, варианты адаптации и рестандартизации, данные о валидности и надежности, интеркорреляции с другими тестовыми конструктами, историю разработки и психометрической оценки дифференциальной и прогностической способности
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно реализовывать допустимый класс диагностических задач и самостоятельно интерпретировать результаты диагностики на дифференциальном и прогностическом уровне, на основе результатов диагностики соответствующих конструктов и категорий осуществлять комплексную постановку психологического диагноза
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.наиболее универсальными (обязательный кейс) психодиагностическими методиками диагностики интеллекта и изучения познавательных процессов, методиками изучения темперамента и характера, тестами оценки функциональных состояний личности, опросниками личностных черт, методиками изучения мотивационной сферы и направленности личности, методами диагностики межличностных отношений, методами диагностического и проективного подхода к исследованию сознания и самосознания личности, методиками диагностики профессионального самоопределения личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. практикум по методам психологического тестирования (на примерах обязательного кейса)
1.1. Психодиагностическое обследование и исследование. Психологический диагноз, психологическое заключение. Индивидуальный и групповой психологический профиль. Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля. Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Особенности построения и интерпретации индивидуального и группового психологического профиля. Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Диагностика базовых теоретических конструктов в психологии на примере известных психодиагностических методик. Исследования интеркорреляций тестовых конструктов с применением стандартных статистических методов. Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. практикум. Тесты интеллекта и методики изучения познавательных процессов
2.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест измерения IQ Айзенка Прогрессивные матрицы Равенна Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест измерения IQ Айзенка Прогрессивные матрицы Равенна Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Методика ТСИ Р. Амтхауэра Тест Д.Векслера Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Методика ТСИ Р. Амтхауэра Тест Д.Векслера Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. практикум. Методики изучения темперамента и характера
3.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест-опросник Айзенка (EPI, EPO, PEN) Шкала оценок для измерения реактивности (по Я.Стреляу) Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Тест-опросник Айзенка (EPI, EPO, PEN) Шкала оценок для измерения реактивности (по Я.Стреляу) Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Характерологический опросник К.Леонгарда -Х. Шмишека Тест «Черты характера, темперамент» (ЧХТ)Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.)5. Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.) Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.4. Характерологический опросник К.Леонгарда -Х. Шмишека Тест «Черты характера, темперамент» (ЧХТ)Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.)5. Опросник ПДО (Личко А.Е., Иванов М.Я.) Сам. работа 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 4. практикум. Диагностика психических состояний личности
4.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1 Личностная шкала проявления тревоги Тейлора 2. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин) Практические 4 1 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Тест Люшера. Метод цветовых выборов Сам. работа 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 5. практикум. Психодиагностика личностных черт.
5.1. Миннесотский многомерный личностный опросник MMPI (модификация: ММИЛ Березина Ф.Б., Мирошникова модификация СМИЛ Собчик Л.Н.) Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.2. Миннесотский многомерный личностный опросник MMPI (модификация: ММИЛ Березина Ф.Б., Мирошникова модификация СМИЛ Собчик Л.Н.) Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.3. Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.4. Тест Кэттелла 16-PF Опросник личностной ориентации Э.Шострома (POI) Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.5. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК Дж.Роттера) Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.6. Опросник Д.Кейрси Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 6. практикум. Исследование мотивационной сферы и направленности личности.
6.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Методика «Направленность личности» (по В.Смейкалу и М.Кучеру) 2. Методы оценки уровня притязания личности у студентов (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин; Ф.Хоппе) 3. Методика когнитивной ориентации Д.Б.Роттера (экстернальность, интернальность) 4.Тест индивидуальной мотивации (ТИМ) Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
6.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Методика «Направленность личности» (по В.Смейкалу и М.Кучеру) 2. Методы оценки уровня притязания личности у студентов (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин; Ф.Хоппе) 3. Методика когнитивной ориентации Д.Б.Роттера (экстернальность, интернальность) 4.Тест индивидуальной мотивации (ТИМ) Сам. работа 4 8 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 7. практикум. Диагностика межличностных отношений.
7.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Тест диагностики интерперсональных отношений Т.Лири: постановка разных типов диагностических задач. 2. Методы социометрических измерений и внешнегрупповой референтометрии Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 8. практикум. Диагностика сознания и самосознания. Психосемантические методы.
8.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Опросник самоотношения В.В.Столина 2. Шкала «Я-концепции» Теннеси Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
8.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Тест диагностики интерперсональных отношений Т.Лири: постановка разных типов диагностических задач. 2. Методы социометрических измерений и внешнегрупповой референтометрии Сам. работа 4 8 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
8.3. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Опросник самоотношения В.В.Столина 2. Шкала «Я-концепции» Теннеси Сам. работа 4 8 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
8.4. Методика иследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, модификации методики СД (А.Г.Шмелева, Е.Ф.Бажина), методика личностного дифференциала (ЛД) А.Г.Шмелева Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
8.5. Методика иследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева Методика семантического дифференциала Ч.Осгуда, модификации методики СД (А.Г.Шмелева, Е.Ф.Бажина), методика личностного дифференциала (ЛД) А.Г.Шмелева Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 9. практикум. Проективные методы исследования личности.
9.1. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: Методика Сонди и метод портретных выборов Сам. работа 4 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
9.2. Психологическое тестирование и методические правила работы с методиками: 1. Модифицированный тест Голланда 2. ФЛАГ-тест 3. Персплан Шмелева А.Г. Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
9.3. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Мотивационный тест Хекхаузена Сам. работа 4 8 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 Коммуникация - …………….. …………………. между людьми?
а) обмен информацией
б) обмен действиями
в) обмен представлениями
Ответ: а)

Вопрос 2 Интеракция - …………………. между индивидами?
а) обмен информацией
б) взаимодействие
в) сопереживание
Ответ: б)

Вопрос 3 Социальная перцепция - ………………… социальных объектов (людей, групп, общностей)?
а) восприятие
б) взаимодействие
Ответ: а)

Вопрос 4 Межличностные отношения относительно системы общественных отношений находятся
а) В основании
б) Внутри
Ответ: б)

Вопрос 5 Малая группа – это группа в которой общественные отношения выступают в форме …………………………. личных контактов?
а) опосредованных
б) прямых
в) непосредственных
Ответ: в)

Вопрос 6 Стадия конфликта, на которой практически невозможно разрешение конфликта мирным путем:
а) предконфликтная ситуация
б) инцидент
в) эскалация конфликта
г) завершение конфликта
д) послеконфликтный период
Ответ: в)

Вопрос 7 Какой девиз характеризует соперничество как стратегию поведения в конфликте?
а) победа любой ценой
б) давайте жить дружно
в) миру мир
Ответ: а)

Вопрос 8 Стратегия конфликтного поведения, которая исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких называется …………………………?
а) компромисс
б) соперничество
в) приспособление
г) избегание
д) сотрудничество
Ответ: б)

Вопрос 9 Стратегия конфликтного поведения, когда одна сторона жертвует личными интересами в пользу интересов соперника - …………………..
а) компромисс
б) соперничество
в) приспособление
г) избегание
д) сотрудничество
Ответ: в)

Вопрос 10 Стратегия конфликтного поведения, характеризующаяся высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника, а также поиском обоюдно приемлемого решения называется ………………………...
а) компромисс
б) соперничество
в) приспособление
г) избегание
д) сотрудничество
Ответ: д)

Вопрос 11 Медиатор выступает в роли:
а) судьи
б) защитника
в) посредника
г) обвинителя
Ответ: в)

Вопрос 12 Как называется структурный компонент конфликта, означающий предмет спора?
а) зона разногласий
б) конфликтующие стороны
в) мотивы участников
г) действия участников
д) представления участников
Ответ: а)

Вопрос 13 Как называется структурный компонент конфликта, означающий непосредственных участников конфликта?
а) зона разногласий
б) конфликтующие стороны
в) мотивы участников
г) действия участников
д) представления участников
Ответ: б)

Вопрос 14 Какой навык наряду с коммуникацией, кооперацией, креативностью входит в модель Soft skills 4К?
а) компетентность
б) критическое мышление
в) культурность
Ответ: б)

Вопрос 15 ……………………….. — способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания.
а) критичность
б) решительность
в) креативность
Ответ: в)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 ………………………………… отношения – это отношения между социальными группами или индивидами как представителями социальных групп.
Ответ: общественные

Вопрос 2 ……………………………. – обмен действиями между людьми в процессе совместной деятельности.
Ответ: коммуникация

Вопрос 3 ………………………………… - координация, комбинирование, суммирование, упорядочивание единичных сил участников взаимодействия.
Ответ: кооперация

Вопрос 4 Атрибуция – это процесс ……………………… причин, образцов поведения, а также более общих характеристик воспринимаемой личности.
Ответ: приписывания

Вопрос 5 ………………. – сочувствие, сопереживание партнеру по общению.
Ответ: эмпатия

Вопрос 6 Речь – основа ……………………… средств коммуникации?
Ответ: вербальных

Вопрос 7 …………………………. средства коммуникации включают в себя мимику, пантомимику, интонации, дистанцию, контакт глаз.
Ответ: невербальные

Вопрос 8 Креативность — способность представить и разработать принципиально ………… подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания.
Ответ: новые

Вопрос 9 Все профессиональные навыки можно разделить на «жесткие навыки» (hard skills) и «……….. навыки» (soft skills).
Ответ: гибкие

Вопрос 10 «…………… навыки» включают компетенции, определяемые спецификой профессиональных задач.
Ответ: жесткие

Вопрос 11 «……………… навыки» включают надпрофессиональные навыки и личностные качества.
Ответ: гибкие

Вопрос 12 …………………. мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода суждений, которые привели к тем или иным выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.
Ответ: критическое

Вопрос 13 Какой навык наряду с критическим мышлением, кооперацией, креативностью входит в модель Soft skills 4К?
Ответ: коммуникация

Вопрос 14 Для эффективной коммуникации необходимо использование как вербальных, так и ………………………….. средств?
Ответ: невербальных

Вопрос 15 …………………- небольшое количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе; имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.
Ответ: команда

Вопрос 16 Конфликты в команде разрешаются с помощью ………………….
Ответ: переговоров

Вопрос 17 Конфликт – …………………. во мнениях, установках, ценностях, взглядах людей и социальных групп?
Ответ: противоречие

Вопрос 18 Непосредственные участники конфликта - конфликтующие ……………..?
Ответ: стороны

Вопрос 19 Стремлением уйти от конфликта характеризуется стратегия …………………...?
Ответ: избегание

Вопрос 20 Случай, который инициирует открытое противоборство сторон - ……………..
Ответ: инцидент

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какие компоненты должна включать психологическая подготовка педагога для успешной работы?
1. формирование психологической культуры;
2. психологическую компетентность в педагогической деятельности;
3. умение человека представлять себя на рынке труда.
Правильный ответ: 1-3.

Вопрос 2. Что необходимо современному педагогу для формирования психологической культуры профессиональной деятельности?
1. знание психологических особенностей человека, помогающих разобраться в людях, адекватно оценивать их состояние, настроение, поведение;
2. умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение;
3. умение выбирать по отношению к каждому обучающемуся такую форму общения, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям;
4. знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям.
Правильный ответ: 1-4.

Вопрос 3. Кем должны быть педагог по В.А. Сухомлинскому?
1. педагогом;
2. психологом;
3. психотерапевтом;
4. наставником;
5. вдохновителем;
6. хранителем;
7. созидателем духовной жизни человека.
Правильный ответ: 4-7.

Вопрос 4. Выделите характеристики гуманистически ориентированного педагога:
1. высокая педагогическая наблюдательность;
2. уважение к ученикам;
3. стимулирование активности учеников;
4. стимулирование интеллектуальной деятельности учеников;
5. гибкость;
6. нестандартность в принятии педагогических решений;
7. удовлетворение от процесса общения с учащимися;
8. жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении;
9. наличие штампов и стереотипов в общении и преподавании;
10. монологичность общения;
11. неумение уважать и любить своих учеников независимо от их успехов в учебе.
Правильный ответ: 1-7.

Вопрос 5. Выделите основные компоненты в деятельности педагога:
1. конструктивная деятельность связана с отбором, умением строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности учащегося.
2. организаторская деятельность включает организацию: своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратной связи с учениками (мнение, знания, интерес) и деятельности учащихся, их действий и поступков.
3. коммуникативная деятельность – это совместная деятельность учителя и ученика, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности, процесс педагогического общения.
4. рефлексивная деятельность – умение учителя анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения; стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции.
Правильный ответ: 1-4.

Вопрос 6. Назовите основные трудности и проблемы педагогической деятельности.
1. неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность;
2. недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся и неумение их учитывать;
3. неумение построить процесс общения со учениками и коллегами;
4. неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Правильный ответ: 1-4.

Вопрос 7. Назовите способы развития гибких навыков современного педагога:
1. познание себя;
2. тренировка воли;
3. управление эмоциями;
4. умение выйти из психологического кризиса;
5. освоение технологии педагогического общения и взаимодействия с людьми;
6. сознательное самоограничение.
Правильный ответ: 1-6.

Вопрос 8. Назовите качества личности необходимые современному педагогу:
1. профессионализм и глубокие знания своего предмета;
2. умение образно и доступно излагать свои мысли;
3. высокая общая культура и эрудиция;
4. быстрота реакции и мышления;
5. умение отстаивать и защищать свою точку зрения;
6. умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами;
7. способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки;
8. внимательность по отношению к людям, доброжелательность и терпеливость;
9. строгость в сочетании со справедливостью;
10. психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях;
11. аккуратный внешний вид.
Правильный ответ: 1-11.

Вопрос 9. Назовите качества, которые противопоказаны педагогу:
1. высокомерие, грубость, недоброжелательность;
2. самовлюбленность;
3. менторство;
4. застенчивость;
5. медленная реакция и консерватизм;
6. стремление подавить обучающегося;
7. несобранность и лень;
8. излишняя эмоциональность, взрывчатость;
9. отсутствие педагогического мастерства.
Правильный ответ: 1-9.

Вопрос 10. Профессиональная культура педагога – это:
1. совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для успешного осуществления его профессионально-педагогической деятельности;
2. определенная степень владения педагогом приемами и способами решения профессиональных задач;
в. система профессиональных и общечеловеческих способностей;
3. реализация культурологического подхода в профессиональной деятельности учителя.
Правильный ответ: 2.

Вопрос 11. Назовите признаки, по которым у обучающихся складывается первое впечатление о педагоге:
1. внешние данные (манера держаться, как вошел в аудиторию, представился ли обучающимся, выразительность лица, жестикуляция);
2. особенности первой лекции (речь, эмоциональность, умение излагать материал, сразу переходить к делу);
3. отношение к обучающимся (требовательность, умение следить за поведением обучающихся, контакт со студентами, внимание к ним;
4. проявляемая эрудиция, интеллект.
Правильный ответ: 1-4.

Вопрос 12. Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению педагога с обучающимися:
1. застенчивость;
2. тактичность;
3. безучастность;
4. терпимость;
5. доброжелательность.
Правильный ответ: 1; 3

Вопрос 13. Работа педагога над коммуникативной культурой включает умения формировать и совершенствовать:
1. интонацию;
2. убедительность;
3. тембр;
4. информационную нагрузку;
5. выразительность;
6. логические паузы;
7. интенсивность;
8. внушаемость.
Правильный ответ: 1-7.

Вопрос 14. Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживание другого человека называется
1. эмпатией;
2. рефлексией;
3. проекцией.
Правильный ответ: 1.

Вопрос 15. Условиями, способствующими возникновению диалога, являются:
1. желание участвовать в диалоге, понять друг друга;
2. наличие собственной позиции;
3. стремление к доминированию собственной точки зрения;
4. наличие интереса одного из партнеров к обсуждаемому предмету;
5. желание быть понятым, услышанным;
6. умение слушать, слышать, задавать вопросы.
Правильный ответ: 1; 2; 5; 6.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; « не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вставьте пропущенное слово. Определенная степень овладевания приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога.
Правильный ответ: профессиональная.

Вопрос 2. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях …
Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога.

Вопрос 3. Компонентами профессиональной культуры педагога (по И.Ф. Исаеву)
выступают …
Правильный ответ: аксиологический, технологический, личностно-творческий.

Вопрос 4. Вставьте пропущенное слово. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога.
Правильный ответ: функциями.

Вопрос 5. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой.
Правильный ответ: гуманитарной.

Вопрос 6. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности?
Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Вопрос 7. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?
Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 8. Назовите составляющие педагогической направленности.
Правильный ответ: направленность на обучаемого; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.

Вопрос 9. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности.
Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 10. К способам невербальной коммуникации педагога относятся …
Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты.

Вопрос 11. Кто разработал тест для изучения стратегий поведения в конфликте разработал?
Правильный ответ: Томас.

Вопрос 12. Какие три элемента входят в структуру креативности?
Правильный ответ: создание идей, любознательность, развитие предложенных идей.

Вопрос 13. Назовите три стороны общения:
Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция.

Вопрос 14. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

Вопрос 15. Какие методы относятся к методам исследования гибких навыков?
Правильный ответ: наблюдение, опрос, эксперимент, тесты, контент-анализ.

Вопрос 16. Что входит в структуру конфликта?
Правильный ответ: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент».

Вопрос 17. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения.
Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия.

Вопрос 18. Как называется способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответов на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания?
Правильный ответ: креативность.

Вопрос 19. Какой возраст является сензитивным для формирования критического мышления?
Правильный ответ: подростковый.

Вопрос 20. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Теоретические и диагностические конструкты тестов интеллекта и методик изучения познавательных процессов.
2. Теоретические и диагностические конструкты исследования структуры интеллекта.
3. Теоретические и диагностические конструкты исследования эмоционального интеллекта.
4. Методические особенности тестов достижений в современной психометрике.
5. Теоретические и диагностические конструкты изучения темперамента и характера
6. Теоретические и диагностические конструкты изучения психических состояний личности
7. Теоретические и диагностические конструкты измерения личностных черт и диспозиций.
8. Теоретические и диагностические конструкты исследования мотивационной сферы и направленности личности.
9. Теоретические и диагностические конструкты тестовой диагностики межличностных отношений.
10. Особенности диагностических методов исследования сознания и самосознания.
11. Особенности применения психосемантических методов в психодиагностике личности.
12. Возможности и ограничения проективных методов исследования личности.
13. Теоретические и диагностические конструкты диагностики профессионального самоопределения личности.
14. Новые тестовые конструкты в современной психодиагностике – теоретико-методологические границы и методические возможности.
15. Психодиагностика субъектного подхода: диагностические возможности изучения феноменологической активности личности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психологическая диагностика psyjournals.ru
Э2 Университетская библиотека on-line biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/ -
Э4 Гуманитарные технологии http://www.ht.ru/
Э5 Методики пот психодиагностике www.imaton.ru
Э6 Психодиагностика и тестирование www.psytest.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет экологических основ природопользования – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Практикум по психодиагностике» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.