Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.04. Политология |
Профиль | Управление и PR в политике и бизнесе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Черданцева И.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Методика политического исследования» являются развитие у студентов умений и навыков исследовательской работы, методологической, методической и библиографической культур, необходимых для квалифицированного участия в развитии знаний о политике и управления ею, их знакомство с основными принципами и методами политологических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен самостоятельно планировать и проводить научные исследования в сфере политической науки, управления и коммуникации |
ПК-3.1 | Знает методологию и методы научного исследования, основную проблематику в сфере политической науки, управления и коммуникации |
ПК-3.2 | Умеет проводить анализ источниковой и библиографической базы |
ПК-3.3 | Умеет формулировать цель и задачи научного исследования с учетом теоретических, информационных и методических особенностей проблемы |
ПК-3.4 | Владеет навыками описания возможных решений задач по проблематике научно-исследовательской работы |
ПК-3.5 | Владеет навыками представления научно-исследовательской работы с использованием информационно-коммуникационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3.1: Знает методологию и методы научного исследования, основную проблематику в сфере политической науки, управления и коммуникации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2: Умеет проводить анализ источниковой и библиографической базы ПК-3.3: Умеет формулировать цель и задачи научного исследования с учетом теоретических, информационных и методических особенностей проблемы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3.4: Владеет навыками описания возможных решений задач по проблематике научно-исследовательской работы ПК-3.5: Владеет навыками представления научно-исследовательской работы с использованием информационно-коммуникационных технологий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Технология научных политологических исследований | ||||||
1.1. | Принципы и технология проведения научных исследований | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1 | Л2.6, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
1.2. | Структура политологического исследования | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3.3 | Л2.4, Л1.1, Л1.3 |
1.3. | Гипотезы научного исследования: функции, виды, формулировка | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
1.4. | Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3.1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3 |
Раздел 2. Проектирование политологических исследований | ||||||
2.1. | Проектирование научного политологического исследования | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1 | Л2.6, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.2. | Проектирование научного политологического исследования | Практические | 2 | 4 | ПК-3.1 | Л2.6, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.3. | Проектирование научного политологического исследования | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-3.1 | Л2.6, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.4. | Методы современной политологии | Практические | 2 | 4 | ПК-3.1 | Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.2 |
2.5. | Методы современной политологии | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3.1 | Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.2 |
2.6. | Библиографический аппарат и эмпирическая база политологического исследования | Практические | 2 | 4 | ПК-3.2 | Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.7. | Информационная база научного исследования | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-3.2 | Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.8. | Состояние и степень разработанности темы: описание и критерии оценки | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3.2 | Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.9. | Виды и правила оформления научных текстов | Лекции | 2 | 4 | ПК-3.4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.10. | Написание и оформление научных статей и тезисов | Практические | 2 | 6 | ПК-3.4 | Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.11. | Написание и оформление проектов научно-исследовательских разработок и грантов | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.4 | Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.12. | Написание и оформление проектов научно-исследовательских разработок и грантов | Практические | 2 | 4 | ПК-3.4 | Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
2.13. | Типы научных текстов | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-3.4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9441 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен самостоятельно планировать и проводить научные исследования в сфере политической науки, управления и коммуникации ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В каких случаях необходимо проведение разведывательного исследования? а. необходима дополнительная информация об объекте б. сравнить несколько объектов исследования в. отсутствует информация об объекте г. нужно описание объекта Ответ: а, в. 2. К какому типу относится исследование по теме «Отношение жителей Алтайского края к внешней политике России на современном этапе»? а. описательное б. разведывательное в. аналитическое г. повторное Ответ: а. 3. Верно ли утверждение: «Сумма частот в секторной диаграмме может быть больше или меньше 100%»? а. Верно б. Неверно Ответ: б. 4. Верно ли утверждение, что плагиатом является не только прямое заимствование текста, но и заимствование идей без указания их авторства? а. верно б. неверно. Ответ: а. 5. Отличительным элементом аналитической записки по результатам эмпирических политологических исследований от научной работы являются а. Практические рекомендации б. Таблицы в. Титульный лист г. Указание задач исследования Ответ: а. 6. По какому принципу осуществляется структурирование материала в научной работе? а. В соответствии с регламентом написания работ б. По порядку задач исследования в. По желанию научного руководителя г. По желанию исследователя Ответ: б. 7. Какой из перечисленных научных подходов относится к общенаучным? а. элитистский б. неоинституциональный в. биографический г. системный Ответ: г. 8. В каком элементе введения указываются сведения об участии исследователя в конференциях по теме работы? а. обоснование актуальности темы б. новизна работы в. апробация г. практическая значимость. Ответ: в. 9. Какие задачи решает традиционный (структурно-функциональный) анализ текста: а. устанавливает достоверность текста б. характеризует автора текста в. дает количественные характеристики текста г. выявляет оценочно-эмоциональную направленность теста Ответ: а, б. 10. Метод научного исследования, объясняющий какие –либо события или данные через сходство с другими событиями или данными? а. анализ б. метод аналогий в. системный подход г. экстраполяция Ответ: б. 11. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «В начале года показатель одобрения деятельности президента был минимален — 64-66% (январь-февраль), но уже в марте рейтинг приблизился к 80%. В последующие месяцы и до настоящего времени он держится на стабильно высоком уровне — 74-79%. По результатам декабрьского опроса, работу главы государства одобряют 74%»? а. Секторная диаграмма б. Столбиковая диаграмма в. График г. Таблица взаимной сопряженности признаков Ответ: в. 12. Таблица взаимной сопряженности признаков отличается от перечневой а. отражением 2 признаков б. отсутствием внутренней сетки в. суммированием значений каждой признака по вертикали и горизонтали г. отражением данных в процентах Ответ: а, в. 13. Верно ли утверждение: «В интервале 46-60 лет нижнюю границу составляет 46 лет»? а. Верно б. Неверно Ответ: а. 14. Где в магистерской диссертации располагает табличная база данных или большой массив иллюстраций? а. по ходу изложения материала б. перед выводами и рекомендациями в. в приложении г. после заключения Ответ: в. 15. Верно ли утверждение: "В интервале 2016 - 2021 гг. верхней границей является 2016 год"? • Верно • Неверно Ответ: б. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Характеристика информационной базы исследования, означающая соответствие сведений источника характеристикам объекта исследования, – Ответ: репрезентативность 2. Если исследователю необходимо проанализировать степень представленности в объекте двух признаков одновременно, какой тип таблиц он будет использовать? Ответ: таблицу взаимной сопряженности признаков. 3. Почему следующие данные опроса не могут быть графически представлены секторной диаграммой: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»? Ответ: Секторная диаграмма – это круговая диаграмма, сумма значений вариантов признака в которой может быть равна только 100%. В примере респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма их ответов больше 100%. 4. Как называется графическое изображение, в котором высота и ширина серии столбцов иллюстрируют данные по одной или нескольким переменным? Ответ: столбиковая гистограмма. 5. Каким критериям должно отвечать научное исследование? Ответ: новизна, доказательность, полнота, научный язык, аналитичность, соответствие современным научным взглядам. 6. На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом» 12,9% школьников 8 класса ответили «да», 26,3% – «скорее да». Среди школьников 10 классов ответы распределились следующим образом: «да» − 14,1%, «скорее да» − 37,8%. Эти данные показывают тенденцию … патриотической идентификации по мере взросления школьников. Ответ: роста. 7. Как называется совокупность документов, данных, фактов, используемая для доказательства авторской позиции? Ответ: эмпирическая база исследования. 8. Какая характеристика информационной базы исследования означает соответствие сведений источника реальным политическим событиям? Ответ: достоверность. 9. По каким принципам может строиться анализ литературы во введении магистерской диссертации? Ответ: хронологический, проблемно-хронологический, модель «конуса». 10. Данные каких социологических центров чаще всего используются в политологических исследованиях для характеристики состояния массового сознания? Ответ: ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр. 11. Перечислите способы поиска литературы для научной работы? Ответ: в поисковых системах, каталогах библиотек, базах статей, по совету научного руководителя, в списках литературы других работ по теме, в книжных магазинах. 12. Перечислите структурные элементы научной работы. Ответ: титульный лист, оглавление (содержание), основная часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (при необходимости). 13. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования – это … Ответ: гипотеза исследования. 14. Дайте определение понятию «задачи исследования». Ответ: это система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. 15. Что в программе научных исследованиях понимается под объектом исследования? Ответ: конкретный фрагмент политического или общественного процесса, где существует изучаемая проблема и который подвергается непосредственному изучению. 16. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать распределение ответов на вопрос об оценке жителями Алтайского края деятельности губернатора? Ответ: секторная диаграмма, столбиковая гистограмма. 17. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать динамику доверия губернатору Алтайского края за последние 2 года? Ответ: график, столбиковая гистограмма. 18. Перечислите элементы введения магистерской диссертации? Ответ: обоснование актуальности темы исследования; анализ степени ее изученности; объект и предмет работы; цель и задачи работы; хронологические и территориальные рамки (если нужно); описание эмпирической (источниковой) базы исследования; характеристика теоретической базы и методов исследования; определение научной и практической значимости работы; указание ее апробации (если есть); описание структуры работы. 19. Дайте определение понятию «предмет исследования». Ответ: это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, фиксация и анализ которых особенно значимы для решения задач исследования. 20. В чем состоит главное отличие наблюдения от других методов сбора данных? Ответ: его невозможно повторить. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Экзамен проводится в форме защиты проекта научного исследования. СТРУКТУРА ПРОЕКТА 1. Структурно-логическая схема «Введения» магистерской диссертации (по теме, предложенной магистрантом) 2. Библиографический обзор по теме диссертации (в соответствии с выбранной темой) 3. Обоснование теоретико-методологической базы магистерской диссертации 4. Тезисы выступления на конференции (в соответствии с выбранной темой) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» (зачтено): студентом научный проект выполнен самостоятельно, своевременно и правильно оформлен. Презентация содержит все необходимые элементы, студент свободно излагает материал и отвечает на дополнительные вопросы аудитории «Хорошо» (зачтено): студентом научный проект написан с подсказкой преподавателя оформлен правильно или с незначительными погрешностями, сдан не в срок. Презентация содержит большинство необходимых элементов, студент свободно излагает материал и отвечает на большинство дополнительных вопросов аудитории. Удовлетворительно» (зачтено): Студентом научный проект написан с подсказкой преподавателя, сдан не в срок. При этом допущены ошибки в оформлении. Презентация подготовлена слабо, студент излагает материал, но не может ответить на дополнительные вопросы аудитории или отвечает на них с затруднениями. «Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом научный проект не выполнен или выполнен частично и с грубыми ошибками, не в срок. Презентация не подготовлена, студент не может обосновать содержание проекта и ответить на дополнительные вопросы аудитории |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр М. Ф. | Основы научных исследований: учебное пособие | М.: ИТК«Дашков и К°», 2019 | biblioclub.ru |
Л1.2 | под ред. Р. Гудина, Х. -Д. Клингеманн; науч. ред. рус. изд. Е. Б. Шестопал. | Политическая наука: новые направления: | М. : Вече, 1999 | |
Л1.3 | Дрещинский В.А. | Методология научных исследований: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитич Л. А. | История и философия науки : учеб. пособие для вузов | ЮНИТИ-[ДАНА], 2008 | |
Л2.2 | Л.В. Сморгунов | Современная сравнительная политология: учеб. для вузов | М.: РОССПЭН, 2002 | |
Л2.3 | В.П. Горелов; С.В. Горелов ; Л.В. Садовская | Магистерская диссертация: практическое пособие для магистрантов всех специальностей вузов | Москва|Берлин : Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Попова О.В. | Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.5 | В. В. Желтов, М. В. Желтов | Политическая социология: учеб. пособие | Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006 | |
Л2.6 | Ельчанинов В.А. | Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | www.inion.ru | ||
Э3 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э4 | Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент | ecsocman.hse.ru | ||
Э5 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э7 | Электронная библиотека Максима Мошкова | www.lib.ru | ||
Э8 | Методология и методика политического исследования | portal.edu.asu.ru | ||
Э9 | Российская ассоциация политической науки | www.rapn.ru | ||
Э10 | Портал издательства SAGE Publications | www.sagepub.com | ||
Э11 | Сайт Центра политических технологий | politcom.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе освоения дисциплины "Методика политического исследования" студент должен освоить технологию проектирования и проведения научных исследований. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения дисциплины особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков, выдвижению самостоятельных гипотез и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его методологическая и библиографическая культура. Для успешного освоения дисциплины студент должен: 1. изучить рекомендованные материалы и литературу, сформировав у себя представление о структуре и логике научных исследований; 2. спроектировать собственную научную работу на основе полученных знаний; 3. подготовить несколько видов текстов и научной документации по теме собственного научного исследования. Практические занятия предназначены помочь сформировать у обучающихся мировоззрение исследователя, методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных исследователей. В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося в области методики научного исследования; 2. развития у него умений и навыков отбора и применения общих и специальных методов современной политической науки к анализу современных политических процессов; 3. развития умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, эмпирические данные; 4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков проектирования и проведения исследовательской работы, оформления различных научных текстов. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, подготовку к экзамену, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над проектом собственной научной работой. В процессе выполнения проекта студент конкретизирует изученную им информацию применительно к определенной теме в области политологии. |