МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 41
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 41 41 41 41
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Фишер Ю.А.

Рецензент(ы):
к.п.н, доцент, Семенченко И.В

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса
Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки: в сфере повышения психологических и адаптивных ресурсов человека, в сфере гармонизации психического развития, в сфере охраны психического здоровья и в преодолении недугов.
Задачи курса:
— ознакомиться с объектом, предметом, задачами и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
— ознакомиться с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
— дать содержательную характеристику психологической типологии нарушений психической деятельности;
— ознакомиться с основными видами деятельности клинических психологов и методами их практической работы;
— раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер клинической психологии;
— показать роль клинической психологии в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
ПК-6 Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о школах и концепциях в контексте формирования клинико-психологического знания
- иметь представление об историческом контексте и современном состоянии клинико-психологического знания
- иметь представление о способах сбора клинико-психологических данных в контексте работы с психическими расстройствами
- иметь представление о способах психологической работы с психопатологической симптоматикой
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь использовать знания о развитии психологических школ и направлений в практической работе клинического психолога
- уметь оценивать потенциал и риски психологического вмешательства
- уметь использовать знания о сборе клинико-психологических данных в научно-исследовательской и практической работе
- уметь формулировать практические цели в работе клиническго психолога
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть основными категориями и понятиями в рамках психологических школ и направлений
- владеть способами анализа психопатологической симптоматики
- владеть навыками построения профиля по психопатологической симптоматике
- владеть способами формирования психологической оценки психопатологической симптоматики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модели нормы и патологии в клинической психологии
1.1. Биологические модели нормы и патологии Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, объект клинической психологии, основные разделы Лекции 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Исторические аспекты клинической психологии. Психологические модели нормы и патологии. Социально-нормативные модели нормы и патологии Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Антипсихиатрия и Теория ярлыков: критика "биологической" психиатрии Сам. работа 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Антипсихиатрия и Теория ярлыков Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Консультация Консультации 5 10
Раздел 2. Модели и теории патогенеза психических расстройств
2.1. Генетические факторы психических расстройств Лекции 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Биологические факторы психических расстройств. Средовые, семейные факторы психических расстройств, близнецовый метод. Нервная система, мозг и психика. Психологические и социокультурные факторы психических расстройств. Нейромедиаторная система и психика Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Модель диатез-стресса Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Социально-тревожное расстройство. Модели стресса, копинги Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Наследственность и генетика в формировании аффективных психических расстройств Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Генетические, биологические факторы аффективных расстройств Сам. работа 5 3 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Генетические, психологические и средовые факторы расстройства сна Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Генетические, психологические и средовые факторы развития обсессивно-компульсивной симптоматики Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Генетические, психологические и средовые факторы панического расстройства и агорафобии Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Генетические, психологические и средовые факторы зависимых расстройств (зависимость от ПАВ) Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Позитивна психология: программы и модели позитивных жизненных стилей Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Классификации психических расстройств. Теория стресса и диатез-стресс-буферные модели Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Диатез-стресссовая модель Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Виды и правила эмпирических исследований в клинической психологии Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Эмпирические исследования в клинической психологии Практические 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Консультация Консультации 5 10
Раздел 3. Отдельные психические расстройства
3.1. Психологические расстройства сна. Расстройства приема пищи. Паническое расстройство и агорафобия Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Основные теоретические модели шизофрении. Эмпирические исследования шизофрении. Шизофрения: классификация и диагностика, вмешательство. Соматоформные и диссоциативные расстройства Сам. работа 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Теоретические модели шизофрении Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Консультация Консультации 5 10
3.5. История изучения аффективных расстройств. Ктегория МДП (Маниакально-лепрессивный психоз) Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Основные теоретические модели депрессии. Маниакально-депрессивный психоз. Когнитивная модель депрессии А.Бека. Современные многофакторные модели депрессий Сам. работа 5 4 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Биполярное аффективное расстройство Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Когнитивный подход к аффективным расстройствам Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Агрессия, гнев, враждебность при депрессивных расстройствах Сам. работа 5 3 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Перфекционизм и депрессия Сам. работа 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. История изучения тревожных расстройств Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) Лекции 5 2 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Практические 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Эпидемология ПТСР. Суицидальное поведение и ПТСР. Когнитивно-бихевиоральная модель ПТСР. ПТСР у онкологических больных Сам. работа 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.15. Когнитивная модель личностных расстройств. Социально-тревожное расстройство. Обсессивно компульсивное расстройство. Модели психического здоровья и личностной патологии О.Кернберга. Модели личностной патологии Дж.Мастерсона Сам. работа 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.16. Психические расстройства в старческом возрасте. Этиология и патогенез дементивного расстройства Альцгеймера Сам. работа 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.17. Этиология и патогенез расстройства Пика в старческом возрасте. Этиология и патогенез посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) Сам. работа 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.18. Этиология и патогенез аффективных психических расстройств. Эндогенные и экзогенные факторы шизофрении Сам. работа 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.19. Когнитивно-поведенческая парадигма в работе с психическими расстройствами Сам. работа 5 1 ПК-6, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.20. Консультация Консультации 5 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать и проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Психосоматическая медицина-это:
а) Отдельный раздел клинической психологии, который основывается на концептуальном подходе к здоровью и болезни людей, рассматривает состояния в качестве взаимодействия биологических, социальных, психологических факторов
б) Раздел клинической психологии, изучающий характер отношений аномального человека с близкими людьми, нарушения развития психики не только у взрослых, но и детей разного возраста
в) Раздел клинической психологии, изучающий непосредственное влияние психологических, а также психосоциальных факторов на особенности поведенческих нарушений как у детей, так и у взрослых
Ответ: а) Отдельный раздел клинической психологии, который основывается на концептуальном подходе к здоровью и болезни людей, рассматривает состояния в качестве взаимодействия биологических, социальных, психологических факторов

2. Кто является основоположником бихевиоризма:
а) Адлер
б) Уотсон
в) Перлс
Ответ: б) Уотсон


3. Главная процедура психоанализа:
а) Преодоление конфликтных ситуаций и решение споров
б) Наблюдение за реакцией пациента на раздражители
в) Интерпретация
Ответ: в) Интерпретация

4. Основателем нейропсихологической школы в России является:
а) Лурия
б) Корнилов
в) Трауготт
Ответ: а) Лурия


5. Личностно-ориентированная психотерапия:
а) Область когнитивной психологии
б) Гуманистическая психология
в) Психотерапевтическое воздействие, учитывающее личностные особенности конкретного пациента
Ответ: в) Психотерапевтическое воздействие, учитывающее личностные особенности конкретного пациента

6. Клиническая психология:
а) Отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития человека, психических процессов, становление устойчивых черт поведения
б) Область психологии, занимающаяся диагностикой личностных, а также интеллектуальных отклонений, коррекцией поведения, реабилитацией пограничных, психопатических расстройств
в) Наука, изучающая закономерности возникновения, развития, функционирования психики и психической деятельности отдельного человека, а также целых групп людей
Ответ: б) Область психологии, занимающаяся диагностикой личностных, а также интеллектуальных отклонений, коррекцией поведения, реабилитацией пограничных, психопатических расстройств


7. Социальная норма-это:
а) Совокупность знаний, приобретенного опыта и навыков, необходимых человеку для познания и изучение окружающего мира
б) Индивидуальные особенности становления и развития каждого человека в отдельности
в) Предписанные обществом нормы и правила поведения
Ответ: в) Предписанные обществом нормы и правила поведения


8. Основные задачи в клинической психологии:
а) Диагностика психологического развития, характеристика личности, система отношений, анализ структуры, установление степени психологических нарушений
б) Внимательное изучение особенностей поведения больного, состояний, мешающих адекватно выполнить поставленные перед собой цели
в) Изучение нарушения, существовавшего ранее обычного для человека состояния и поведения
Ответ: а) Диагностика психологического развития, характеристика личности, система отношений, анализ структуры, установление степени психологических нарушений


9. К специфическим, патологическим изменениям восприятия относятся:
а) Интеллектуальные, личностные отклонения, выявленные специалистом
б) Пограничные психические расстройства
в) Иллюзии, галлюцинации, агнозии всех видов (в том числе расстройство узнавания частей собственного тела)
Ответ: в) Иллюзии, галлюцинации, агнозии всех видов (в том числе расстройство узнавания частей собственного тела)


10. Что является объектом клинической психологии:
а) Патологии и особенности лечения заболеваний
б) Человек с определенными трудностями, проблемами адаптации, самореализации, связанными с физическим, духовным, социальным состоянием
в) Отклонения и профилактические процедуры появления болезней
Ответ: б) Человек с определенными трудностями, проблемами адаптации, самореализации, связанными с физическим, духовным, социальным состоянием

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов и явлений — это___________________
Ответ: ощущение

2. Степень олигофрении, при которой больные овладевают речью, способны к самообслуживанию, осваивают простейшие виды ручного труда, называется_____________
Ответ: имбецильностью

3. Состояние со многими признаками абстинентного синдрома, возникающее во время алкогольной ремиссии, называется___________________
Ответ: псевдоабстиненцией

4. Реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия это ________________
Ответ: Эмоции

5. Хроническое психическое заболевание, проявляющееся в судорожных припадках и психических нарушениях — это:
Ответ: эпилепсия

6. Идиотия, имбецильность и дебильность это формы_____________
Ответ: олигофрении

7. Ослабление процесса саморегуляции мышления у психически больных людей связано, в первую очередь, с нарушением ____________________ функции саморегуляции.
Ответ: мобилизующей

8. Нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением это ________________________
Ответ: Делирий

9. Психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта — это________________
Ответ: память

10. Невроз, проявляющийся повышенной возбудимостью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью — это ______________________-
Ответ: неврастения

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен выполнять и организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, направленную на адаптацию работников организаций и обучающихся к образовательным условиям.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Системные искажения восприятия собственного тела в клинической психологии называются:
а) Деперсонализацией
б) Психическими расстройствами разной степени
в) Патологией
Ответ: а) Деперсонализацией

2. Предметом клинической психологии как научно-практической дисциплины являются:
а) Патологии, неизлечимые хронические заболевания
б) Психические проявления различных расстройств; психотерапия, создание методов воздействия на психику в профилактических и лечебных целях
в) Человек, у которого обнаружены нарушения в мыслительной деятельности
Ответ: б) Психические проявления различных расстройств; психотерапия, создание методов воздействия на психику в профилактических и лечебных целях

3. Деструктивные изменения при патологии:
а) Несут необратимый характер
б) Не стоит принимать всерьез и обращаться к профессионалам
в) Несут обратимый характер
Ответ: а) Несут необратимый характер

4. Основные методы клинической психологии:
а) Прием сильных препаратов, улучшают процессы мышления, назначение уколов и постоянное наблюдение за состоянием организма больного
б) Разрешение конфликтных ситуаций, рассказ о проблемах других пациентов
в) Наблюдение, беседа, сбор сведений о лечении
Ответ: в) Наблюдение, беседа, сбор сведений о лечении

5. Что включает в себя профилактика заболеваний:
а) Активный образ жизни, контроль артериального давления
б) Обильное питье и насыщенная белками еда
в) Постоянный отдых и отсутствие лишних движений
Ответ: а) Активный образ жизни, контроль артериального давления

6. Основные раздели клинической психологии:
а) Возрастные кризисы, периодизация психического развития, мнимая лживость
б) Психология больных людей, норма и патология психической деятельности, психосоматика, психология лечебного взаимодействия
в) Формирование психологической культуры личности, механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, перинатальная психология
Ответ: б) Психология больных людей, норма и патология психической деятельности, психосоматика, психология лечебного взаимодействия

7. Патология:
а) Осложнения, вызванные отсутствием правильного лечения
б) Заболевание, связанное с особенностями восприятия окружающего мира
в) Любое отклонение от нормы
Ответ: в) Любое отклонение от нормы

8. Клиническая психология оказывает большое влияние на развитие определенных отраслей медицины, за исключением:
а) Нейрохирургии
б) Травматологии
в) Психиатрии
Ответ: б) Травматологии

9. Слуховая агнозия:
а) Расстройства, связанные с узнаванием предметов и их изображений, при сохранении остроты зрения
б) Расстройства, связанные с узнаваем простых предметов в процессе ощупывания
в) Нарушения, выраженные в способности хорошо различать разнообразные звуки (при отсутствии нарушений слуха)
Ответ: в) Нарушения, выраженные в способности хорошо различать разнообразные звуки (при отсутствии нарушений слуха)

10. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:
а) Рубинштейн
б) Зейгарник
в) Лебединский
Ответ: б) Зейгарник

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


1. Нарушение распознавания ощущений это _____________
Ответ: Агнозия
2. Какое название получил основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, представляющий набор техник, методик, используемых специалистом для проведения изменений поведения, психоэмоционального состояния человека?
Ответ: Психотерапия

3. Расстройство узнавания частей собственного тела это _____________
Ответ: Соматоагнозия

4. Любое отклонение от нормы это ____________
Ответ: Паталогия

5. Системные искажения восприятия собственного тела в клинической психологии называются___________________
Ответ: Деперсонализацией

6. Главная процедура психоанализа это ________________
Ответ: Интерпретация

7. Форма шизофрении, при которой больные ведут себя как плохие актеры, играющие расшумевшегося ребенка — это шизофрения ______________
Ответ: гебефреническая

8. Нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга, утрата способности сохранять и воспроизводить имеющиеся знания называется_____________________
Ответ: амнезией

9. Нарушения, проявляющиеся в трудностях произвольного запоминания и произвольного воспроизведения любых по модальности стимулов и сочетающиеся с трудностями опосредования или семантической организации запоминаемого материала, называются_______________
Ответ: псевдоамнезией

10. Компонент памяти, состоящий в восприятии нового, называется________________
Ответ: рецепцией


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА


Вопросы к экзамену за первый семестр первого курса:
1. Предметная область клинической психологии. Что изучает клиническая психология? Какие разделы клинической психологии вы знаете? Что изучает психосоматика?
2. Что такое психическая патология? Объясните англоязычную модель клинической патологии: deviance (девиация), distress (дистресс), disfunction (дисфункция), danger (опасность). Агрессивное поведение, страдание, депрессия - это норма или патология?
3. Каков вклад американского клинического психолога Лайтнера Витмера в развитие клинической психологии.
4. Объясните смысл модели диатез-стресса. Объясните факторы риска возникновения психопатологической симптоматики; факторы защиты.
5. В чем суть биологических моделей психической патологии? Какие психологические факторы влияют на возникновение психических расстройств.
6. Раскройте суть эндогенной модели психической патологии. Какие психические расстройства относили эндогенным?
7. Раскройте смысл психологических моделей психических расстройств. Каковы особенности объяснения психической нормы и патологии в психоанализе и бихевиоризме?
8. Объясните смысл социально-нормативных моделей психической нормы и патологии. Каковы причины критики этих социально-нормативных подходов со стороны «Теории ярлыков» (Т.Шефф) и «антипсихиатрии».
9. Раскройте вклад А.Р. Лурия, Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник в развитие клинической психологии.
10. Объясните различие подходов к психической патологии и норме: патопсихология и психопатология. Объясните различие в интерпретации психических расстройств, например, алкогольной зависимости или эпилептического расстройства, с точки зрения психиатра и психолога (лекции). Каким образом метод близнецов помогает оценить генетический вклад в то или иное психическое расстройство?
11. Какие психологические факторы возникновения психических расстройств вам известны? Объяснить понятия стресс, дистресс, эустресс, копинг. Какие виды копингов вы знаете?
12. Объясните виды копингов, предложенные Миллером (S.M. Miller) и Кроне и (Krhone): «to monitor / to blunt»; «бдительность / когнитивное избегание».
13. Какие расстройства сна вам известны? Чем отличаются расстройства сна органической природы от расстройств сна неорганического генеза?
14. Какие диагностические критерии первичной инсомнии (DSM-4) вам известны? Расстройство нарколепсия: симптоматика, факторы генеза.
15. В картине каких других психических расстройств часто встречается симптоматика нарушений сна?
16. Какие формы нарушений сна в большей степени обусловлены генетическими факторами? Каким образом нарушения циркадных ритмов могут быть связаны с расстройствами сна?
17. Могут ли являться нарушения сна первичным психическим расстройством или же они являются следствием других нарушений: депрессии, шизофрении, зависимого расстройства?
18. Какие существуют методы психологического вмешательства при расстройствах сна? Какие правила и рекомендации для здорового сна вам известны?
19. Какие категории расстройств пищи вам известны? Является ли ожирение категорией расстройств личности? Какие диагностические критерии нервной анорексии вам известны? Какие типы нервной анорексии вам известны? С какими другими нарушениями и расстройствами может быть связана выраженная потеря веса и отсутствие аппетита?
20. Сформулируйте типичный признак нервной булимии. Какие типы нервной булимии выделяются и по каким характеристикам можно их различать?
21. Назовите диагностические критерии нервной булимии. Какие нарушения и расстройства могут быть связаны с неконтролируемыми приступами обжорства?
22. Объясните коморбидность пищевых расстройств с другими нарушениями и психическими расстройствами. Оцените суицидальные риски и другие риски при пищевых расстройствах. Какие актуальные возрасты для заболевания пищевыми расстройствами вам известны?
23. Назовите факторы этиологии пищевых расстройств. Каким образом перфекционизм как личностная характеристика может быть связан с развитием пищевых нарушений?
24. Какие три принципа психологического вмешательства при пищевых расстройствах сформулированы в рамках когнитивно-поведенческого подхода?
25. Сформулируйте возможные симптомы и нарушения при шизофрении. Коморбидность с другими расстройствами. Риск заболеваемости шизофренией в популяции (%). Каковы возрастные пики заболеваемости шизофренией (для женщин, для мужчин).
26. Сформулируйте позитивную и негативную симптоматику шизофрении: отличия. Охарактеризуйте шизофреническую симптоматику с точки зрения: нарушений содержания мышления, нарушений восприятия, нарушений эмоциональной сферы, нарушения идентичности, нарушения воли, изоляции, моторного поведения.
27. Назовите типы шизофрении (DSM-4). Недифференцированный тип: симптоматика, прогноз. Кататонический тип: симптоматика, прогноз. Объяснить феномены эхопраксии, эхолалии часто встречающиеся при кататонической форме шизофрении. Дезорганизованный тип: симптоматика, прогноз.
28. Охарактеризуйте параноидный тип шизофрении: симптоматика, прогноз. Объясните понятие шизофрения резидуального типа, шизоаффективное расстройство, шизофреноподобное расстройство.
29. Назовите факторы развития шизофрении: биологический, генетический, семейный и психосоциальный. Объясните смысл экспериментов с Дискордантными /конкордантными близнецы в контексте заболеваемости шизофренией.
30. Сформулируйте концепцию Гр.Бейтса – коммуникация по типу двойной связи или двойное послание (double bind).
31. Объясните смысл синдрома дизрегуляции дофаминергичекской системы (Salience dysregulation syndrome).
32. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при шизофрении. Какие тренинговые и когнитивные формы работы с пациентами, страдающими шизофренией вам известны?
33. Назовите категории соматоформных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Соматизированное расстройство: симптоматика, диагностические критерии. Болевое расстройство: симптоматика. Иппохондрическое расстройство: симптоматика. Дисморфофобическая расстройство: симптоматика.
34. Назовите категории диссоциативных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Диссоциативная фуга: симптоматика. Диссоциативная амнезия: симптоматика. Синдром Ганзера. Как можно объяснить некоторые результаты исследований, где низкие показатели алекситимии связаны с соматоформной симптоматикой?
35. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при соматоформных расстройствах. Каковы методы и логика когнитивной-поведенческого подхода при соматоформных и диссоциативных расстройствах?
36. Назовите признаки панической атаки? Как и где обычно возникают приступы паники? Проанализировать примеры отличия панического расстройства от генерализованного тревожного расстройства (ГТР) и социально тревожного расстройства.
37. Сформулируйте агорафобическую симптоматику: примеры. Почему агорафобия часто сочетается с паническими атаками?
38. В каком возрасте чаще обращаются за помощью по поводу панических эпизодов и в каком возрасте обычно проявляется паническая и агорафобическая симптоматика.
39. Какой параметр рассматривается надежным предиктором возникновения в будущем развернутого панического расстройства?
40. Какие факторы влияют на возможность возникновения панического расстройства?
41. Какие формы психологического вмешательства обычно используют при паническом расстройстве и агорафобии? В чем заключается смысл экспозиции в работе с паническим расстройством и агорафобией?
42. На что обращается внимание в первую очередь в современной классификации ПТСР (DSM-IV) на ситуации, в которых возникла симптоматика или на тяжесть переживаемых симптомов?
43. Охарактеризуйте критерии ПТСР (A, B, C, D) с симптомами. В течении какого времени должны наблюдаться симптомы, чтобы можно было говорить о ПТСР?
44. Возможно ли отсроченное начало ПТСР? Какие факторы способствуют отсроченному началу ПТСР?
45. Каким образом теория когнитивной переработки Горовица помогает объяснить симптоматику ПТСР (completion tendency)?
46. Каким образом сознательная и бессознательная переработка травмирующего события связана с типами воспоминаний: 1) «вербально доступные воспоминания» (verbally accessible memories, VAMs) и 2) ситуационно доступные воспо-минания (situationally accessed memories, SAMs).
47. Почему в случае выраженных чувств вины, депрессии, стыда, вызванных травматическим событием, считается недостаточной применение лишь метода экспозиции и следует использовать когнитивные методы?
48. Сформулируйте общую логику психологического когнитивно-поведенческого вмешательства при ПТСР.
49. Дайте определение обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Приведите примеры навязчивых идей, мыслей. Дайте определение навязчивым мыслям и навязчивым ритуалам.
50. Обязательно ли признание пациентом с ОКР бессмысленности своих переживаний в DSM-IV (требование инсайта)? Почему озабоченность мыслями о еде не всегда можно рассматривать как симптом ОКР?
51. Чем навязчивые мысли (идеи) отличаются от депрессивных руминаций? Каким образом следует различать тревожные мысли при ГТР и навязчивые идеи при ОКР? Охарактеризовать понятия эго-синтонности/эго-дистонности в контексте ОКР.
52. Объясните следующую мысль, характерную для индивидов с ОКР: «даже если человек не согрешил, греховная мысль так же дурна, как и сам грех».
53. Объясните смысл утверждения: «если навязчивые мысли могут быть эго-дистонными, вызы¬ваемая ими автоматическая мысль всегда эго-синтонна»?
54. Какие методы работы с ОКР симптоматикой вам известны? Особенности применения экспозиции при ОКР. Основная стратегия работы с ритуалами при ОКР. Особенности применения когнитивных методов работы при ОКР.
55. Сформулируйте симптомы и проявления социально-тревожного расстройства. Ситуации типичного проявления СТР.
56. Объясните различия генерализованной и негенерализованной формы социального тревожного расстройства (СТР). Для какой из этих форм СТР характерно более раннее начало болезни? С какой формой СТР, генерализованной или не-генерализованной, чаще сочетается избегающее расстройство личности?
57. Почему сочетание методов экспозиции в сочетании с когнитивной интервенцией особенно эффективно при социальном тревожном расстройстве (СТР)?
58. Какие дисфункциональные убеждения свойственны людям, страдающим социальным тревожным расстройством (СТР)? Каким образом люди с СТР воспринимают социальные отношения: как иерархичные и конкурентные или, скорее, как сотрудничающие и доброжелательные (аргументировать)?
59. Какие аффективные расстройства вам известны (в рамках МКБ-10 и DSM-4)?
60. Можно ли детям и подросткам ставить диагноз эпизод большой депрессии (или рекуррентная депрессия) или для этой категории речь идет только о раздражительном и угрюмом настроении?
61. Какие эмоционально-аффективные, мотивационные, когнитивные, психовегетативные, поведенческие, коммуникативные симптомы депрессии вам известны (подробный анализ по пунктам)?
62. Каждый последующий эпизод депрессии уменьшает или увеличивает вероятность рецидива? Аргументируйте ответ.
63. Может ли способствовать снижению депрессии долговременная повышенная концентрация кортизола (гиперкортицизм)? Аргументация.
64. Как связана депрессия с активностью правой / левой префронтальной корой? Какова роль гиппокампа при депрессиях и связь с нарушением памяти?
65. Объясните связь депрессии и когнитивных стилей.
66. Какие стили семейных взаимоотношений усиливают риск депрессивных эпизодов? Как вы понимаете следующий стиль родительского поведения: «недостаточная забота + с выраженным защитным контролем».
67. Какой диагностический критерий является ключевым для диагноза ГТР в DSM-4? Какие другие критерии ГТР (DSM-4) вам известны?
68. Как объяснить результаты исследований, согласно которым беспокойство при ГТР способствует предотвращению соматической симптоматики и подавлению актуальных страхов? Каким образом беспокойство при ГТР способно подавлять эмоциональную переработку страхов?

Вопросы к экзамену второго семестра первого курса:
1. Основные области (разделы) клинической психологии и их взаимосвязи.
2. Предмет и объект клинической психологии.
3. Проблемы патопсихологии.
4. Нейропсихология, ее место и роль в системе психологических наук.
5. Варианты аномалий психического развития и возможности их коррекции.
6. История клинической психологии.
7. Психологическая коррекция и психотерапия: задачи и возможности.
8. Практические задачи клинической психологии.
9. Клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач.
10. Категории синдрома и фактора в клинической психологии.
11. Роль психологических факторов в возникновении и преодолении соматических заболеваний.
12. Нейропсихологический подход к изучению нарушений познавательных процессов.
13. Приоритетные направления исследований в современной клинической психологии.
14. Мозговые основы психической деятельности.
15. Взаимосвязи психического и соматического в норме и патологии.
16. Клиническая психология в сфере здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
17. Проблемы психической нормы и патологии.
18. Место клинической психологии в системе психологических знаний.
19. Соотношение социального и биологического в формировании и патологии психики.
20. Вклад клинической психологии в решение фундаментальных общепсихологических проблем.
21. Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
22. Диатез-стресс модель в клинической психологии.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Клиническая психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий. Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу введение в клиническую психологию, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету.

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.