МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормативно правовое обеспечение деятельности психолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.псих.н., доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Нормативно правовое обеспечение деятельности психолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК -5 Способен к ведению профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе нормативно-одобренного способа деятельности; этапы профессионального развития и их содержательные характеристики; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности; различные нормативно-правовые документы регламентирующие трудовую деятельность в организациях; основные правовые и этические нормы организации профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить нормативно-правовой и этический анализ профессиональной деятельности и
соотносить нормативно одобренный и субъективно принятый способ деятельности с точки зрения нормативно-правовой и этической стороны организации профессиональной деятельности;
планировать и проводить исследование профессиональной деятельности; проводить комплексный анализ профессиональной деятельности с нормативно-правовых и этических принципов ее организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа факторов профессионального развития/выгорания; принципами соотнесения способа деятельности с нормативно-правовым и этическим полем; планированием практико-ориентированного исследования с учетом нормативно-правовых и этических проблем в работе психолога; навыками планирования юридически и этически грамотной профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога
1.1. Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный Практические 4 1 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Нормативная документация в работе практического психолога Практические 4 1 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Нормативная документация в работе практического психолога Лекции 4 10 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога. Нормативная документация в работе практического психолога Консультации 4 10 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Перечень этических принципов практического психолога Практические 4 1 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Перечень этических принципов практического психолога Сам. работа 4 10 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Практические 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Консультации 4 10 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.9. Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога Сам. работа 4 16 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.10. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Практические 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.11. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Сам. работа 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Деятельность психолога как объект правового регулирования. Основные этические регуляторы деятельности психолога.
2.1. Правовая культура как условие профессионального становления специалиста-психолога. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога. Консультации 4 4 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Практические 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Практические 4 1 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Международные правовые документы, лежащие в основе профессиональной деятельности психолога.. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Сам. работа 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Правовое обеспечение деятельности психолога как представителя профессии социометрического типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога в Российской Федерации. Профессиональная этика психолога Консультации 4 14 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.6. Модели психологической службы и ее кадровое обеспечение. Консультации 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.7. Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению Практические 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.8. Модели психологических служб в центрах медико-социальной и психолого-педагогической помощи населению Сам. работа 4 10 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.9. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Сам. работа 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.10. Кадровое обеспечение службы практической психологии. Деятельность психолога в решении проблем социально уязвимых категорий граждан Практические 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.11. Тарифно-квалификационные требования к должности психолога. Требования к квалификации практических психологов при присвоении им квалификационной категории Практические 4 2 ПК -5 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11170

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК -5 Способен к ведению профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Когда была организована психологическая служба в образовании в России:
1) в 20-е гг. XX в.
2) в 60-е гг. XX в.
3) в 80-е гг. XX в.
Верный вариант ответа 3)

2. Какой этический принцип деятельности психолога предполагает, что информация, получаемая психологом, не подлежит разглашению:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип компетентности;
3) принцип ответственности;
4) принцип этической и юридической правомочности;
5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.
Верный вариант ответа 1)

3. Какой этический принцип деятельности психолога предполагает, что психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип компетентности;
3) принцип ответственности;
4) принцип этической и юридической правомочности;
5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.
Верный вариант ответа 4)


4. Какой этический принцип деятельности психолога предполагает, что психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность; проводя исследование, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и т. д.
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип компетентности;
3) принцип ответственности;
4) принцип этической и юридической правомочности;
5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.
Верный вариант ответа 3)

5. Какой этический принцип деятельности психолога предполагает, что психолог в любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы и т. д.
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип профессиональной кооперации;
3) принцип компетентности;
4) принцип квалифицированной пропаганды психологических знаний;
5) принцип благополучия клиента
Верный вариант ответа 4)

6. Какой этический принцип деятельности психолога предполагает, что психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип профессиональной кооперации;
3) принцип компетентности;
4) принцип квалифицированной пропаганды психологических знаний;
5) принцип благополучия клиента
Верный вариант ответа 3)

7. Какой этический принцип деятельности психолога предполагает, что психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе и т. д.
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип профессиональной кооперации;
3) принцип компетентности;
4) принцип квалифицированной пропаганды психологических знаний;
5) принцип благополучия клиента
Верный вариант ответа 3)

8. Какое важнейшее требование предъявляется к кабинету психолога?
1) максимальная звукоизоляция;
2) маленькая площадь;
3) обязательно отдельный вход.
Верный вариант ответа 1)

9. Цветовые сочетания и общий цветовой фон кабинета должны быть:
1) яркими и подавляющими;
2) разноцветными;
3) в постельных, успокаивающих оттенков;
4) любой вариант.
Верный вариант ответа 3)

10. Психологический кабинет как основное рабочее место психолога должен объединять …
1) формы воздействия;
2) функциональные зоны специалиста;
3) направления работы специалиста.
Верный вариант ответа 2)

11. Как называется зона кабинета психолога, отделенная перегородкой от основного помещения, в которой ожидает клиент?
1) зона ожидания приема;
2) зона первичного приема;
3) зона диагностики;
4) зона консультирования;
5) зона для релаксации.
Верный вариант ответа 1)

12. Как называется зона кабинета психолога, которая должна оформляться максимально комфортно (кресла или угловой диванчик, журнальный столик …)?
1) зона ожидания приема;
2) зона первичного приема;
3) зона диагностики;
4) зона консультирования;
5) зона для релаксации.
Верный вариант ответа 4)

13. Как называется зона кабинета психолога, цель которой снятие психоэмоционального напряжения?
1) зона ожидания приема;
2) зона первичного приема;
3) зона диагностики;
4) зона консультирования;
5) зона для релаксации.
Верный вариант ответа 5)


14. Как называется зона кабинета психолога, которая оснащается рабочим столом, картотекой с данными о клиентах?
1) зона ожидания приема;
2) зона первичного приема;
3) зона диагностики;
4) зона консультирования;
5) зона для релаксации.
Верный вариант ответа 2)

15. В структуру психологической службы учреждения входят специалисты (перечислить все верные варианты ответов):
1) сотрудники организации;
2) юристы;
3) психологи;
4) социальные педагоги;
5) медики.
Верный вариант ответа 3) 4)

16. Основной нормативный документ, определяющий организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в образовательном учреждении:
1) Конституция РФ;
2) Закон об образовании РФ;
3) Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ;
4) Конвенция о правах ребенка.
Верный вариант ответа 3)

17. Общепринятый, наиболее приемлемый образец практического осуществления психологической помощи, возможная форма организации деятельности психолога в системе – это…
1) сопровождение;
2) модель;
3) содержание;
4) компонент.
Верный вариант ответа 1)

18. Как называется групповая форма работы психолога, главная цель которой – развитие компетентности в общении?
1) телефон доверия;
2) почта доверия;
3) деловая игра;
4) психолого-педагогический консилиум;
5) тренинг
Верный вариант ответа 5)

19. Как называется одна из основных форм работы психолога, которая проводится, как правило, по личному обращению человека?
1) телефон доверия;
2) почта доверия;
3) деловая игра;
4) консультация;
5) тренинг.
Верный вариант ответа 4)

20. Какая форма работы психолога с педагогами предполагает освоение определенного теоретического материала, его обсуждение и отработку материала на практике?
1. лекция;
2. тренинг;
3. семинар-практикум;
4. деловая игра;
5. психолого-педагогический консилиум.
Верный вариант ответа 1)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Перечислите типы документов:
Комплект документации педагога-психолога подразделяется на следующие типы:

Верный вариант ответа :
-законодательные правовые акты (международные, федеральные);
- концепции, регламентирующие государственную политику в сфере образования;
- федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
- иные нормативные правовые акты и документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога;
- локальные нормативно-правовые акты образовательной организации.
2. Перечислите типы документов:
Укажите виды документации педагога-психолога обязательные и дополнительные.

Верный вариант ответа:
Обязательные виды документации - все локальные нормативные акты образовательной организации в части предоставления ППМС-помощи целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требуют обязательного ознакомления с ними.
Дополнительные виды документов: целевые программы или проекты по работе с одаренными детьми, детьми или подростками группы риска, трудными подросткам, документация по проведенным исследованиям, отзывы участников мероприятий, проводимых психологом, положение о документации психологической службы.

3. Раскройте структуру плана работы психолога в соответствии с распределением основных мероприятий по видам деятельности.
Верный вариант ответа:
Психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, просветительская работа, организационно-методическая работа, экспертная работа

4. Что необходимо учитывать при составлении графика (расписание) психолога на рабочую неделю
Верный вариант ответа:
График работы психолога составляется исходя из 36-часовой рабочей недели (1 ставка). При этом индивидуальная групповая работа с обучающимися, консультативная работа с педагогами, родителями и администрацией должна составлять 18 рабочих часов в неделю. Подготовка, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, заполнение отчетной документации и т.д. должны составлять 18 часов в неделю.

5. Какую информацию должен отражать «Журнал учета видов работы психолога»
Верный вариант ответа:
«Журнал учета видов работы психолога» позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом образовательного учреждения в течение года. Благодаря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.

6. Какие виды мероприятий должны быть отражены в плане работы по направлению просветительская работа….
Верный вариант ответа:
План работы по направлению просветительская работа должен включать следующие мероприятия (формы работ) лекций, семинаров, выступлений на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.


7. Перечислить виды организационно-методической работы…
Верный вариант ответа:
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
анализ и планирование деятельности; курсы повышения квалификации; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинарах, конференциях; посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета.

8. Дополните пункты примерной структуры годового отчета психолога: Общие задачи и направления деятельности в учебном году; анализ актуальных проблем профессиональной деятельности; перспективные направления работы на следующий учебный год; мероприятия в общий план работы образовательного учреждения.
Верный вариант ответа:
- Анализ профессиональной деятельности по направлениям (диагностическая работа, развивающая, коррекционная и просветительская работа, консультативная работа с обучающимися, родителями, педагогами, профилактическая работа.
- Методическая работа (разработка и/или апробация коррекционных и развивающих программ, состояние кабинета, пожелания по его усовершенствованию, повышение квалификации в текущем учебном году).

9. Нарушение Этического кодекса психолога включает …
Верный вариант ответа:
Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.

10. Раскрыть содержание «Принципа честности» …
Верный вариант ответа:
4.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей
4.2. Честность
4.3. Прямота и открытость
4.4. Избегание конфликта интересов
4.5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Вопросы к зачету:
1. Структура психологической службы
2. Условия и организация труда.
3. Права и обязанности психолога.
4. Модель специальной психологической службы, статус психолога.
5. Организация профессионального пространства.
6.Осуществление аналитико-прогностической деятельности.
7. Осуществление профессионального и межпрофессионального взаимодействия.
8. Повышение профессиональной компетентности.
9. Роль планирования в профессиональной деятельности педагога-психолога.
Календарный план работы педагога-психолога образовательного учреждения.
10.Формы учета и отчетности психолога образования.
11. Результат труда и оценка его эффективности.
12. Критерии оценки эффективности деятельности психолога образовательного
учреждения.
18
13. Кабинет психологической службы (требования к организации и оформлению)
14. Требования к организации рабочего времени педагога-психолога в образовании
15. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога психолога
16. Квалификационные требования, права и обязанности психолога
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сорокин В. В.  Правовая психология : : учебник для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. URL: https://urait.ru/bcode/519738
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. С.Д. Воробьева, С.Г. Крылова. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ. : Сборник Екатеринбург, , 2013.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шамардина М.В. Правовое обеспечение деятельности психолога [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / АлтГУ ; сост. М. В. Шамардина. - Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254.: учебно-методическое пособие Барнаул : АлтГУ, 2018. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321802254., 2018 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online»: biblioclub.ru
Э2 Правовое обеспечение деятельности психолога URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5768
Э3 Курс в Moodle " Правовое обеспечение деятельности психолога" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Нормативно - правовое обеспечение деятельности психолога» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.