МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Когнитивная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 45
индивидуальные консультации 10
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 45 45 45 45
Консультации 10 10 10 10
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Когнитивная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с научной ретроспективой и перспективой когнитологии как области междисциплинарных исследований познания (приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами), теоретическим и экспериментальным вкладом психологии в интегративное изучение познавательных процессов и ментальных механизмов, обуславливающих их природу.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
ОПК-9 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ПК-2 Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предметные области и дискуссионную проблематику основных направлений когнитивной психологии, теоретические парадигмы и экспериментальные методы когнитологии, в контексте ее истории и современности
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять критическое обращение к фундаментальным проблемам психологии познания и сознания в соответствии с междисциплинарными достижениями когнитивных наук
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами когнитивных исследований познавательной деятельности и ментальной активности человека, управления информацией и решением задач в живых и искусственных системах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология и науки о мозге. Когнитивные модели
1.1. Когнитивная наука и когнитивная психология. Когнитивная революция и контрреволюция: история и современность. Лекции 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.2. Предмет и структура когнитивной психологии: области исследования и междисциплинарные связи. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.3. Новые направления в когнитологии (когнитинвая генетика, экономика, эстетика, нейроэтология, "нейромагия"). Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.4. Когнитивные модели и методы в когнитивной психологии. Вычислительные теории познавательных и ментальных процессов Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
1.5. Мультидисциплинарные парадигмы современной когнитологии Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 2. Мозг и тело. Мозг и психика.
2.1. Психика и деятельность мозга. Методы картирования, айтрекинг. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.2. Когнитивная психология и когнитивная нейронаука: нейроанатомия, нейрофизиология, нейропсихология. Консультации 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
2.3. Генетическая и кросскультурная парадигма в нейрокогнитологии. Консультации 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 3. Мозг и восприятие.
3.1. Психофизика и сенсорная предрасположенность мозга Сам. работа 8 3 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.2. Иконическое и эхоическое хранение впечатлений Сам. работа 8 4 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.3. Когнитивный и имплицитный аттитюд Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.4. Подпороговое восприятие и эффекты прайминга. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.5. Визуальное поле, движение глаз, восприятия паттерна и визуальная маскировка Консультации 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.6. Субъективная организация восприятия: распознавание и формирование образа.Теория геона и прототипа Консультации 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
3.7. Психосемиотика восприятия: процессы категоризации и концептуализации Консультации 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 4. Мозг и внимание.
4.1. Роль мозговой коры в процессах осознания и внимания. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
4.2. Исследования пропускной способности, автоматической обработки и избирательности внимания Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
4.3. Сознание и нейрокогнитология функций внимания. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
4.4. Управление когнитивной активностью. Теория зеркальных нейронов. Лекции 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 5. Мозг и память.
5.1. Экслицитная и имплицитная, долговременная и кратковременная, эпизодическая и семантическая память в познавательной деятельности. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
5.2. Организация информации в декларативной и рабочей памяти. Мнемонические системы и ошибки памяти. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
5.3. Нейрокогнитивные исследования сна и амнезии. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
5.4. Проблема возрастных нарушений памяти и механизмов ее оптимизации. Имплицитное научение. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 6. Мозг и мышление.
6.1. Роль мышления, представления и воображения в репрезентации знаний. Психология мышления и психология познания Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
6.2. Ментальные функции репрезентации: осознание и понимание. Языковые и неязыковые, вербальные и невербальные, перцептивные и когнитивные репрезентации Лекции 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
6.3. Когнитивные карты мышления и ментальные карты понимания. Лекции 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 7. Мозг и когнитивное развитие.
7.1. Структура интеллекта и структура знаний. Понятийное и эвристическое мышление. Сам. работа 8 4 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
7.2. Логика и принятие решений. Теории принятия решений в современной когнитологии (Decision making & Problem solving). Лекции 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
7.3. Креативность и творчество в познавательном процессе. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
7.4. Человеческий и искусственный интеллект. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 8. Мозг и эмоции.
8.1. Когниция и эмоция. IQ и EQ в ментальной репрезентации. Лекции 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
8.2. Аффективная модуляция когнитивных процессов. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
8.3. Когнитивный и эмоциональный концепт. Эмоциональное кодирование в оценке информации. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
8.4. Эмотиология языка и речи. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 9. Мозг и язык.
9.1. Когнитивная психология и когнитивная лингвистика в изучении языка мозга и языка мысли. Грамматика мышления и грамматика языка. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
9.2. Мысль и язык: язык как метафора и метафора в языке.Контроль языка и контроль реальности. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
9.3. Процессы кодирования и декодирования: языковые, метаязыковые и внеязыковые правила. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 10. Мозг и сознание.
10.1. Психология и психосемиотика сознания. Сознательное и бессознательное. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
10.2. Познание и понимание. Психология смысла и психология понимания. Сам. работа 8 4 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
10.3. Символьный, модульный и нейросетевой подход в психологии сознания. Лекции 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
10.4. Социальные и эмоциональные аспекты сознания и их мозговой субстрат. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
10.5. Мозговые и ментальные механизмы познания. Сам. работа 8 2 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 11. Познание и ментальная активность
11.1. Проблема ментальной активности в когнитологии (brain & mind). Лекции 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
11.2. Вопросы интеграции и детерминации репрезентационных систем (сознание, мышление, язык, речь). Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
11.3. Доречевой горизонт сознания. Гипотезы универсального предметного и ментально-языкового кода. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3
11.4. Когнитивная и ментальная грамматика. Лабораторные 8 1 ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1 Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Предмет возрастной психологии – это…
а) периоды развития, переход от одного возрастного периода к другому, его причины, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе;
б) закономерности формирования психики, механизмы и движущие силы этого процесса, различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании;
в) закономерности психического и социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности.

ответ - а

Вопрос 2: Предметом возрастной психологии развития является:
а) механизмы, тенденции, закономерности определенных возрастных периодов и психическое развитие на фоне общего развития человека;
б) человек и его поведение в социуме;
в) психическое развитие индивида, перешедшего тридцатилетний рубеж

ответ – а

Вопрос 3: Д. Б. Эльконин выделял следующие периоды онтогенеза:
а) раннее детство, детство, отрочество;
б) детство, отрочество, юность;
в) младенчество, детство, отрочество, взрослость

ответ – а

Вопрос 4: К числу подотраслей возрастной психологии относятся следующие:
а) геронтопсихология, детская психология, взрослая психология;
б) геронтопсихология, детская психология, пре- и перинатальная психология;
в) детская психология, подростковая психология, психология преклонного возраста.

ответ – б

Вопрос 5: Возрастная психология изучает…
а) возрастные изменения в поведении людей;
б) феномены и закономерности психического развития;
в) психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса.

ответ –б

Вопрос 6: Лонгитюдный метод в возрастной психологии применяется для…
а) оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка;
б) изучения возрастной динамики, преимущественно в детском периоде;
в) диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения.

ответ – б

Вопрос 7: Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в…
а) дошкольном периоде;
б) в периоде раннего детства;
в) в младшем школьном возрасте.

ответ – б

Вопрос 8: Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является…
а) игровая деятельность;
б) учебная;
в) трудовая.

ответ – а

Вопрос 9: Что является центральными новообразованиями дошкольного возраста?
а) устойчивость внимание и потребность в достижении успеха;
б) соподчинение мотивов и самосознание;
в) избирательность восприятия и саморефлексия.

ответ – б

Вопрос 10: Что является центральным новообразованием ранней юности?
а) чувство взрослости;
б) внутренний план действий;
в) профессиональное и личностное самоопределение.


ответ – в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Отрасль психологической науки, изучающая динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств человека – это…

«возрастная психология»

2. Психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, психология старости – это …

«разделы возрастной психологии»

3. Раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости – это …

«задача возрастной психологии»

4. Наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, метод поперечных и лонгитюдных срезов – это…

«методы исследования возрастной психологии»

5. Наука, которая изучает процесс старения – это …

«геронтология»

6. Сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные – это …

«депривация»

7. Центральная научная категория возрастной психологии психическое развитие. Законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в течение его жизни.– это …

«предмет возрастной психологии»

8. Процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний – это …

«научное исследование»

9. Основной источник дохода, вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы – это…

«профессиональная деятельность»

10.Система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Наиболее стойкая и сопротивляющаяся изменениям сфера – это…

«современная методология»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-9 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

Вопрос 1. Психология развития занимается изучением:
а) развития всех живых существ, включая животных, насекомых, рыб;
б) умственного развития индивида в школе, университете;
в) физического и психического состояния человека на разных возрастных этапах.

ответ - в

Вопрос 2: Психология развития изучает:
а) развитие ребенка дошкольного возраста;
б) физиологическое состояние всех представителей человеческого и животного мира;
в) психологические изменения человека в зависимости от его возраста.

ответ – в

Вопрос 3: Принцип развития в психологии:
а) исследование психологических явлений личности человека и закономерностях изменений в трех процессах: филогенеза, онтогенеза, социогенеза;
б) выявление умственного развития человека и изучение границ сознания;
в) установление закономерностей развития в процессе социогенеза.

ответ – а

Вопрос 4: Объект психологии развития:
а) возрастные изменения человека;
б) человек в процессе собственного развития;
в) дети школьного и дошкольного возраста

ответ – б

Вопрос 5: Основные категории психологии развития:
а) возраст, развитие, созревание, рост, филогенез, онтогенез;
б) развитие, воспитание, обучение, развитие, онтогенез, филогенез;
в) младенец, подросток, взрослый человек, возраст, социогенез.

ответ – а

Вопрос 6: Задачи психологии развития:
а) изучение особенностей психосоматических функций человека;
б) исследование и применение общих, возрастных, социальных и психологических закономерностях психического и личностного развития человека;
в) исследование функций головного мозга человека на разных стадиях взросления.

ответ – б

Вопрос 7: Наиболее точный синоним к термину «психология развития»:
а) генетическая психология;
б) психология деградации;
в) духовная психология.

ответ – а

Вопрос 8: Социальный интеллект в психологии развития:
а) «инструмент» психики, обеспечивающий человеку ориентацию в социальной действительности;
б) набор умственных способностей, благодаря которым человек с легкостью адаптируется в обществе;
в) социальные навыки, способствующие нахождению общего языка для общения индивида с другими представителями социума.

ответ – а

Вопрос 9: Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте?
а) учебная деятельность;
б) общение со сверстниками;
в) трудовая деятельность.

ответ – б

Вопрос 10: Референтная группа для подростка – это…
а) люди, на которых он хочет быть похож;
б) люди, с которыми он конфликтует;
в) родители и близкие.

ответ – а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Процесс постоянных изменений, который способствует различным преобразованиям психики (количественных, качественных, структурных) и поведения человека – это…

«развитие в психологии»

2. Определенный промежуток времени в жизни человека, который способствует созданию наиболее благоприятных условий для формирования определенных видов поведения и психологических свойств – это ….

«сенситивный период»

3. Системный процесс определения и решения вопросов о потребностях и различиях между текущими и желаемыми условиями для населения или определенный группы – это

«оценка потребностей»

4. Знания, опирающиеся на психологическую фактологию и теретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики – это…

«психологические знания»

5. Важная часть образовательного процесса, позволяет закрепить теоретические знания в практической работе, сформировать необходимые умения и навыки профессиональной деятельности психолога – это...

«психологическая практика»

6. Услуги, предоставляемые практическим психологом в рамках профессиональной компетенции. Это то, чем отвечает психолог в ответ на запросы людей – это…

«психологические услуги»

7. Описание, объяснение процесса развития, прогнозирование изменений, коррекция психического развития - это …

«функции психологии развития»

8. Отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие – это…

«психология развития»

9. Необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека – это …

«психическое развитие»

10. Качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями (хронологический, биологический, психологический, социальный и субъективный) – это…

« возраст»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-2 Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Учение о методах, способах, приемах и принципах их построения это:
а) Концепция
б) Парадигма
в) Методология
г) Теория

ответ - в

Вопрос 2: Определенные правила, алгоритмы, методики, методы конкретной науки по получению и переработке информации это:
а). Процедурная модель психологического исследования
б). Концептуальная модель психологического исследования.
в). Эмпирическая модель психологического исследования
г). Динамическая модель психологического исследования

ответ – а

Вопрос 3: Влияние различных факторов на становление и развитие психических явлений - это принцип: а).Детерминизма
б). Единства психики и деятельности
в). Системности
г). Развития

ответ – а

Вопрос 4: Метод изучения психических явлений при помощи которого проверяется истинность выдвигаемых предположений; целенаправленный, точно учитывающий все условия, четко поставленный опыт, позволяющий не только описывать психические явления, но и объяснять их, это:
а). Наблюдение
б). Эксперимент
в). Беседа
г). Тестирование

ответ – б

Вопрос 5: Метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения) значимых с точки зрения целей исследования – это метод:
а). Наблюдение
б). Эксперимент
в). Беседа
г). Тестирование

ответ – а

Вопрос 6: Не только окружающая среда и внешние воздействия формируют свойства личности, но и личность является активным субъектом познания и преобразования объективной действительности, своего становления и дальнейшего развития - это принцип:
а). Детерминизма
б). Активности
в). Системности
г). Развития

ответ – а

Вопрос 7: Психические явления находятся в постоянном изменении, движении, разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних факторов - это принцип:
а). Детерминизма
б). Активности
в). Системности
г). Развития

ответ – г

Вопрос 8: Целостная система количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках это:
а). Концептуальная модель психологического исследования.
б). Динамическая модель психологического исследования
в). Эмпирическая модель психологического исследования
г). Процедурная модель психологического исследования

ответ – в

Вопрос 9: Вопросы, ответы на которые обычно позволяют выявить уязвимые места в знаниях испытуемого, это:
а). Прямые закрытые вопросы
б). Прямые открытые вопросы
в). Косвенные (риторические) вопросы
г). Логические вопросы

ответ – г

Вопрос 10: Вид наблюдения, осуществляемого с помощью различной аппаратуры это:
а). Опосредствованное наблюдение
б). Структурализованное наблюдение
в). Включенное наблюдение
г). Спонтанное наблюдение

ответ – а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Практическая дисциплина, которая имеет крепкие связи с теоретической психологией – это .…..
«общепсихологический практикум»

2. Процесс систематизированного объективного сбора эмпирических данных об интеллектуальных функциях, личностных особенностях и поведении человека, достаточный для прогнозирования и принятия решения – это

«психологическая оценка»

3. Наблюдение, беседа, эксперимент, изучение продуктов деятельности, тестирование, контент-анализ, сочинение - это

«методы изучения личности»

4. Сбор и анализ первичной информации. Исследования подобного рода проводятся, когда необходимы точные, статистически выверенные численные данные. В основе методик исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь точные значения изучаемых показателей – это….

«количественное исследование»


5. Методы социальных наук, ориентированные на исследование индивидов, понимание и объяснение субъективных аспектов их взаимодействия – это…

«качественное исследование»

6. Отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности – это…

«психодиагностика»

7. Фундаментальное понятие экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики. Мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам – это…

«валидность психологической оценки»

8. Один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида - устойчивость и внутренняя согласованность – это …

«надежность психологической оценки»

9. Комплекс теоретических, методологических и практических процедур, осуществляемых с целью изучения каких-либо объектов, явлений или проявлений психической реальности. Выделяют следующие виды: методическое, обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпирическое (опытное) – это….

«исследование психологическое»

10. Способы, с помощью которых происходит процесс познания предмета науки. Спецификой научной психологии является использование большого количества различных научных ………... для накопления своих данных.

«методов»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1 Исторический обзор предмета изучения когнитивной психологии. Изменение
значения понятия «когнитивный. »
2 Эксперименты с дихотическим прослушиванием и концепция внимания: «модель
с фильтрацией» или «модель ранней селекции» Д. Бродбента. (Donald Eric Broadbent, )
Модель кратковременной памяти Бродбента.
3 Модель памяти Р. Аткинсон и Р. Шиффрин.
4 Исследования иконической сенсорной памяти Дж. Сперлингом. Модель
кратковременной памяти Дж. Сперлинга.
5 Генетические исследования Ж. Пиаже.
6 Генетические исследования развития восприятия младенца Т.Бауэр.
7 Экологический подход к восприятию. Концепции восприятия как извлечения
информации (Дж. Гибсон, 1988). Главный принцип теории развития восприятия — принцип
дифференциации (Дж. Гибсон и Э. Гибсон, 1975).
8 Дифференциальная теория перцептивного развития и обучения Э. Гибсон, (E.
Gibson, 1969). Специальные исследования развития познавательной сферы младенцев (E.
Gibson, 1988).
9 Когнитивная карта – форма умственного образа.
10 Опыт Леона Соломонса и Гертруды Стайн (XIX в.), Дауни и Андерсон (1915г.),
Элизабет Спелке и Уильяма Херсте с одновременным выполнением двух дел. Эффект при
выполнении теста Струппа.
11 Наблюдение и изучение усвоения речи ребенком.
12 Когнитивная карта.
13 Предвидение, управление и свобода личности человека.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания Том1: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/B1B6FAA1-AAB9-4F5C-8A2B-787A30567DEF
Л1.2 Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания Том2: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/5A09BD98-F256-4142-A270-A0316AB2B092.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холодная, М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили.: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/DF5DF489-3E43-474E-A32E-974745F9276E
Л2.2 Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/8A297656-91C5-4937-AE53-E88E91554EB2
Л2.3 Высоков, И. Е. Психология познания : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/BFC6E7E5-C5C3-4A49-909E-C9120E09943E.
Л2.4 Донцов, Д. А. Психология познавательных процессов : учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/BAF32FFE-D0F6-4151-AD45-36EB9BB7FD65
Л2.5 Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/6169EB92-6B35-454E-A342-9F6CFECF14EA
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Т.Черниговская. «Встреча на вершине. Игры разума с Т.Черниговской» (8 авторских лекций) на телеканале «Культура». tvkultura.ru
Э2 Т.Черниговская. Фильм "Звёздное небо мышления" (4 авторских лекции) tvkultura.ru
Э3 Ю.Александров, Т.Черниговская, В.Ушаков. Мышление и речь. tvkultura.ru
Э4 Т.В. Черниговская, К.В. Анохин «Понять, осмыслить, осознать…»,часть 1, часть 2 http://www.5-tv.ru/video/506881/ http://www.5-tv.ru/video/506851/
Э5 Т. Черниговская. Зачем мозгу язык? www.pryamaya.ru
Э6 Когнитивная психология
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Когнитивная психология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.