Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Профиль | Общая психология и психология личности |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Консультации | 10 | 10 | 10 | 10 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В
1.1. | Знакомство с научной ретроспективой и перспективой когнитологии как области междисциплинарных исследований познания (приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами), теоретическим и экспериментальным вкладом психологии в интегративное изучение познавательных процессов и ментальных механизмов, обуславливающих их природу. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии |
ОПК-9 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-2 | Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | предметные области и дискуссионную проблематику основных направлений когнитивной психологии, теоретические парадигмы и экспериментальные методы когнитологии, в контексте ее истории и современности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять критическое обращение к фундаментальным проблемам психологии познания и сознания в соответствии с междисциплинарными достижениями когнитивных наук |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами когнитивных исследований познавательной деятельности и ментальной активности человека, управления информацией и решением задач в живых и искусственных системах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология и науки о мозге. Когнитивные модели | ||||||
1.1. | Когнитивная наука и когнитивная психология. Когнитивная революция и контрреволюция: история и современность. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.2. | Предмет и структура когнитивной психологии: области исследования и междисциплинарные связи. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.3. | Новые направления в когнитологии (когнитинвая генетика, экономика, эстетика, нейроэтология, "нейромагия"). | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.4. | Когнитивные модели и методы в когнитивной психологии. Вычислительные теории познавательных и ментальных процессов | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.5. | Мультидисциплинарные парадигмы современной когнитологии | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 2. Мозг и тело. Мозг и психика. | ||||||
2.1. | Психика и деятельность мозга. Методы картирования, айтрекинг. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.2. | Когнитивная психология и когнитивная нейронаука: нейроанатомия, нейрофизиология, нейропсихология. | Консультации | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.3. | Генетическая и кросскультурная парадигма в нейрокогнитологии. | Консультации | 8 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 | |
Раздел 3. Мозг и восприятие. | ||||||
3.1. | Психофизика и сенсорная предрасположенность мозга | Сам. работа | 8 | 3 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.2. | Иконическое и эхоическое хранение впечатлений | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.3. | Когнитивный и имплицитный аттитюд | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.4. | Подпороговое восприятие и эффекты прайминга. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.5. | Визуальное поле, движение глаз, восприятия паттерна и визуальная маскировка | Консультации | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.6. | Субъективная организация восприятия: распознавание и формирование образа.Теория геона и прототипа | Консультации | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.7. | Психосемиотика восприятия: процессы категоризации и концептуализации | Консультации | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 4. Мозг и внимание. | ||||||
4.1. | Роль мозговой коры в процессах осознания и внимания. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
4.2. | Исследования пропускной способности, автоматической обработки и избирательности внимания | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
4.3. | Сознание и нейрокогнитология функций внимания. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
4.4. | Управление когнитивной активностью. Теория зеркальных нейронов. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 5. Мозг и память. | ||||||
5.1. | Экслицитная и имплицитная, долговременная и кратковременная, эпизодическая и семантическая память в познавательной деятельности. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
5.2. | Организация информации в декларативной и рабочей памяти. Мнемонические системы и ошибки памяти. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
5.3. | Нейрокогнитивные исследования сна и амнезии. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
5.4. | Проблема возрастных нарушений памяти и механизмов ее оптимизации. Имплицитное научение. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 6. Мозг и мышление. | ||||||
6.1. | Роль мышления, представления и воображения в репрезентации знаний. Психология мышления и психология познания | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
6.2. | Ментальные функции репрезентации: осознание и понимание. Языковые и неязыковые, вербальные и невербальные, перцептивные и когнитивные репрезентации | Лекции | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
6.3. | Когнитивные карты мышления и ментальные карты понимания. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 7. Мозг и когнитивное развитие. | ||||||
7.1. | Структура интеллекта и структура знаний. Понятийное и эвристическое мышление. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
7.2. | Логика и принятие решений. Теории принятия решений в современной когнитологии (Decision making & Problem solving). | Лекции | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
7.3. | Креативность и творчество в познавательном процессе. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
7.4. | Человеческий и искусственный интеллект. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 8. Мозг и эмоции. | ||||||
8.1. | Когниция и эмоция. IQ и EQ в ментальной репрезентации. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
8.2. | Аффективная модуляция когнитивных процессов. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
8.3. | Когнитивный и эмоциональный концепт. Эмоциональное кодирование в оценке информации. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
8.4. | Эмотиология языка и речи. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 9. Мозг и язык. | ||||||
9.1. | Когнитивная психология и когнитивная лингвистика в изучении языка мозга и языка мысли. Грамматика мышления и грамматика языка. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
9.2. | Мысль и язык: язык как метафора и метафора в языке.Контроль языка и контроль реальности. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
9.3. | Процессы кодирования и декодирования: языковые, метаязыковые и внеязыковые правила. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 10. Мозг и сознание. | ||||||
10.1. | Психология и психосемиотика сознания. Сознательное и бессознательное. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
10.2. | Познание и понимание. Психология смысла и психология понимания. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
10.3. | Символьный, модульный и нейросетевой подход в психологии сознания. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
10.4. | Социальные и эмоциональные аспекты сознания и их мозговой субстрат. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
10.5. | Мозговые и ментальные механизмы познания. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 11. Познание и ментальная активность | ||||||
11.1. | Проблема ментальной активности в когнитологии (brain & mind). | Лекции | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
11.2. | Вопросы интеграции и детерминации репрезентационных систем (сознание, мышление, язык, речь). | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
11.3. | Доречевой горизонт сознания. Гипотезы универсального предметного и ментально-языкового кода. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
11.4. | Когнитивная и ментальная грамматика. | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-9, ПК-2, ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен осуществлять научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Предмет возрастной психологии – это… а) периоды развития, переход от одного возрастного периода к другому, его причины, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе; б) закономерности формирования психики, механизмы и движущие силы этого процесса, различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании; в) закономерности психического и социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности. ответ - а Вопрос 2: Предметом возрастной психологии развития является: а) механизмы, тенденции, закономерности определенных возрастных периодов и психическое развитие на фоне общего развития человека; б) человек и его поведение в социуме; в) психическое развитие индивида, перешедшего тридцатилетний рубеж ответ – а Вопрос 3: Д. Б. Эльконин выделял следующие периоды онтогенеза: а) раннее детство, детство, отрочество; б) детство, отрочество, юность; в) младенчество, детство, отрочество, взрослость ответ – а Вопрос 4: К числу подотраслей возрастной психологии относятся следующие: а) геронтопсихология, детская психология, взрослая психология; б) геронтопсихология, детская психология, пре- и перинатальная психология; в) детская психология, подростковая психология, психология преклонного возраста. ответ – б Вопрос 5: Возрастная психология изучает… а) возрастные изменения в поведении людей; б) феномены и закономерности психического развития; в) психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса. ответ –б Вопрос 6: Лонгитюдный метод в возрастной психологии применяется для… а) оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка; б) изучения возрастной динамики, преимущественно в детском периоде; в) диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения. ответ – б Вопрос 7: Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в… а) дошкольном периоде; б) в периоде раннего детства; в) в младшем школьном возрасте. ответ – б Вопрос 8: Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является… а) игровая деятельность; б) учебная; в) трудовая. ответ – а Вопрос 9: Что является центральными новообразованиями дошкольного возраста? а) устойчивость внимание и потребность в достижении успеха; б) соподчинение мотивов и самосознание; в) избирательность восприятия и саморефлексия. ответ – б Вопрос 10: Что является центральным новообразованием ранней юности? а) чувство взрослости; б) внутренний план действий; в) профессиональное и личностное самоопределение. ответ – в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Отрасль психологической науки, изучающая динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств человека – это… «возрастная психология» 2. Психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, психология старости – это … «разделы возрастной психологии» 3. Раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости – это … «задача возрастной психологии» 4. Наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, метод поперечных и лонгитюдных срезов – это… «методы исследования возрастной психологии» 5. Наука, которая изучает процесс старения – это … «геронтология» 6. Сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные – это … «депривация» 7. Центральная научная категория возрастной психологии психическое развитие. Законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в течение его жизни.– это … «предмет возрастной психологии» 8. Процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний – это … «научное исследование» 9. Основной источник дохода, вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы – это… «профессиональная деятельность» 10.Система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Наиболее стойкая и сопротивляющаяся изменениям сфера – это… «современная методология» КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-9 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности Вопрос 1. Психология развития занимается изучением: а) развития всех живых существ, включая животных, насекомых, рыб; б) умственного развития индивида в школе, университете; в) физического и психического состояния человека на разных возрастных этапах. ответ - в Вопрос 2: Психология развития изучает: а) развитие ребенка дошкольного возраста; б) физиологическое состояние всех представителей человеческого и животного мира; в) психологические изменения человека в зависимости от его возраста. ответ – в Вопрос 3: Принцип развития в психологии: а) исследование психологических явлений личности человека и закономерностях изменений в трех процессах: филогенеза, онтогенеза, социогенеза; б) выявление умственного развития человека и изучение границ сознания; в) установление закономерностей развития в процессе социогенеза. ответ – а Вопрос 4: Объект психологии развития: а) возрастные изменения человека; б) человек в процессе собственного развития; в) дети школьного и дошкольного возраста ответ – б Вопрос 5: Основные категории психологии развития: а) возраст, развитие, созревание, рост, филогенез, онтогенез; б) развитие, воспитание, обучение, развитие, онтогенез, филогенез; в) младенец, подросток, взрослый человек, возраст, социогенез. ответ – а Вопрос 6: Задачи психологии развития: а) изучение особенностей психосоматических функций человека; б) исследование и применение общих, возрастных, социальных и психологических закономерностях психического и личностного развития человека; в) исследование функций головного мозга человека на разных стадиях взросления. ответ – б Вопрос 7: Наиболее точный синоним к термину «психология развития»: а) генетическая психология; б) психология деградации; в) духовная психология. ответ – а Вопрос 8: Социальный интеллект в психологии развития: а) «инструмент» психики, обеспечивающий человеку ориентацию в социальной действительности; б) набор умственных способностей, благодаря которым человек с легкостью адаптируется в обществе; в) социальные навыки, способствующие нахождению общего языка для общения индивида с другими представителями социума. ответ – а Вопрос 9: Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте? а) учебная деятельность; б) общение со сверстниками; в) трудовая деятельность. ответ – б Вопрос 10: Референтная группа для подростка – это… а) люди, на которых он хочет быть похож; б) люди, с которыми он конфликтует; в) родители и близкие. ответ – а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Процесс постоянных изменений, который способствует различным преобразованиям психики (количественных, качественных, структурных) и поведения человека – это… «развитие в психологии» 2. Определенный промежуток времени в жизни человека, который способствует созданию наиболее благоприятных условий для формирования определенных видов поведения и психологических свойств – это …. «сенситивный период» 3. Системный процесс определения и решения вопросов о потребностях и различиях между текущими и желаемыми условиями для населения или определенный группы – это «оценка потребностей» 4. Знания, опирающиеся на психологическую фактологию и теретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики – это… «психологические знания» 5. Важная часть образовательного процесса, позволяет закрепить теоретические знания в практической работе, сформировать необходимые умения и навыки профессиональной деятельности психолога – это... «психологическая практика» 6. Услуги, предоставляемые практическим психологом в рамках профессиональной компетенции. Это то, чем отвечает психолог в ответ на запросы людей – это… «психологические услуги» 7. Описание, объяснение процесса развития, прогнозирование изменений, коррекция психического развития - это … «функции психологии развития» 8. Отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие – это… «психология развития» 9. Необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека – это … «психическое развитие» 10. Качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями (хронологический, биологический, психологический, социальный и субъективный) – это… « возраст» КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен проводить оценку эффективности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствования консультативной и диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Учение о методах, способах, приемах и принципах их построения это: а) Концепция б) Парадигма в) Методология г) Теория ответ - в Вопрос 2: Определенные правила, алгоритмы, методики, методы конкретной науки по получению и переработке информации это: а). Процедурная модель психологического исследования б). Концептуальная модель психологического исследования. в). Эмпирическая модель психологического исследования г). Динамическая модель психологического исследования ответ – а Вопрос 3: Влияние различных факторов на становление и развитие психических явлений - это принцип: а).Детерминизма б). Единства психики и деятельности в). Системности г). Развития ответ – а Вопрос 4: Метод изучения психических явлений при помощи которого проверяется истинность выдвигаемых предположений; целенаправленный, точно учитывающий все условия, четко поставленный опыт, позволяющий не только описывать психические явления, но и объяснять их, это: а). Наблюдение б). Эксперимент в). Беседа г). Тестирование ответ – б Вопрос 5: Метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения) значимых с точки зрения целей исследования – это метод: а). Наблюдение б). Эксперимент в). Беседа г). Тестирование ответ – а Вопрос 6: Не только окружающая среда и внешние воздействия формируют свойства личности, но и личность является активным субъектом познания и преобразования объективной действительности, своего становления и дальнейшего развития - это принцип: а). Детерминизма б). Активности в). Системности г). Развития ответ – а Вопрос 7: Психические явления находятся в постоянном изменении, движении, разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних факторов - это принцип: а). Детерминизма б). Активности в). Системности г). Развития ответ – г Вопрос 8: Целостная система количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках это: а). Концептуальная модель психологического исследования. б). Динамическая модель психологического исследования в). Эмпирическая модель психологического исследования г). Процедурная модель психологического исследования ответ – в Вопрос 9: Вопросы, ответы на которые обычно позволяют выявить уязвимые места в знаниях испытуемого, это: а). Прямые закрытые вопросы б). Прямые открытые вопросы в). Косвенные (риторические) вопросы г). Логические вопросы ответ – г Вопрос 10: Вид наблюдения, осуществляемого с помощью различной аппаратуры это: а). Опосредствованное наблюдение б). Структурализованное наблюдение в). Включенное наблюдение г). Спонтанное наблюдение ответ – а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Практическая дисциплина, которая имеет крепкие связи с теоретической психологией – это .….. «общепсихологический практикум» 2. Процесс систематизированного объективного сбора эмпирических данных об интеллектуальных функциях, личностных особенностях и поведении человека, достаточный для прогнозирования и принятия решения – это «психологическая оценка» 3. Наблюдение, беседа, эксперимент, изучение продуктов деятельности, тестирование, контент-анализ, сочинение - это «методы изучения личности» 4. Сбор и анализ первичной информации. Исследования подобного рода проводятся, когда необходимы точные, статистически выверенные численные данные. В основе методик исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь точные значения изучаемых показателей – это…. «количественное исследование» 5. Методы социальных наук, ориентированные на исследование индивидов, понимание и объяснение субъективных аспектов их взаимодействия – это… «качественное исследование» 6. Отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности – это… «психодиагностика» 7. Фундаментальное понятие экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики. Мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам – это… «валидность психологической оценки» 8. Один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида - устойчивость и внутренняя согласованность – это … «надежность психологической оценки» 9. Комплекс теоретических, методологических и практических процедур, осуществляемых с целью изучения каких-либо объектов, явлений или проявлений психической реальности. Выделяют следующие виды: методическое, обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпирическое (опытное) – это…. «исследование психологическое» 10. Способы, с помощью которых происходит процесс познания предмета науки. Спецификой научной психологии является использование большого количества различных научных ………... для накопления своих данных. «методов» КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1 Исторический обзор предмета изучения когнитивной психологии. Изменение значения понятия «когнитивный. » 2 Эксперименты с дихотическим прослушиванием и концепция внимания: «модель с фильтрацией» или «модель ранней селекции» Д. Бродбента. (Donald Eric Broadbent, ) Модель кратковременной памяти Бродбента. 3 Модель памяти Р. Аткинсон и Р. Шиффрин. 4 Исследования иконической сенсорной памяти Дж. Сперлингом. Модель кратковременной памяти Дж. Сперлинга. 5 Генетические исследования Ж. Пиаже. 6 Генетические исследования развития восприятия младенца Т.Бауэр. 7 Экологический подход к восприятию. Концепции восприятия как извлечения информации (Дж. Гибсон, 1988). Главный принцип теории развития восприятия — принцип дифференциации (Дж. Гибсон и Э. Гибсон, 1975). 8 Дифференциальная теория перцептивного развития и обучения Э. Гибсон, (E. Gibson, 1969). Специальные исследования развития познавательной сферы младенцев (E. Gibson, 1988). 9 Когнитивная карта – форма умственного образа. 10 Опыт Леона Соломонса и Гертруды Стайн (XIX в.), Дауни и Андерсон (1915г.), Элизабет Спелке и Уильяма Херсте с одновременным выполнением двух дел. Эффект при выполнении теста Струппа. 11 Наблюдение и изучение усвоения речи ребенком. 12 Когнитивная карта. 13 Предвидение, управление и свобода личности человека. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Величковский, Б. М. | Когнитивная наука. Основы психологии познания Том1: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/B1B6FAA1-AAB9-4F5C-8A2B-787A30567DEF |
Л1.2 | Величковский, Б. М. | Когнитивная наука. Основы психологии познания Том2: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/5A09BD98-F256-4142-A270-A0316AB2B092. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Холодная, М. А. | Когнитивная психология. Когнитивные стили.: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/DF5DF489-3E43-474E-A32E-974745F9276E |
Л2.2 | Спиридонов, В. Ф. | Психология мышления. Решение задач и проблем : учеб. пособие для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/8A297656-91C5-4937-AE53-E88E91554EB2 |
Л2.3 | Высоков, И. Е. | Психология познания : учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/BFC6E7E5-C5C3-4A49-909E-C9120E09943E. |
Л2.4 | Донцов, Д. А. | Психология познавательных процессов : учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/BAF32FFE-D0F6-4151-AD45-36EB9BB7FD65 |
Л2.5 | Холодная, М. А. | Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/6169EB92-6B35-454E-A342-9F6CFECF14EA |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Т.Черниговская. «Встреча на вершине. Игры разума с Т.Черниговской» (8 авторских лекций) на телеканале «Культура». | tvkultura.ru | ||
Э2 | Т.Черниговская. Фильм "Звёздное небо мышления" (4 авторских лекции) | tvkultura.ru | ||
Э3 | Ю.Александров, Т.Черниговская, В.Ушаков. Мышление и речь. | tvkultura.ru | ||
Э4 | Т.В. Черниговская, К.В. Анохин «Понять, осмыслить, осознать…»,часть 1, часть 2 | http://www.5-tv.ru/video/506881/ http://www.5-tv.ru/video/506851/ | ||
Э5 | Т. Черниговская. Зачем мозгу язык? | www.pryamaya.ru | ||
Э6 | Когнитивная психология | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно 7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно 1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно 1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Когнитивная психология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю. |