МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильОбщая психология и психология личности
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБел_v37_03_01_Психология_ОПиПЛ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 48
индивидуальные консультации 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 48 48 48 48
Консультации 60 60 60 60
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Фишер Юлия Александровна

Рецензент(ы):
к.п.н., доцент, Семенченко И.В.

Рабочая программа дисциплины
Супервизия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 24.06.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение дефиниций понятия "супервизия"; развитие понимания цели, функций, форм и сфер применения, а также моделей супервизорских практик. Формирование представлений у обучающихся о формах и методах профессионального сопровождения деятельности психологов, профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости и "вырождения" личности специалиста. Выработка навыков профессиональной рефлексии, мотивации к супервизии и аутосупервизии. Формирование аутентичного профессионального стиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией
ПК -5 Способен к ведению профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, этику, принципы, этапы, функции психологической супервизии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области психолого-педегогического консультирования клиентов по выявленным у них проблемам, в области разработки и осуществления программ системного пролонгированного сопровождения; умеет применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом получения психологической супервизии в области психолого-педегогического консультирования, в области разработки и реализации программ системного пролонгированного сопровождения, в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в психологической практике
1.1. История возникновения и становления супервизии. Лекции 9 2 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Цели, функции, формы и сферы применения супервизии Лекции 9 3 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Концепции и модели супервизии Лекции 9 3 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Основания клиссификации моделей супервизии Лекции 9 2 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Особенности подготовки супервизоров Лабораторные 9 2 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Требования к личностным и профессиональным качествам супервизора Лабораторные 9 1 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Супервизионный практикум Лабораторные 9 1 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Дефиниции понятия "супервизия": образование, менеджмент, психологическое консультирование, психотерапия Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Дефиниции понятия "супервизия", метатеории: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Функции супервизии: образовательная, административная, экспертная, консультативная, поддерживающая Лабораторные 9 1 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Функции и роли супервизии. Проблема ожиданий Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Формы супервизии: индивидуальная и групповая, гомогенная и гетерогенная, директивная Лабораторные 9 1 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.13. Супервизия как технология профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости, burnout Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.14. Психоаналитическая супервизия. Балинтовские группы Сам. работа 9 2 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.15. Гештальт-супервизия Сам. работа 9 2 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.16. Супервизия в системной семейной терапии Сам. работа 9 2 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.17. Поведенчески ориентированная супервизия Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.18. Супервизия в современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультировании Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.19. Правовые, этические и профессиональные нормы в супервизии Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.20. Интегративная модель супервизии Штольтенберга Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.21. Методология аутосупервизии (selfmanagement) в психологическом консультировании и психологической психотерапии(Кэнфер, Шмельцер) Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.22. Правила и принципы супервизии в контексте СБКТ Сам. работа 9 4 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.23. Профессиональные компетенции супервизора. Рефлексиные навыки (Рубинштейн, Брушлинский, Лепский) Сам. работа 9 2 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.24. Супервизия как пошаговый процесс: 7 шагов процесса супервизии Лабораторные 9 2 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.25. Супервизионный практикум Лабораторные 9 18 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.26. Консультации 9 60 ПК -5, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-7: Способен разрабатывать и реализовывать комплексные программы предоставления психологических услуг по индивидуальному, семейному и групповому психологическому консультированию в соответствии с потребностями и целями клиента

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите этические принципы психологического консультирования.
а. Ориентация на нормы и ценности консультанта
б. Искренность
в. Эмпатия
г. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
д. Конфиденциальность
е. Разграничение личных и профессиональных отношений
ж. Запрет давать советы
Правильный ответ: бвгдеж

Вопрос 2. Консультативная беседа с ребенком 7-12 лет обычно длится …
а. 30 минут
б. 1 час
в. 2 часа
г. 3 часа
Правильный ответ: а

Вопрос 3. Указание на то, что клиент хочет изменить, но не может или не знает как изменить, называется...
а. Гипотеза
б. Проблема
в. Запрос
Правильный ответ: б


Вопрос 4 . В чем заключается цель техники «Парафраз»?
а. Показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б. Проверить правильность понимания консультантом клиента
в. Найти позитивный смысл в проблеме клиента
г. Интерпретировать слова клиента
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Какие существуют принципы отбора конкретных ситуаций при реализации техники «Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента»?
а. Типичность
б. Уникальность
в. Связанность с содержанием основных жалоб клиента
г. Доминирование негативных эмоций
д. Преобладание неконтролируемых действий
е. Наличие угнетающих мыслей
ж. Возможность развернутого описания

Правильный ответ: авж

Вопрос 6. «Самодиагноз» является фазой процесса идентификации проблемы клиента в процессе беседы с консультантом?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: а

Вопрос 7. В чем заключается цель применения техники «Анализ эмоциональных переживаний» в консультировании?
а. Выйти на мысли клиента
б. Выйти на действия клиента
в. Выйти на чувства клиента
Правильный ответ: в

Вопрос 8. В психологическом консультировании прием «Формулирование альтернатив» применяется с целью…
а. Предложения правильных решений проблемы
б. Стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в. Предложения клиенту перейти в формат психотерапевтической работы
Правильный ответ: б


Вопрос 9. Какое консультирование бывает?
а. Индивидуальное
б. Однократное
в. Изолированное
г. Групповое
д. Психолого-педагогическое
е. Семейное
ж. Кризисное
з. Возрастно-психологическое
Правильный ответ: абвгдежз


Вопрос 10. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по выявлению проблемы клиента и формулированию запроса?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: а


Вопрос 11. Согласны ли Вы с утверждением, что этапы консультативной беседы можно реализовывать в любой последовательности?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: б


Вопрос 12. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по установлению контакта с клиентом?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: г

Вопрос 13. На каком из этапов консультативной беседы осуществляется проблемный анализ и проверка гипотез?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: в


Вопрос 14. С какими категориями клиентов не имеет право работать психолог-консультант?
а. С девиантным поведением
б. С психическими заболеваниями
в. С трудностями в общении
г. С проблемами в сфере семьи
д. С проблемами в профессиональной сфере
е. С выраженными интеллектуальными нарушениями

Правильный ответ: бе


Вопрос 15. Каким термином обозначаются следующие элементы работы психолога-консультанта: уточнение, парафраз, перефразирование, нерефлексивное слушание, резюмирование, интерпретация,
парадоксальные вопросы?
а. Технические приемы
б. Методические приемы
в. Учебные приемы
г. Отвлекающие приемы
Правильный ответ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ________________________________________ . Вставьте два слова.
Правильный ответ: межличностных отношениях

Вопрос 2. Сколько минут обычно длится психологическая консультация со взрослым человеком?
Правильный ответ: 60 минут

Вопрос 3. Консультативный контакт – это атмосфера обоюдного _________________ . Вставьте слово.
Правильный ответ: доверия

Вопрос 4. Как называется элемент консультативного процесса, когда клиент обозначает, какая помощь ему нужна от консультанта?
Правильный ответ: запрос

Вопрос 5. Как называют клиентов, которые пришли на консультацию по чужой инициативе, не заинтересованы в работе над собой и своими проблемами?
Правильный ответ: немотивированные клиенты

Вопрос 6. Основным средством осуществления психологической консультации является специальным образом организованная ________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: беседа

Вопрос 7. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема _____________________________. Вставьте два слова.
Правильный ответ: парадоксальные вопросы (или парадоксальные инструкции)

Вопрос 8. К какому специалисту консультант перенаправляет клиента, демонстрирующего на консультации глубинные психологические проблемы?
Правильный ответ: к психотерапевту (или к психологу-психотерапевту)

Вопрос 9. Какой этап беседы пропущен: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента; поиск способов решения проблемы; завершение беседы? Напишите его название.
Правильный ответ: работа с проблемой

Вопрос 10. В чем заключается основная задача консультанта на этапе консультативной беседы «знакомство с клиентом и начало беседы»?
Правильный ответ: установление контакта

Вопрос 11. Составляющими какого этапа консультативной беседы являются: подведение итогов беседы, обсуждение необходимости консультации с другими специалистами?
Правильный ответ: завершение беседы

Вопрос 12. Какое эмоциональное переживание обычно возникает в ответ на воображаемую, неизвестную угрозу?
Правильный ответ: тревога (или тревожность)

Вопрос 13. Какое чувство имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей?
Правильный ответ: страх

Вопрос 14. Бывает истинная, невротическая и экзистенциальная _______________. Вставьте слово.
Правильный ответ: вина

Вопрос 15. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является…
Правильный ответ: клиент

Вопрос 16. Как называется технический прием, требующий развернутого ответа клиента.
Правильный ответ: открытый вопрос

Вопрос 17. Как называется техника, когда дается новое объяснение тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям клиента?
Правильный ответ: интерпретация

Вопрос 18. Как называется технический прием, когда консультант делится собственным опытом, предоставляет информацию о себе, о событиях собственной жизни или выражает свои чувства, идеи, фантазии?
Правильный ответ: самораскрытие

Вопрос 19. Как называется техника, когда консультант сопереживает эмоциональному состоянию клиента и выражает свой чувственный отклик?
Правильный ответ: эмпатия

Вопрос 20. Как называется технический прием, когда консультант повторяет своими словами то, что сказал клиент, чтобы убедиться правильно ли он его понял?
Правильный ответ: парафраз


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-5: Способен использовать модели и методы супервизии для контроля и совершенствования профессиональной деятельности психолога

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Форма супервизии, где супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы работы с клиентом.
а. Очная
б. Заочная
Правильный ответ: б

2. Форма супервизии, осуществляемая супервизором с группой супервизируемых специалистов.
а. Индивидуальная
б. Групповая
Правильный ответ: б
Вопрос 3. Указание на то, что клиент хочет изменить, но не может или не знает как изменить, называется...
а. Гипотеза
б. Проблема
в. Запрос
Правильный ответ: б


Вопрос 4 . В чем заключается цель техники «Парафраз»?
а. Показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б. Проверить правильность понимания консультантом клиента
в. Найти позитивный смысл в проблеме клиента
г. Интерпретировать слова клиента
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Какие существуют принципы отбора конкретных ситуаций при реализации техники «Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента»?
а. Типичность
б. Уникальность
в. Связанность с содержанием основных жалоб клиента
г. Доминирование негативных эмоций
д. Преобладание неконтролируемых действий
е. Наличие угнетающих мыслей
ж. Возможность развернутого описания

Правильный ответ: авж

Вопрос 6. «Самодиагноз» является фазой процесса идентификации проблемы клиента в процессе беседы с консультантом?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: а

Вопрос 7. В чем заключается цель применения техники «Анализ эмоциональных переживаний» в консультировании?
а. Выйти на мысли клиента
б. Выйти на действия клиента
в. Выйти на чувства клиента
Правильный ответ: в

Вопрос 8. В психологическом консультировании прием «Формулирование альтернатив» применяется с целью…
а. Предложения правильных решений проблемы
б. Стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в. Предложения клиенту перейти в формат психотерапевтической работы
Правильный ответ: б


Вопрос 9. Какое консультирование бывает?
а. Индивидуальное
б. Однократное
в. Изолированное
г. Групповое
д. Психолого-педагогическое
е. Семейное
ж. Кризисное
з. Возрастно-психологическое
Правильный ответ: абвгдежз


Вопрос 10. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по выявлению проблемы клиента и формулированию запроса?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: а


Вопрос 11. Согласны ли Вы с утверждением, что этапы консультативной беседы можно реализовывать в любой последовательности?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: б


Вопрос 12. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по установлению контакта с клиентом?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: г

Вопрос 13. На каком из этапов консультативной беседы осуществляется проблемный анализ и проверка гипотез?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: в


Вопрос 14. С какими категориями клиентов не имеет право работать психолог-консультант?
а. С девиантным поведением
б. С психическими заболеваниями
в. С трудностями в общении
г. С проблемами в сфере семьи
д. С проблемами в профессиональной сфере
е. С выраженными интеллектуальными нарушениями

Правильный ответ: бе


Вопрос 15. Каким термином обозначаются следующие элементы работы психолога-консультанта: уточнение, парафраз, перефразирование, нерефлексивное слушание, резюмирование, интерпретация,
парадоксальные вопросы?
а. Технические приемы
б. Методические приемы
в. Учебные приемы
г. Отвлекающие приемы
Правильный ответ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ________________________________________ . Вставьте два слова.
Правильный ответ: межличностных отношениях

Вопрос 2. Сколько минут обычно длится психологическая консультация со взрослым человеком?
Правильный ответ: 60 минут

Вопрос 3. Консультативный контакт – это атмосфера обоюдного _________________ . Вставьте слово.
Правильный ответ: доверия

Вопрос 4. Как называется элемент консультативного процесса, когда клиент обозначает, какая помощь ему нужна от консультанта?
Правильный ответ: запрос

Вопрос 5. Как называют клиентов, которые пришли на консультацию по чужой инициативе, не заинтересованы в работе над собой и своими проблемами?
Правильный ответ: немотивированные клиенты

Вопрос 6. Основным средством осуществления психологической консультации является специальным образом организованная ________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: беседа

Вопрос 7. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема _____________________________. Вставьте два слова.
Правильный ответ: парадоксальные вопросы (или парадоксальные инструкции)

Вопрос 8. К какому специалисту консультант перенаправляет клиента, демонстрирующего на консультации глубинные психологические проблемы?
Правильный ответ: к психотерапевту (или к психологу-психотерапевту)

Вопрос 9. Какой этап беседы пропущен: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента; поиск способов решения проблемы; завершение беседы? Напишите его название.
Правильный ответ: работа с проблемой

Вопрос 10. В чем заключается основная задача консультанта на этапе консультативной беседы «знакомство с клиентом и начало беседы»?
Правильный ответ: установление контакта

Вопрос 11. Составляющими какого этапа консультативной беседы являются: подведение итогов беседы, обсуждение необходимости консультации с другими специалистами?
Правильный ответ: завершение беседы

Вопрос 12. Какое эмоциональное переживание обычно возникает в ответ на воображаемую, неизвестную угрозу?
Правильный ответ: тревога (или тревожность)

Вопрос 13. Какое чувство имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей?
Правильный ответ: страх

Вопрос 14. Бывает истинная, невротическая и экзистенциальная _______________. Вставьте слово.
Правильный ответ: вина

Вопрос 15. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является…
Правильный ответ: клиент

Вопрос 16. Как называется технический прием, требующий развернутого ответа клиента.
Правильный ответ: открытый вопрос

Вопрос 17. Как называется техника, когда дается новое объяснение тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям клиента?
Правильный ответ: интерпретация

Вопрос 18. Как называется технический прием, когда консультант делится собственным опытом, предоставляет информацию о себе, о событиях собственной жизни или выражает свои чувства, идеи, фантазии?
Правильный ответ: самораскрытие

Вопрос 19. Как называется техника, когда консультант сопереживает эмоциональному состоянию клиента и выражает свой чувственный отклик?
Правильный ответ: эмпатия

Вопрос 20. Как называется технический прием, когда консультант повторяет своими словами то, что сказал клиент, чтобы убедиться правильно ли он его понял?
Правильный ответ: парафраз


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. История возникновения супервизии в различных социальных практиках: промышленность, менеджмент, образование, социальная работа, психология, психотерапия
2. Мифы о супервизии и мифология супервизии
3. Функции супервизии
4. Модели супервизии
6. Этические и юридические принципы супервизии
7. Виды супервизии
8. Формы супервизии
9. Школы супервизии
10. Личность и профессионаольно важные качества супервизора
11. Аутоменеджерская супервизия (selfmanagement)
12. Супервизор-супервизируемый отношения
13. Развитие профессиональной идентичности специалиста
14. Этапы/стадии/шаги процесса супервизии
15. Супервизия в контексте различных бихевиорально-когнитивной методологии
16. Супервизия в контексте различных гештальт-подхода
17. Требования к подготовке супервизоров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Акимова Ю.Н. Психология управления: учебник и практикум для вузов: Высшее образование Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. И. Рогов [и др.] Этика и психология профессиональной деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования М: Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/517800 
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle Супервизия в психологической практике
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э4 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses бессрочно
7-Zip https://www.7-zip.org/ бессрочно
Архиватор Ark https://apps.kde.org/ark/ бессрочно
Редактор изображений Gimp https://www.gimp.org/ бессрочно
Okular https://okular.kde.org/ru/download/ бессрочно
1С:Предприятие 8 Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
1С:Предприятие (учебная версия) Договор о сотрудничестве от 20.01.2023 № 22.57-4/1 бессрочно
Libre Office https://www.libreoffice.org/download/license/ бессрочно
Windows 10 для образовательных учреждений Лицензии OEM, Academic Код продукта: 003 бессрочно
Microsoft Office Office 2013 Standart, бессрочно
Acrobat Reader https://get.adobe.com/reader/ бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Супервизия» в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем базовых и специальных знаний и навыков теоретического и прикладного характера в изучаемой области. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по предыдущему занятию и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие, решать практические кейсы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, выполнение практических заданий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю.