Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 40.02.01. Право и организация социального обеспечения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,829999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
1.1. | формирование у студентов комплексного представления о государственно-правовых явлениях и процессах, закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОП |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
ПК 1.1 | Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности возникновения и функционирования государства и права; основы правового государства; основные типы современных правовых систем; понятие, типы и формы государства и права; роль государства в политической системе общества; систему права Российской Федерации и ее элементы; формы реализации права; понятие и виды правоотношений; виды правонарушений и юридической ответственности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; оперировать юридическими понятиями и категориями; применять на практике нормы различных отраслей права; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | не предусмотрено |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеритистика теории государства и права | ||||||
1.1. | Общая характеристика теории государства и права.Предмет, методология. | Лекции | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификаци. Прнципы теории государства и права терии, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификаци. Прнципы теории государства и права терии, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. | Практические | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Общая характеристика государства | Лекции | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. | Практические | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Государственное устройство | Лекции | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Форма государственного устройства: федартивная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Форма государственного устройства: федартивная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. | Практические | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Механизм государства | Лекции | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. | Практические | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. | Практические | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Общая характеристика права | ||||||
2.1. | Общая характристика права | Лекции | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Понятие права, признаки права, система права, источники права | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Понятие права, признаки права, система права, источники права | Практические | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Национальные правовые системы | Лекции | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Романо-германская система; англо-сакснская система, мусульманская система, еврейская система. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Романо-германская система; англо-сакснская система, мусульманская система, еврейская система. | Практические | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Механизм правового регулирования | Лекции | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования.Поянтие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, призанки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования.Поянтие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, призанки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. | Практические | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Правотворчество. | Лекции | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Понятие правотворчества,субъекты,принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Понятие правотворчества,субъекты,принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. | Практические | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Реализация и применение права. | Лекции | 1 | 4 | ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Формы и способы реализации права.Процесс применения права и его стадии. Толкование права; Способы и виды толкования права. | Практические | 1 | 4 | ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1 |
2.15. | Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность | Лекции | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.16. | Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.17. | Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической отвественности. | Практические | 1 | 4 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.18. | Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической отвественности. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1 |
2.19. | Правомерное поведение. Правовая культура | Лекции | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.20. | Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.21. | Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. | Практические | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.22. | Законность и правопорядок | Лекции | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.23. | Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.24. | Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. | Практические | 1 | 2 | ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 | Л1.1, Л2.1 |
2.25. | Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. | Практические | 1 | 2 | ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1 |
2.26. | Подготовка к промежуточной аттестации | Сам. работа | 1 | 4 | ПК 1.1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Закреплен в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Закреплен в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Закреплен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Теория государства и права_2023 11 ПСО.doc
Приложение 2.
Контроль.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мухаев Р. Т. | ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Перевалов В.Д. | ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория государства и права | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Журнал | gospravo-journal.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС Windows Приложения MS Office: - MS Word, - MS Excel. 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
403Н | кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед. |
310Н | методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией. |
При реализации учебной дисциплины «Теория государства и права» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных занятий: лекции, в ходе которых возникают дискуссии. При проведении практических занятий: устные опросы. В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в составлении конспектов, докладов. Подготовка к лекционным занятиям. Кроме того, дисциплина подразумевает написание курсовой работы. Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. При реализации учебной дисциплины "Теория государства и права" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями). В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод проектов, метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения. Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь: • сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; • обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное; • фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы; • готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада; • работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом; • пользоваться реферативными и справочными материалами; • контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия; • обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам. • обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.). |