МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Преподаватель , Николаев В.Г.

Рецензент(ы):
Канд.юрид.наук, доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплексного представления о государственно-правовых явлениях и процессах, закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности возникновения и функционирования государства и права;
основы правового государства;
основные типы современных правовых систем;
понятие, типы и формы государства и права;
роль государства в политической системе общества;
систему права Российской Федерации и ее элементы;
формы реализации права;
понятие и виды правоотношений;
виды правонарушений и юридической ответственности;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;
оперировать юридическими понятиями и категориями;
применять на практике нормы различных отраслей права;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеритистика теории государства и права
1.1. Общая характеристика теории государства и права.Предмет, методология. Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификаци. Прнципы теории государства и права терии, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие, предмет и методы теории государства и права, их классификаци. Прнципы теории государства и права терии, место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Общая характеристика государства Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Общество как социальная система. Понятие государства. Признаки государства.Теории происхождения государства и права. Функции государства. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственное устройство Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Форма государственного устройства: федартивная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Форма государственного устройства: федартивная форма, конфедеративная форма, унитарная форма. Форма государственного правления: Монархия и ее виды, республика и ее виды. Политический режим и его классификация: демократический, тоталитарный, фашизм, либеральный, авторитарный, деспотия. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.10. Механизм государства Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.11. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.13. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
1.14. Механизм государства: признаки, элементы, принципы организации. Понятие власти ее признаки, государственная власть и ее признаки. Система органов государственной власти их общая характеристика. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общая характеристика права
2.1. Общая характристика права Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие права, признаки права, система права, источники права Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие права, признаки права, система права, источники права Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.4. Национальные правовые системы Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Романо-германская система; англо-сакснская система, мусульманская система, еврейская система. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.6. Романо-германская система; англо-сакснская система, мусульманская система, еврейская система. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.7. Механизм правового регулирования Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования.Поянтие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, призанки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.9. Понятие правового регулирования. Способы правового регулирования. Стадии правового регулирования.Поянтие и элементы механизма правового регулирования. Понятие, призанки и виды правовых средств. Правовой режим, его общая характеристика. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.10. Правотворчество. Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.11. Понятие правотворчества,субъекты,принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.12. Понятие правотворчества,субъекты,принципы правотворчества, виды правотворчества. Законотворчество. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.13. Реализация и применение права. Лекции 1 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.14. Формы и способы реализации права.Процесс применения права и его стадии. Толкование права; Способы и виды толкования права. Практические 1 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.15. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.16. Правоотношение. Правонарушение и юридическая отвественность Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.17. Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической отвественности. Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.18. Правоотношение и его виды. Субъекты правоотношений. понятие, и состав правонарушения, состав правонарушения. Классификация правонарушений. Понятие и классификация юридической отвественности. Сам. работа 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.19. Правомерное поведение. Правовая культура Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.20. Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.21. Правомерное поведение - его общая характеристика. Правовая культура. Правовое воспитание. Правосознание. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.22. Законность и правопорядок Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.23. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Сам. работа 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.24. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 4 Л1.1, Л2.1
2.25. Законность, хактерные черты. Правопорядок - понятие ипризнаки. Соотношение Законности и правопорядка. Практические 1 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1
2.26. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 1 4 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р. Т. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов В.Д. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория государства и права portal.edu.asu.ru
Э2 Журнал gospravo-journal.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Теория государства и права» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекции, в ходе которых возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устные опросы.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в составлении конспектов, докладов.
Подготовка к лекционным занятиям.
Кроме того, дисциплина подразумевает написание курсовой работы.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При реализации учебной дисциплины "Теория государства и права" в ходе практической и самостоятельной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, творческие задания, изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями).
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в организации групповой работы студентов, таких как метод проектов, метод обучения в парах, внеаудиторные методы обучения.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).