Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.04. Государственное и муниципальное управление |
Профиль | Государственное управление и правовое регулирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_v38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ГУиПР-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 86 | 90 | 86 |
Итого | 108 | 104 | 108 | 104 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой
1.1. | Основными целями учебной дисциплины являются: - способствовать развитию профессиональной компетенции студентов посредством формирования мышления безопасного типа и здоровьесберегающего поведения; - подготовки студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни и здоровья от опасностей природного, техногенного и социального характера. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
УК-8 | Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; - теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС; - возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения; - правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; - анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; - методы защиты населения при ЧС. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; - принимать решения по целесообразным действиям в ЧС; - распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах; - обеспечивать безопасность жизнедеятельности при осуществлении профессиональной деятельности и защите окружающей среды; оказывать первую помощь пострадавшим. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования законодательных и правовых актов в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; - владения основными методами защиты производственного персонала и населения при возникновении ЧС; - приемамов оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях; - способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Человек и среда обитания | ||||||
1.1. | Предмет и задачи БЖД. Нормативно-правовая база БЖД | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Классификация негативных факторов среды обитания человека: физические, химические, биологические, психофизиологические. | Сам. работа | 4 | 22 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | ||||||
2.1. | Опасности и чрезвычайные ситуации. Анализ риска и управление рисками | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Сравнительный анализ экологической безопасности на примере разных стран | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Вред, ущерб, риск - виды и характеристики. Измерение риска, разновидности риска. | Сам. работа | 4 | 26 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Безопасность деятельности в ЧС и в условиях производства | ||||||
3.1. | ЧС техногенного характера. Причины их возникновения. Ожидаемые последствия и меры по защите населения. | Лекции | 4 | 4 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Характеристика техногенных опасностей и их классификации. | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Безопасность и профессиональная деятельность. Безопасный тип личности. Культура безопасности человека в обществе. | Сам. работа | 4 | 38 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях". 2. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени. 3. Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. 4. Вред, ущерб, риск - виды и характеристики. Измерение риска, разновидности риска. 5. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. 6. Классификация негативных факторов среды обитания человека: физические, химические, биологические, психофизиологические. 7. Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры. Основные принципы защиты. Снижение уровня опасных и вредных факторов. 8. Понятие о коллективных и индивидуальных средствах защиты. 9. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий. 10. Время реакции человека к действию раздражителей. 11. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления. 12. Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности. 13. Пути поступления веществ в организм человека, действие вредных веществ. 14. Комбинированное действие вредных веществ: суммация, потенцирование, антагонизм, независимость. Комплексное действие вредных веществ. 15. Классификация биологических негативных факторов и их источников. 16. Классификация физических негативных факторов и защита. 17. Методы и средства обеспечения электробезопасности. 18. Защита от опасности поражения электрическим током. 19. Последствия поражения электрическим током. 20. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека. 21. Психофизиологические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. 22. Эргономические основы безопасности. 23. Техногенные ЧС. Классификация. 24. Классификация видов пожаров и их особенности. 25. Основные причины и источники пожаров и взрывов. Пассивные и активные методы защиты. 26. Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. 27. Общие принципы защиты от ионизирующих излучений - особенности защиты от различных видов излучений (гамма, бета и альфа излучения). 28. Аварии на химически опасных объектах, их группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. 29. Общие меры профилактики аварий на ХОО. 30. Химически опасная обстановка. Зоны химического заражения. 31. Химический контроль и химическая защита. Основные способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ. 32. Гидротехнические аварии. Основные опасности и источники гидротехнических и гидродинамических аварий. 33. Чрезвычайные ситуации военного времени. 34. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. 35. Природные ЧС. Классификация. 36. Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты. 37. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. 38. Экстремальные ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Терроризм. 39. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности. 40. Организация и проведение работы в школе по защите детей при ЧС. 41. ЧС криминального характера. Обеспечение безопасности детей в школе. 42. Эвакуация людей из здания школы при пожаре. Поиск детей в горящем здании. 43. Правила поведения на воде. Правила купания. 44. Правила поведения и безопасность человека в бассейне. 45. Основы медицины катастроф. 46. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. 47. Концепции национальной безопасности и демографической политики Российской Федерации - основные положения. 48. Общая характеристика системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Законодательство об охране труде. 49. Государственное управление безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. 50. Кризисное управление в чрезвычайных ситуациях - российская система управления в чрезвычайных ситуациях - система РСЧС, система гражданской обороны - сущность структуры, задачи и функции. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. ЧС техногенного характера на территории Алтайского края. Причины их возникновения. Ожидаемые последствия и меры по защите населения. 2. Анализ дорожно-транспортных происшествий в России и за рубежом. 3. Авиакатастрофы в России. 4. Железнодорожные аварии и катастрофы в России и за рубежом. 5. Гидродинамические аварии в России и за рубежом. Саяно-Шушенская ГЭС. 6. Причины, ликвидация и последствия Чернобыльской катастрофы. 7. Аварии и катастрофы на водном транспорте. 8. Крупные аварии на коммунально - энергетических сетях на примере г.Барнаула. Причины и последствия. 9. Алгоритмы поведения в криминогенных ситуациях, связанных с попыткой воровства, грабежа, нападения, изнасилования и т.д. 10. Мой жизненный опыт (родственников, знакомых, друзей) по выходу из криминогенной ситуации. 11. Правила поведения заложников. 12. Психология ведения переговоров с террористами. 13. Террористические угрозы в современном мире. 14. Антитеррористическая деятельность в России. 15. Противодействие терроризму и экстремизму в образовательной организации 16. АХОВ, их поражающие свойства, средства и способы защиты от них. 17. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Способы проведения АСДНР. 18.История появления ядов и химического оружия. 19. Организация мероприятий по перемещению и эвакуации населения. 20. Стихийные бедствия: смерчи, тайфуны, ураганы, землетрясения, наводнения. Поведение населения в случае угрозы их возникновения. 21. Обеспечение мер безопасности во время снежных бурь. 22. Обеспечение мер безопасности во время пожаров. 23. Обеспечение мер безопасности в случае схождения снежных лавин. 24. Извержение вулканов: опасность и меры предосторожности. 25. Угроза селевых потоков и обеспечение безопасности населения. 26. Угроза оползней и обеспечение безопасности населения. 27.Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от стихийных бедствий. 28. Правила поведения в случае попадания в дорожно-транспортные происшествия. 29. Оказание первой помощи в случае ожога, утопления, обморожения, кровотечения. 30. Определение уровня дефектности газоперерабатывающего оборудования. 31. Выбросы вредных веществ в атмосферу. 32. Страхование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. 33. Оценка и анализ производственной безопасности. 34. Обеспечение охраны труда. 35. Двухмерные системы оценки риска. 36. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях. 37. Безопасность жизнедеятельности несовершеннолетнего поколения. 38. Влияние радиации на здоровье человека: угроза, развитие болезней и методы лечения. 39. Терроризм: предотвращение и обеспечение мер безопасности. 40. «Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время стихийных бедствий». 41 Анализ понятийно-терминологического аппарата в области безопасности и защиты окружающей среды. 42. Роль вопросов безопасности в предметной области знаний. 43. Безопасность и профессиональная деятельность (юридические профессии). 44. Безопасный тип личности. 45. Культура безопасности человека в обществе. 46. Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности. 47. Структура техносферы региона и основные региональные проблемы безопасности. 48. Региональные демографические проблемы в свете состояния среды обитания региона. 49. Современные проблемы безопасности на различных видах транспорта. 50. Региональные экологически обусловленные заболевания. 51. Мобильная связь и здоровье человека. Анализ современных исследований. 52. Безопасность генетически модифицированных пищевых продуктов. Анализ современных исследований. 53. Лекарственные препараты и безопасность. 54. Действие алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье. 55. Проблемы сортировки городских отходов. 56. Анализ эффективности бытовых очистителей воды 57. Влияние световой среды на работоспособность и безопасность труда 58. Современные энергосберегающие источники света - типы, конструкции, экологические аспекты применения «за» и «против». 59. Безопасность и человеческий фактор. 60. Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность. 61. Исследование условий труда для основных видов деятельности в выбранной профессиональной предметной области. 62. Принципы и методы эргономики труда. 63. Анализ природных катастроф: характер протекания и последствия (по видам стихийных бедствий). 64. Параметры стихийных бедствий, их предвестники и регионы их наиболее частого проявления. 65. Анализ современного состояния пожарной безопасности в России (Алтайского края) и основные причины пожаров. 66. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. 67. Типы и характер террористических актов. 68. Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС БЖ 2202спf832c0a0-2749-4211-b9f2-7a951fb082b2.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Беляков Г.И. | БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОХРАНА ТРУДА В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Каракеян В.И., Никулина И.М. | БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вишняков Я.Д. - отв. ред. | БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Белов С.В. | БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван. - 11-е изд. - Ростов-н/Д : Феникс, 2014. - 448 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-222-22237-9 | [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593 | ||
Э2 | БЖД | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 10 лицензия OEM. Microsoft Windows Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносной ноутбук. |
№ 203 (филиал в г. Бийске) | стрелковый тир – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки). | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; лазерная камера «Рубин»; пистолет Макарова; лазерный стрелковый тренажер для пистолета Макарова; пневматическая винтовка; лазерный стрелковый тренажер для винтовки; мишень спортивная; мишени грудные; активный удлинитель USB; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
№ 203 (филиал в г. Бийске) | кабинет безопасности жизнедеятельности – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра; стенды. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |