МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование интеллектуальной собственности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Серебряков А.А.

Рецензент(ы):
Председать УМС ЮИ, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование интеллектуальной собственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 27.06.2022 г. № 22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Проофессор, кандидат юрид.наук Филиппова Т.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 27.06.2022 г. № 22
Заведующий кафедрой Проофессор, кандидат юрид.наук Филиппова Т.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Правовое регулирование интеллектуальной собственности» являются изучение студентами основ правового регулирования интеллектуальной собственности в Российской Федерации на основании норм действующего гражданского законодательства, актуальной правоприменительной практики и современной научной цивилистической мысли; получение знаний о системе объектов интеллектуальной собственности, интеллектуальных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также способах их защиты; приобретение навыков практического применения норм российского законодательства об интеллектуальной собственности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами
ПК-2.1 Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
ПК-2.2 Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК-2.3 Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика интеллектуальной собственности.
1.1. Значение интеллектуальной собственности в современном мире. Экономическое значение интеллектуальной собственности. Социальное значение интеллектуальной собственности. Основные концепции интеллектуальной собственности. Проприетарная концепция интеллектуальной собственности: предпосылки возникновения и критика. Концепция исключительных прав: основные положения. Понятие интеллектуальной собственности в Российской Федерации: основные подходы. Лекции 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Значение интеллектуальной собственности в современном мире. Экономическое значение интеллектуальной собственности. Социальное значение интеллектуальной собственности. Основные концепции интеллектуальной собственности. Проприетарная концепция интеллектуальной собственности: предпосылки возникновения и критика. Концепция исключительных прав: основные положения. Понятие интеллектуальной собственности в Российской Федерации: основные подходы. Практические 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Значение интеллектуальной собственности в современном мире. Экономическое значение интеллектуальной собственности. Социальное значение интеллектуальной собственности. Основные концепции интеллектуальной собственности. Проприетарная концепция интеллектуальной собственности: предпосылки возникновения и критика. Концепция исключительных прав: основные положения. Понятие интеллектуальной собственности в Российской Федерации: основные подходы. Сам. работа 9 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Система интеллектуальной собственности.
2.1. Признаки объектов интеллектуальной собственности. Система объектов интеллектуальной собственности: результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Соотношение объектов интеллектуальных прав и объектов права собственности. Система права интеллектуальной собственности: понятие и характеристика основных институтов. Система источников правого регулирования интеллектуальной собственности. Международные правовые акты в сфере интеллектуальной собственности и национальное законодательство. Лекции 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Признаки объектов интеллектуальной собственности. Система объектов интеллектуальной собственности: результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Соотношение объектов интеллектуальных прав и объектов права собственности. Система права интеллектуальной собственности: понятие и характеристика основных институтов. Система источников правого регулирования интеллектуальной собственности. Международные правовые акты в сфере интеллектуальной собственности и национальное законодательство. Практические 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Признаки объектов интеллектуальной собственности. Система объектов интеллектуальной собственности: результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Соотношение объектов интеллектуальных прав и объектов права собственности. Система права интеллектуальной собственности: понятие и характеристика основных институтов. Система источников правого регулирования интеллектуальной собственности. Международные правовые акты в сфере интеллектуальной собственности и национальное законодательство. Сам. работа 9 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Интеллектуальные права на объекты интеллектуальной собственности и их защита.
3.1. Понятие интеллектуальных прав и их виды. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Личные неимущественные и иные права на объекты интеллектуальной собственности. Использование и распоряжение интеллектуальными имущественными правами. Защита интеллектуальных прав: формы и способы. Способы защиты исключительных прав. Способы защиты личных неимущественных прав. Лекции 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.1
3.2. Понятие интеллектуальных прав и их виды. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Личные неимущественные и иные права на объекты интеллектуальной собственности. Использование и распоряжение интеллектуальными имущественными правами. Защита интеллектуальных прав: формы и способы. Способы защиты исключительных прав. Способы защиты личных неимущественных прав. Практические 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.1
3.3. Понятие интеллектуальных прав и их виды. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Личные неимущественные и иные права на объекты интеллектуальной собственности. Использование и распоряжение интеллектуальными имущественными правами. Защита интеллектуальных прав: формы и способы. Способы защиты исключительных прав. Способы защиты личных неимущественных прав. Сам. работа 9 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.1
Раздел 4. Авторское право и смежные права.
4.1. Понятие авторского права. Объекты авторского права. Субъекты авторского права. Права авторов произведений науки, литературы, искусства. Исключительное право на произведение: срок действия и распоряжение. Ограничения исключительного права на произведение. Основные положения о смежных правах. Объекты смежных прав. Ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Лекции 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
4.2. Понятие авторского права. Объекты авторского права. Субъекты авторского права. Права авторов произведений науки, литературы, искусства. Исключительное право на произведение: срок действия и распоряжение. Ограничения исключительного права на произведение. Основные положения о смежных правах. Объекты смежных прав. Ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Практические 9 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
4.3. Понятие авторского права. Объекты авторского права. Субъекты авторского права. Права авторов произведений науки, литературы, искусства. Исключительное право на произведение: срок действия и распоряжение. Ограничения исключительного права на произведение. Основные положения о смежных правах. Объекты смежных прав. Ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Сам. работа 9 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Патентное право.
5.1. Общая характеристика патентного права. Объекты патентных прав. Субъекты патентного права. Патентные права. Условия патентоспособности объектов патентного права. Процедура получения патента: подача заявки, экспертиза заявки, регистрация объектов патентного права. Защита прав авторов и патентообладателей. Лекции 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
5.2. Общая характеристика патентного права. Объекты патентных прав. Субъекты патентного права. Патентные права. Условия патентоспособности объектов патентного права. Процедура получения патента: подача заявки, экспертиза заявки, регистрация объектов патентного права. Защита прав авторов и патентообладателей. Практические 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
5.3. Общая характеристика патентного права. Объекты патентных прав. Субъекты патентного права. Патентные права. Условия патентоспособности объектов патентного права. Процедура получения патента: подача заявки, экспертиза заявки, регистрация объектов патентного права. Защита прав авторов и патентообладателей. Сам. работа 9 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
Раздел 6. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
6.1. Общая характеристика и виды средств индивидуализации. Право на фирменные наименования: общая характеристика. Понятие и виды товарных знаков. Государственная регистрация товарных знаков. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на него. Право на наименование места происхождения товара: основные положения. Право на коммерческое обозначение. Лекции 9 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
6.2. Общая характеристика и виды средств индивидуализации. Право на фирменные наименования: общая характеристика. Понятие и виды товарных знаков. Государственная регистрация товарных знаков. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на него. Право на наименование места происхождения товара: основные положения. Право на коммерческое обозначение. Практические 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
6.3. Общая характеристика и виды средств индивидуализации. Право на фирменные наименования: общая характеристика. Понятие и виды товарных знаков. Государственная регистрация товарных знаков. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на него. Право на наименование места происхождения товара: основные положения. Право на коммерческое обозначение. Сам. работа 9 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
Раздел 7. Права на иные объекты интеллектуальной собственности.
7.1. Общая характеристика права на селекционные достижения. Право на топологии интегральных микросхем. Право на секрет производства (ноу-хау): особенности исключительного права. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии: основные положения. Лекции 9 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.1
7.2. Общая характеристика права на селекционные достижения. Право на топологии интегральных микросхем. Право на секрет производства (ноу-хау): особенности исключительного права. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии: основные положения. Практические 9 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.1
7.3. Общая характеристика права на селекционные достижения. Право на топологии интегральных микросхем. Право на секрет производства (ноу-хау): особенности исключительного права. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии: основные положения. Сам. работа 9 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Контрольно-измерительный материал теоретического характера
1. Цель: КИМ теоретического характера – комплект (вариант) заданий тестового характера разного типа (закрытого, открытого, на установление соответствия, на установление последовательности), подготовленных для проведения процедуры контроля. Проверка усвоения теоретического и фактического материала по разделу, сформированности умения правильно использовать специальные термины и понятия в рамках раздела дисциплины.

2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Общая характеристика интеллектуальной собственности; Раздел 2. Система интеллектуальной собственности; Раздел 3. Интеллектуальные права на интеллектуальную собственность и их защита.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Пример оценочного средства: Пример заданий, используемых в контрольно-измерительном материале теоретического характера:
1. Основная цель создания Всемирной организации интеллектуальной собственности? Укажите номер ответа.
1) содействие в охране интеллектуальной собственности во всем мире;
2) оказание глобальных услуг по трансграничной регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности;
3) предоставление информации в области интеллектуальной собственности;
4) разработка программ сотрудничества для использования интеллектуальной собственности в целях экономического, социального и культурного развития.
2. Роспатент расшифровывается как? Укажите номер ответа.
1) Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
2) Российское агентство по патентам и товарным знакам;
3) Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
4) Комитет по патентам и товарным знакам.
3. Правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении? Укажите номер ответа.
1) субъектов Российской Федерации;
2) совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;
3) муниципальных образований;
4) Российской Федерации.
4. Концепция устанавливающая, что на объекты творческой деятельности возникает право собственности, называется? Укажите номер ответа.
1) интеллектуальной;
2) собственнической;
3) утилитарной;
4) проприетарной.
5. Какое утверждение является верным? Укажите номер ответа.
1) Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется только на национальном уровне.
2) Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется на международном и национальном уровне.
3) Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется только на международном уровне.
4) Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется по соглашению субъектов гражданского права.
5. Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• значение и основные концепции интеллектуальной собственности;
• понятие интеллектуальной собственности;
• источники правового регулирования интеллектуальной собственности;
• объекты интеллектуальной собственности, их признаки и виды;
• понятие и виды интеллектуальных прав.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Задание аналитического и поискового характера
1. Цель: Задание аналитического и поискового характера, позволяет проверить умение решать как учебные, так и профессиональные задачи. Оно предусматривает анализ профессиональных ситуаций с выработкой предложений по преодолению поставленных проблем, систематизации информации, структурированию данных, подготовке обобщений по юридическим вопросам и т.п.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 3. Интеллектуальные права на интеллектуальную собственность и их защита.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Пример оценочного средства:
ЗАДАНИЕ: Проведите обобщение судебной практики по вопросу применения такого способа защиты исключительных прав, как взыскание компенсации.
Условия выполнения здания: Изучите не менее 15 судебных актов Суда по интеллектуальным правам, Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по теме задания за последние три года. Сформулируйте основные правовые позиции (не менее 5), касающиеся взыскания компенсации за нарушение исключительного права. Результаты обобщения оформите в виде таблицы:
Правовая позиция Положения Гражданского кодекса РФ, связанные с правовой позицией год наименование судебной инстанции
1
2

5. Критерии оценивания:
• «5» – практическое задание выполнено полностью: проанализировано значительное количество источников (более 15), сформулировано более 5 правовых позиций по теме задания, описание правовых позиций коррелирует с положениями гражданского законодательства, указанными в таблице, таблица оформлена корректно.
• «4» – практическое задание выполнено, однако есть несущественные недочёты: проанализировано не менее 15 источников, но некоторые правовые позиции утратили актуальность; сформулировано не менее 5 правовых позиций, но их описание недостаточно лаконично, таблица оформлена корректно.
• «3» – практическое задание выполнено частично: проанализировано менее 15 источников, сформулировано менее 5 правовых позиций, описание правовых позиций носит формальный характер, некоторые правовые позиции основаны на законодательстве, утратившем юридическую силу, таблица оформлена небрежно.
• «2» – практическое задание не выполнено.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• понятие и виды интеллектуальных прав (исключительное право, личные неимущественные интеллектуальные права, иные интеллектуальные права);
• особенности и содержание исключительного права, способы использования интеллектуальной собственности и распоряжение исключительным правом;
• способы защиты интеллектуальных прав, меры защиты и меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: Контрольно-измерительный материал практического характера
1. Цель: КИМ практического характера – комплект (вариант) заданий тестового и практического характера разного типа, подготовленных для проведения процедуры контроля.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 4. Авторское право и смежные права; Раздел 5. Патентное право; Раздел 6. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий; Раздел 7. Права на иную интеллектуальную собственность.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Пример оценочного средства: Пример заданий, используемых в контрольно-измерительном материале теоретического характера:
Задание 1. Какое утверждение является верным?
- Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется только на национальном уровне.
- Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется на международном и национальном уровне.
- Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется только на международном уровне.
- Правовое регулирование интеллектуальной собственности осуществляется по соглашению субъектов гражданского права.
Задание 2. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на вопросы.
Ст. 1348 ГК РФ допускает соавторство при создании изобретения, полезной модели или промышленного образца. При этом по смыслу данной статьи каждый из них будет обладателем исключительного права на созданный совместно объект патентных прав. Возможна ли ситуация, при которой обладателями исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец (совместными патентообладателями) будут лица, не являющиеся соавторами? По возможности приведите примеры патентов, где в качестве патентообладателей указаны несколько физических или юридических лиц. Для этого используйте открытые реестры изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, размещенные на сайте ФИПС: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/.
Задание 3. Составьте юридический документ.
Подготовьте проект лицензионного договора со следующими условиями: результат интеллектуальной деятельности – музыкальное произведение; стороны – физическое лицо и юридическое лицо; указать срок действия договора, вид лицензии, цену договора, территорию действия договора, способы использования произведения (не менее 3-х), момент возникновения права использования. Прочие условия внести по своему усмотрению.
Задание 4. Подготовьте мотивированный ответ по предложенному казусу.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Волга" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Курскмаслопром" об обязании запретить указывать в своих регистрационных документах, сопроводительных документах к производимой продукции, на этикетках производимой продукции адрес: г. Курск, ул. 50 лет Октября, 177 и взыскать в качестве возмещения морального вреда 800000 руб. Подлежат ли данные требования удовлетворению?
5. Критерии оценивания:
• «5» – верно выполнено более 90% заданий.
• «4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
• «3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
• «2» – верно выполнено менее 51% заданий.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• авторское право и смежные права (объекты и субъекты авторских и смежных права, виды авторских прав, виды смежных прав);
• патентное право (объекты и субъекты патентных прав, критерии патентоспособности объектов патентных прав, виды патентных прав, государственная регистрация объектов патентных прав);
• права на охраняемые средства индивидуализации (виды охраняемых средств индивидуализации, их соотношение между собой, особенности правовой охраны отдельных средств индивидуализации);
• особенности правовой охраны ноу-хау, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-4: Кейс-задание
1. Цель: Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения поставленной проблемы. Оценка сформированности способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономерностей и правил и т.п.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 4. Авторское право и смежные права.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Пример оценочного средства:
ЗАДАНИЕ: 28-го и 29-го декабря 2018 года на сцене консерватории состоялся показ мюзикла "Белоснежка и Леший", авторами которого являются композитор Бровко В.Л. и поэт Калинина Т.А., в постановке детского музыкального театра "ПИККОЛО". От авторов в адрес Российского авторского общества (РАО) 13.02.2019 поступило заявление о бездоговорном использовании созданных авторами произведений при публичном показе названного мюзикла, в котором также было изложено требование о взыскании с консерватории денежной компенсации в размере 25 000 каждому автору, за каждый показанный спектакль. РАО направило в адрес консерватории претензию от 03.04.2019 № 556 с требованием о выплате компенсации за нарушение исключительных прав на произведения по 25 000 каждому автору. Однако указанная претензия была оставлена без ответа. Ссылаясь на то, что исключительные права авторов на произведения нарушены, РАО обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании 50 000 рублей компенсации за нарушение авторских прав.
РАБОТА С КЕЙСОМ: Тема занятия и сам кейс предоставляется обучающимся непосредственно на занятии. На изучение и ознакомление с ним отводится около 20 минут. Обучающиеся делятся на группы:
• Представители истца.
• Представители ответчика.
• Судьи.
• Эксперты.
Перед каждой группой ставится задача:
1. Представители истца должны ознакомиться с материалами кейса и сформулировать свою правовую позицию по данному делу.
2. Представители ответчика должны ознакомиться с материалами кейса и сформулировать свою правовую позицию по данному делу.
3. Судьи должны ознакомиться с материалами кейса и сформулировать итоговое решение по предложенному кейсу.
4. Эксперты – обобщают и оценивают работу каждой группы с точки зрения поставленной перед ними задачи.
На работу в группах, консультацию преподавателя, обсуждение вариантов отводится 25 минут. На обсуждение вариантов решений групп отводится 15 минут. Подведение итогов, обобщение полученных результатов – около 5 минут. Итоговую часть занятия проводит преподаватель, опираясь на презентованные группами варианты решений. На её реализацию отводится около 5 минут. Итого общее время выполнения кейс-задания – 90 минут (1 учебная пара).
5. Критерии оценивания:
Система оценивания работы групп:
• владение теоретическим материалом (2 балла);
• аргументированность (до 3 баллов);
• владение аудиторией, ораторское умение (2 балла);
• культура поведения (2 балла).
• убедительность, полнота ответа (до 3 баллов);
• логичность, связность (2 балл).
Важно отметить, что каждая группа может заработать до 3 баллов за активность в обсуждении выступления других групп. Если кто-либо из участников группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафной балл.
Общее количество возможных баллов группы – 14.
«5» – группа набрала от 12 до 14 баллов;
«4» – группа набрала от 9 до 11 баллов;
«3» – группа набрала от 5 до 8 баллов;
«2» – группа набрала менее 5 баллов.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• объекты авторского права и смежных прав;
• обладатели авторских и смежных прав;
• виды интеллектуальных прав на объекты авторского права и смежных прав;
• свободное использование объектов авторского права и смежных прав.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-5: Задание проблемно-исследовательского характера
1. Цель: Система упражнений, позволяющая оценить уровень сформированности практических умений и навыков и осуществить контроль освоения знаний.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 5. Патентное право.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Пример оценочного средства: Выполните задание:
ЗАДАНИЕ: Разберите предложенную ситуацию и ответьте на вопросы.
Платонов В.А., разбирая бумаги, оставшиеся после смерти своей бабушки, обнаружил рецепт приготовления компота из персиков. Платонов по данному рецепту приготовил компот и угостил им своего знакомого Соломонова Г.Г. Соломонов после дегустации отметил, что компот кисловат и следовало бы добавить больше сахара. В течении последующих двух недель Платонов, комбинируя различные пропорции ингредиентов, пытался улучшить вкусовые качества компота. Приготовив компот по усовершенствованному им рецепту, Платонов остался доволен полученным результатом, компот также очень понравился его супруге, детям и друзьям. Один из которых, предложил Платонову наладить производства компота для продажи в магазинах города. Платонову идея понравилась, однако его обеспокоила возможность использования его рецепта конкурентами. Тогда Платонов обратился за консультацией к юристу со следующими вопросами:
- Каким образом возможна правовая охрана рецепта компота от использования другими лицами без согласия Платонова?
- Является ли Платонов автором рецепта?
- Может ли Платонов запатентовать рецепт приготовления компота?
- Можно ли рецепт внести в качестве вклада в юридическое лицо, которое будет в дальнейшем заниматься производством и продажей компотов, изготавливаемых по рецепту Платонова?
- Можно ли другим предпринимателям разрешить приготовление компотов по рецепту Платонова за деньги, но в течении определенного периода времени (год, пять лет и т.д.)? Если можно, то как оформить данное разрешение?
- Как Платонов может защитить свои права в случае появления подделок его рецепта?

5. Критерии оценивания:
• «5» – задание выполнено в полном объеме, даны развернутые аргументированные ответы на все поставленные вопросы.
• «4» – задание выполнено в полном объеме, даны развернутые ответы на все поставленные вопросы, но допущены неточности в аргументации собственных выводов.
• «3» – задание выполнено в полном объеме, даны ответы на все поставленные вопросы, но допущены ошибки в аргументации собственных выводов либо ответы на вопросы носят описательный характер.
• «2» – задание не выполнено либо выполнено не в полном объеме, допущены грубые ошибки при изложении ответов на поставленные вопросы.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• объекты патентных прав, критерии их охраноспособности;
• виды патентных прав и их обладатели;
• государственная регистрация изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;
• защита патентных прав.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-6: Деловая игра
1. Цель: Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета (объекта) и реальным характером профессиональной деятельности.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 6. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Пример оценочного средства: Делова игра «Регистрация товарного знака (знака обслуживания)».
СТАДИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: 1) Разъяснение студентом цели и задач деловой игры, распределение студентов на группы. 2) Подготовка к устным выступлениям, составление юридических документов. 3) Устные выступления студентов. 4) Подведение итогов. Деловая игра предполагает проведение как аудиторных, так и внеаудиторных мероприятий. Аудиторная часть деловой игры включает 1), 3) и 4) стадии, а внеаудиторная включает стадию 2) и является формой самостоятельной работы студентов. Для проведения аудиторной части игры, охватывающей стадии 3), 4) рекомендуется выделить отдельное практическое занятие. На первой стадии деловой игры объясняется актуальность, цель и задачи деловой игры, а также рекомендации по подготовке к устным выступлениям участников, основные правила составления юридических документов, необходимых для государственной регистрации товарных знаков (знаков обслуживания).
Студенты делятся на группы. Каждая группа должна быть не менее трех и не более пяти человек. Вторая стадия деловой игры предполагает выполнение сформированными группами студентов самостоятельной работы по разработке товарного знака (знака обслуживания) и составления пакета документов, необходимых для его государственной регистрации. Время необходимое для подготовки устного выступления и проектов документов для регистрации товарного знака определяется по усмотрению преподавателя, исходя из учебной нагрузки. В ходе устных выступлений, проводимых на третьей стадии, студенты должны представить разработанный товарный знак (знак обслуживания) и раскрыть порядок его государственной регистрации. В зависимости от количества студентов регламент выступления каждой группы может варьироваться от 5 до 10 минут. Регламент и очередность выступлений определяются преподавателем. В ходе устных выступлений могут быть заданы вопросы, как преподавателем, так и другими студентами. Выявленные в ходе устных выступлений недостатки и возникшие замечания фиксируются преподавателем и озвучиваются после выступления всех групп.
ИНСТРУКИЦЯ ПО РАБОТЕ В ГРУППАХ: После разделения на группы, студентам следует распределить обязанности между участниками с учетом того, что каждый из них будет задействован в устном выступлении. Подготовке к устному выступлению и составлению юридических документов должно предшествовать тщательное изучение рекомендованной литературы и нормативных правовых актов. При этом в качестве правовой основы необходимо использовать положения параграфа 2 главы 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ (Право на товарный знак и право на знак обслуживания). Подготовка к устному выступлению включает в себя два этапа: 1. Разработка товарного знака (знака обслуживания). 2. Формирование и заполнение пакета документов, необходимого для регистрации товарного знака (знака обслуживания). На первом этапе студенты должны усвоить, что понимается под товарным знаком (знаком обслуживания) в соответствии с действующим законодательством, какие бывают виды товарных знаков (знаков обслуживания), каким товарным знакам (знакам обслуживания) предоставляется правовая охрана в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разработка товарного знака (знака обслуживания) и определение перечня товаров, для индивидуализации которых он предназначен, осуществляется студентами самостоятельно. Приветствуется творческий подход. При выполнении второго этапа подготовки каждой группе студентов необходимо определить: для чего необходима государственная регистрация товарного знака (знака обслуживания), какие документы необходимы для государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), что такое заявка на товарный знак (знак обслуживания), в какой орган государственной власти необходимо обратиться с целью государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), в какие сроки рассматриваются предоставленные на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) документы, какова процедура рассмотрения заявки на государственную регистрацию товарного знака (знака обслуживания), какие действия совершаются уполномоченным органом государственной власти после принятия заявки к рассмотрению, что может рассматриваться в качестве оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) в соответствии с действующим законодательством. Подготовленные документы должны быть полностью заполнены в соответствии с требованиями законодательства и распечатаны. После устного выступления они должны быть переданы для проверки преподавателю. Во время подготовки студенты могут обращаться с возникшими вопросами к преподавателю. Устное выступление каждой группы студентов должно включать: - Презентация товарного знака (знака обслуживания), включая его подробное описание, назначение, смысл. Рекомендуется для презентации использовать наглядный материал. - Изложение порядка государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), включая название и место нахождения органа государственной власти уполномоченного на регистрацию товарных знаков (знаков обслуживания), перечень необходимых для государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) документов, последовательность действий уполномоченного органа государственной власти по государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), сроки государственной регистрации товарных знаков (знаков обслуживания). - Ответы на заданные преподавателем и другими студентами дополнительные вопросы. Не допускается нарушение установленного преподавателем регламента устных выступлений.
5. Критерии оценивания:
• «5» – устное выступление является логически и лексически грамотно изложенным, полным, задействованы все участники группы, использован наглядный материал, соблюден регламент устного выступления, подобраны, оформлены и заполнены все необходимые документы для государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), даны правильные ответы на заданные вопросы;
• «4» – допущено незначительное нарушение логики изложения материала, незначительные неточности при изложении порядка государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), некоторые участники группы не достаточно активно задействованы в устном выступлении, наглядный материал является недостаточно информативными и (или) содержит несущественные ошибки, представленные документы, необходимые для государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), содержат незначительные ошибки в оформлении и (или) содержании, ответы на заданные вопросы являются недостаточно полными или не точными.
• «3» – допущено нарушение логики изложения материала, присутствуют неточности при изложении порядка государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), некоторые участники группы не задействованы в устном выступлении, наглядный материал является недостаточно информативными и содержит неточности, оформлен небрежно, представленные документы, необходимые для государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), содержат неточности в оформлении и (или) содержании, ответы на заданные вопросы являются поверхностными.
• «2» – устное выступление является логически и лексически не грамотным, систематически используется разговорная лексика, задействованы не все участники группы, не использован наглядный материал либо он содержит грубые ошибки, существенно нарушен регламент устного выступления, не верно либо с существенными ошибками изложен порядок государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания), документы, необходимые для государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) не представлены либо составлены с грубыми нарушениями требований нормативных правовых актов, ответы на вопросы не даны либо даны не верно.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• особенности правовой охраны фирменных наименований;
• особенности правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания;
• особенности правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний;
• особенности правовой охраны коммерческих обозначений.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-7: Учебная текстовая задача
1. Цель: Учебная текстовая задача – задача, направленная на проверку сформированности умений адекватного использования правовых консрукций для решения конкретного юридического казуса; осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы, законодательства, судебной практики.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 7. Права на иную интеллектуальную собственность.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
4. Пример оценочного средства:
Текст:
ООО «Интеллект» и АО «Перспектива» заключили договор о передаче ноу-хау, по условиям которого ООО «Интеллект» предоставило АО «Перспектива» документацию, содержащую коммерческую информацию (ноу-хау), за вознаграждение. Через год после заключения договора АО «Перспектива» заявило о расторжении договора и потребовало у ООО «Интеллект» вернуть уплаченное за ноу-хау вознаграждение. В качестве обоснования своих требований АО «Перспектива» указало, что один из бывших сотрудников ООО «Интеллект» публично раскрыл информацию, составляющую ноу-хау, переданное по договору с АО «Перспектива». ООО «Интеллект» отказалось возвращать вознаграждение, указав, что на момент заключения договора конфиденциальность ноу-хау сохранялась, поэтому договор был исполнен надлежащим образом. Решите дело.
5. Критерии оценивания:
• «5» – учебная текстовая задача решена полностью: дан развернутый анализ возникшим правоотношениям; выводы обоснованы ссылками на действующее законодательство и правоприменительную практику.
• «4» – учебная текстовая задача решена, однако есть несущественные недочёты: дан анализ возникшим правоотношениям, но приведена неполная аргументация собственной точки зрения; выводы обоснованы ссылками на действующее законодательство.
• «3» – учебная текстовая задача решена частично: дан неполный и неаргументированный анализ возникших правоотношений; выводы носят формальный и описательный характер.
• «2» – учебная текстовая задача не решена.
6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• особенности правовой охраны селекционных достижений;
• особенности правовой охраны секретов производства (ноу-хау);
• особенности правовой охраны топологий интегральных микросхем.
• особенности использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачёт
2. Процедура проведения:
• по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за семестр (автомат);
• КИМ теоретико-практического формата по темам учебной дисциплины.
Материал для проведения зачета представляет собой Контрольно-измерительный материал (далее – КИМ), состоящий из 23 заданий. Из них 20 заданий – открытого типа (с выбором одного ответа из 4 предложенных), 3 задания – закрытого типа (с кратким ответом). Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего образования.
3. Продолжительность зачета: 60 минут.
4. Проверяемые компетенции (код): ПК-2.
5. Пример оценочного средства: ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ
А1. На объекты интеллектуальной собственности устанавливаются следующие права:
А) Права владения и распоряжения.
Б) Право собственности и право оперативного управления.
В) Права пользования.
Г) Интеллектуальные права.
А2. Правовое регулировании интеллектуальной собственности находится в ведении:
А) Субъектов Российской Федерации.
Б) Совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В) Муниципальных образований.
Г) Российской Федерации.
А3. Какое утверждение является верным:
А) Все объекты интеллектуальной собственности подлежат государственной регистрации.
Б) Государственной регистрации подлежат только произведения литературы и искусства.
В)Государственная регистрация объектов интеллектуальной собственности осуществляется в случая, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Г) Объекты интеллектуальной собственности не подлежат государственной регистрации.
А4. Концепция устанавливающая, что на объекты творческой деятельности возникает право собственности, называется:
А) Интеллектуальной.
Б) Собственнической.
В) Утилитарной
Г) Проприетарной.
А5. Защита имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности может осуществляться путем:
А) Возмещения убытков.
Б) Признания права.
В) Компенсации морального вреда.
Г) Возмещения убытков и признания права.
А6. Объектами авторского права являются:
А) Топологии интегральных микросхем.
Б) Секреты производства.
В) произведения науки, литературы, искусства.
Г) Исполнения и базы данных.
А7. Авторское право не распространяется на…
А) способы, концепции, принципы, открытия, факты;
Б) идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты;
В) идеи;
Г) идеи, методы, процессы, системы.
А8. Какие из перечисленных произведений являются объектами авторского права?
А) официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
Б) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
В) произведения народного творчества;
Г) проекты официальных документов;
Д) переводы текстов и песен;
Е) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер
А9. Договор, по которому автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права, называется:
А) договор купли-продажи;
Б) договор об отчуждении исключительного права;
В) лицензионный договор;
Г) издательский договор.
А10. Распространяется ли авторское право на необнародованные произведения?
А) да;
Б) нет;
В) да, если они выражены в какой-либо объективной форме.
Г) да, если произведение выражено в письменной форме.
А11. Объектами патентных прав могут быть:
А) изобретения, способы клонирования человека, использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;
Б) решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В) способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека, способы клонирования человека, использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;
Г) штаммы микроорганизмов.
А12. В качестве изобретения охраняется:
А) техническое решение, относящееся к устройству;
Б) художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид;
В) пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними;
Г) техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу.
А13. Предусмотрена ли действующим законодательством обязательная государственная регистрация соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца?
А) да, но только в отношении изобретений;
Б) нет;
В) да, но только в отношении соответствующих изобретений, полезных моделей или промышленных образцов прямо указанных в нормативных актах;
Г) да.
А14. Как устанавливается приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца?
А) по дате регистрации патента;
Б) по дате подачи заявки в Роспатент;
В) по дате выдачи патента;
Г) по дате уведомления заявителя о регистрации заявки.
А15. Право на получение патента может быть передано:
А) только наследникам автора, в случае его смерти;
Б) только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в предпринимательской деятельности;
В) любому лицу;
Г) только государству в качестве дара.
А16. Товарный знак относится к объектам:
А) Института патентного права.
Б) Института авторского права.
В) Института прав на средства индивидуализации.
Г) Института ограниченных вещных прав.
А17. Знаком правовой охраны товарного знака является?

А)

Б)

В)

Г)

А18. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается:
А) патент;
Б) свидетельство;
В) лицензия;
Г) сертификат.
А19. Продление срока действия исключительного права на товарный знак допускается:
А) один раз;
Б) не допускается;
В) не более трех раз;
Г) неограниченное число раз.
А20. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений:
А) являющихся объемными;
Б) являющихся общепринятыми символами и терминами;
В) выраженных в цвете;
Г) являющихся комбинацией слов и изображений.

В1. В июне 2019 в магазине по адресу ИП Ивановой И.И. был продан товар - детская косынка с изображением персонажей "Маша" и "Медведь" мультипликационного сериала "Маша и Медведь". Обладатель исключительного права на мультипликационный сериал "Маша и Медведь", считая что ИП Ивановой И.И.были нарушены его права на персонажей данного произведения, обратился в суд с требованием о выплате компенсации за нарушение исключительного права в отношении каждого персонажа произведения - "Медведя" и "Маши". Дайте правовую оценку данной ситуации.
Ответ:____________________________________
В2. Общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Волга" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Курскмаслопром" об обязании запретить указывать в своих регистрационных документах, сопроводительных документах к производимой продукции, на этикетках производимой продукции адрес: г. Курск, ул. 50 лет Октября, 177 и взыскать в качестве возмещения морального вреда 800000 руб. Подлежат ли данные требования удовлетворению?
Ответ:____________________________________
В3. Двое молодых рабочих ОАО «Горизонт» в свое свободное время увлеклись решением одной технической задачи, о желательности решения которой они услышали в вестях. Через два года им удалось найти ее решение, и они подали заявку на изобретение и получили на него патент. Их изобретение сулило большую выгоду. Узнав об этом, руководство ОАО заявило, что, так как они являются работниками ОАО «Горизонт», то патентообладателем является ОАО, а поэтому авторы изобретения не могут распоряжаться правом на изобретение, а должны передать его ОАО. В это время к авторам изобретения обратился индивидуальный предприниматель и попросил предоставить ему право использования изобретения, заключив лицензионный договор.
Не зная, как им поступить, изобретатели обратились в юридическую консультацию с просьбой разъяснить им их права, права ОАО, на котором они работают и возможность заключения лицензионного договора, объяснив им, в чем суть этого договора. Дайте консультацию.
Ответ:____________________________________
6. Критерии оценивания:
За верное выполнение каждого задания части А студент получает по 0,5 баллов. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За верное выполнение каждого задания части В выставляется от 0 до 3 баллов. 1 балл ставится за наличие описательного ответа без подробной аргументации. 2 балла ставятся при наличии развернутого ответа содержащего незначительные неточности. 3 балла ставятся при наличии развернутого аргументированного ответа.
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся составляет 19 баллов. Из них: 10 баллов – задания части А, 9 баллов – задания части В.
За выполнение работы на зачете выставляется отметка по шкале «зачтено/незачтено».
Шкала перевода баллов в оценку: Отметка «зачтено» выставляется в том случае, если студент набрал 15 и более баллов (от 15 до 19) за выполнение всех частей работы на зачете.
Отметка «незачтено» выставляется в том случае, если студент набрал 14 и менее баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей работы на зачете.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 под редакцией Л. А. Новоселовой Право интеллектуальной собственности: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов, В. А. Исключительные права: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 под редакцией И. А. Близнеца, В. А. Зимина Право интеллектуальной собственности. Международно-правовое регулирование: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 Щербак, Н. В. Право интеллектуальной собственности: общее учение. Авторское право и смежные права: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.4 Э. А. Соснин, В. Ф. Канер. Патентоведение: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.5 под общей редакцией А. А. Стрельцова Защита интеллектуальной собственности: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/
Э4 Электронный курс "Правовое регулирование интеллектуальной собственности" http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=779 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Общедоступные базы данных:
1. ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
2. Базы данных Федерального института промышленной собственности - http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное изучение дисциплины во многом зависит от знаний, полученных по теории государства и права, особенно по таким темам как «Правоотношение», «Действие законов во времени, пространстве и по кругу лиц, понятие диспозитивности и императивности и др.». Опыт показывает, что студенты плохо знают то, что они прошли на 1 курсе, поэтому есть смысл повторить пройденное.
Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.