МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гражданское право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 149
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 63
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,829999923706 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 36 36 10 10 46 46
Практические 24 24 16 16 40 40
Сам. работа 29 29 34 34 63 63
Итого 89 89 60 60 149 149

Программу составил(и):
Преподаватель, Николаев В.Г.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Гражданское право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций разработки и реализации гражданско-правовых норм;
обеспечение законности и правопорядка в имущественном обороте;
правовое обучение и воспитание на примере познания основных гражданско-правовых конструкций и категорий, всего многообразия цивилистического инструментария, обеспечивающего юридическое оформление и правовое регулирование нормальных экономических отношений, свободы существования и развития человека как личности и субъекта предпринимательской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и основные источники гражданского права;
понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
субъекты и объекты гражданского права;
содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
понятие, виды и условия действительности сделок;
основные категории института представительства;
понятие и правила исчисления сроков, в т.ч. срока исковой давности;
юридическое понятие собственности;
формы и виды собственности;
основания возникновения и прекращения права собственности, договорные и внедоговорные обязательства;
основные вопросы наследственного права;
гражданско-правовая ответственность
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
составлять договоры, доверенности;
оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Гражданское право ч.1
1.1. Общие положения Гражданского права. Лекции 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Общие положения Гражданского права. Сам. работа 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Общие положения Гражданского права. Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Гражданское правоотношение Лекции 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Гражданское правоотношение Сам. работа 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Гражданское правоотношение Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Физические лица как субъекты гражданского права. Лекции 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Физические лица как субъекты гражданского права Практические 1 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Юридические лица как субъекты гражданского права. Лекции 1 6 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Юридические лица как субъекты гражданского права. Сам. работа 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Юридические лица как субъекты гражданского права. Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Объекты гражданских прав. Лекции 1 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Объекты гражданских прав Сам. работа 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Объекты гражданских прав Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Сделки. Лекции 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.16. Сделки. Сам. работа 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.17. Сделки. Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.18. Сроки осуществления и защиты гражданских прав. Лекции 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.19. Сроки осуществления и защиты гражданских прав Сам. работа 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.20. Сроки осуществления и защиты гражданских прав Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.21. Право собственности и другие вещные права. Лекции 1 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.22. Право собственности и другие вещные права Сам. работа 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.23. Право собственности и другие вещные права Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.24. Обязательства в гражданском праве. Лекции 1 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.25. Обязательства в гражданском праве Сам. работа 1 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.26. Обязательства в гражданском праве Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.27. Гражданско-правовой договор. Лекции 1 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.28. Гражданско-правовой договор Сам. работа 1 5 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.29. Гражданско-правовой договор Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.30. Гражданско-правовая ответственность. Лекции 1 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.31. Гражданско-правовая ответственность Сам. работа 1 6 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
1.32. Гражданско-правовая ответственность Практические 1 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Гражданское право ч.2
2.1. Обязательства по передаче имущества в собственность. Лекции 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Обязательства по передаче имущества в собственность Сам. работа 2 6 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Обязательства по передаче имущества в собственность Практические 2 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Обязательства по передаче имущества в пользование. Лекции 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Обязательства по передаче имущества в пользование Сам. работа 2 4 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.6. Обязательства по передаче имущества в пользование Практические 2 6 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Обязательства по выполнению работ, оказанию услуг. Лекции 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Обязательства по выполнению работ, оказанию услуг Сам. работа 2 6 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.9. Обязательства по выполнению работ, оказанию услуг Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.10. Кредитно-финансовые договоры. Лекции 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.11. Кредитно-финансовые договоры Сам. работа 2 8 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.12. Кредитно-финансовые договоры Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.13. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Лекции 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.14. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Сам. работа 2 10 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1
2.15. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Практические 2 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 12, ОК 11, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зенин И.А. Гражданское право. Общая часть: СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. В. Байгушева «Теории обязательства представителя без полномочия перед третьим лицом: опыт германской цивилистики и его использование в России».: Научная статья «Теории обязательства представителя без полномочия перед третьим лицом: опыт германской цивилистики и его использование в России». «Вестник гражданского права», № 2. Вестник гражданского права», 2021, № 2., 2021 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Курс в Moodle "Гражданское право" portal.edu.asu.ru
Э4 Научная статья Ю. В. Байгушевой «Теории обязательства представителя без полномочия перед третьим лицом: опыт германской цивилистики и его использование в России». «Вестник elibrary.ru
Э5 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3245 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. ·
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Гражданское право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Гражданское право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на промежуточный контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;
− защиту выполненных работ;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к семинарам (практическим занятиям);
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
− подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций;
− проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
Формой поиска необходимого и дополнительного материала по дисциплине с целью доработки знаний, полученных во время лекций, есть индивидуальные задания для студентов. Выполняются отдельно каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателей. Именно овладение и выяснения студентом рекомендованной литературы создает широкие возможности детального усвоения данной дисциплины. Индивидуальные задания студентов по дисциплине осуществляются путем выполнения одного или нескольких видов индивидуальных творческих или научно-исследовательских задач (ИНДЗ), избираемых студентом с учетом его творческих возможностей, учебных достижений и интересов по согласованию с преподавателем, который ведет лекции или семинарские занятия, или по его рекомендации. Он предоставляет консультации, обеспечивает контроль за качеством выполнения задания и оценивает работу.
Индивидуальные задания должны быть представлены преподавателю и (при необходимости) защищены до окончания учебного курса, но не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии. По результатам выполнения и обсуждения индивидуального задания студенту выставляется соответствующее количество баллов, которые учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине.
4. При реализации учебной дисциплины «Гражданское право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция, в ходе которой возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение ситуационных задач.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий, докладов.
5. Экзамен по дисциплине «Гражданское право».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.