МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_11кл
Часов по учебному плану 114
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,829999923706 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 18 18 22 22 40 40
Итого 54 54 60 60 114 114

Программу составил(и):
преподаватель, Стрельникова Н.С.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Малюков С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Семейное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
Право и организация социального обеспечения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 04
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Торопчина Елена Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование необходимых теоретических знаний в области семейного права, умений применения нормативных актов в сфере семейных правоотношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия и источники семейного права
Содержание основных институтов семейного права
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций
Составлять брачный договор и алиментное соглашение
Оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав
Анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения
1.1. Общие положения семейного права Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Общие положения семейного права Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Семейное законодательство Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Семейное законодательство Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Семейное законодательство Сам. работа 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Семейные правоотношения Соглашения, сроки в семейном праве Защита семейных прав Лекции 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Семейные правоотношения Соглашения, сроки в семейном праве Защита семейных прав Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Семейные правоотношения Соглашения, сроки в семейном праве Защита семейных прав Сам. работа 1 4 ПК 1.1, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Брак
2.1. Понятие брака. Порядок и его условия заключения Лекции 1 2 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие брака. Порядок и его условия заключения Практические 1 2 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Прекращение брака Признание брака недействительным Лекции 1 2 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Прекращение брака Признание брака недействительным Практические 1 4 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Прекращение брака Признание брака недействительным Сам. работа 1 4 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Права супругов
3.1. Личные неимущественные правоотношения супругов Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Личные неимущественные правоотношения супругов Практические 1 2 ПК 1.1, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Законный и договорный режим имущества супругов Лекции 1 2 ПК 1.1, ОК 12, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Законный и договорный режим имущества супругов Практические 1 4 ПК 1.1, ОК 12, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Законный и договорный режим имущества супругов Сам. работа 1 6 ПК 1.1, ОК 12, ОК 8, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Права и обязанности детей и родителей
4.1. Установление происхождения детей Лекции 2 4 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Установление происхождения детей Практические 2 2 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей Лекции 2 4 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей Практические 2 6 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей Сам. работа 2 6 ПК 2.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов, родителей, детей, совершеннолетних детей и других членов семьи
5.1. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов, родителей, детей, совершеннолетних детей и других членов семьи Лекции 2 4 ПК 2.2, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов, родителей, детей, совершеннолетних детей и других членов семьи Практические 2 8 ПК 2.2, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Алиментные обязательства супругов, бывших супругов, родителей, детей, совершеннолетних детей и других членов семьи Сам. работа 2 8 ПК 2.2, ПК 1.4, ПК 1.1, ОК 11, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
6.1. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Лекции 2 4 ПК 2.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 7, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Практические 2 6 ПК 2.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 7, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Сам. работа 2 8 ПК 2.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 11, ОК 7, ОК 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пузиков Р.В., Иванова Н.А. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469641
Л1.2 Корнеева И.Л. Семейное право : учебник и практикум для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агапов С.В. Семейное право:: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Чефранова Е.А. Семейное право: учебник для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС Консультант Плюс consultant.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Журнал "Вестник гражданского права" www.mvgp.org
Э5 Онлайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
403Н кабинет теории государства и права; кабинет конституционного и административного права; кабинет гражданского, семейного права и гражданского процесса – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Семейное право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. При проведении лекционных занятий: лекция – консультация, которая предполагает изложение материала по типу «вопросы – ответы – дискуссия». Основным видом является лекция-беседа или «диалог с аудиторией», которая является наиболее распространенной формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, например, самому преподавателю задать студентам вопросы в начале лекции и по ее ходу, они могут решены. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.
2. При проведении практических занятий: круглый стол (дискуссия). Этот способ характеризуется следующими особенностями: все участники круглого стола выступают в роли сторонников, т.е. должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников. У сторонника две задачи: добиться, чтобы оппоненты поняли его и поверили, все участники обсуждения равноправны, никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Круглый стол (дискуссия), как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы. Дискуссия предусматривает обсуждение какого - либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Устный опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются рефераты и доклады.
Устный опрос проводится у студентов по определенным вопросам, которые были рассмотрены на лекционных занятиях и являющиеся актуальными для сферы Семейного права. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Задания к практическим (семинарским) занятиям содержатся в Плане практических (семинарских) занятий. При подготовке к практическому (семинарскому) занятию следует: использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала; подготовить доклады, рефераты и сообщения, разобрать проблемные ситуации, решить задачи по дисциплине; разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
3. В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в кейс-методе (анализе конкретных ситуаций), а именно решении определенных задач. Кейс-метод – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации (проблеме), которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) ситуации, кейсы. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кроме этого студенты выполняют самостоятельную работу в виде письменного опроса на поставленные вопросы по ранее пройденным темам. Это помогает студентам усвоить материал, проверить свои знания, преподавателю понять, как студенты усвоили дисциплину.
Также самостоятельная работа осуществляется студентами при подготовке к (практическому) семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, решение задач, выяснение проблемных вопросов, связанных с необходимой темой); при анализе нормативно-правовых актов (Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Международно-правовых актов (договор) и т.д.), использованных при изучении материала; при изучении различной (дополнительной) литературы, которая рекомендуется преподавателем, а также не сообщается последним и со статистическими данными по проблемам, связанных с изучаемой темой;
4. Тест это инструмент оценивания обучаемости студентов, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. В тесте все студенты отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения тестов - установить уровень знаний и на этой основе определить уровень подготовки каждого студента. И тогда возникает один из главных вопросов теории тестов - вопрос выбора наилучшего теста из практически неограниченного множества всех возможных тестов. В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и на так называемые процентные нормы, показывающие, сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.
5. Экзамен по дисциплине «Семейное право».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем нормативно-правовыми актами, учебниками, лекциями, своими конспектами лекций и практических (семинарских) занятий, решением задач, докладами, рефератами, а также выполненными работами (контрольными, самостоятельными).