МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История общественно-политических институтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПроектный менеджмент и аналитика в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиАПБ-2023
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 32 32 18 18 50 50
Практические 32 32 18 18 50 50
Сам. работа 8 8 117 117 125 125
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 180 180 252 252

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Качусов Д.А.

Рецензент(ы):
К.и.н., Доцент, Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История общественно-политических институтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса призвано сформировать представление у студентов-политологов научных представлений о социально-политическом развитии России и зарубежных стран, политических, социальных и экономических институтов с древнейших времен до настоящего времени, особенностях их модернизации, культурно-историческом своеобразии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран
ОПК-4.2 Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1: Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.1: Владеет базовыми и специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера в области политических наук
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.2: Выделяет объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические осонования дисциплина Политическая история
1.1. Политическая история России и Зарубежных стран как научная и учебная дисциплина Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.4
1.2. Формационный и цивилизационный подходы к исследованию истории Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.4
Раздел 2. Древнее время
2.1. Возникновение государств. Восточная деспотия как форма государства. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.2. Древнейшие государства. Империи древнего мира. Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.3. Греческая цивилизация. Империя Александра Македонского. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.4
2.4. Древний Рим и Карфагенская держава.Эволюция римской государственности Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.4
2.5. Индия и Дальний восток в древности Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
Раздел 3. Средние Века
3.1. Крушеие Античного мира. Великое переселение народов. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.4
3.2. Раннефеодальные государства. Государство франков Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.4
3.3. Политические системы развитого феодализма Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.4
3.4. Восточная Римская империя в Средние века Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л1.4
3.5. Складывание государства у восточных славян. Киевская Русь. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.6. Складывание государства у восточных славян. Киевская Русь. Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4
3.7. Феодальная раздробленность на Руси Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.4
3.8. Россия как централизованное государство Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2
Раздел 4. Развитие стран Востока в Средние века
4.1. Индия и Дальний восток в средневековье Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
4.2. Турки-Османы и их государство. Натиск на запад. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
Раздел 5. Политическая история Нового времени
5.1. Формирование национально-абсолютистских государств в Европе и Азии. Общие тенденции и различия Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.3
5.2. Формирование национально-абсолютистских государств в Европе и Азии. Общие тенденции и различия Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3
5.3. Колониализм и колониальные империи Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
5.4. Реформация и Буржуазные революции в Европе Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.3
5.5. Формирование Абсолютистского государства в России Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.4, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
5.6. Индия и Дальний восток в новое время. Политика изоляционизма. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 6. Период промышленной революции и становление капитализма
6.1. Революции и Национально-освободительные войны в Европе и Америке. Республика как новый тип государства Практические 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.3
6.2. Наполеоновские войны и складывание Венской мировой системы Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3
6.3. Священный союз и период реакции в Европе и России. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л2.2, Л1.3
6.4. Формирование капиталистического общества. Создание национальных государств современного типа. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.3
6.5. Формирование капиталистического общества. Создание национальных государств современного типа. Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.3
6.6. Массовизациия политики. Первая волна демократизации Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.3
6.7. Массовизациия политики. Первая волна демократизации Сам. работа 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3, Л1.3
6.8. Внешнеполитические кризисы второй половины 19 в. Восточный вопрос. Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
6.9. Кризис традиционных государств Востока и попытки выхода из него. Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 7. Империализм и первая мировая война
7.1. Оформление "Великих держав" и борьба за передел колониальных владений. Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.2. Оформление "Великих держав" и борьба за передел колониальных владений. Сам. работа 4 9 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.3. Авторитарная модернизация и военные режимы в странах востока Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3
7.4. Первая мировая война Практические 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.5. Первая мировая война Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.6. Революции в странах-участниках войны. Версальская мировая система. Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
7.7. Революции в странах-участниках войны. Версальская мировая система. Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3
Раздел 8. Мир в межвоенный период и Вторая мировая война
8.1. Послевоенные политические системы в Европе и США. Социалистическая модель государства. Лекции 4 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
8.2. Послевоенные политические системы в Европе и США. Социалистическая модель государства. Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
8.3. Формирование тоталитарных и авторитарных политических систем в Европе Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л1.3
8.4. Борьба за создание национальных государств в странах востока Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.3
8.5. Вторая мировая Война. Роль СССР в ней. Лекции 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
8.6. Вторая мировая Война. Роль СССР в ней. Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
Раздел 9. Послевоенная система мира
9.1. Потсдамская система мира. Роль международных организаций. Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л1.3
9.2. Потсдамская система мира. Роль международных организаций. Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.3
9.3. Страны «народной демократии». Политические модели соцлагеря. Вторая волна демократизации. Лекции 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
9.4. Страны «народной демократии». Политические модели соцлагеря. Вторая волна демократизации. Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
9.5. Биполярная система мира. СССР и США как сверхдержавы. Практические 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
9.6. Деколонизация и обретение независимости странами Азии и Африки. Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л2.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 10. Распад соцлагеря.
10.1. Распад социалистического лагеря и "третья волна демократизации". Лекции 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3
10.2. Распад социалистического лагеря и "третья волна демократизации". Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой из перечисленных признаков является характерным для государства типа ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ?
a) Наличие свободы вероисповедания
b) Разделение власти на 3 независимые ветви.
c) Федеративный принцип построения государства.
d) Развитый бюрократический и военный аппарат.
Правильный ответ d)

2. Что НЕ ХАРАКТЕРНО для традиционного китайского государства?
a) Наличие династических циклов.
b) Наличие всесословного представительного органа.
c) Развитый чиновничье-бюрократический аппарат.
d) Представление о наличии «Мандата Неба» у правящей власти.
Правильный ответ b)

3. Выберите из предложенных в списке моделей исторического процесса ЦИВИЛИЗАЦИОННУЮ.
a) Модель К. Маркса и Ф.Энгельса.
b) Модель А. Тойнби.
c) Модель Э. Тоффлера.
d) Модель Д. Белла.
Правильный ответ b)

4. Тридцатилетняя война началась как…
a) Конфликт за контроль над Папским престолом.
b) Междоусобная война между ветвями правящей династиями в Священной Римской империи.
c) Борьба союза государств против Османской империи.
d) Противостояние между католическими и протестантскими Германскими князьями.
Правильный ответ d)

5. Королевская династия Франции, взявшая наименование от императорa Карла Великого, это…
a) Капетинги.
b) Меровинги.
c) Каролинги.
d) Валуа.
Правильный ответ c)

6. Данное государство в XV-XVII вв. доминировало в бассейне Средиземного моря – проводило экспансионистскую политику, нанесло ряд поражений европейским странам и контролировало традиционные сухопутные торговые пути в Китай и Индию.
a) Османская империя.
b) Империя Мин.
c) Священная Римская империя.
d) Французское королевство.
Правильный ответ a)

7. В каком из перечисленных регионов государство зародилось раньше, чем в остальных?
a) Северном Причерноморье.
b) Средней Азии.
c) Закавказье.
d) Месопотамии.
Правильный ответ d)

8. Кто из этих монархов провел ряд реформ в Англии, в ходе которых оформилась АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ?
a) Ричард III.
b) Иоанн Безземельный.
c) Генрих VIII.
d) Королева Елизавета I.
Правильный ответ c)

9. Основным способом комплектования римской армии после реформ Сервия Туллия был…
a) Всеобщая воинская повинность граждан в соответствии с имущественным цензом
b) Всеобщая воинская повинность с вооружением за счет государства
c) Наем больших контингентов войск, в том числе из числа иностранцев
d) Рекрутский набор из определенного числа жителей.
Правильный ответ a)

10. Какой из народов первым стал основывать колонии на побережьях и островах Средиземного моря и даже вышел за Гибралтарский пролив?
a) римляне
b) египтяне
c) финикийцы
d) xетты
Правильный ответ c)

11. Титулы конунг, рекс, дукс были свойственны…
a) Германским «варварским» племенам
b) Древнему Риму в период ранней Республики
c) Кочевым народам Центральной Азии.
d) Индуистским государствам VI-XI вв.
Правильный ответ a)

12. Почему Древний Китай можно называть «ксенократическим государством»?
a) Государство находилось в вассальной зависимости от более сильного соседа
b) Государство активно заимствовало политические институты других стран
c) Политическая власть находилась в руках другого этноса, завоевавшего коренное население.
d) Политическая элита вывозила ресурсы и отправляла детей жить за границу
Правильный ответ c)

13. Масштабные арабские завоевания и создание Арабского халифата приходится на…
a) IV-V вв.
b) VII-VIII вв.
c) VIII-IX вв.
d) XI-XIII вв.
Правильный ответ b)

14. Федераты в период Римской Империи – это…
a) Жители окраинных провинций империи
b) Подданные союзных Риму государств
c) «Варварские» племена, селившиеся на границах с обязательством их защиты от врагов
d) Рабы, жившие на государственных землях и являющиеся собственностью государства
Правильный ответ c)

15. Последним императором Византии был…
a) Василий II Болгаробойца
b) Ираклий I
c) Константин Х1 Драгаш
d) Михаил VIII Палеолог
Правильный ответ c)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дата захвата Константинополя Османской империей.
ОТВЕТ: 1453 г.

2. Политическая модель в Японии, при которой император выполняет скорее ритуальные функции, а вся власть сконцентрирована в руках военного правителя, называется ____________________________
ОТВЕТ: Сегунат

3. Этот император Восточной Римской империи вел постоянные войны и расширил ее территорию, отвоевав значительную часть провинций бывшей Западной Римской империи.
ОТВЕТ: Юстиниан, Юстиниан I, Юстиниан Великий

4. Процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима для формирования нового - это…
ОТВЕТ: революция.

5. Какое племя после падения Западной Римской империи основало свое королевство на территории современных Италии?
ОТВЕТ: Остготы

6. Какое племя после падения Западной Римской империи основало свое королевство на территории современных Северной Франции и Бенилюкса?
ОТВЕТ: Франки

7. Как назывался английский политико-правовой документ, принятый в 1215 г. под давлением аристократии?
ОТВЕТ: Великая хартия вольностей

8. Основателем Империи Маурьев в конце IV в. до н.э. считается царь…
ОТВЕТ: Чандрагупта

9. Война между Францией и Англией, длившаяся с 1337 по 1453 г. называлась…
ОТВЕТ: Столетняя война.

10. Принцип вассалитета во властных отношениях характерен для периода ___________ в Европе.
ОТВЕТ: Феодализма, феодальных отношений

11. Период упадка Древнего Китая династии Хань, сопровождающийся разрушением единого государства и междоусобными войнами, известен как…
ОТВЕТ: Троецарствие

12. Национально-освободительная борьба против арабских завоевателей в период складывания Испанского государства называется…
ОТВЕТ: Реконкиста

13. Какой русский исследователь предложил концепцию «Культурно-исторических типов»?
ОТВЕТ: Н.Я. Данилевский

14. Какие немецкие авторы предложили концепцию социально-экономических формаций?
ОТВЕТ: К. Маркс и Ф. Энгельс.

15. Высшие духовные и светские князья Священной Римской империи, за которыми с XIII в. было закреплено право избирать императора.
ОТВЕТ: Курфюрсты.

16. Глобальная революция, благодаря которой человеческая цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства к производящему и породила классы, торговлю, государство и т.д.
ОТВЕТ: Неолитическая революция.

17. Общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в 16 в., которое носило в антифеодальный характер и приняло форму борьбы против католической церкви.
ОТВЕТ: Реформация.

18. Как называется форма правления в государствах развитого феодализма, когда монархи опирались на органы, формируемые из представителей сословий, главным образом господствующих?
ОТВЕТ: Сословно-представительная монархия.

19. Условное название совокупности этнических перемещений в Европе в Ш-VII веках (германцев, славян, сарматских племен) называется…
ОТВЕТ: Великое переселение народов

20. Как назывались крупные землевладельцы в Японии, обладавшие в своих землях всей полнотой власти и ведущие междоусобные войны?
ОТВЕТ: Даймё

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Возникновение государств. Первые протогосударства, их формы.
2. Восточная деспотия как форма государства.
3. Первые государства: Двуречье, Египет, Индия и Дальний восток.
4. Империи древнего мира: Ассирия и Вавилон, Персия и т.д.
5. Империя Александра Македонского. Эллинистические государства.
6. Древний Рим и Карфагенская держава.
7. Эволюция римской государственности: Царский Рим, Республика, Империя.
8. Формирование древнекитайских государств. Циклы китайской государственности.
9. Индия. Империя Маурьев.
10. Великое переселение народов – причины и последствия.
11. Кризис римской государственной машины. Падение Западной Римской Империи.
12. Варварские государства в Европе. Синтез национальной и римской государственности.
13. Государство Карла Великого.
14. Складывание государства у славян. Норманская и славянская теории.
15. Особенности государственного устройства Древнерусского государства.
16. Киевская Русь на внешнеполитической арене.
17. Феодальная раздробленности на Руси.
18. Феодальная раздробленность как основная характеристика государственных отношений.
19. Государства и государственные образования развитого средневековья.
20. Религия и политика в средние века. Борьба Пап и императоров. Крестовые походы.
21. Сословно-представительные институты в странах Европы.
22. Восточная Римская Империя. Особенности административно-политического устройства.
23. Закат Византии и падение Константинополя.
24. Ислам. Арабский халифат.
25. «Кочевые империи» Чингизидов, Мамлюков и Тамерлана.
26. Государство Османов.
27. Индийские государства в средневековье.
28. Держава Великих Моголов в Индии.
29. Китай в Средние века. Бюрократическое государство в Китае.
30. Государство в средневековой Японии.
31. Генезис новой российской государственности.
32. Централизации русских земель вокруг Москвы.
33. Россия и осколки Орды. Движение на Восток и Юг.
34. Формирование национально-абсолютистских государств в Европе и Азии. Общие тенденции и различия.
35. Центры силы и политические альянсы в Европе Х\/111 в..
36. Характерные черты европейского государства нового времени.
37. «Просвещенные монархи» в Европе и России.
38. Старые и новые колониальные империи.
39. Североамерианские колонии Британии.
40. Реформация и реформаторские политические движения.
41. Буржуазные революции в Англии и Нидерландах.
42. Тридцатилетняя война. Вестфальская системы мира.
43. Смутное время. Династия Романовых.
44. Китай и маньчжуры. Политика изоляции империи Цин.
45. Объединение Японии. Сегунат Токугава и закрытие Японии.
46. Революции во Франции и Северной Америки. Складывание республик.
47. Наполеоновские войны. Венская мировая система.
48. Период реакции в Европе и России. «Священный союз».

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ
1. Каменный столп вавилонского царя Хаммураппи, древнекитайский бронзовый треножник министра Цзы Чань, 12 медных досок, выставленных на Форуме в Древнем Риме содержали некие тексты. Что это были за тексты, и какое значение они имели? Какой общественный процесс они отражали?
2. Прочтите отрывок из сочинения Томаса Мора «Утопия».
«На Утопии есть пятьдесят четыре города, все они большие и великолепные. По языку, нравам, установлениям, законам они одинаковы; и расположение, и местность, и внешний вид.
Каждые тридцать хозяйств ежегодно избирают себе должностное лицо, которое называют они сифогрантом. Именно сифогранты, которых двести, поклявшись, что они изберут того, кого сочтут наиболее пригодным, тайным голосованием определяют правителя. Должность правителя постоянна в течение всей его жизни. Если не помешает этому подозрение в стремлении к тирании. Предусматривается ни о чем, относящемся к государству, не выносить суждений, если со времени обсуждения в сенате не прошло трех дней. Принимать решения помимо сената или народного собрания о чем-либо, касающемся общественных дел, считается уголовным преступлением.
Пока они заняты работой, они небрежно прикрыты плащами, которые служат им семь лет. Цвет плащей на всем острове один и тот же – естественный цвет шерсти. Государство состоит из хозяйств, хозяйства эти по большей части возникают по родству, ибо женщины (когда они войдут в возраст) вступают в брак и переходят в дом мужа. Дети же мужского пола и затем внуки остаются в семье и повинуются старшему из родителей. Если только от старости не выжил он из ума. Тогда ему наследует ближайший родственник по возрасту …»
Что побудило Томаса Мора описать «Утопию», стремясь к повальному уравнению всех граждан? Что современники находили привлекательного в этом проекте?
3. 5 февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии «… чего для благоразсудили сей уставъ учинить, дабы сіе было всегда въ волѣ правительствующаго государя, кому оный хочетъ, тому и опредѣлить наслѣдство, и опредѣленному, видя какое непотребство, паки отмѣнитъ, дабы дѣти и потомки не впали въ такую злость, какъ выше писано, имѣя сію узду на себѣ». В чем основной смысл данного документа? Положительно или отрицательно вы охарактеризуете его последствия?
4. «После взятия города Суассона к вождю франков Хлодвигу явилась делегация христианских священников, которые смиренно просили вернуть им только одну вещь — серебряную чашу, нужную для совершения обрядов. Хлодвиг, уже почувствовавший себя хозяином Галлии, не хотел ссориться с местными жрецами, и решил вернуть чашу храму. Никто из воинов не решился ему перечить, кроме одного солдата. “Хоть ты и вождь, Хлодвиг, но никто не давал тебе право нарушать древние обычаи! Вот тебе твоя чаша!” — воскликнул он и с этими словами рассек секирой злополучную чашу.
Хлодвиг перенес это оскорбление “с терпением и кротостью”, однако следующей весной, во время военного смотра, проходя по рядам выстроившихся перед ним воинов, вроде бы случайно остановился напротив того франка, что разрубил суассонскую чашу. Он внимательно оглядел его вооружение и вдруг, вырвав из его рук секиру, бросил ее на землю: “Что это за секира! Она никуда не годится!” Удивленный воин нагнулся, чтобы поднять ее, и в этот миг Хлодвиг разрубил ему голову. “Ты разбил мою чашу”, — усмехнувшись, пояснил он». Что демонстрирует эта история? Почему мы можем считать ее показательной?
5. «Мужчины, женщины и дети, жалкие, одетые в отрепья, работали около машин, подкидывали уголь в их топки, просили милостыню на дороге или озирались по сторонам, стоя на пороге своих жилищ, лишенных даже дверей. Впереди вереницей высились кирпичные трубы, которые изрыгали черный дым, губя все живое, заслоняя солнце». (Ч. Диккенс)
«Назвать ее комнатой так же невозможно, как невозможно назвать дворцом какую-нибудь хижину, не совершая грубого насилия над языком. Скорее нора, берлога — шесть шагов в длину и пять в ширину, с таким низким потолком, что воздуху тут было меньше, чем полагается на британского солдата в казармах. Половину «комнаты» занимала какая-то немыслимая кушетка, покрытая тряпьем; остальное место почти заполняли — колченогий стол, стул и несколько ящиков. […] Стены были увешаны дешевыми портретами Гарибальди, Энгельса, Джона Бернсаnote и других вождей рабочего класса, а на столе я заметил роман Уолтера Безантаnote. Мне рассказали, что Дэн Каллен читал Шекспира и книги по истории, социологии и политической экономии, — все это будучи самоучкой».( Дж. Лондон)
Какие причины вы видите в подобных условиях жизни многих рабочих, несмотря на рост промышленности во второй половине Х1Х в?
6. Прочтите отрывок из «Декларации Независимости США от 4 июля 1776 г.»
«… Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены некоторыми правилами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становиться гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью». Какие права граждан закреплены в данном отрывке? Актуальны ли они в наше время?
7. На дворе (1032 г. н.э.) Вы являетесь старшим сыном Великого князя Киевского, и вам 32 года. Кроме вас, у князя есть младшие братья: первый в Новгороде (41 год), второй в Чернигове (37 лет). Кто должен наследовать Киевский престол после смерти князя? Обоснуйте ответ.
8. Кому из великих завоевателей прошлого принадлежат эти слова? В преддверии какого события они сказаны? «После побед над таким множеством племен после того как весь мир – если вы устоите! – покорен, я считаю бесполезным побуждать вас словами как не смыслящих, в чем дело. Пусть ищет этого либо новый вождь, либо неопытное войско. И не подобает мне говорить об общеизвестном, а вам нет нужды слушать. Что же иное привычно вам, кроме войны? Что храбрецу слаще стремления платить врагу своей же рукой? Насыщать дух мщением – это великий дар природы! Итак, быстрые и легкие, нападем на врага, ибо всегда отважен тот, кто наносит удар. Презрите эти собравшиеся здесь разноязычные племена: признак страха – защищаться союзными силами. Смотрите! Вот уже до вашего натиска поражены враги ужасом: они ищут высот, занимают курганы и в позднем раскаянии молят об укреплениях в степи. Вам же известно, как легко оружие римлян: им тягостна не только первая рана, но сама пыль, когда идут они в боевом порядке и смыкают строй свой под черепахой щитов. Вы же боритесь, воодушевленные упорством, как вам привычно, пренебрегите пока их строем, нападайте на аланов, обрушивайтесь на везеготов… Наконец, к чему фортуна утвердила __________ победителями стольких племен, если не для того, чтобы приготовить их к ликованию после этого боя? Кто может пребывать в покое, если ___________ сражается, тот уже похоронен!»
9. Выдержка из свода законов «Саксонское Зерцало». «Статья 57. § 2. При выборах императора первый голос принадлежит епископу Майнца, второй — Трира, третий — Кельна. Среди светских первый при выборах пфальцграф рейнский — имперский стольник, второй — герцог саксонский — маршал, третий — маркграф бранденбургский — имперский камерарий. Имперский шенк, король богемский, не имеет права избрания, потому что он не немец. Затем выбирают все имперские князья, духовные и светские. Те, которые первыми названы при избрании, должны голосовать не по собственному усмотрению, а должны первыми голосовать за того, кого все князья изберут императором».
Какой процесс она регулирует? В чем его уникальность?
10. Структура какой международной организации обозначена на схеме? Какой орган остался не названным? Из представителей каких стран и по какому принципу он сформирован?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нефедов С. А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока : М.: Издательский дом «Территория будущего» // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/85012/, 2008
Л1.2 Некрасова, М. Б. Отечественная история : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6.
Л1.3 Питулько Г.Н. - Отв. ред. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.4 Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. История Востока: учебник "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Леклерк А. Русское влияние в Евразии : геополитическая история от становления государства до времен Путина: Москва: Альпина Паблишер, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 В. Л. Хейфец, Р. В. Костюк, Н. А. Власов, Н. С. Ниязов История новейшего времени : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1DE66103-FB13-4D77-B76C-1621AB4EE441.
Л2.4 сост. Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVIIвв.:сборник документов: пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России histrf.ru
Э2 Всеобщая история www.istoriia.ru
Э3 Политическая история России и зарубежных стран, 1 семестр. portal.edu.asu.ru
Э4 Политическая история России и зарубежных стран, 2 семестр. portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.