МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические трансформации и инноватика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПроектный менеджмент и аналитика в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиАПБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Казанцев Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
к.пол. н., Доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Политические трансформации и инноватика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Политическаие трансформации и инноватика» являются формирование у магистрантов целостного представления о политических трансформациях, их обусловленности, содержании, многообразии,осмыслении их в политических теориях, особенностях инновационных процессов в политической сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает теории и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран
ОПК-4.2 Способен выделять объективные тенденции и закономерности общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.2. Выделяет объективные тенденции и закономерности
общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном,
региональном и локальном уровнях.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Выделяет объективные тенденции и закономерности
общественного развития и политического процесса на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном,
региональном и локальном уровнях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.1. Владеет базовыми и специальными знаниями и
навыками теоретического и прикладного характера в области
политических наук

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. От трансформаций к политическим трансформациям
1.1. Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна Лекции 6 2 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
1.2. Актуализация проблемы социальных трансформаций в эпоху модерна Сам. работа 6 6 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
1.3. Понятие трансформации в социальных науках. Лекции 6 2 ОПК-4.1 Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л2.1
1.4. Понятие трансформации в социальных науках Сам. работа 6 4 ОПК-4.1 Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л2.2, Л2.1
1.5. Эволюция представлений о политических трансформациях. Лекции 6 2 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л2.2, Л2.1
1.6. Эволюция представлений о политических трансформациях в Новое время Сам. работа 6 4 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1
1.7. Современные представления о политических трансформациях Сам. работа 6 6 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Теоретическое осмысление политических трансформаций
2.1. Демократизация и проблемы консолидации демократиив работе С. Хантингтона «Третья волна. Демократизация в конце XX века». Лекции 6 2 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. С. Хантьингтон о проблемах консолидации и демократии Сам. работа 6 4 ОПК-4.1
2.3. Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта в работе «Постмодерн. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества». Практические 6 2 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.4. Теория "бесшумной революции"Р.Инглхарта Сам. работа 6 4 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.5. Институты и проблема их трансформаций в работе и Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» Практические 6 2 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
2.6. Д.Норт об институтах и проблеме их трансформации Лекции 6 2 ОПК-4.1 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л2.2
2.7. Институты и проблема их трансформаций в работах Д. Асемоглу и Д. Робинсона «Экономические истоки диктатуры и демократии" Практические 6 2 ОПК-4.1 Л1.3, Л2.4, Л2.3
2.8. Д.Асемоглу и Д.Робинсон о проблеме трансформации институтов Сам. работа 6 6 ОПК-4.1 Л1.1, Л2.4, Л2.3
Раздел 3. Политические трансформации на практике
3.1. Трансформации в современном политическом управлении Лекции 6 2 ОПК-4.2 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.2
3.2. Глобальные политические трансформации Лекции 6 2 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.2
3.3. Трансформации в современном политическом управлении Сам. работа 6 6 ОПК-4.2 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.2
3.4. Политические трансформации в современной Европе Практические 6 2 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л2.2
3.5. Глобальные политические трансформации Сам. работа 6 6 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л2.3, Л2.2
3.6. Политические трансформации в современной Азии Практические 6 2 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3
3.7. Политические трансформации в современной Африке и Латинской Америке Практические 6 2 ОПК-4.2 Л1.3, Л2.4, Л2.3
3.8. Политические трансформации в регионах мира Сам. работа 6 8 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.3
3.9. Особенности политических трансформаций в современной России Практические 6 2 ОПК-4.2 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1
3.10. Особенности политических трансформаций в современной России Сам. работа 6 6 ОПК-4.2 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Политические инновации
4.1. Понятие, виды, особенности и основные характеристики политических инноваций Лекции 6 2 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
4.2. Основные характеристики политических инноваций Практические 6 2 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
4.3. Природа политических инноваций Практические 6 2 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
4.4. Природа политическиз инноваций Сам. работа 6 6 ОПК-4.2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2
4.5. Особенности инновационного проектирования в политическом управлении Практические 6 4 ОПК-4.2 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2
4.6. Особенности инновационного проектирования в политическом управлении Сам. работа 6 4 ОПК-4.2 Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Т.н. «Кровавое воскресенье» в Петербурге произошло…
a) 2 февраля 1903 г.
b) 9 января 1905 г.
c) 11 апреля 1906 г.
d) 23 февраля 1917 г.
ОТВЕТ: 9 января 1905 г.

2. Начало российскому парламентаризму было положено Манифестом Николая Второго от…
a) 9 января 1905 г.
b) 17 октября 1905 г.
c) 3 июня 1907 г.
d) 23 февраля 1917 г.
ОТВЕТ: 17 октября 1905 г.

3. Какое из этих событий произошло раньше?
a) Октябрьская революция
b) Разгон Учредительного собрания
c) Февральская революция
d) Подписание Брестского мира
ОТВЕТ: Февральская революция

4. Наиболее многочисленную массовую поддержку в период выборов Учредительного собрания в России получила партия…
a) РСДРП(б) / большевики
b) РСДРП(м) / большевики
c) СР / социалисты-революционеры
d) Кадеты /Конституционные демократы
ОТВЕТ: СР / социалисты-революционеры

5. На какой период приходится борьба группировки Сталина-Бухарина против «объединённой оппозиции» (троцкистско-зиновьевского блока)?
a) 1922-1925 гг.
b) 1924-1926 гг.
c) 1926-1927 гг.
d) 1930-1932 гг.
ОТВЕТ: 1926-1927 гг.

6. Период «Большого террора» в период правления И.В. Сталина приходится на…
a) 1926-1928 гг.
b) 1930-1933 гг.
c) 1937-1938 гг.
d) 1939-1941 гг.
ОТВЕТ: 1937-1938 гг.

7. После смерти И.В. Сталина председателем Совета министров СССР стал…
a) Н.С. Хрущев.
b) Г.М. Маленков.
c) А.И. Микоян.
d) Л.П. Берия.
ОТВЕТ: Г.М. Маленков.

8. Как назвалось объединение крупных партийный функционеров Г. Маленкова, Л. Кагановича, В. Молотова и примкнувшего к ним Шепилова, попытавшихся в 1957 г. сместить Н. С. Хрущёва с должности Первого секретаря ЦК КПСС?
a) Антипартийная группа.
b) Демократическая платформа.
c) Консервативное крыло КПСС.
d) Молодая гвардия.
ОТВЕТ: Антипартийная группа.

9. Власть кого из руководителей белого движения была признана союзниками России по Антанте и большинством других белых правительств?
a) А.В. Колчака
b) А.И. Деникина
c) Л.Г. Корнилов а
d) П.Н. Врангеля
ОТВЕТ: А.В. Колчака

10. В каком году была принята Конституция СССР, закрепившая руководящую и направляющую роль коммунистической партии в государстве?
a) 1922 г.
b) 1938 г.
c) 1956 г.
d) 1977 г.
ОТВЕТ: 1977 г.

11. Когда в истории современной России происходили массовые протесты на Болотной площади?
a) 2010 – 2013 гг.
b) 2011 – 2012 гг.
c) 2013 -2014 гг.
d) 2015 -2016 гг.
ОТВЕТ: 2011 – 2012 гг.
12. В какие годы произошла Первая чеченская война?
a) 1993 – 1995 гг.
b) 1999 - 2009 гг.
c) 1994 – 1996 гг.
d) 2001 – 2005 гг.
ОТВЕТ: 1994 – 1996 гг.
13. Система экономических реформ, предпринятая в СССР в 1965 - 1971 гг. была осуществлена правительством
a) А.Н. Косыгина
b) А.И. Микояна
c) М.А. Суслова
d) М.С. Горбачева
ОТВЕТ: А.Н. Косыгина

14. Отмена выборов губернаторов в РФ произошла в
a) 1999 г.
b) 2001 г.
c) 2004 г.
d) 2011 г.
ОТВЕТ: 2004 г.

15. Изменения в Конституцию, продлившие полномочия Государственной Думы до 5 лет и Президента РФ до 6 лет были приняты в…
a) 2003 г.
b) 2008 г.
c) 2012 г.
d) 2018 г.
ОТВЕТ: 2008 г.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Глобальная революция, благодаря которой человеческая цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства к производящему и породила классы, торговлю, государство и т.д.
ОТВЕТ: Неолитическая революция.

2. Кто автор концепции «Волн демократии»?
ОТВЕТ: С. Хантингтон.

3. Какую концепцию общественного развития разработали Д. Белл, У. Ростоу, Э. Тоффлер?
ОТВЕТ: Концепция постиндустриального общества.

4. В каком году был образован СССР?
ОТВЕТ: 1922 г.

5. Процесс трансформации общества, связанный с обновлением институтов политической системы и изменением характера политических отношений. Преимущественно применяется к странам, осуществляющим переход от традиционного обществу к индустриальному.
ОТВЕТ: политическая модернизация

6. Какие типы политических и экономических институтов выделяли Д. Аджемоглу и Д. Робинсон?
ОТВЕТ: экстрактивные и инклюзивные институты.

7. Кто является создателем теории институциональных изменений, целью которой является выявление внутренних факторов, способствующих изменению как отдельных институтов, так и институциональной структуры экономической и политической сфер.
ОТВЕТ: Д. Норт.

8. Назовите общее название системы реформ советского партийного руководства, используемое для обозначения перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым в 1985-1991 гг.
ОТВЕТ: Перестройка.

9. Когда произошел конституционный кризис и конфликт между законодательной властью РФ и президентом? (15 вопросов, 3 – 4 варианта)
ОТВЕТ: 1993 г.

10. В каком году были подписаны Беловежские соглашения, положившие конец существованию СССР?
1991 г.

11. Какое название носил проводившийся в период с 1921 года по 1924 год в Советской России курс, пришедший на смену политике "военного коммунизма", использовавший механизмы рыночных и товарно-денежных отношений для оживления экономики.
ОТВЕТ: Новая экономическая политика (НЭП)

12. В каком году произошло отстранение от власти т.н. «Правой оппозиции» в партии и установление единоличной власти И.В. Сталина?
ОТВЕТ: 1929 г.

13. Как называли группу крупных олигархов, во второй половине 1990-х гг. получивших значительное влияние на государственную власть?
ОТВЕТ: «Семибанкирщина»

14. Как обозначают период в истории СССР с середина 50-х до середины 60-х гг., характеризующийся осуждением культа личности И.В. Сталина, репрессий 1930-х гг., освобождением политических заключенных, частичным ослаблением тоталитарной власти и появлением некоторой степени гражданских свобод.?
ОТВЕТ: «Оттепель»

15. Модернизацию как непрерывный и однонаправленный процесс, универсальный для всех стран, представляют сторонники ____________ подхода к модернизации.
ОТВЕТ: Линеарного подхода

16. Развитие производительных сил в качестве главной движущего фактора политических и социальных трансформаций считают сторонники _________ подхода.
ОТВЕТ: Марксистского.

17. Д. Белл, У. Ростоу, Э. Тоффлер выделяют следующие стадии развития общества: традиционное, __________________ и информационное.
ОТВЕТ: Индустриальное

18. Когда произошла Октябрьская революция в Петрограде? Назовите число, месяц и год.
ОТВЕТ: 7 ноября 1917 г.

19. Расшифруйте аббревиатуру ГКЧП.
ОТВЕТ: Государственный комитет по чрезвычайному положению (Государственный комитет чрезвычайного положения)

20. Процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима для формирования нового - это…
ОТВЕТ: революция.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ
1. Особенности российской модернизации, ее социально-экономические последствия.
2. Причины, ход, исторические последствия Первой русской революции.
3. Опыт российского парламентаризма: работа I, II, III, IV Государственных дум.
4. Российская революция 1917 г.: предпосылки, этапы, характер, движущие силы. Итоги революции.
5. Гражданская война: причины, идеология противоборствующих сторон, основные этапы. Итоги войны.
6. Политика большевиков в первые годы советской власти.
7. Новая экономическая политика и проблемы развития страны в 1920-е гг.
8. Развитие советской политической системы: утверждение однопартийности, усиление режима личной власти Сталина, сращивание партийных и государственных структур.
9. Экономика и общество в годы индустриальной революции (к. 1920-х – 1930- е гг.).
10. «Культурная революция»: цели, этапы, результаты.
11. Государственно-национальное строительство в 1920-е гг.: основные подходы и реализация политики.
12. Великая Отечественная война: причины, основные этапы, итоги. Государство и общество в годы ВОВ.
13. Общественно-политическая жизнь в период позднего сталинизма.
14. Советский Союз в период «оттепели»: осуществление политических, экономических, социальных реформ.
15. СССР в период «застоя»: политическое, социально-экономическое развитие страны.
16. Причины, цели, основные этапы перестройки в СССР. Ее противоречия и результаты.
17. Распад СССР и становление новой российской государственности.
18. Политические, экономические и социальные реформы в России в 1990-е гг. Их результаты.
17. Политический кризис 1993 г. и его разрешение. Принятие Конституции

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА К ЭКЗАМЕНУ
1.. Изучите работу в работе С. Хантингтона «Третья волна. Демократизация в конце XX века».
2. Дайте характеристику понятию и волнам демократизации.
3. Выделите причины демократизации и проблемы консолидации демократий, описанные в работе С. Хантингтона.
4. Изучите работу Р. Инглхарта ««Постмодерн. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества».
6. Перечислите ценности "выживания" и ценности "самовыражения" по работе Р. Инглхарта.
7. Изучите основные идеи работы Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики».
8. Охарактеризуйте понятие института и раскройте содержание институционального подхода.
9. Перечислите проблемы институциональных трансформаций и дайте представление о ловушках эффективности по работе Д. Норта.
10. Изучите трактовку институтов и проблемы их трансформаций в работе Д. Асемоглу и Д. Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные?».
11. Выделите причины социально-политических трансформаций СССР в конце 1980-х гг.
12. Выявите возможные модели развития России в 1990-е гг.
13. Перечислите и охарактеризуйте институциональные политические трансформации в России на современном этапе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеева, Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2015
Л1.2 Соловьев, А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии : учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.3 Зеленская, Т.В. История стран Западной Европы и Америки в новейшее время: учебное пособие М.: Берлин : Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274113
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смолин, О.Н. Политический процесс в современной России : учеб. пособие М.: Проспект,, 2006
Л2.2 Паниотова, Т.С. Культурная история Запада в контексте модернизации: (XIX - начало XXI в.): монография М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256731
Л2.3 под ред. Л. В. Сморгунова, А. В. Волковой Публичные ценности и государственное управление : М. : Аспект Пресс, 2014
Л2.4 под ред. М.В. Каргаловой Социальная Европа в ХХI веке : М. : Весь Мир, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229902
Л2.5 Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах : М. : Мысль, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев www.politcom.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э4 Университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Фонд политических исследований www.indem.ru
Э7 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э8 Российская национальная библиотека nlr.ru/
Э9 ЭУМК Политические трансформации и инноватика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу проходят в форме лекций и практических занятий по решению кейсов. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о подходах к пониманию социальных трансформаций вообще и специфике политических трансформаций, их обусловленности наступившей эпохой модерна в развитии общества, содержании трансформационных процессов, осмыслении их отдельными политическими мыслителями ХХ века.
Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на нем и какая литература рекомендуется для рассматриваемых вопросов. При подготовке к кейсу следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков инновационного мышления и исследовательской работы, умения применять теоретические знания на практике, в том числе в управленческой деятельности, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Она предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам семинарских занятий.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к преподавателю, обеспечивающему лекционный курс или ведущему семинарские занятия в часы их консультаций.