Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.04. Политология |
Профиль | Управление и PR в политике и бизнесе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 4 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.ф.н. Черданцева И.В.
1.1. | Дисциплина «Медиарилейшнз» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с основами взаимодействия СМИ с органами власти, ее правовыми основами, формами и методами работы,сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: ознакомление со взаимодействием СМИ с органами власти, как деятельности особого рода; рассмотрение ее правовых основ; изучение опыта и проблем медиарилейшнз; формирование навыка применения полученных знаний в политической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран |
ОПК-1.1 | Знает особенности, приемы и технологии осуществления профессиональной коммуникации |
ОПК-1.2 | Умеет выстраивать коммуникацию с партнерами, исходя из целей и ситуации общения, определяя и реагируя соответствующим образом на культурные, языковые и иные особенности, влияющие на профессиональное общение и диалог |
ОПК-1.3 | Владеет способностью формулировать собственную позицию о политических, бизнес и коммуникативных процессах с использованием научной терминологии, как в письменной, так и в устной форме |
ОПК-5 | Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента |
ОПК-5.1 | Знает базовые принципы медиаменеджмента, требования к структуре, содержанию и оформлению публикаций в СМИ различной жанрово стилистической направленности в сфере политической науки, управления и коммуникации, технологии и приемы продвижения публикаций в СМИ |
ОПК-5.2 | Владеет навыками поиска эффективных каналов и методов продвижения публикаций с реализации успешной информационной стратегии |
ОПК-5.3 | Умеет планировать стратегию продвижения публикаций по темам политической науки, управления и коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1: Знает особенности, приемы и технологии осуществления профессиональной коммуникации ОПК-5.1: Знает базовые принципы медиаменеджмента, требования к структуре, содержанию и оформлению публикаций в СМИ различной жанрово стилистической направленности в сфере политической науки, управления и коммуникации, технологии и приемы продвижения публикаций в СМИ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2: Умеет выстраивать коммуникацию с партнерами, исходя из целей и ситуации общения, определяя и реагируя соответствующим образом на культурные, языковые и иные особенности, влияющие на профессиональное общение и диалог ОПК-5.3: Умеет планировать стратегию продвижения публикаций по темам политической науки, управления и коммуникации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-5.2: Владеет навыками поиска эффективных каналов и методов продвижения публикаций с реализации успешной информационной стратегии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы медиарилейшнз в политике | ||||||
1.1. | Политика и медиарилейшнз в современном мире. СМИ как элемент публичной политической коммуникации | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Политика и медиарилейшнз в современном мире. СМИ как элемент публичной политической коммуникации | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Проблемы политико-правового регулирования деятельности СМИ. Правовые, организационные, профессиональные аспекты доступа журналистов к информации | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Проблемы политико-правового регулирования деятельности СМИ. Правовые, организационные, профессиональные аспекты доступа журналистов к информации | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Роль СМИ в политике и методы написания политических текстов, их особенности | ||||||
2.1. | Роль СМИ в формировании публичной сферы. СМИ и информационный обмен между политиками и гражданами, властью и обществом | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Роль СМИ в формировании публичной сферы. СМИ и информационный обмен между политиками и гражданами, властью и обществом | Сам. работа | 4 | 15 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Границы свободы слова, профессиональная этика и общественный интерес | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации | Сам. работа | 4 | 15 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Границы свободы слова, профессиональная этика и общественный интерес | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Журналист как субъект политического медиарилейшнз. Профессиональная позиция журналистов и стейкхолдеров | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Журналист как субъект политического процесса | Сам. работа | 4 | 14 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Особенности авторских аналитических программ, главных редакторов и обозревателей в политических отношениях | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Отношения федерального центра с российскими регионами. Проблема взаимодействия политических структур субъектов Федерации с региональными СМИ | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Жанры политической публицистики. Журналистика новостей и диалогические жанровые формы | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Жанры политической журналистики. Комментарийная журналистика | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Жанры политической журналистики. Аналитическая журналистика | Практические | 4 | 2 | ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11010. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какой из типов коммуникации выделяется в зависимости от субъекта? а. межличностная б. специализированная в. вертикальная г. пассивная Ответ: а. 2. Какой из типов коммуникации выделяется в зависимости от тематической направленности? а. межличностная б. специализированная в. вертикальная г. пассивная Ответ: б. 3. По субъекту политическая коммуникация является … а. межличностной б. между личностью и группой в. межгрупповой г. массовой Ответ: г. 4. Верно ли утверждение, что политическая коммуникация осуществляется через СМИ и медиумы (печатные и электронные)? а. верно б. неверно Ответ: а. 5. В каком из видов СМИ важную роль при отборе материала играет наличие лидера общественного мнения? а. печать б. радио в. телевидение Ответ: в. 6. Какой из видов СМИ является наиболее оперативным при трансляции новостей? а. печать б. радио в. телевидение Ответ: б. 7. Что такое целевая аудитория в политической коммуникации? а. Все люди в обществе б. Группа людей, которые хотят стать PR-специалистами в. Люди, которых организация пытается достичь и влиять на них г. Люди, чьи мнения не имеют значения Ответ: в. 8. Какой из следующих типов материалов чаще всего используется для распространения информации в СМИ? а. Платные рекламные статьи б. Пресс-релизы в. Прямой маркетинг г. Рекламные баннеры на улицах Ответ: б. 9. В сюжете о съезде политической партии показано участие в нем известного спортсмена. Какой коммуникативный прием здесь используется? а. рекомендаций б. простого человека в. подтасовки карт г. блестящей посредственности Ответ: а. 10. В рекламной статье политической партии приводится ее слоган: «За наше счастливое будущее». Какой коммуникативный прием партия использовала при его формулировке? а. рекомендаций б. простого человека в. подтасовки карт г. блестящей посредственности Ответ: г. 11. С использованием какого коммуникативного приема связана публикация рейтингов политиков? а. общего вагона б. простого человека в. подтасовки карт г. блестящей посредственности Ответ: а. 12. Если в поддержку кандидата в ходе избирательной кампании выступает какое-то известное лицо, то какой коммуникативный прием используется? а. рекомендаций б. простого человека в. подтасовки карт г. блестящей посредственности Ответ: а. 13. Какое СМИ наиболее приспособлено для передачи аналитической информации? а. печать б. радио в. телевидение Ответ: а. 14. Какое СМИ оказывает наибольшее воздействие на сознание аудитории в силу ее психологических особенностей? а. печать б. радио в. телевидение Ответ: в. 15. Что составляет коммуникативное содержание новости? а. сообщение о действии б. анонс действия в. планы на будущее Ответ: а. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение целевой аудитории в политической коммуникации? Ответ: люди, которых организация пытается достичь и влиять на них. 2. Какая коммуникации считается эффективной. Ответ: коммуникация эффективна, если ценности и поведение получателя сообщения меняются с соответствии с целью коммуникатора. 3. Перечислите типы коммуникации в зависимости от субъекта Ответ: межличностная, между личностью и группой, межгрупповая, массовая 4. Выделите особенности политической коммуникации Ответ: массовая, специализированная, вертикальная, чаще пассивная, чем активная. 5. Перечислите способы политической коммуникации. Ответ: коммуникация через СМИ и медиумы (печатные и электронные), коммуникация через организации, неформальные каналы. 6. Какие основные типы материалов использует телевидение? Ответ: картинка, сюжет, специальный репортаж, интервью, авторская программа. 7. Основным типом материалов в печатных СМИ является … Ответ: статья. 8. Перечислите признаки новости. Ответ: Новость – это то, что произошло или стало известно в последние 24 часа; информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни. 9. Как сформулировать суть новости? Ответ: Новость – это сообщение о действии: победили, сделали, получили. 10. Определите структуру новости. Ответ: что? кто? где? когда? зачем? как? 11. Назовите приемы усиления новости. Ответ: использование цифр и цитат, образов, метафор, сравнений, полезной для читателя информации. 12. Какие методы можно использовать для взаимодействия с журналистами и получения медийных публикаций? Ответ: отправка пресс-релизов, предоставление эксклюзивных интервью, организация медийных событий и активное участие в запросах СМИ. 13. Определите «правило двух источников» журналиста. Ответ: чтобы подтвердить любую информацию, нужно использовать два независимых друг от друга источника. 14. Какие СМИ являются наиболее оперативными? Ответ: радио и интернет-СМИ. 15. Какое СМИ наиболее приспособлено для передачи аналитической информации? Ответ: периодическая печать. 16. Какое СМИ оказывает наибольшее воздействие на сознание аудитории в силу ее психологических особенностей? Ответ: телевидение. 17. Какой коммуникативный прием можно использовать для привлечения внимания к научной конференции? Ответ: прием «рекомендации» - приглашение известных людей. 18. Как называется коммуникативный прием, при котором в тексте публикации или доклада используются общеизвестные, но абстрактные категории? Ответ: прием «блестящей посредственности». 19. Призыв что-либо сделать, выраженный как апелляция к массовости этого действия – это прием … Ответ: «Общего вагона» (фургона с оркестром»). 20. Какой прием коммуникации не допустим в научных исследованиях? Ответ: фальсификация («подтасовка карт»). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5 Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Назовите участников политической коммуникации: a. политическая сфера, общество, СМИ б. политики и СМИ в. государство, политические партии, общественные организации с политическим уклоном Ответ: в. 2. Теория ограниченного влияния П. Лазарсфельда сформулирована вокруг постулата о том, что: a. СМИ обладают социальной ответственностью и поэтому проверяют информацию б. вся информация, полученная людьми через СМИ, используется для удовлетворения их нужд и потребностей в. лидеры мнений интерпретируют информацию из СМИ и распространяют ее внутри своей социальной группы Ответ: в. 3. Общая формула работы пиар-специалиста: a. исследование, действие, коммуникация, оценка б. идея, воплощение, результат в. написание, согласование, рассылка Ответ: а. 4. Откуда специалист по коммуникации берет темы для новостей? a. генерирует темы, исходя из текущей работы подразделений организации, ее первых лиц, происходящих в организации и стране событий б. реагирует на события в регионе и мире в. опирается на события, которые проводит организация Ответ: а. 5. Документ, в котором фиксируется информация о СМИ, с которыми вы работаете, называется: a. медикит б. медиакарта в. медиаметрикс Ответ: б. 6. Для передачи новостей в СМИ можно использовать: a. публикацию новостей на сайте, рассылку по электронной почте б. публикацию в социальных сетях, рассылку через мессенджеры в. все вышеперечисленное Ответ: в. 7. Пресс-конференция проводится для: a. освещения новости, значимой для компании и общества б. презентации отчета по итогам года в. для рассказа о работе компании Ответ: а. 8. В каком из видов СМИ важную роль при отборе материала играет наличие «красивой картинки»? г. печать д. радио е. телевидение Ответ: в. 9. Какой из видов СМИ является наиболее оперативным при трансляции новостей? г. печать д. радио е. телевидение Ответ: б. 10. Что такое целевая аудитория в политической коммуникации? д. Все люди в обществе е. Группа людей, которые хотят стать PR-специалистами ж. Люди, которых организация пытается достичь и влиять на них з. Люди, чьи мнения не имеют значения Ответ: в. 11. Какой из следующих типов материалов чаще всего используется для распространения информации в СМИ? д. Платные рекламные статьи е. Пресс-релизы ж. Прямой маркетинг з. Рекламные баннеры на улицах Ответ: б. 12. Какой вид медиа наиболее часто используется для интервью и комментариев ньсмейкеров? а. Телевидение б. Печатные издания в. Радио г. Интернет-блоги Ответ: a. 13. С использованием какого коммуникативного приема связана публикация рейтингов политиков? д. общего вагона е. простого человека ж. подтасовки карт з. блестящей посредственности Ответ: а. 14. Если пресс-службе политической организации или органа власти нужно проанонсировать в СМИ какое-либо событие, какая форма коммуникации будет более эффективна? а. пресс-конференция б. пресс-релиз в. круглый стол г. телефонный звонок в редакции Ответ: б. 15. Если пресс-службе политической организации или органа власти нужно оперативно дать в СМИ подробную информацию о каком-либо значимом и обсуждаемом решении, какая форма коммуникации будет более эффективна? а. пресс-конференция б. пресс-релиз в. круглый стол г. телефонный звонок в редакции Ответ: а. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение коммуникации. Ответ: КОММУНИКАЦИЯ – это передача информации от одной системы к другой посредством материальных носителей и сигналов. 2. Перечислите типы коммуникации в зависимости от субъекта Ответ: межличностная, между личностью и группой, межгрупповая, массовая 3. Выделите особенности политической коммуникации Ответ: массовая, специализированная, вертикальная, чаще пассивная, чем активная. 4. Перечислите способы политической коммуникации. Ответ: коммуникация через СМИ и медиумы (печатные и электронные), коммуникация через организации, неформальные каналы. 5. Назовите принципы работы пресс-службы со СМИ. Ответ: быть на связи, быть источником новостей, быть экспертом по своей организации, быть адвокатом компании. 6. Дайте определение СМИ. Ответ: это различные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). 7. Назовите типы СМИ по форме собственности Ответ: государственные и частные. 8. Назовите типы СМИ по территории распространения. Ответ: федеральные, региональные, местные. 9. Назовите типы СМИ по периодичности Ответ: ежедневные, еженедельные. 10. Какие основные типы материалов использует телевидение? Ответ: картинка, сюжет, специальный репортаж, интервью, авторская программа. 11. Основным типом материалов в печатных СМИ является … Ответ: статья. 12. Перечислите признаки новости. Ответ: Новость – это то, что произошло или стало известно в последние 24 часа; информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни. 13. Как сформулировать суть новости? Ответ: Новость – это сообщение о действии: победили, сделали, получили. 14. Определите структуру новости. Ответ: что? кто? где? когда? зачем? как? 15. Назовите приемы усиления новости. Ответ: использование цифр и цитат, образов, метафор, сравнений, полезной для читателя информации. 16. Какие методы можно использовать для взаимодействия с журналистами и получения медийных публикаций? Ответ: Для взаимодействия с журналистами и получения медийных публикаций можно использовать такие методы, как отправка пресс-релизов, предоставление эксклюзивных интервью, организация медийных событий и активное участие в запросах СМИ. 17. Определите «правило двух источников» журналиста. Ответ: чтобы подтвердить любую информацию, нужно использовать два независимых друг от друга источника. 18. Какие СМИ являются наиболее оперативными? Ответ: радио и интернет-СМИ. 19. Какое СМИ наиболее приспособлено для передачи аналитической информации? Ответ: периодическая печать. 20. Какое СМИ оказывает наибольшее воздействие на сознание аудитории в силу ее психологических особенностей? Ответ: телевидение. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Понятие политической коммуникации: определение коммуникации и ее характеристики, особенности политической коммуникации. 2. Участники политической коммуникации и ее организаторы: политическая сфера, общественная сфера и посредники как основные стороны коммуникации, практические организаторы и акторы коммуникации в политических структурах, задачи каждого из них. 3. Новости как основная единица коммуникации: определение и характеристики новости, определение аудитории новостей, критерии интересности новости. 4. Схема написания новости: пирамидальная структура новости, виды новостей по основной мысли (событие, цитата, факт), шесть вопросов новости, бэкграунд и контекст, цитаты. 5. Способы улучшения новости: принципы удобочитаемости, борьба с канцеляритом, приемы удобочитаемости. 6. Направления доставки информации в СМИ: рассылка пресс-релизов, публикация на сайте и в социальных сетях, группы в соцсетях. 7. Организация пресс-конференций, брифингов, пресс-подходов, пресс-туров: этапы подготовки и проведения. 8. Цели коммуникации и их постановка: процесс целеполагания и медиапланирования, главные цели коммуникации в политике, проектный и процессный пиар. 9. Построение инфоповодов и цепочек инфоповодов: новости от структуры, новости от событий, новости от календаря и новости о людях, выстраивание линеек, оперативные новости, медиаплан. 10. Понятие средства массовой информации: принципы работы, экономическая модель, понятие формата, этические принципы деятельности журналиста, правило двух источников. 11. Публичное выступление: определение аудитории, подготовка выступления, особенности устной речи, варианты самопрезентации. ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА 1. Сравните модели политической коммуникации: каналы (способы) политической коммуникации, коммуникация как действие, взаимодействие и процесс, модель коммуникации Лассуэлла, другие модели коммуникации (одна на выбор). 2. Сравните теории коммуникации: теория пропаганды, теория научной пропаганды Ласуэлла, теория формирования общественного мнения Липмана. 3. Сравните теории коммуникации: теория социальной ответственности СМИ, теория ограниченного влияния СМИ (Лазарсфельд), теория ограниченного влияния СМИ (Кац и последователи). 4. Сравните теории коммуникации: теория установления повестки дня (Роджерс, Дюринг), теория спирали умолчания (Ноэль-Нойман), теория холодных и горячих медиа Маклюэна. 5. Составьте медиакарту Алтайского края: понятие медиакарты, основные телеканалы, радиостанции, газеты, интернет-СМИ Алтайского края и их собственники. 6. На примере охарактеризуйте особенности работы с интернет-СМИ: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с интернет-СМИ, основные жанры материалов, рассказ об одном из интернет-СМИ Алтайского края. 7. На примере охарактеризуйте особенности работы с телевидением: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с телевидением, основные жанры материалов, рассказ об одном из телеканалов Алтайского края. 8. На примере охарактеризуйте особенности работы с радио: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с радио, основные жанры материалов, рассказ об одном из радио Алтайского края. 9. На примере охарактеризуйте особенности работы с газетами: виды этого типа СМИ, кто работает в редакции, принципы взаимодействия с газетами, основные жанры материалов, рассказ об одной из газет Алтайского края. 10. На примере охарактеризуйте принципы работы с журналистами: особенности ведения беседы («техника безопасности»), подготовка к газетному и телевизионному интервью, даче комментария. 11. На примере охарактеризуйте особенности политической коммуникации в социальных сетях: особенности работы в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», мессенджере «Телеграм», ведение личных страниц и работа с сообществами, технологии таргета и посева. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ф.И. Шарков | Интерактивные электронные коммуникации (возникновение “Четвертой волны”): учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шарков Ф. И. | Массовые коммуникации и медиапланирование: учеб. пособие | М.: Альфа-Пресс, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба государственной статистики РФ | www.gks.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Президент России | www.kremlin.ru | ||
Э4 | Правительство РФ | government.ru | ||
Э5 | Государственная Дума РФ | duma.gov.ru | ||
Э6 | Совет Федерации РФ | council.gov.ru | ||
Э7 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э8 | ЭУМК "Политический медиарилейшенз" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4.ЭУМК - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4713 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Медиарилейшнз» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания об особенностях политического медиарилейшнз, его роли в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практике и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практике следует просмотреть конспекты лекций по теме практики и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения и принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: 1. углубления и закрепления знаний обучающегося по предмету; 2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал; 4. развития познавательных способностей студента; 5. формирования навыков исследовательской работы. Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии. |