МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная аналитика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильУправление и PR в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 101
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 17,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 0 0 6 6
Практические 18 18 28 28 46 46
Сам. работа 48 48 53 53 101 101
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная аналитика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н Черданцева И.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н Черданцева И.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Прикладная политичексая аналитика" является подготовка магистрантов
к информационно-аналитической деятельности и формирование навыков её практического применения, что должно способствовать самостоятельному анализу политико-правовых явлений и процессов, электоральных и статистических данных;
навыков составления проектов аналитических разработок и базовых аналитических материалов,составления отчетов по результатам аналитической работы,
освоение методов сбора и анализа данных, методами и средствами проведения аналитических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает принципы построения, методику теоретического и эмпирического исследования, прикладного анализа и прогнозирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов
ОПК-3.2 Умеет выбирать теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и моделирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различных уровней
ОПК-3.3 Умеет выделять специфику политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.4 Владеет способностью применять теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и прогнозирования развития ситуаций в рамках решения конкретных политических и бизнес-проблем
ОПК-8Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга
ОПК-8.1 Знает методику организации и проведения прикладных исследований и консалтинга, специфику аналитических исследований
ОПК-8.2 Умеет разрабатывать конкретные предложения для проведения аналитических исследований
ОПК-8.3 Умеет разрабатывать конкретные предложения для проведения консалтинга по результатам аналитических исследований
ОПК-8.4 Владеет навыками разработки рекомендаций для проведения прикладных аналитических исследований
ОПК-8.5 Владеет навыками разработки рекомендаций для проведения консалтинга по результатам аналитических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает принципы построения, методику тео-ретического и эмпирического исследования, приклад-ного анализа и прогнозирования политико-культурных, социально-экономических и обществен-но-политических процессов.
ОПК-8.1. Знает методику организации и проведения прикладных исследований и консалтинга, специфику аналитических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-8.2. Умеет разрабатывать конкретные предложения для проведения аналитических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2. Умеет выбирать теоретические и эмпириче-ские методы для анализа, оценки и моделирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различных уровней.
ОПК-8.4. Владеет навыками разработки рекомендаций для проведения прикладных аналитических исследо-ваний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Аналитическая деятельность в политической сфере
1.1. Сущность, структура и задачи прикладной политической аналитики Лекции 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Сущность, структура и задачи прикладной политической аналитики Практические 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3
1.3. Сущность, структура и задачи прикладной политической аналитики Сам. работа 2 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Принципы организации аналитической деятельности Лекции 2 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.5. Принципы организации аналитической деятельности Практические 2 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
1.6. Принципы организации аналитической деятельности Сам. работа 2 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Аналитика как подход к разработке и оцениванию управленческих решений Практические 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.8. Аналитика как подход к разработке и оцениванию управленческих решений Сам. работа 2 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Технология и методы аналитической деятельности
2.1. Методология аналитической деятельности Практические 2 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Методология аналитической деятельности Сам. работа 2 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Аналитические технологии Практические 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Аналитические технологии Сам. работа 3 18 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Особенности информационно-аналитического обеспечения законотворческой деятельности Практические 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Особенности информационно-аналитического обеспечения законотворческой деятельности Сам. работа 3 18 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Информационно-аналитические материалы Практические 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.8. Информационно-аналитические материалы Сам. работа 3 17 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.4, ОПК-3.1, ОПК-3.2 Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2868

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Конечная цель аналитики:
а) раскрытие латентной информации;
б) синтез принципиально новых знаний;
в) формулирование для лиц, принимающих решения интерпретационных моделей/сценариев решений, включающих прогнозы их развития.
Ответ: в

2. К целям аналитики НЕ относится:
а) выработка обоснованных вариантов управленческих решений (сценариев действий или рекомендаций);
б) обобщение и анализа информации о состоянии предметной области;
в) публицистическое описание происходящих событий.
Ответ: в

3. Одна из характеристик аналитики в системе ГМУ:
а) выполнение поставленных задач в фиксированные временные периоды;
б) обязательное привлечение сторонних экспертов;
в) опубликование полученных результатов в СМИ.
Ответ: а

4. Правило равноценного противника:
а) один из приемов работы аналитика;
б) один из принципов аналитики;
в) правили работы со СМИ.
Ответ: б

5. К латентной информации относятся:
а) мотивация и интересы;
б) статистика;
в) цели и планы конкурентов.
Ответ: а, в

6. К числу формальных методов аналитики относят:
а) метод Дельфи;
б) статистические методы;
в) методы мозгового штурма.
Ответ: б

7. К числу неформальных методов аналитики относят:
а) графические методы;
б) статистические методы;
в) методы мозгового штурма.
Ответ: в

8. К критериям оценки качества аналитической деятельности НЕ относится:
а) стоимость;
б) актуальность;
в) обоснованность;
г) своевременность.
Ответ: б

9. К аналитическим материалам НЕ относятся:
а) доктрины;
б) реклама;
в) стратегии.
Ответ: б

10. К видам аналитики по сферам НЕ относится:
а) военная;
б) экономическая;
в) политическая;
г) журналистская.
Ответ: г

11. Аналитики «энциклопедисты» интерпретируют события/факты:
а) на основе передовых технологий;
б) на основе коллегиального обсуждения проблем;
в) в рамках и объемах субъективной логики и своих знаний.
Ответ: в

12. Метод «интервью» предполагает:
а) самостоятельную работу над анализом оперативной ситуации, возможных путей ее развития;
б) схематическое изображение всех альтернативных путей решения какой-либо задачи;
в) составление и анализ возможных вариантов альтернативных ситуаций;
г) беседу с экспертом, в котором ставятся вопросы о развитии ситуации.
Ответ: г

13. К основным видам обеспечения аналитической деятельности НЕ относится:
а) силовое;
б) материально-техническое;
в) информационное;
г) финансовое.
Ответ: а

14. Ситуационный центр это:
а) группа экспертов в определенной области;
б) организационно-технологическая структура, обеспечивающая подготовку информации и знаний, необходимых для выработки групповых решений;
в) наличие автоматизированного контроля за выполнением решений.
Ответ: б

15. SWOT анализ НЕ предполагает:
а) анализ сильных сторон;
б) анализ слабых сторон;
в) анализ угроз;
г) анализ динамики численности кадрового состава организации.
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ___________ – выявление сильных и слабых сторон какого-либо субъекта/объекта, существующих для него угроз и возможностей. Ответ: SWOT – анализ.
2. ___________ – современная форма организации аналитической деятельности, основанная на синтезе информационно-коммуникационных технологий, средств накопления и представления информации, компьютерных средств поддержки принятия решений. Ответ: ситуационный центр
3. ___________ – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объекта, явления, процесса с целью его оценки, контроля или прогноза. Ответ: мониторинг
4. ___________ – лицо, занимающееся аналитической деятельностью на постоянной и профессиональной основе. Ответ: аналитик
5. ___________ – графическое средство, предназначенное для анализа причинных связей в сложных системах. Ответ: « Граф Ишикава»
6. ___________ – структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Ответ: древо целей
7. ____________ – условная/обобщенная модель, отражающая основные этапы аналитического исследования. Ответ: аналитический цикл
8. ___________ – материальный объект, хранящий информацию, позволяющий ее получить и идентифицировать. Ответ: источник информации
9. ____________ – объект-заместитель некоторого явления/процесса/предмета, отражающий его существенные характеристики и свойства. Ответ: модель
10. ____________ – представление объектов, явлений, процессов, отношений на языке графических схем. Ответ: схематизация
11. ____________ – постоянная или временная группа лиц, образованная для решения аналитической задачи. Ответ: аналитическая группа
12. ____________ – метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок. Ответ: «метод Дельфи»
13. ____________ – способ аналитического обобщения и представления информации о личности. Ответ: аналитический портрет
14. ____________ – вид интеллектуальной деятельности, обеспечивающий получение предложений (выводов) и рекомендаций по решению сложных управленческих задач. Ответ: аналитика
15. ____________ – вид деятельности, направленный на получение знаний на основании мнения специалистов с целью принятия решения. Ответ: экспертная оценка
16. ____________ – данные/знания, находящиеся в скрытом состоянии, не проявляющие себя явным образом. Ответ: латентная информация
17. ____________ – формализованный либо неформализованный порядок действий, связанных с подготовкой, обсуждением и оформлением принятого решения. Ответ: процедура/процесс принятия решений
18. ____________ – должностное лицо, в компетенцию которого входит принятие окончательного решения; несет всю полноту ответственности за содержание и юридическую полноценность принятого решения. Ответ: лицо, принимающее решение
19. ____________ – текст, содержащий в себе анализ определенных фактов и выводы, касающиеся определенной темы. Ответ: аналитический материал
20. ____________ – процедура мысленного или материального разделения целостного объекта/процесса на составляющие части/признаки/свойства с целью их изучения. Ответ: анализ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения прикладных исследований и консалтинга
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Конечная цель аналитики:
а) раскрытие латентной информации;
б) синтез принципиально новых знаний;
в) формулирование для лиц, принимающих решения интерпретационных моделей/сценариев решений, включающих прогнозы их развития.
Ответ: в

2. К целям аналитики НЕ относится:
а) выработка обоснованных вариантов управленческих решений (сценариев действий или рекомендаций);
б) обобщение и анализа информации о состоянии предметной области;
в) публицистическое описание происходящих событий.
Ответ: в

3. Одна из характеристик аналитики в системе ГМУ:
а) выполнение поставленных задач в фиксированные временные периоды;
б) обязательное привлечение сторонних экспертов;
в) опубликование полученных результатов в СМИ.
Ответ: а

4. Правило равноценного противника:
а) один из приемов работы аналитика;
б) один из принципов аналитики;
в) правили работы со СМИ.
Ответ: б

5. К латентной информации относятся:
а) мотивация и интересы;
б) статистика;
в) цели и планы конкурентов.
Ответ: а, в

6. К числу формальных методов аналитики относят:
а) метод Дельфи;
б) статистические методы;
в) методы мозгового штурма.
Ответ: б

7. К числу неформальных методов аналитики относят:
а) графические методы;
б) статистические методы;
в) методы мозгового штурма.
Ответ: в

8. К критериям оценки качества аналитической деятельности НЕ относится:
а) стоимость;
б) актуальность;
в) обоснованность;
г) своевременность.
Ответ: б

9. К аналитическим материалам НЕ относятся:
а) доктрины;
б) реклама;
в) стратегии.
Ответ: б

10. К видам аналитики по сферам НЕ относится:
а) военная;
б) экономическая;
в) политическая;
г) журналистская.
Ответ: г

11. Аналитики «энциклопедисты» интерпретируют события/факты:
а) на основе передовых технологий;
б) на основе коллегиального обсуждения проблем;
в) в рамках и объемах субъективной логики и своих знаний.
Ответ: в

12. Метод «интервью» предполагает:
а) самостоятельную работу над анализом оперативной ситуации, возможных путей ее развития;
б) схематическое изображение всех альтернативных путей решения какой-либо задачи;
в) составление и анализ возможных вариантов альтернативных ситуаций;
г) беседу с экспертом, в котором ставятся вопросы о развитии ситуации.
Ответ: г

13. К основным видам обеспечения аналитической деятельности НЕ относится:
а) силовое;
б) материально-техническое;
в) информационное;
г) финансовое.
Ответ: а

14. Ситуационный центр это:
а) группа экспертов в определенной области;
б) организационно-технологическая структура, обеспечивающая подготовку информации и знаний, необходимых для выработки групповых решений;
в) наличие автоматизированного контроля за выполнением решений.
Ответ: б

15. SWOT анализ НЕ предполагает:
а) анализ сильных сторон;
б) анализ слабых сторон;
в) анализ угроз;
г) анализ динамики численности кадрового состава организации.
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ___________ – выявление сильных и слабых сторон какого-либо субъекта/объекта, существующих для него угроз и возможностей. Ответ: SWOT – анализ.
2. ___________ – современная форма организации аналитической деятельности, основанная на синтезе информационно-коммуникационных технологий, средств накопления и представления информации, компьютерных средств поддержки принятия решений. Ответ: ситуационный центр
3. ___________ – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объекта, явления, процесса с целью его оценки, контроля или прогноза. Ответ: мониторинг
4. ___________ – лицо, занимающееся аналитической деятельностью на постоянной и профессиональной основе. Ответ: аналитик
5. ___________ – графическое средство, предназначенное для анализа причинных связей в сложных системах. Ответ: « Граф Ишикава»
6. ___________ – структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Ответ: древо целей
7. ____________ – условная/обобщенная модель, отражающая основные этапы аналитического исследования. Ответ: аналитический цикл
8. ___________ – материальный объект, хранящий информацию, позволяющий ее получить и идентифицировать. Ответ: источник информации
9. ____________ – объект-заместитель некоторого явления/процесса/предмета, отражающий его существенные характеристики и свойства. Ответ: модель
10. ____________ – представление объектов, явлений, процессов, отношений на языке графических схем. Ответ: схематизация
11. ____________ – постоянная или временная группа лиц, образованная для решения аналитической задачи. Ответ: аналитическая группа
12. ____________ – метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок. Ответ: «метод Дельфи»
13. ____________ – способ аналитического обобщения и представления информации о личности. Ответ: аналитический портрет
14. ____________ – вид интеллектуальной деятельности, обеспечивающий получение предложений (выводов) и рекомендаций по решению сложных управленческих задач. Ответ: аналитика
15. ____________ – вид деятельности, направленный на получение знаний на основании мнения специалистов с целью принятия решения. Ответ: экспертная оценка
16. ____________ – данные/знания, находящиеся в скрытом состоянии, не проявляющие себя явным образом. Ответ: латентная информация
17. ____________ – формализованный либо неформализованный порядок действий, связанных с подготовкой, обсуждением и оформлением принятого решения. Ответ: процедура/процесс принятия решений
18. ____________ – должностное лицо, в компетенцию которого входит принятие окончательного решения; несет всю полноту ответственности за содержание и юридическую полноценность принятого решения. Ответ: лицо, принимающее решение
19. ____________ – текст, содержащий в себе анализ определенных фактов и выводы, касающиеся определенной темы. Ответ: аналитический материал
20. ____________ – процедура мысленного или материального разделения целостного объекта/процесса на составляющие части/признаки/свойства с целью их изучения. Ответ: анализ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Сущность, структура и задачи аналитики.
2. Понятийный аппарат аналитики.
3. Аналитика как интерфейс между теорией и практикой.
4. Формальные методы аналитики.
5. Неформальные методы аналитики.
6. Методы структурирования информации.
7. Методы обработки и анализа числовых данных.
8. Проблемы и задачи информационно-аналитического обеспечения.
9. Субъект информационно-аналитической работы.
10. Организационные формы субъектов ИАР.
11. Ситуационные аналитические центры.
12. Модель иерархии целей.
13. Методики и теоретические основы социальных технологий.
14. Требования к организации информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности.
15. Разработка организационной структуры аналитического подразделения.
16. Технологический цикл ИАР.
17. Первичная обработка имеющихся данных и анализ модельной информации.
18. Поиск, отбор и экспресс-анализ данных.
19. Работа с источниками текстовой информации.
20. Неструктурированные текстовые данные.
21. Структурированные текстовые данные.
22. Анализ информативности источников.
23. Проблема активной фильтрации сообщений.
24. Аналитический режим потребления информации.
25. Выявление неполноты, противоречивости и недостоверности информации.
26. Средства автоматизации ИАР. Средства сбора информации. Средства хранения данных.
27. Средства структурирования и визуализации данных.
28. Инструментальные средства представления и доведения результатов ИАР.
29. Разработка и анализ управленческих решений. Оценивание эффективности.
30. Технологии прогнозирования.
31. Аналитическое сопровождение законодательного процесса.
32. Структура информационно-аналитического материала и их виды.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Раскройте особенности различных видов аналитики (типология по сферам).
2. Какие проблемы информационно-аналитического обеспечения деятельности государственных органов в России можно отметить в современных условиях.
3. Выделите роль и условия применения различных формальных и неформальных методов аналитики.
4. Раскройте содержание основных принципов аналитики.
5. Раскройте, в чем заключаются основные требования к организации информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности в современных условиях.
6. Сравните возможные варианты организационной структуры аналитического подразделения.
7. Выделите особенности организации работы аналитической службы в современных условиях (планирование работы, распределение должностных обязанностей, основные направления взаимодействия с иными структурными подразделениями).
8. Приведите примеры ситуационных аналитических центров и раскройте их роль в различных сферах.
9. Раскройте особенности разработки и содержания типовых аналитических материалов.
10. Раскройте особенности работы с различными источниками информации (поиск, отбор, обработка и структурирование информации, формирование информационных баз данных).
11. Выделите современные аналитические технологии и их особенности.
12. Выделите основные элементы структуры информационно-аналитического материала.
13. Какие показатели характеризуют результаты аналитической работы.
14. Как осуществляется аналитическая оценка и мониторинг управленческих решений.
15. В чем заключаются особенности информационно-аналитического обеспечения законотворческой деятельности.
16. Назовите основных потребителей аналитической продукции. Виды предоставляемых им информационно-аналитических услуг.
17. Составьте карту причин (граф Ишикава) политического события в вашем регионе (электоральные результаты на выборах и т.д.).
18. Составьте примерный план аналитического материала (на выбор) по актуальной региональной/местной проблеме.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шашкова Я.Ю. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Панарин А.С. Политология : учеб. пособие для вузов М. : Гардарики, 2000
Л2.2 Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование в 2 ч. часть 2: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ахременко А.С Политический анализ и прогнозирование в 2 ч. часть 1: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики РФ
Э2 Авторский курс в Moodle "Прикладная политическая аналитика" portal.edu.asu.ru
Э3 http://www.imf.org/external/index.htm МВФ
Э4 http://worldpolities.org/ Политический атлас современности
Э5 http://www.systemicpeace.org/polity/polity4.htm проект POLITY IV
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политическая аналитика» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о технологиях и методах аналитических исследований политических процессов и явлений, моделировании и прогнозировании. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению методов и средств проведения аналитических исследований, обработки информации, прогнозирования, компьютерной обработки и анализа информации, составления отчета по аналитическому исследованию. При их изучении студенты должны усвоить основные понятия и параметры информационно-аналитической деятельности. Внимание необходимо обратить на основные требования к аналитическим материалам. По результатам изучения студенты должны научиться методологии и организации информационно-аналитической работы.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на занятии проблем или акцентируют внимание на различных аспектах технологий политического анализа. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.