МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические и электоральные процессы в современной России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильУправление и PR в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Политические и электоральные процессы в современной России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов системных знаний о системе и структуре политических и электоральных процессов в современной России (на федеральном, региональном и местном уровнях),их специфике и причинно-следственных факторах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа
ОПК-3.1 Знает принципы построения, методику теоретического и эмпирического исследования, прикладного анализа и прогнозирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов
ОПК-3.2 Умеет выбирать теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и моделирования политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различных уровней
ОПК-3.3 Умеет выделять специфику политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня
ОПК-3.4 Владеет способностью применять теоретические и эмпирические методы для анализа, оценки и прогнозирования развития ситуаций в рамках решения конкретных политических и бизнес-проблем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает принципы построения, методику тео-ретического и эмпирического исследования, приклад-ного анализа и прогнозирования политико-культурных, социально-экономических и обществен-но-политических процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.3. Умеет выделять специфику политико-культурных, социально-экономических и общественно-политических процессов различного уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выборы и их роль в политическом процессе
1.1. Выборы в политической системе РФ и проблемы их правового регулирования. Основные принципы организации и проведения выборов. Виды и уровни выборов органов государственной власти: классификация и особенности. Система выборов в. Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Выборы в политической системе РФ и проблемы их правового регулирования. Основные принципы организации и проведения выборов. Виды и уровни выборов органов государственной власти: классификация и особенности. Система выборов в РФ. Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие, принципы и система избирательного права РФ. Источники российского избирательного права Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1
1.4. Электоральные циклы в РФ Практические 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1
1.5. Электоральные циклы в РФ Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1
1.6. Понятие и виды современных избирательных систем, их модели и соотношение. Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1
1.7. Понятие и виды современных избирательных систем, их модели и соотношение. Практические 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1
1.8. Понятие и виды современных избирательных систем, их модели и соотношение. Сам. работа 1 4 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Политические процессы и их виды
2.1. Процесс принятия политических решений в регионах РФ, его субъекты и структура Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Процесс принятия политических решений, его субъекты и структура Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1
2.3. Процесс принятия политических решений в регионах РФ, его субъекты и структура Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1
2.4. Виды политических процессов, их роль и содержание. Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1
2.5. Политические партии как особый субъект политических и электоральных процессов. Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Политические партии как особый субъект политических и электоральных процессов. Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Избирательный процессы на федеральном и региональном уровнях
3.1. Порядок, сроки и субъекты права назначения первых, очередных, досрочных, повторных и новых выборов различных уровней. Система финансирования выборов в РФ и избирательные фонды. Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л2.2, Л1.1
3.2. Порядок, сроки и субъекты права назначения первых, очередных, досрочных, повторных и новых выборов различных уровней. Система финансирования выборов в РФ и избирательные фонды. Сам. работа 1 8 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1
3.3. Понятие и стадии избирательного процесса. Особенности процесса проведения выборов единоличных и коллегиальных органов власти. Избирательные процедуры и технологи. Практические 1 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1
3.4. Понятие и стадии избирательного процесса. Особенности процесса проведения выборов единоличных и коллегиальных органов власти. Избирательные процедуры и технологи. Сам. работа 1 8 ОПК-3.1 Л1.1
3.5. Порядок, сроки и субъекты права назначения первых, очередных, досрочных, повторных и новых выборов различных уровней. Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1
3.6. Организация и проведение голосования. Подведение результатов голосования и итогов выборов. Избирательные споры и юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.7. Организация и проведение голосования. Подведение результатов голосования и итогов выборов. Избирательные споры и юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. Сам. работа 1 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Вправе ли кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка, создавать собственные избирательные фонды?
а) вправе;
б) не вправе;
в) вправе, если это предусмотрено законом субъекта РФ.
Ответ: б

2. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений не могут создаваться за счет:
а) средств, выделенных избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидатов;
в) пожертвований религиозных организаций.
Ответ: в

3. Могут ли агитационные печатные материалы изготавливаться за пределами территории Российской Федерации?
а) не могут;
б) могут;
в) могут с разрешения ЦИК.
Ответ: а

4. Кто из перечисленных лиц имеет право выдавать избирателям бюллетени:
а) член избирательной комиссии с правом решающего голоса;
б) член избирательной комиссии с правом совещательного голоса;
в) наблюдатель.
Ответ: а
5. Вправе ли участковая комиссия отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования?
а) вправе, если к моменту начала голосования не поступило письменное заявление избирателя;
б) вправе, если признает неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования;
в) не вправе.
Ответ: б

6. Обладают ли лица, находящиеся под стражей в следственных изоляторах или задержанные по подозрению в совершении преступления избирательными правами?
а) не обладают;
б) обладают, но только правом избирать;
в) обладают.
Ответ: в

7. При подсчете голосов избирателей:
а) перерывы не допускаются;
б) допускается не более двух перерывов;
в) допускается не одного перерыва.
Ответ: а

8. В каком порядке должна осуществляться оплата изготовления печатных агитационных материалов?
а) допускается оплата после изготовления печатного агитационного материала;
б) допускается оплата после изготовления печатного агитационного материала, но до его предоставления в избирательную комиссию;
в) оплата осуществляется в полном объеме до изготовления печатного агитационного материала
Ответ: в

9. Могут ли агитационные материалы содержать коммерческую рекламу?
а) могут при условии оплаты из средств рекламируемой организации;
б) не могут;
в) могут при условии оплаты с избирательного счета кандидата и указания сведений о местонахождении рекламируемой организации.
Ответ: б

10. Каким законодательным цензом руководствуется член участковой избирательной комиссии при выдаче избирателю бюллетеня для голосования?
а) возрастным;
б) имущественным;
в) половым.
Ответ: а

11. В формировании ЦИК РФ не участвует:
а) Президент РФ;
б) Правительство РФ;
в) Государственная Дума ФС РФ;
Ответ: б

12. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
а) муниципальные служащие;
б) госслужащие;
в) главы местных администраций.
Ответ: в

13. Предвыборной агитацией признается:
а) описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата;
б) публикация информации о выдвижении кандидата;
в) публикация информации о группах избирателей, поддержавших выдвижение кандидата.
Ответ: а

14. Предоставление платного эфирного времени кандидатам осуществляется:
а) в соответствии с очередностью оплаты заявок;
б) на основании процедуры жеребьевки;
в) на основании проведенного аукциона.
Ответ: б

15. Не менее половины общего объема эфирного времени предоставляется зарегистрированным кандидатам/избирательным объединениям для:
а) размещения агитационных роликов;
б) размещения агитационных фильмов;
в) проведения совместных дискуссий и иных совместных агитационных мероприятий.
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. _____________ – уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы.
Ответ: абсентеизм
2. _____________ – документ для голосования, содержащий сведения о зарегистрированных кандидатах, или наименования избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, или текст вынесенного на референдум вопроса.
Ответ: бюллетень
3. _____________ – подача голосов во время выборов или при коллективном решении какого-либо вопроса.
Ответ: голосование
4. _____________ – право избирателя голосовать за кандидата, которого он считает достойным.
Ответ: активное избирательное право
5. _____________ – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Ответ: депутат
6. _____________ – гражданин, располагающий активным избирательным правом.
Ответ: избиратель
7. _____________ – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Ответ: избирательная комиссия
8. _____________ – система правовых норм, регулирующих избирательную систему.
Ответ: избирательное право
9. _____________ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Ответ: избирательный округ
10. _____________ – технологическая инфраструктура/этапы и форма реализации конституционных принципов организации периодических и свободных выборов и обеспечения прав граждан избирать и быть избранными.
Ответ: избирательный процесс
11. _____________ – лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.
Ответ: кандидат
12. _____________ – система выборов в представительные органы власти, при которой избранным считается кандидат или список кандидатов, набравший абсолютное или относительное большинство голосов. Ответ: мажоритарная избирательная система
13. _____________ – право быть избранным, предоставляющее лицу возможность участия в выборах в качестве кандидата.
Ответ: пассивное избирательное право
14. _____________ – голосование на выборах «за» или «против» всех кандидатов непосредственно (каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается).
Ответ: прямое избирательное право
15. _____________ – всенародное голосование, проводимое по какому-либо важному вопросу государственной жизни.
Ответ: референдум
16. _____________ – принцип, согласно которому исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя/голосование, осуществляемое подачей анонимных бюллетеней.
Ответ: тайное голосование
17. _____________ – устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права.
Ответ: цензы избирательные
18. _____________ – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Ответ: избирательная комиссия
19. _____________ – система правовых норм, регулирующих избирательную систему.
Ответ: избирательное право
20. _____________ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Ответ: избирательный округ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Выборы в системе народовластия.
2. Понятие и система избирательного права РФ.
3. Принципы избирательного права и их гарантии.
4. Международные избирательные стандарты.
5. Источники избирательного права РФ.
6. Основные избирательные системы современности.
7. Виды мажоритарной избирательной системы.
8. Виды пропорциональной избирательной системы.
9. Виды и особенности смешанной избирательной системы.
10. Современная избирательная система РФ.
11. Система выборов в РФ: понятие и виды.
12. Выборы Президента РФ.
13. Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ.
14. Региональные выборы (на примере Алтайского края).
15. Муниципальные выборы.
16. Активное и пассивное избирательное право.
17. Избирательные цензы: понятие и виды.
18. Гарантии субъективного избирательного права.
19. Политические партии как субъекты избирательного процесса.
20. Избирательные комиссии: система, порядок формирования и компетенция.
21. Статус членов избирательных комиссий.
22. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты и на выборные должности.
23. Порядок составления и регистрации партийных списков кандидатов.
24. Правовой статус кандидатов, гарантии их деятельности.
25. Представители кандидатов и их правовой статус
26. Правовое положение, полномочия и ответственность наблюдателей.
27. Институт международных наблюдателей.
28. Понятие и основные стадии избирательного процесса.
29. Порядок и субъекты назначения выборов.
30. Регистрация (учет) избирателей. Списки избирателей.
31. Понятие избирательной географии. Виды избирательных округов и порядок их образования.
32. Критерии образования избирательных участков.
33. Система финансирования выборов.
34. Избирательные фонды: порядок создания и расходования.
35. Предвыборная агитация: понятие, виды, правовые ограничения.
36. Порядок использования электронных СМИ и печати в целях предвыборной агитации.
37. Условия предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий.
38. Порядок голосования на выборах. Досрочное голосование и голосование вне помещения для голосования.
39. Порядок определения результатов выборов.
40. Информационная система ГАС «Выборы».
41. Избирательная документация.
42. Избирательные споры и порядок их разрешения. Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕР

1. Выделите особенности проведения публичных агитационных мероприятий.
2. Выделите особенности процесса проведения выборов единоличных и коллегиальных органов власти.
3. Составьте перечень документов, необходимых для выпуска АПМ.
4. Раскройте понятие избирательной географии.
5. Выделите наиболее значимые изменения избирательного законодательства в электоральном цикле 2016-2023гг.
6. Составьте перечень документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата, включенного в партийный список.
7. Составьте перечень документов, необходимых для выпуска агитационного материала в СМИ.
8. Составьте перечень документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата самовыдвиженца.
9. Сравните полномочия политических партий на выборах федерального и регионального уровней.
10. Сравните содержание активного и пассивного избирательного права.
11. Выделите основания различных видов избирательных цензов.
12. Выделите виды избирательных процессов и особенности их содержания.
13. Выделите перспективы и основные направления развития избирательного законодательства РФ.
14. Укажите контрольные соотношения в итоговом протоколе результатов голосования УИК.
15. Составьте перечень документов, необходимых для выпуска агитационной сувенирной продукции.
19. Составьте примерный образец жалобы наблюдателя на действия/бездействия членов УИК.
21. Время как объект избирательного права.
24. Рассмотрите закрепленные в избирательном праве взаимоотношения партий и избирательных комиссий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захаров И.В. Избирательное право Российской Федерации: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.В. Ахрамеева; И.Ф. Дедюхина ; О.В. Жданова ; Н.В. Мирошниченко ; Д.С. Токмаков. Избирательное право : Учебное пособие Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Нудненко Л. А. Пассивное избирательное право в России: проблемы правовой регламентации: монография М.: Юрлитинформ, 2016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 Электронная библиотека eLIBRARY.RU www.elibrary.ru
Э3 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 Избирательная комиссия Алтайского края www.altai-terr.izbirkom.ru
Э5 ЦИК РФ www.cikrf.ru/
Э6 Авторский ЭУМК "Избирательные системы и избирательный процесс" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политические и электоральные процессы в современной России» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания об особенностях содержательного наполнения политических и электоральных процессов в современной России. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составит планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению региональных особеннотсе политических и электоральных процессов в современной России. Внимание необходимо обратить на региональные избирательные системы, их законодательное закрепление. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать особенности политического и электорального процессов на федеральном и региональном уровнях.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.