МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

УИРС

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планv41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 216
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7
курсовой проект: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 21,5 15,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8
Практические 16 16 16 16 16 16 16 16 64 64
Сам. работа 54 54 54 54 54 54 54 54 216 216
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 288 288

Программу составил(и):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н. , доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
УИРС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование и развитие у студентов умений и навыков ведения научной работы, углубленного анализа отдельных политических проблем и явлений, оформления полученных результатов в виде научных текстов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности
ОПК-1.1 Владеет общенаучной и политологической термино логией
ОПК-1.2 Применяет современный понятийно-категориальный аппарат социальных и гуманитарных наук в его комплексном контексте (геополитическом, социально-экономическом, куль турно-гуманитарном) и историческом развитии на государ ственном языке РФ и иностранном(ых) языке (ах)
ОПК-1.3 Организовывает и устанавливает контакты в ключе вых сферах политической деятельности на государственном РФ и иностранном(ых) языке (ах).
ОПК-1.4 Использует основные стратегии, тактические прие мы и техники аргументации с целью последовательного вы страивания позиции представляемой стороны.
ОПК-1.5 Применяет переговорные технологии и правила ме диативного поведения в мультикультурной профессиональной среде
ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Использует информационно-коммуникационные технологии и программные средства для поиска и обработки больших объемов информации по поставленной проблематике на основе стандартов и норм, принятых в профессиональной среде, и с учетом требований информационной безопасности
ОПК-2.2 Осваивает рациональные приемы и способы само стоятельного поиска информации, владеет навыками инфор мационно-поисковой работы для научных работ
ОПК-2.3 Самостоятельно каталогизирует и классифицирует накопленный массив информации и формирует структуриро ванные и неструктурированные базы данных
ОПК-2.4 Умеет работать с электронными ресурсами научной библиотеки
ОПК-2.5 Знает основы информационной безопасности
ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Использует методики систематизации и статистиче ской обработки потоков информации, интерпретации содер жательно значимых эмпирических данных
ОПК-3.2 Выделяет и систематизирует смысловые конструк ции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.
ОПК-7Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности
ОПК-7.1 Составляет отчетную документацию по итогам про фессиональной деятельности в соответствии с установленны ми правилами и нормами.
ОПК-7.2 Готовит и представляет сообщения перед целевой аудиторией по широкому кругу общественно-политических сюжетов, в том числе с использованием мультимедийных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Владеет общенаучной и политологической терминологией.
ОПК-2.6. Владеет основами информационно-библиографической культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Применяет современный понятийно-категориальный аппарат социальных и гуманитарных наук в его комплексном контексте (геополитическом, социально-экономическом, культурно-гуманитарном) и историческом развитии на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке (ах).
ОПК-2.2. Осваивает рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации, владеет навыками информационно-поисковой работы для научных работ.
ОПК-2.3. Самостоятельно каталогизирует и классифицирует накопленный массив информации и формирует структурированные и неструктурированные базы данных.
ОПК-2.4. Умеет работать с электронными ресурсами научной библиотеки.
ОПК-2.6. Владеет основами информационно-библиографической культуры.
ОПК-3.1. Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных.
ОПК-3.2. Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.
ОПК-7.1. Составляет отчетную документацию по итогам профессиональной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами.
ОПК-7.2. Готовит и представляет сообщения перед целевой аудиторией по широкому кругу общественно-политических сюжетов, в том числе с использованием мультимедийных средств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Применяет современный понятийно-категориальный аппарат социальных и гуманитарных наук в его комплексном контексте (геополитическом, социально-экономическом, культурно-гуманитарном) и историческом развитии на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке (ах).
ОПК-2.2. Осваивает рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации, владеет навыками информационно-поисковой работы для научных работ.
ОПК-2.3. Самостоятельно каталогизирует и классифицирует накопленный массив информации и формирует структурированные и неструктурированные базы данных.
ОПК-2.4. Умеет работать с электронными ресурсами научной библиотеки.
ОПК-2.6. Владеет основами информационно-библиографической культуры.
ОПК-3.1. Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных.
ОПК-3.2. Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.
ОПК-7.1. Составляет отчетную документацию по итогам профессиональной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами.
ОПК-7.2. Готовит и представляет сообщения перед целевой аудиторией по широкому кругу общественно-политических сюжетов, в том числе с использованием мультимедийных средств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование, подготовка и презентация научных исследований студентов
1.1. Организация учебной исследовательской работы студентов Лекции 5 2 ОПК-7.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Выбор тем курсовой работы Практические 5 2 ОПК-3.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Работа с научной литературой и источниками политологических исследований Практические 5 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4 Л1.1
1.4. Работа с научной литературой и источниками политологических исследований Сам. работа 5 30 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4 Л1.1
1.5. Программа политологического исследования Практические 5 2 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.6. Теоретико-методологические основы научного политологического исследования Сам. работа 5 10 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.7. Программа политологического исследования Сам. работа 5 14 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.8. Организация учебной исследовательской работы студентов Лекции 6 2 ОПК-7.1 Л2.1, Л1.1
1.9. Работа с научной литературой и источниками политологических исследований Практические 6 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4 Л1.1
1.10. Формирование информационной базы научного исследования Сам. работа 6 28 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4 Л1.1
1.11. Подготовка выступлений на конференции и тезисов Практические 6 4 ОПК-7.2, ОПК-1.2 Л1.1
1.12. Подготовка выступлений на конференции и тезисов Сам. работа 6 6 ОПК-7.2, ОПК-1.2 Л1.1
1.13. Оформление результатов научного исследования Практические 6 6 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л1.1
1.14. Оформление результатов научного исследования Сам. работа 6 20 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л1.1
1.15. Организация учебной исследовательской работы студентов Лекции 7 2 ОПК-7.1 Л2.1, Л1.1
1.16. Выбор тем курсовой работы Практические 7 2 ОПК-3.2 Л2.1, Л1.1
1.17. Работа с научной литературой и источниками политологических исследований Практические 7 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4 Л1.1
1.18. Работа с научной литературой и источниками политологических исследований Сам. работа 7 30 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4 Л1.1
1.19. Программа политологического исследования Практические 7 2 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.20. Теоретико-методологические основы научного политологического исследования Сам. работа 7 10 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.21. Программа политологического исследования Сам. работа 7 14 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.22. Организация учебной исследовательской работы студентов Лекции 8 2 ОПК-7.1 Л2.1, Л1.1
1.23. Работа с научной литературой и источниками политологических исследований Практические 8 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4 Л1.1
1.24. Формирование информационной базы научного исследования Сам. работа 8 28 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4 Л1.1
1.25. Подготовка выступлений на конференции и тезисов Практические 8 4 ОПК-7.2, ОПК-1.2 Л1.1
1.26. Подготовка выступлений на конференции и тезисов Сам. работа 8 6 ОПК-7.2, ОПК-1.2 Л1.1
1.27. Оформление результатов научного исследования Практические 8 6 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л1.1
1.28. Оформление результатов научного исследования Сам. работа 8 20 ОПК-3.2, ОПК-1.2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2305

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какой из перечисленных научных подходов относится к общенаучным?
а. элитистский
б. неоинституциональный
в. биографический
г. системный
Ответ: г.

2. Метод научного исследования, объясняющий какие –либо события или данные через сходство с другими событиями или данными?
а. анализ
б. метод аналогий
в. системный подход
г. экстраполяция
Ответ: б.

3. Что из перечисленного относится к критериям научности исследования:
а. аналитический характер
б. четкая формулировка цели и ответ на нее
в. обзор и анализ различных мнений и суждений
г. доказательность
д. научный язык изложения
е. все из перечисленного
Ответ: е.

4. Верно ли утверждение, что в научном исследовании должны быть представлены не только позиция автора, но и альтернативные точки зрения?
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

5. Верно ли утверждение, что цель и задачи исследования являются обязательными элементами любой научной работы?
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

6. В каком элементе введения указываются сведения об участии исследователя в конференциях по теме работы?
а. обоснование актуальности темы
б. новизна работы
в. апробация
г. практическая значимость.
Ответ: в.

7. В теме научной работы «Трансформация регионального парламентаризма в РФ» формулировка «динамика института парламентаризма в регионах РФ» является …
а. объектом исследования
б. предметом исследования
в. целью
г. новизной
Ответ: б.

7. Какой подход означает планирование исследования и объяснение явлений на основе теорий и гипотез относительно процессов, которые их произвели?
а. дедуктивный
б. индуктивный
в. системный
г. сравнительный
Ответ: а.

8. Верно ли утверждение, что индукция и дедукция – это противоположные стратегии исследования?
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

9. К какому типу исследований относится анализ трудов политических мыслителей, исходя из особенностей их эпохи и жизненного пути?
а. объяснительно-аналитическому
б. интерпретативному
в. дедуктивному
г. индуктивному
Ответ: б.

10. К какому типу исследований относится анализ современных электоральных процессов в Алтайском крае?
а. объяснительно-аналитическому
б. интерпретативному
в. разведывательному
г. экспериментальному
Ответ: б.

11. С применением какого подхода проводится исследование трансформации регионального парламентаризма в РФ?
а. интерпретативного
б. исторического
в. разведывательного
г. экспериментального
Ответ: б.

12. В рамках какого подхода изучается влияние каких-либо внешних факторов на объект изучения?
а. интерпретативного
б. исторического
в. разведывательного
г. системного
Ответ: г.

13. Можно ли применить неоинституциональный подход к анализу имиджа политического лидера?
а. да
б. нет.
Ответ: б.

14. К анализу каких политических процессов применим сетевой подход?
а. интернет-ресурсы политических организаций
б. наглядная предвыборная агитация
в. общественно-политические движения
г. национализм
Ответ: а, в.

15. Верно ли утверждение: "Теорией электронного правительства можно объяснить все политические процессы современного общества"?
• Верно
• Неверно
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятию «метод исследования».
Ответ: это совокупность приемов и техник сбора и анализа данных, применяемых в ходе исследования.

2. Какую функцию в научной работе выполняют теоретические основы исследования?
Ответ: исходя из выбранного набора теорий происходит планирование исследования и объяснение полученных результатов.

3. Что включает понятие «новизна исследования»?
Ответ: это положения и выводы научной работы, полученные в ходе исследования лично автором, введенные в оборот новые источники и данные.

4. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования – это …
Ответ: гипотеза исследования.

5. Дайте определение понятию «задачи исследования».
Ответ: это система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования.

6. Что в научных исследованиях понимается под объектом исследования?
Ответ: конкретный фрагмент политического или общественного процесса, где существует изучаемая проблема и который подвергается непосредственному изучению.

7. Какую роль в научной работе выполняет раздел «обоснование актуальности исследования»?
Ответ: актуальность исследования показывает необходимость и важность изучения конкретной темы в данный момент и в данной ситуации, для решения каких-либо проблем, вопросов или задач.

8. Перечислите критерии научности исследования:
Ответ: аналитический характер, четкая формулировка цели и ответ на нее, обзор и анализ различных мнений и суждений, доказательность, научный язык изложения.

9. Дайте определение понятию «цель исследования».
Ответ: основной исследовательский вопрос и конечный научный результат, который хочет достичь исследователь.

10. Что означает объяснительно-аналитический подход к изучению объектов исследования?
Ответ: Исследование направлено на структурированное объяснение изучаемого явления, позволяет делать выводы и обобщения.

11. В чем заключается дедуктивный подход к анализу явлений и процессов?
Ответ: планирование исследования и объяснение явлений на основе теорий и гипотез относительно процессов, которые их произвели

12. В чем заключается индуктивный подход к анализу явлений и процессов?
Ответ: исследование начинается с эмпирического обследования явления и состоит в обобщении и интерпретации полученных эмпирических данных.

13. В чем особенности исследований, выполненных в интерпретативной (понимающей) парадигме?
Ответ: Интерпретативное исследование направлено на понимание - изучение идей и мотивов поведения, формирующихся в контексте культуры, биографий мыслителей или участников политических процессов.

14. Целью какого общенаучного подхода является выяснение взаимосвязей и свойств совокупности объектов, ее роли в обществе или политической сфере?
Ответ: системного.

15. Дайте определение системы.
Ответ: система – это совокупность двух и более взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обладающая общим признаком, которого нет у этих элементов в отдельности.

16. Как называется совокупность документов, данных, фактов, используемая для доказательства авторской позиции?
Ответ: эмпирическая база исследования.

17. На основе каких политологических теорий будет анализироваться имидж губернатора Алтайского края?
Ответ: теорий лидерства, имиджелогии.

18. Какая политологическая теория будет основной при анализе политических ценностей и установок российских школьников?
Ответ: теории политической социализации.

19. Какие политологические теории будут основными при анализе современного состояния российских политических партий?
Ответ: теории политических партий и партийных систем.

20. Какая теория будет основной при анализе влияния информационных технологий на деятельность органов государственной власти?
Ответ: теория информационного общества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Определите вид библиографической ссылки: Т.Б. Шиголакова (Шиголакова, Т.Б. Эффективность государственной молодежной политики в Республике Хакасия / Т.Б. Шиголакова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2016. – Т. 16. – № 1. – С. 163-174) и другие исследуют элементы патриотического воспитания в отдельных национальных республиках СФО.
а. затекстовая
б. внутритекстовая
в. подстрочная
Ответ: б.

2. Определите вид библиографической ссылки: По мнению П. Краточвил и Г. Шахановой (Kratochvíl P., Shakhanova G. The Patriotic Turn and Re-Building Russia’s Historical Memory: Resisting the West, Leading the Post-Soviet East? // Problems of Post-Communism. 2021. Vol.68. №5. P. 442–45), «сопротивление вестернизации постепенно стало ключевым принципом патриотизма в России
а. затекстовая
б. внутритекстовая
в. подстрочная
Ответ: б.

3. Определите вид библиографической ссылки, если она оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части (глав, разделов, частей и т. п.).
а. затекстовая
б. внутритекстовая
в. подстрочная
Ответ:

4. Как называется вид библиографической ссылки, если в тексте работы она обозначается порядковым номером библиографической записи в списке литературы: [2], [34], [78]?
а. затекстовая
б. внутритекстовая
в. подстрочная
Ответ: б.

5. С какого элемента начинается библиографическое описание, если у источника 2 автора?
а. ФИО первого автора
б. ФИО всех авторов
в. название документа
Ответ: а.

6. Верно ли, согласно ГОСТу, оформлена следующая библиографическая запись: Селезнева А.В., Антонов Д.Е. Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 227–241.
а. верно
б. неверно
Ответ: б.

7. Верно ли, согласно ГОСТу, оформлена следующая библиографическая запись: Попков, Ю.В. Современная российская национальная политика: концептуально-целевые основы и опыт реализации (на примере Тувы) / Ю. В. Попков // Новые исследования Тувы. – 2020. – № 3. – С. 253–268.
а. верно
б. неверно
Ответ: а.

8. Выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем?
а. подражание
б. плагиат
в. заимствование
Ответ: б.

9. Каким видом поиска лучше всего пользоваться, чтобы найти толкование термина, встретившегося в тексте документа?
а. поиск контекста
б. поиск по ситуации
в. поиск по словарю
Ответ: в.

10. Каким типом каталога лучше всего пользоваться, чтобы найти работы какого-либо автора?
1. алфавитным
2. предметным
3. каталогом журналов
4. систематическим
Ответ: а.

10. Каким типом каталога лучше всего пользоваться, чтобы найти работы по теме исследования?
1. алфавитным
2. предметным
3. каталогом журналов
4. систематическим
Ответ: б.

11. Какими видами поиска лучше всего пользоваться, чтобы найти работы по теме исследования?
а. поиск по заголовкам
б. поиск по ключевым словам
в. поиск по ситуации
г. поиск по словарю
Ответ: а, б.

12. Верно ли утверждение, что плагиатом является не только прямое заимствование текста, но и заимствование идей без указания их авторства?
а. верно
б. неверно.
Ответ: а.

13. Верно ли, что при наличии у работы 3 авторов, ее библиографическое описание начинается с названия работы?
а. верно
б. неверно.
Ответ: б.

14. Что из перечисленного относится к периодическим изданиям?
а. журнал
б. газета
в. монография
г. учебник
Ответ: а, б.

15. С помощью какого источника можно наиболее точно ответить на вопрос: «Что такое менталитет»?
а. словарь синонимов
б. толковый словарь русского языка
в. словарь молодёжного слэнга
г. монография по данной теме
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. На какие типы делятся библиографические ссылки по их местоположению в тексте работы?
Ответ: затекстовая, внутритекстовая, подстрочная.

2. Как называется вид библиографической ссылки, если она оформляется как сноска внизу страницы текста?
Ответ: подстрочная.

3. Что понимается под плагиатом?
Ответ: выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем.

4. Характеристика информационной базы исследования, означающая соответствие сведений источника характеристикам объекта исследования, –
Ответ: репрезентативность

5. Какая характеристика информационной базы исследования означает соответствие сведений источника реальным политическим событиям?
Ответ: достоверность.

6. По каким принципам может строиться анализ литературы во введении к курсовой работе (ВКР)?
Ответ: хронологическикй, проблемно-хронологический, модель «конуса».

7. Данные каких социологических центров чаще всего используются в политологических исследованиях для характеристики состояния массового сознания?
Ответ: ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр.

8. Перечислите способы поиска литературы для научной работы?
Ответ: в поисковых системах, каталогах библиотек, базах статей, по совету научного руководителя, в списках литературы других работ по теме, в книжных магазинах.

9. Печатная продукция, которая выходит с заявленной издателем периодичностью – это
Ответ: периодическое издание.

10. Где при составлении библиографического списка располагаются источники на иностранных языках:
Ответ: в конце списка.

11. Какой знак ставится в аналитическом описании статьи перед названием журнала?
Ответ: две косые черты (два слеша).

12. Какой знак ставиться в начале библиографического описания между фамилией и инициалами автора?
Ответ: запятая.

13. Как называется Российская научная электронная библиотека?
Ответ: Elibrary.ru

14. Назовите основные международные библиографические и реферативные базы?
Ответ: Web of science, Scopus.

15. В электронных источниках роль выходных данных выполняет …
Ответ: электронный адрес документа.

16. Яндекс, Google, Yahoo – это …
Ответ: поисковые системы.

17. Перечислите виды научных изданий, которые наиболее часто используются как литература в научных политологических исследованиях.
Ответ: монографии, научные статьи.

18. Перечислите виды письменных источников в эмпирической базе политологических исследований.
Ответ: правовые акты и другие официальные документы, работы изучаемых авторов, статистические материалы, материалы социологических опросов, партийные документы, материалы СМИ и информационных агентств, материалы страниц в социальных сетях.

19. Какие источники основными при изучении массового сознания российского общества?
Ответ: материалы социологических опросов

20. Какие источники основными при изучении деятельности органов государственной власти?
Ответ: правовые акты и другие официальные документы, материалы СМИ и информационных агентств, материалы сайтов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В каких случаях необходимо проведение разведывательного исследования?
а. необходима дополнительная информация об объекте
б. сравнить несколько объектов исследования
в. отсутствует информация об объекте
г. нужно описание объекта
Ответ: а, в.

2. К какому типу относится исследование по теме «Отношение жителей Алтайского края к внешней политике России на современном этапе»?
а. описательное
б. разведывательное
в. аналитическое
г. повторное
Ответ: а.

3. Верно ли утверждение: «Сумма частот в секторной диаграмме может быть больше или меньше 100%»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

4. Верно ли утверждение, что плагиатом является не только прямое заимствование текста, но и заимствование идей без указания их авторства?
а. верно
б. неверно.
Ответ: а.

5. Отличительным элементом аналитической записки по результатам эмпирических политологических исследований от научной работы являются
а. Практические рекомендации
б. Таблицы
в. Титульный лист
г. Указание задач исследования
Ответ: а.

6. По какому принципу осуществляется структурирование материала в научной работе?
а. В соответствии с регламентом написания работ
б. По порядку задач исследования
в. По желанию научного руководителя
г. По желанию исследователя
Ответ: б.

7. Какой из перечисленных научных подходов относится к общенаучным?
а. элитистский
б. неоинституциональный
в. биографический
г. системный
Ответ: г.

8. В каком элементе введения указываются сведения об участии исследователя в конференциях по теме работы?
а. обоснование актуальности темы
б. новизна работы
в. апробация
г. практическая значимость.
Ответ: в.

9. Какие задачи решает традиционный (структурно-функциональный) анализ текста:
а. устанавливает достоверность текста
б. характеризует автора текста
в. дает количественные характеристики текста
г. выявляет оценочно-эмоциональную направленность теста
Ответ: а, б.

10. Метод научного исследования, объясняющий какие –либо события или данные через сходство с другими событиями или данными?
а. анализ
б. метод аналогий
в. системный подход
г. экстраполяция
Ответ: б.

11. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «В начале года показатель одобрения деятельности президента был минимален — 64-66% (январь-февраль), но уже в марте рейтинг приблизился к 80%. В последующие месяцы и до настоящего времени он держится на стабильно высоком уровне — 74-79%. По результатам декабрьского опроса, работу главы государства одобряют 74%»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: в.

12. Таблица взаимной сопряженности признаков отличается от перечневой
а. отражением 2 признаков
б. отсутствием внутренней сетки
в. суммированием значений каждой признака по вертикали и горизонтали
г. отражением данных в процентах
Ответ: а, в.

13. Верно ли утверждение: «В интервале 46-60 лет нижнюю границу составляет 46 лет»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

14. Где в курсовой работе (ВКР) располагает табличная база данных или большой массив иллюстраций?
а. по ходу изложения материала
б. перед выводами и рекомендациями
в. в приложении
г. после заключения
Ответ: в.

15. Верно ли утверждение: "В интервале 2016 - 2021 гг. верхней границей является 2016 год"?
• Верно
• Неверно
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Характеристика информационной базы исследования, означающая соответствие сведений источника характеристикам объекта исследования, –
Ответ: репрезентативность

2. Если исследователю необходимо проанализировать степень представленности в объекте двух признаков одновременно, какой тип таблиц он будет использовать?
Ответ: таблицу взаимной сопряженности признаков.

3. Почему следующие данные опроса не могут быть графически представлены секторной диаграммой: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
Ответ: Секторная диаграмма – это круговая диаграмма, сумма значений вариантов признака в которой может быть равна только 100%. В примере респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма их ответов больше 100%.

4. Как называется графическое изображение, в котором высота и ширина серии столбцов иллюстрируют данные по одной или нескольким переменным?
Ответ: столбиковая гистограмма.

5. Каким критериям должно отвечать научное исследование?
Ответ: новизна, доказательность, полнота, научный язык, аналитичность, соответствие современным научным взглядам.

6. На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом» 12,9% школьников 8 класса ответили «да», 26,3% – «скорее да». Среди школьников 10 классов ответы распределились следующим образом: «да» − 14,1%, «скорее да» − 37,8%. Эти данные показывают тенденцию … патриотической идентификации по мере взросления школьников.
Ответ: роста.

7. Как называется совокупность документов, данных, фактов, используемая для доказательства авторской позиции?
Ответ: эмпирическая база исследования.

8. Какая характеристика информационной базы исследования означает соответствие сведений источника реальным политическим событиям?
Ответ: достоверность.

9. По каким принципам может строиться анализ литературы во введении к курсовой работе (ВКР)?
Ответ: хронологическикй, проблемно-хронологический, модель «конуса».

10. Данные каких социологических центров чаще всего используются в политологических исследованиях для характеристики состояния массового сознания?
Ответ: ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр.

11. Перечислите способы поиска литературы для научной работы?
Ответ: в поисковых системах, каталогах библиотек, базах статей, по совету научного руководителя, в списках литературы других работ по теме, в книжных магазинах.

12. Перечислите структурные элементы научной работы.
Ответ: титульный лист, оглавление (содержание), основная часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (при необходимости).

13. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования – это …
Ответ: гипотеза исследования.

14. Дайте определение понятию «задачи исследования».
Ответ: это система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования.

15. Что в программе научных исследованиях понимается под объектом исследования?
Ответ: конкретный фрагмент политического или общественного процесса, где существует изучаемая проблема и который подвергается непосредственному изучению.

16. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать распределение ответов на вопрос об оценке жителями Алтайского края деятельности губернатора?
Ответ: секторная диаграмма, столбиковая гистограмма.

17. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать динамику доверия губернатору Алтайского края за последние 2 года?
Ответ: график, столбиковая гистограмма.

18. Перечислите элементы введения курсовой работы?
Ответ: обоснование актуальности темы исследования; анализ степени ее изученности; объект и предмет работы; цель и задачи работы; хронологические и территориальные рамки (если нужно); описание эмпирической (источниковой) базы исследования; характеристика теоретической базы и методов исследования; определение научной и практической значимости работы; указание ее апробации (если есть); описание структуры работы.

19. Дайте определение понятию «предмет исследования».
Ответ: это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, фиксация и анализ которых особенно значимы для решения задач исследования.

20. В чем состоит главное отличие наблюдения от других методов сбора данных?
Ответ: его невозможно повторить.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7
Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Верно ли утверждение: «Сумма частот в секторной диаграмме может быть больше или меньше 100%»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

2. В какой графической форме представлено описание взаимосвязей признаков объекта?
а. таблица взаимной сопряженности признаков
б. перечневая таблица
в. график
г. сегментная столбиковая гистограмма
Ответ: а.

3. Можно ли использовать секторную диаграмму для представления ответов на вопрос: "В каких из перечисленных видов выборов Вы готовы принять участие?"
а. да
б. нет
Ответ: б.

4. Таблица взаимной сопряженности признаков отличается от перечневой
д. отражением 2 признаков
е. отсутствием внутренней сетки
ж. суммированием значений каждой признака по вертикали и горизонтали
з. отражением данных в процентах
Ответ: а, в.

5. Упорядочивание данных в соответствии с гипотезами исследования - это
а. группировка
б. типологизация
в. интерпретация
г. кодирование
Ответ: б.

5. Отличительным элементом аналитической записки по результатам эмпирических политологических исследований от научной работы являются
а. Практические рекомендации
б. Таблицы
в. Титульный лист
г. Указание задач исследования
Ответ: а.

6. По какому принципу осуществляется структурирование материала в научной работе?
а. В соответствии с регламентом написания работ
б. По порядку задач исследования
в. По желанию научного руководителя
г. По желанию исследователя
Ответ: б.

7. В каком элементе введения указываются сведения об участии исследователя в конференциях по теме работы?
а. обоснование актуальности темы
б. новизна работы
в. апробация
г. практическая значимость.
Ответ: в.

8. Частота - это количество объектов, обладающих определенным признаком, выраженное в ...
а. абсолютных числах
б. процентах
в. долях от 1
Ответ: а.

9. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «В начале года показатель одобрения деятельности президента был минимален — 64-66% (январь-февраль), но уже в марте рейтинг приблизился к 80%. В последующие месяцы и до настоящего времени он держится на стабильно высоком уровне — 74-79%. По результатам декабрьского опроса, работу главы государства одобряют 74%»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: в.

10. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: б.

11. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «Работу правительства одобряют 66% респондентов, не одобряют — 28%, 7% затруднились ответить»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: а.

13. Верно ли утверждение: «В интервале 46-60 лет нижнюю границу составляет 46 лет»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

14. Где в курсовой работе (ВКР) располагает табличная база данных или большой массив иллюстраций?
а. по ходу изложения материала
б. перед выводами и рекомендациями
в. в приложении
г. после заключения
Ответ: в.

15. Верно ли, что практические рекомендации являются обязательным элементом научного курсового прокета?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В каком типе диаграмм сумма частот не может быть больше или меньше 100%»?
Ответ: в секторной.

2. Если исследователю необходимо проанализировать степень представленности в объекте двух признаков одновременно, какой тип таблиц он будет использовать?
Ответ: таблицу взаимной сопряженности признаков.

3. Типологизация – это
Ответ: упорядочивание данных в соответствии с гипотезами исследования.

4. Перечислите структурные элементы научной работы.
Ответ: титульный лист, оглавление (содержание), основная часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения (при необходимости).

5. По какому принципу структурируются результаты исследования в научной работе?
Ответ: в соответствии с последовательностью задач исследования.

6. Чем таблица взаимной сопряженности признаков отличается от перечневой?
Ответ: отражением 2 признаков, суммированием значений каждого признака по вертикали и горизонтали.

7. Количество объектов, обладающих определенным признаком, выраженное в абсолютных числах – это …
Ответ: частота.

8. Какая графическая форма наиболее наглядно показывает динамику признака?
Ответ: график.

9. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «В начале года показатель одобрения деятельности президента был минимален — 64-66% (январь-февраль), но уже в марте рейтинг приблизился к 80%. В последующие месяцы и до настоящего времени он держится на стабильно высоком уровне — 74-79%. По результатам декабрьского опроса, работу главы государства одобряют 74%»?
Ответ: график.

10. Какой элемент отчета по результатам исследования значительно чаще присутствует в аналитической записке, адресованной заказчику исследования, нежели в научном отчете?
Ответ: практические рекомендации.

11. Какой объем должна иметь курсовая работа?
Ответ: 35-40 страниц.

12. Перечислите элементы введения курсовой работы?
Ответ: обоснование актуальности темы исследования; анализ степени ее изученности; объект и предмет работы; цель и задачи работы; хронологические и территориальные рамки (если нужно); описание эмпирической (источниковой) базы исследования; характеристика теоретической базы и методов исследования; определение научной и практической значимости работы; указание ее апробации (если есть); описание структуры работы.

13. Почему следующие данные опроса не могут быть графически представлены графиком: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
Ответ: эти данные характеризуют мнение респондентов на конкретный момент времени, а график показывает данные во временной динамике

14. Почему следующие данные опроса не могут быть графически представлены секторной диаграммой: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
Ответ: Секторная диаграмма – это круговая диаграмма, сумма значений вариантов признака в которой может быть равна только 100%. В примере респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма их ответов больше 100%.

15. Как называется графическое изображение, в котором высота и ширина серии столбцов иллюстрируют данные по одной или нескольким переменным?
Ответ: столбиковая гистограмма.

16. Как называется процедура обобщения эмпирических данных и распределения их по группам?
Ответ: группировка данных.

17. Дайте определение понятию «задачи исследования».
Ответ: это система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования.

18. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать распределение ответов на вопрос об оценке жителями Алтайского края деятельности губернатора?
Ответ: секторная диаграмма, столбиковая гистограмма.

19. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать динамику доверия губернатору Алтайского края за последние 2 года?
Ответ: график, столбиковая гистограмма.

20. Какой тип графического отображения данных будет использовать исследователь, если нужно показать, какова доля участвующих в различных политических мероприятиях, и почему?
Ответ: столбиковую гистограмму, т.к. она может отражать данные, совокупность которых больше 100%, и высота столбцов в ней наглядно демонстрирует соотношение данных по переменной.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ:

1. Имидж современного политика
2. Взаимодействие власти и бизнеса при принятии политических решений
3. Партийная система современной России
4. Политическая элита
5. Политическая элита современной России
6. Пути разрешения политических конфликтов
7. Современные политические идеологии
8. Молодёжные политические организации и движения России
9. Особенности современной политической коммуникации
10. Женщины в современной политике
11. Идеология: современные подходы к пониманию
12. Политическое образования как механизм политической социализации
13. Политическая реклама
14. Отношения России и Казахстана на современном этапе
15. Гражданское общество как элемент современной политики
16. Технологии формирования политического имиджа
17. Молодежь в политике в РФ
18. Приоритетные направления внешней политики РФ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 и 7 семестров зачета, в конце 8 семестра - курсового проекта. Зачеты проводятся в форме защит курсового проекта (6 семестр) или его введения (7 семестр).

СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
1. Введение (обоснование актуальности выбранной темы исследования, характеристика степени ее изученности, объект, предмет, цель, задачи проекта, эмпирическая база, методы исследования, структура работы).
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список использованных источников и литературы, оформленный в соответствии с ГОСТом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом курсовой проект выполнен самостоятельно, своевременно и правильно оформлен. Презентация содержит все необходимые элементы, студент свободно излагает материал и отвечает на дополнительные вопросы аудитории
«Хорошо» (зачтено): студентом курсовой проект написан с подсказкой преподавателя оформлен правильно или с незначительными погрешностями, сдан не в срок. Презентация содержит большинство необходимых элементов, студент свободно излагает материал и отвечает на большинство дополнительных вопросов аудитории.
Удовлетворительно» (зачтено): Студентом курсовой проект написан с подсказкой преподавателя, сдан не в срок. При этом допущены ошибки в оформлении. Презентация подготовлена слабо, студент излагает материал, но не может ответить на дополнительные вопросы аудитории или отвечает на них с затруднениями.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом курсовой проект не выполнен или выполнен частично и с грубыми ошибками, не в срок. Презентация не подготовлена, студент не может обосновать содержание проекта и ответить на дополнительные вопросы аудитории
Приложения
Приложение 1.   УИРС_2022+Пменедж.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ельчанинов В.А. Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология и методика научного познания portal.edu.asu.ru
Э2 Библиотека АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова akunb.altlib.ru
Э4 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э5 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э7 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э8 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э9 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э10 Сайт Центра политических технологий www.politcom.ru
Э11 ЭУМК "УИРС" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения дисциплины студент должен сформировать умения и навыки проектирования, написания и оформления научного исследования. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его информационная и библиографическая культура.
Для успешного освоения дисциплины студент должен:
1. изучить литературу и источники по выбранной теме работы, сформировав у себя представление о композиции изучаемой проблемы;
2. спроектировать собственную научную работу на основе полученных знаний;
3. подготовить и защитить текст курсовой работы;
4. презентовать полученные научные результаты на научных конференциях.
В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области методики и методологии научного исследования;
2. формирования у него умений и навыков работы с каталогами и ресурсами библиотек, иными источниками данных;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков исследовательской работы.