МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политические переговоры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Казанцев Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
Д.полит.н., Профессор, Шашкова Ярослава Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Политические переговоры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Политические переговоры» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с теоретическими и практическими аспектами ведения переговоров, отработать основные навыки по ведению переговоров, сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в научной и практической деятельности. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
ознакомление с теорией ведения политических переговоров;
рассмотрение методик анализа переговоров и переговорных ситуаций;
изучение содержания, видов, форм, стратегий и тактик ведения переговоров;
изучение и освоение соответствующего инструментария ведения переговоров;
формирование навыка применения полученных знания для ведения политических переговоров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности
ОПК-1.1 Владеет общенаучной и политологической терминологией
ОПК-1.2 Применяет современный понятийно-категориальный аппарат социальных и гуманитарных наук в его комплексном контексте (геополитическом, социально-экономическом, куль турно-гуманитарном) и историческом развитии на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке (ах)
ОПК-1.3 Организовывает и устанавливает контакты в ключевых сферах политической деятельности на государственном РФ и иностранном(ых) языке (ах)
ОПК-1.4 Использует основные стратегии, тактические приемы и техники аргументации с целью последовательного выстраивания позиции представляемой стороны
ОПК-1.5 Применяет переговорные технологии и правила медиативного поведения в мультикультурной профессиональной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Владеет общенаучной и политологической терминологией.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.3. Организовывает и устанавливает контакты в ключевых сферах политической деятельности на государственном
РФ и иностранном(ых) языке (ах).
ОПК-1.4. Использует основные стратегии, тактические приемы и техники аргументации с целью последовательного выстраивания позиции представляемой стороны.
ОПК-1.5. Применяет переговорные технологии и правила медиативного поведения в мультикультурной профессиональной
среде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Применяет современный понятийно-категориальный
аппарат социальных и гуманитарных наук в его комплексном
контексте (геополитическом, социально-экономическом, культурно-гуманитарном) и историческом развитии на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке (ах).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Переговоры, консультации, договоренности в политическом процессе
1.1. Переговоры, консультации, договоренности в политическом процессе Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Переговоры, консультации, договоренности в политическом процессе Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Условия проведения политических переговоров Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Национальные стили ведения политических переговоров Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Национальные стили ведения политических переговоров Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3.
3.1. Организация политических переговоров Лекции 5 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Организация политических переговоров Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Организация политических переговоров Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4.
4.1. Аналитическое обеспечение переговоров Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Аналитическое обеспечение переговоров Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Аналитическое обеспечение переговоров Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5.
5.1. Участники переговорного процесса Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Участники переговорного процесса Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.2
5.3. Участники переговорного процесса Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Раздел 2. Структура политических переговоров. Подходы к переговорному процессу
6.1. Структура политических переговоров. Подходы к переговорному процессу Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Структура политических переговоров. Подходы к переговорному процессу Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Структура политических переговоров. Подходы к переговорному процессу Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7.
7.1. Многосторонние переговоры Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.2
7.2. Многосторонние переговоры Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.2
Раздел 8.
8.1. Стратегия ведения переговоров Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Многосторонние переговоры Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Стратегия ведения переговоров Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9.
9.1. Тактические приемы ведения переговоров Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Тактические приемы ведения переговоров Сам. работа 5 5 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10.
10.1. Третья сторона на переговорах Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л1.1
10.2. Третья сторона на переговорах Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.2, Л1.1
10.3. Третья сторона на переговорах Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Раздел 3. Итоги переговоров
11.1. Итоги переговоров Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
11.2. Итоги переговоров Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л1.1
11.3. Итоги переговоров Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2628.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1:
Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Что такое переговоры?
a) Стратегический план действий.
b) Процесс взаимодействия для достижения соглашения.
c) Открытое обсуждение всех личных дел.
d) Оценка производительности.
ОТВЕТ: b

2 Какой из перечисленных ниже элементов НЕ является важным для успешных переговоров?
a) Слушать и понимать сторону соперника.
b) Поддерживать жесткую позицию и не уступать.
c) Генерировать варианты решения проблемы.
d) Устанавливать доверительные отношения.
ОТВЕТ: b

3 Какой тип переговоров включает в себя деловые встречи и обсуждение условий сделок?
a) Коллективные переговоры.
b) Индивидуальные переговоры.
c) Конфликтные переговоры.
d) Торговые переговоры.
ОТВЕТ: d

4 Что означает термин «BATNA» в контексте переговоров?
a) Лучший альтернативный вариант соглашения.
b) Базовая техника анализа переговоров.
c) Подход к соблюдению этики в переговорах.
d) Отказ от дальнейших переговоров.
ОТВЕТ: a

5 Какой стиль переговоров подразумевает сотрудничество и стремление к обоюдному выигрышу?
a) Компетитивный стиль.
b) Партнерский стиль.
c) Компромиссный стиль.
d) Активный стиль.
ОТВЕТ: b

6 Какие из перечисленных ниже факторов могут повлиять на исход переговоров?
a) Время и место проведения переговоров.
b) Предвзятость и предубеждение сторон.
c) Распределение ролей и обязанностей.
d) Все вышеперечисленное.
ОТВЕТ: d

7 Что такое «зона согласия» в контексте переговоров?
a) Место, где проходят переговоры.
b) Документ, оформляющий результаты переговоров.
c) Диапазон значений, в котором стороны могут достичь соглашения.
d) Список всех требований сторон.
ОТВЕТ: c

8 Какой вид власти используется, когда одна сторона в переговорах предлагает альтернативу в случае несогласия?
a) Власть эксперта.
b) Власть ресурсов.
c) Власть легитимности.
d) Власть альтернативы.
ОТВЕТ: d

9 Какие из перечисленных ниже тактик могут использоваться в переговорах?
a) Отсутствие переговоров.
b) Открытое обсуждение.
c) Анализ интересов.
d) Обмен ресурсами.
ОТВЕТ: b

10 Что следует делать перед началом переговоров, чтобы подготовиться к ним?
a) Не готовиться и действовать наобум.
b) Изучить сторону соперника и определить свои интересы и цели.
c) Скрывать информацию и не делать предварительных шагов.
d) Указать условия сразу же, без предварительных действий.
ОТВЕТ: b

11 Какая роль у председателя на переговорах?
a) Принимать окончательное решение без обсуждения с командой.
b) Обеспечивать хорошую атмосферу и следить за процессом переговоров.
c) Скрывать информацию от стороны соперника.
d) Придерживаться своей позиции, не соглашаться на компромисс.
ОТВЕТ: b

12 Какие из перечисленных ниже факторов могут способствовать разрешению конфликтов в переговорах?
a) Скрытие информации и секретность.
b) Отказ от диалога и обсуждения.
c) Взаимное понимание и поиск общих интересов.
d) Усиление конфликта и нарушение доверия.
ОТВЕТ: c

13 Как можно эффективно реагировать на тактику «красной горячей плиты» в переговорах?
a) Воспользоваться той же тактикой в ответ.
b) Игнорировать ее и продолжать диалог.
c) Перейти к другой теме, не отвечая на провокации.
d) Закончить переговоры и уйти.
ОТВЕТ: c

14 Каким образом можно улучшить навыки переговоров?
a) Избегать переговоров, чтобы избежать конфликтов.
b) Учиться на своих ошибках и анализировать прошлые переговоры.
c) Скрывать информацию о своих интересах и целях.
d) Прибегать к агрессивным тактикам для достижения своих целей.
ОТВЕТ: b

15 Какой этап переговоров предшествует фазе открытия?
a) Закрытие
b) Подготовка
c) Завершение
d) Расширение
Ответ: b

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. : Что такое переговоры и почему они играют важную роль в деловой и личной жизни?
Ответ: Переговоры представляют собой процесс взаимодействия между двумя или более сторонами с целью достижения соглашения или решения определенных вопросов. Они важны, потому что позволяют разрешать конфликты, принимать решения, договариваться о сотрудничестве и обеспечивать взаимопонимание между участниками.
2. : Какие основные этапы можно выделить в процессе переговоров?
Ответ: Процесс переговоров обычно включает в себя следующие этапы: подготовка, открытие, выявление интересов, предложения и контрпредложения, обсуждение, согласование и закрытие.
3. : Как важно умение слушать в ходе переговоров, и как это влияет на их успешность?
Ответ: Умение слушать является ключевым аспектом успешных переговоров. Это позволяет понять позиции и интересы другой стороны, проявить уважение к их точке зрения и найти общие решения. Недостаток слушательных навыков может привести к недопониманию и конфликтам.
4. : Какие стратегии можно использовать для решения конфликтов в ходе переговоров?
Ответ: Существует несколько стратегий решения конфликтов в переговорах, такие как сотрудничество, компромисс, конкуренция, избегание и уход от проблемы. Выбор стратегии зависит от конкретной ситуации и целей сторон.
5. : Какие навыки эффективного ведения переговоров можно развить?
Ответ: Навыки эффективных переговоров включают в себя умение задавать открытые вопросы, активное слушание, управление конфликтами, анализ интересов, умение создавать взаимовыгодные решения и убеждение.
6. : Каким образом можно подготовиться к важным переговорам?
Ответ: Подготовка к важным переговорам включает в себя исследование информации о другой стороне, определение собственных целей и интересов, разработку стратегии и плана действий, а также учет возможных альтернатив.
7. : Какие факторы могут влиять на успех переговоров?
Ответ: Успех переговоров зависит от множества факторов, включая уровень подготовки, коммуникацию, эмоциональный интеллект, умение управлять временем и стратегии, выбранные сторонами.
8. : Каким образом можно эффективно управлять конфликтами в ходе переговоров?
Ответ: Управление конфликтами включает в себя умение выявлять и анализировать причины конфликта, находить общие интересы, искать альтернативные решения, использовать техники улаживания конфликтов и поддерживать конструктивный диалог.
9. : Какие особенности существуют в международных переговорах по сравнению с национальными?
Ответ: Международные переговоры обычно характеризуются более сложной динамикой из-за различий в культуре, языке, правовых системах и интересах разных стран. Они требуют большего внимания к дипломатии, международным нормам и учету геополитических факторов.
10. : Каким образом можно избежать ловушек и ошибок в ходе переговоров?
Ответ: Избежать ловушек и ошибок в переговорах можно через осторожную подготовку, активное слушание, анализ собственных предположений и предвзятости, а также постоянное самосознание и готовность к коррекции планов.
11. : Какие средства и технологии могут быть использованы для проведения эффективных онлайн-переговоров?
Ответ: Онлайн-переговоры могут включать в себя использование видеоконференций, специализированных платформ для переговоров, электронных документов для обмена информацией и даже виртуальной реальности для более интерактивного взаимодействия.
12. : Как можно достичь соглашения в сложных и долгосрочных переговорах?
Ответ: Для достижения соглашения в сложных и долгосрочных переговорах важно уметь управлять процессом, устанавливать промежуточные цели, выявлять общие интересы и находить пути решения проблем на всех этапах переговоров.
13. : Как можно оценить результаты переговоров и их влияние на бизнес или личную жизнь?
Ответ: Оценка результатов переговоров включает в себя анализ достигнутых соглашений, сравнение с начальными целями, изучение воздействия на бизнес-процессы или отношения, а также уроки, извлеченные из опыта для будущих переговоров.
14. : Каким образом можно улучшить свои навыки переговоров в профессиональном или личном аспекте?
Ответ: Улучшение навыков переговоров возможно через обучение, тренировку, обратную связь, изучение литературы и практику в реальных ситуациях. Важно также анализировать свой опыт и учиться на ошибках.
15. : Какова роль культурных различий в международных переговорах и как с ними можно справляться?
Ответ: Культурные различия могут повлиять на восприятие времени, коммуникацию, и стиль переговоров. Для справления с ними важно быть культурно чувствительным, изучать особенности культур собеседников и подстраивать свой подход под контекст.
16. : Какие стратегии можно использовать для управления сложными переговорами, где стороны имеют противоположные интересы?
Ответ: Управление сложными переговорами может включать в себя стратегии активного выявления интересов, поиска компромиссных решений, создания дополнительной стоимости и использования третьей стороны в качестве посредника.
17. : Каким образом можно поддерживать открытую и долгосрочную коммуникацию с партнерами после успешных переговоров?
Ответ: Поддержание открытой и долгосрочной коммуникации после успешных переговоров включает в себя регулярное общение, обмен информацией, установление доверительных отношений и выполнение обязательств, взятых на себя во время переговоров.
18. : Каким образом можно разрешить переговоры, если стороны застряли на каком-то этапе и не могут прийти к соглашению?
Ответ: Разрешение застоя в переговорах может потребовать изменения стратегии, предложения альтернативных решений, обращения к общим интересам, использования посредника или прибегания к другим методам разрешения конфликтов.
19. : Как можно избегать манипуляций и давления со стороны партнеров в ходе переговоров?
Ответ: Избегание манипуляций и давления в переговорах возможно через уверенность в своих интересах и альтернативах, ясное выражение своих позиций, а также умение распознавать такие методы и отвечать на них конструктивно.
20. : Каким образом можно совершенствовать свои навыки переговоров на практике и использовать их в повседневной жизни?
Ответ: Совершенствование навыков переговоров на практике возможно через активное участие в различных переговорах, рефлексию, анализ результатов, и постоянное стремление к саморазвитию в области переговоров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамен (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Переговоры, консультации, договоренности в политическом процессе.
2. Цели, функции и аспекты переговоров.
3. Типы переговоров.
4. История переговоров как науки и искусства.
5. Условия (контекст) организации и проведения переговоров.
6. Роль национальных стилей в ведении переговоров, их виды.
7. Этапы процесса переговоров: классификация и особенности.
8. Подготовка к переговорам, ее сущность и содержание.
9. Организационный аспект подготовки к переговорам («переговоры о переговорах»).
10. Структура аналитического аспекта подготовки к переговорам. Интересы сторон.
11. Анализ BATNA, предметное и проблемное поле переговоров: переговорная концепция.
12. Позиция и пропозиция на переговорах. Формулировка вариантов решения переговоров (опции).
13. Методы подготовки к переговорам.
14. Процессуальный аспект подготовки к переговорам.
15. Взаимоотношения, коммуникация, обязательства и установление партнерских (деловых) отношений между сторонами.
16. Участники переговорного процесса, их характеристика.
17. Личностный стиль ведения переговоров: психологический портрет переговорщика, стиль ведения переговоров.
18. Делегация как участник переговоров.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Вопрос: Каким образом третья сторона может помочь в разрешении конфликта на переговорах и какие инструменты она может использовать?
Ответ: Третья сторона, включая посредников и арбитров, может способствовать разрешению конфликта на переговорах путем облегчения коммуникации между сторонами, предоставления нейтральной позиции, а также использования методов медиации и альтернативных способов разрешения конфликта.
2. Вопрос: Какие виды и технологии посреднической деятельности на переговорах могут быть применены для достижения соглашения между сторонами?
Ответ: Для достижения соглашения между сторонами на переговорах могут применяться различные виды посредничества, такие как фасилитация, медиация, арбитраж и консультирование. Эти технологии включают в себя структурирование диалога, помощь в выявлении интересов и поиск компромиссов.
3. Вопрос: Какие этапы проведения политических переговоров включают в себя этап взаимного уточнения позиций?
Ответ: Этап взаимного уточнения позиций на политических переговорах предполагает, что стороны подробно обсуждают свои интересы, требования и ожидания, чтобы лучше понять друг друга и найти общие точки согласия. На этом этапе стороны могут предоставлять информацию и аргументировать свои позиции.
4. Вопрос: Какие приемы ведения дискуссии, техника постановки вопросов и техника аргументации могут быть использованы в ходе переговоров?
Ответ: В ходе переговоров, для успешной дискуссии, стороны могут применять приемы активного слушания, задавать открытые вопросы, использовать рациональные и эмоциональные аргументы, а также стратегии убеждения, основанные на фактах и логике.
5. Вопрос: Какие модели и способы принятия переговорных решений могут быть использованы при разработке обязательств?
Ответ: При разработке обязательств на переговорах стороны могут использовать различные модели, такие как модель «выигрыш-выигрыш», «политика ворот», и способы, такие как определение приоритетов, создание обязательств на основе общих интересов и детализация условий соглашения.
6. Вопрос: Каким образом третья сторона может помочь в разрешении конфликта на переговорах и какие инструменты она может использовать?
Ответ: Третья сторона, включая посредников и арбитров, может способствовать разрешению конфликта на переговорах путем облегчения коммуникации между сторонами, предоставления нейтральной позиции, а также использования методов медиации и альтернативных способов разрешения конфликта.
7. Вопрос: Какие виды и технологии посреднической деятельности на переговорах могут быть применены для достижения соглашения между сторонами?
Ответ: Для достижения соглашения между сторонами на переговорах могут применяться различные виды посредничества, такие как фасилитация, медиация, арбитраж и консультирование. Эти технологии включают в себя структурирование диалога, помощь в выявлении интересов и поиск компромиссов.
8. Вопрос: Какие этапы проведения политических переговоров включают в себя этап взаимного уточнения позиций?
Ответ: Этап взаимного уточнения позиций на политических переговорах предполагает, что стороны подробно обсуждают свои интересы, требования и ожидания, чтобы лучше понять друг друга и найти общие точки согласия. На этом этапе стороны могут предоставлять информацию и аргументировать свои позиции.
9. Вопрос: Какие приемы ведения дискуссии, техника постановки вопросов и техника аргументации могут быть использованы в ходе переговоров?
Ответ: В ходе переговоров, для успешной дискуссии, стороны могут применять приемы активного слушания, задавать открытые вопросы, использовать рациональные и эмоциональные аргументы, а также стратегии убеждения, основанные на фактах и логике.
10. Вопрос: Какие модели и способы принятия переговорных решений могут быть использованы при разработке обязательств?
Ответ: При разработке обязательств на переговорах стороны могут использовать различные модели, такие как модель «выигрыш-выигрыш», «политика ворот», и способы, такие как определение приоритетов, создание обязательств на основе общих интересов и детализация условий соглашения.
11. Вопрос: Как можно управлять переговорами в условиях неравенства сил и как избежать ликвидации переговоров?
Ответ: Управление переговорами в условиях неравенства сил может включать в себя стратегии укрепления своей позиции, поиск дополнительных ресурсов и альтернативных решений. Важно избегать ликвидации переговоров и стремиться к долгосрочным решениям.
12. Вопрос: Какое значение имеет дипломатический протокол, церемониал и этикет в международных переговорах и какие аспекты следует учитывать?
Ответ: Дипломатический протокол, церемониал и этикет играют важную роль в международных переговорах, определяя формат и тон взаимодействия. Следует учитывать правила приема, порядок встреч и обмена подарками, а также соблюдать принципы уважения к культурным особенностям других стран.
13. Вопрос: Какие особенности протокола и этикета дипломатической переписки и речи могут быть важными в международных отношениях?
Ответ: В дипломатической переписке и речи важно соблюдать формальные нормы, использовать уважительные обращения и дипломатический язык, а также следить за точностью и структурой документов и сообщений.
14. Вопрос: Какие особенности протокола и этикета дипломатических встреч, визитов и приемов, а также культуры гостеприимства могут быть важными при ведении международных переговоров?
Ответ: При дипломатических встречах и приемах важно соблюдать порядок протокола, учитывать обычаи и традиции страны-хозяйки, и проявлять уважение к культуре гостеприимства. Эти аспекты могут влиять на атмосферу и успешность переговоров.
15. Вопрос: Какие итоговые документы могут быть созданы после завершения переговоров и как они могут использоваться?
Ответ: После завершения переговоров могут быть созданы различные итоговые документы, такие как протоколы, соглашения, меморандумы и декларации. Эти документы могут использоваться для официального закрепления достигнутых решений и как основа для последующего выполнения обязательств.
16. Вопрос: Каким образом можно проводить анализ прошедших переговоров и какие модели и особенности этого анализа существуют?
Ответ: Для анализа прошедших переговоров можно использовать различные модели, такие как модель SWOT, анализ успешных и неуспешных аспектов, и оценку эффективности стратегий и тактик. Анализ позволяет извлечь уроки и улучшить будущие переговоры.
17. Вопрос: Какие особенности существуют при проведении телефонных переговоров и какие аспекты следует учитывать?
Ответ: Телефонные переговоры имеют свои особенности, такие как отсутствие визуального контакта и могут требовать особой внимательности к коммуникации, ясности выражения мыслей и управлению временем. Эффективные техники и приемы могут быть полезными для успешных телефонных переговоров.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чумиков А.Н. Переговоры – фасилитация – медиация: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2014
Л1.2 Кеннеди Гэвин Переговоры: Полный курс: Учебное пособие ООО "Альпина Паблишер", 2016 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р. И. Мокшанцев Психология переговоров: учеб. пособие М. : ИНФРА-М, 2002 -
Л2.2 Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учеб. пособие для вузов М.: ФОРУМ, 2011 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 Университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э5 ЭУМК Политические переговоры portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

ЭУМК:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6792

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В этом разделе представлены методические рекомендации (далее инструкция) по освоению курса «Политические переговоры» (шифр-108.05, 1 категория: 9 баллов), а также описание его балльно-рейтинговой системы (далее БРС) и некоторых элементов, приведены рекомендации по использованию и по взаимодействую с ними. Пожалуйста, внимательно прочтите инструкцию.

Методические рекомендации по освоению курса. Курс играет важную роль в подготовке студентов по соответствующим направлениям, он представляет собой важную форму человеческого познания, так как знания в области переговоров в политике и бизнесе охватывают все сферы жизни общества, от семьи до государственной политики. Обладание компетенциями в области переговоров – необходимое требование, предъявляемое к современному общественному, политическому деятелю, партийному лидеру, учёному или государственному служащему. Курс тесно связан с такой дисциплиной, как «Конфликтология».

Формы организации обучения: лекции, практические занятия, тесты, самостоятельная работа студентов, иные элементы. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по курсу включает в себя следующие разделы:

✅Интерактивные лекции-презентации знакомят слушателя с информацией по изучаемому вопросу. Освоение курса предполагает решение студентами кейсов на очных практических занятиях, а также их дистанционную работу в Moodle. В первом случае ДО НАЧАЛА ПАРЫ студенты просматривают интерактивные лекции по указанной преподавателем теме, а также список литературы. Студенту до начала занятия важно самостоятельно подготовиться к теме. Затем на практическом занятии обучающиеся под наблюдением преподавателя решают переговорный или иной кейс;
✅Учебная литература по ссылке, рекомендованная в качестве основной и дополнительной источниковой базы по курсу;
✅Каждая тема оснащена литературой и интерактивной презентацией, иными интерактивными элементами. Список практических занятий дан отдельно. Работа на практических занятиях возможна в двух формах: обсуждение темы, если преподаватель видит, что группа не готова или готова недостаточно хорошо; режим деловой игры. Переход в режим деловой игры происходит в том случае, если преподаватель в течение первых 20 минут понимает, что все студенты ориентируются в материале. Почти на каждом практическом занятии или лекции возможен переход к деловой игре! Это зависит от подготовки группы (не одни и те же люди);
✅Знакомство с категориальным аппаратом предмета происходит через использование глоссария;
✅Студенты могут задавать вопросы организационного и содержательного характера в соответствующих интерактивных элементах обратной связи, проводить вебинары и консультации (вебинар, чат, форум и т.д.). Даты консультаций в чатах и вебинарах согласовываются с преподавателем дополнительно, о чем сообщается на форуме или в новостях о курсе. Преподаватель не отвечает в социальных сетях;
✅Перечень вопросов к промежуточной аттестации знаний (для проведения очных зачетов или экзаменов). В случае, если студент до окончания срока освоения дисциплины не набрал необходимого количества баллов, то пересдача становится возможной в следующем учебном году. В исключительных и/или форс-мажорных обстоятельствах, когда студент не набрал требуемого количества баллов, преподавать может предоставить студенту возможность выполнить дополнительные задания в строго оговоренный срок;
✅Перед промежуточной аттестацией знаний предлагается оценить курс по некоторым параметрам. Это позволит в дальнейшем усовершенствовать его, принимая во внимание ваши пожелания. Все анкеты являются АНОНИМНЫМИ! Если вы обнаружили ошибку в курсе, пожалуйста, сообщите об этом преподавателю на форуме или в личные сообщения.