Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Английский язык и Китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_Педобразование_АиК-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Лидия Михайловна
1.1. | Фонетика китайского языка: Цель: овладение произносительной нормой стандартного китайского языка путунхуа Задачи: - постановка произношения - развитие фонетического слуха - ознакомление с китайским фонетических алфавитом пиньинь и правилами транскрибирования - отработка четырёх тонов в различных комбинациях и навыков различения их на слух - формирование готовности к самостоятельной творческой и научной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09 |
ПК-1 | Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач |
ПК-1.1 | Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области |
ПК-1.2 | Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС |
ПК-1.3 | Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2. Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3. Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Структура китайского слога. Основные сведения по фонетике китайского языка. Произносительный аппарат. Фонетическая транскрипция китайского языка. Фонетический алфавит. Сведения о структуре слога китайского языка: финали, инициали, медиали. Понятие тона и классификация тонов. Особенности произношения китайских звуков. | ||||||
1.1. | Структура китайского слога. Основные сведения по фонетике китайского языка. Произносительный аппарат. Фонетическая транскрипция китайского языка. Фонетический алфавит. Сведения о структуре слога китайского языка: финали, инициали, медиали. Понятие тона и классификация тонов. Особенности произношения китайских звуков. | Практические | 2 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Структура китайского слога. Основные сведения по фонетике китайского языка. Произносительный аппарат. Фонетическая транскрипция китайского языка. Фонетический алфавит. Сведения о структуре слога китайского языка: финали, инициали, медиали. Понятие тона и классификация тонов. Особенности произношения китайских звуков. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Начальные согласные звуки (инициали). Классификация инициалей. Различение придыхательных и непридыхательных звуков. Сравнение b – p, d – t, g – k, z – c, zh – ch, j – q. Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных нёбных согласных. Сравнение z – zh, c – ch, s – sh. Сравнение j, q, x. Сравнение z, c, s. Сравнение zh, ch, sh, r. | ||||||
2.1. | Начальные согласные звуки (инициали). Классификация инициалей. Различение придыхательных и непридыхательных звуков. Сравнение b – p, d – t, g – k, z – c, zh – ch, j – q. Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных нёбных согласных. Сравнение z – zh, c – ch, s – sh. Сравнение j, q, x. Сравнение z, c, s. Сравнение zh, ch, sh, r. | Практические | 2 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Начальные согласные звуки (инициали). Классификация инициалей. Различение придыхательных и непридыхательных звуков. Сравнение b – p, d – t, g – k, z – c, zh – ch, j – q. Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных нёбных согласных. Сравнение z – zh, c – ch, s – sh. Сравнение j, q, x. Сравнение z, c, s. Сравнение zh, ch, sh, r. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Слогообразующие гласные (финали). Классификация финалей. Простые финали. Среднеязычные a, o, e, i, u, ü. Передне-язычный i. Ретрофлексная финаль er. Сложные финали: ai, ei, ao, ou; ia, ie, ua, uo, ue; iao, iou, uai, uei. Носовые финали. Переднеязычные носовые финали: an, en, ian, in, uen, uan, üan ün. Заднеязычные носовые финали: ang, eng, iang, ing, ong, ueng, iong, uang. Эризация. Изменение тонов. Нейтральный тон. | ||||||
3.1. | Слогообразующие гласные (финали). Классификация финалей. Простые финали. Среднеязычные a, o, e, i, u, ü. Передне-язычный i. Ретрофлексная финаль er. Сложные финали: ai, ei, ao, ou; ia, ie, ua, uo, ue; iao, iou, uai, uei. Носовые финали. Переднеязычные носовые финали: an, en, ian, in, uen, uan, üan ün. Заднеязычные носовые финали: ang, eng, iang, ing, ong, ueng, iong, uang. Эризация. Изменение тонов. Нейтральный тон. | Практические | 2 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Слогообразующие гласные (финали). Классификация финалей. Простые финали. Среднеязычные a, o, e, i, u, ü. Передне-язычный i. Ретрофлексная финаль er. Сложные финали: ai, ei, ao, ou; ia, ie, ua, uo, ue; iao, iou, uai, uei. Носовые финали. Переднеязычные носовые финали: an, en, ian, in, uen, uan, üan ün. Заднеязычные носовые финали: ang, eng, iang, ing, ong, ueng, iong, uang. Эризация. Изменение тонов. Нейтральный тон. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Раздел 4. Структура слова. Предложение. Ритмическая структура слова. Интонация основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, повелительного. | ||||||
4.1. | Структура слова. Предложение. Ритмическая структура слова. Интонация основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, повелительного. | Практические | 2 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Структура слова. Предложение. Ритмическая структура слова. Интонация основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, повелительного. | Сам. работа | 2 | 13 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПК-1 Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения, и навыки в предметной области при решении профессиональных задач Проверочные материалы: Тесты с закрытым вариантом ответа: 1. Какой из данных звуков являются придыхательными? А. c B. d C. z D. b Правильный ответ: А 2. Какие слоги не являются слогами китайского языка? A. zhong B. zheng C. zhon D. zhen Правильный ответ: С 3. Какие слоги не являются слогами китайского языка? A. wu B. wuai C. wei D. wen Правильный ответ: В 4. Выберите слог с эризацией: А. wan le B. guanxi C. nar D. so ceng Правильный ответ: С 5. Выберите слог с модуляцией третьего тона: А. tā hăo В. Mĕiguó С. wàiyŭ D. wàipó Правильный ответ: В 6. Выберите слог с модуляцией 4 тона: А. bùyào В. jìnlái С. wàipó D. qĭnjìn Правильный ответ: A 7. Выберите пиньинь и проставьте тона в слове «可爱» A. Kĕ’ài B. Shìde C. Hànzi D. Kē’ái Правильный ответ: A 8. В чем заключается специфика изучения фонетики в китайском языке? A. Неординарный артикуляционный уклад; B. Необычная тональная система китайского языка; C. Сверхтрудные звуки китайского языка, отсутствующие в русском языке; D. Все вышеперечисленные варианты Правильный ответ: D 9. Как называется согласный звук, при произнесении которого кончик языка поднимается к твердому небу и немного загибается назад? А. Аффрикативный B. Ретрофлексный C. Апикальный D. Какуминальный. Правильный ответ: D 10. На сколько групп подразделяются согласные в китайском языке? А. 8 B. 5 C. 7 D. 6. Правильный ответ: D 11. Сколько видов собственно вопросительных предложений существует в китайском языке? А. 5 B. 7 C. 9 D. 8. Правильный ответ: C 12. Какой звук является придыхательным? А. n B. p C. d D. m Правильный ответ: B 13. Сколько диалектных групп существует в Китае? А. 3 B. 15 C. 10 D. 50 Правильный ответ: C 14. В каком году был введен пиньинь? А. 1958 B. 1979 C. 1941 D. 2000 Правильный ответ: A 15. Заднеязычным звуком является: A. n B. k C. ng D. T Правильный ответ: C Вопросы с открытым вариантом ответа: 1. Назовите способ романизации путунхуа Правильный ответ: пиньинь 2. В основе путунхуа лежит ____________ диалект. Правильный ответ: пекинский 3. Определите финаль и инициаль в слоге yuan Правильный ответ: у - инициаль, uan - финаль 4. Исправьте ошибки в транскрипции: zuei Правильный ответ: zui 5. Определите финаль и инициаль в слоге wang Правильный ответ: w - инициаль, ang - финаль 6. Официальный литературный китайский язык называется _____ Правильный ответ: Мандарин или путунхуа 7. Сколько тонов выделяют в путунхуа? Правильный ответ: 4 тона и 1 нейтральный (нулевой) 8. Дайте характеристику 3-го тона китайского языка. Правильный ответ: нисходяще-восходящий 9. Дайте характеристику 2-го тона китайского языка. Правильный ответ: восходящий от среднего к высокому 10. Что входит в состав китайского слога? Правильный ответ: инициаль, финаль и тон 11. Исправьте ошибки в транскрипции: wuo Правильный ответ: wo 12. Назовите максимальное число букв, которые могут входить в финаль Правильный ответ: 4 13. Сколько в китайском языке согласных и гласных звуков? Правильный ответ: 21 согласный звук, 6 гласных звуков 14. Чем отличаются звуки b, d, g китайского языка от аналогичных звуков русского языка? Правильный ответ: уровнем звонкости. Китайские звуки - полузвонкие. 15. Какие согласные звуки могут стоять в позиции финалей? Правильный ответ: n, ng, r 16. Какой звук всегда стоит в начале любого китайского слова? Правильный ответ: согласный 17. Что является минимальной фонологической единицей китайского языка? Правильный ответ: фонема 18. Дайте характеристику звука k Правильный ответ: смычно-взрывной 19. Как иначеиназывается музыкальное слогоударение в китайском языке? Правильный ответ: тон 20. Исправьте ошибки в транскрипции: sian Правильный ответ: xian/san |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Задоенко Т.П. | Начальный курс китайского языка : | Москва, 2012 | |
Л1.2 | Селезнева Н.В. | Иностранный язык профильного региона: Китайский язык: Тексты для чтения: учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие | Издательство НГТУ, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Глазунов Д.А. | Китайский язык: прктикум по чтению: учебник | Москва, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Озвученная таблица пиньинь | www.yoyochinese.com | ||
Э2 | Озвученная таблица пиньинь | resources.allsetlearning.com | ||
Э3 | Бесплатная программа для тренировки тонов, сначала идет табличка с тонами по отдельности, потом тоновые пары | www.sinosplice.com | ||
Э4 | Практика тонов | pinyinpractice.com | ||
Э5 | Список фонетически идентичных иероглифов | www.hanzicraft.com | ||
Э6 | он-лайн курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Фонетика китайского языка: Цель: овладение произносительной нормой стандартного китайского языка путунхуа Задачи: - постановка произношения - развитие фонетического слуха - ознакомление с китайским фонетических алфавитом пиньинь и правилами транскрибирования - отработка четырёх тонов в различных комбинациях и навыков различения их на слух - формирование готовности к самостоятельной творческой и научной деятельности Разделы: Раздел 1. Структура китайского слога. Основные сведения по фонетике китайского языка. Произносительный аппарат. Фонетическая транскрипция китайского языка. Фонетический алфавит. Сведения о структуре слога китайского языка: финали, инициали, медиали. Понятие тона и классификация тонов. Особенности произношения китайских звуков. Раздел 2. Начальные согласные звуки (инициали). Классификация инициалей. Различение придыхательных и непридыхательных звуков. Сравнение b – p, d – t, g – k, z – c, zh – ch, j – q. Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных нёбных согласных. Сравнение z – zh, c – ch, s – sh. Сравнение j, q, x. Сравнение z, c, s. Сравнение zh, ch, sh, r. Раздел 3. Слогообразующие гласные (финали). Классификация финалей. Простые финали. Среднеязычные a, o, e, i, u, ü. Передне-язычный i. Ретрофлексная финаль er. Сложные финали: ai, ei, ao, ou; ia, ie, ua, uo, ue; iao, iou, uai, uei. Носовые финали. Переднеязычные носовые финали: an, en, ian, in, uen, uan, üan ün. Заднеязычные носовые финали: ang, eng, iang, ing, ong, ueng, iong, uang. Эризация. Изменение тонов. Нейтральный тон. Раздел 4. Структура слова. Предложение. Ритмическая структура слова. Интонация основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, повелительного. Методические рекомендации: Лабораторная работа, во время которой развивается интуиция, формируется профессиональный подход к принятию самостоятельных решений, составляет суть процесса обучения. Содержание каждой лабораторной работы имеет следующую структуру: краткое формирование цели работы, развернутое задание на выполнение работы, подведение итогов. В задании на каждую лабораторную работу сформулирован перечень вопросов, подлежащих изучению. Контрольные вопросы служат для проверки подготовки обучающихся к выполнению заданной работы и оценки степени освоения материала после ее проведения. Время, отводимое для выполнения каждой лабораторной работы, неодинаково и определяется тематическим планом учебных занятий. Студент должен выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих лабораторных работ и практических занятий; знать, что после выполнения работы, студенты должны представить отчет, с обсуждением полученных результатов и выводов. Самостоятельная работа Правильная организация самостоятельной работы зависит прежде всего от ее вида или формы, которые могут включать подготовку студента к текущим аудиторным занятиям, выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, самостоятельное изучение той или иной темы курса, подготовку к контрольной работе или коллоквиуму; подготовку к зачету или экзамену, выполнение курсовой работы или проекта, участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах, выполнение лабораторной работы и т.д. Разумеется, такое разнообразие форм и видов самостоятельной работы требует дифференцированного подхода, который может быть обеспечен обращением к конкретным методическим рекомендациям по каждому виду работы. Экзамен Экзамен проводится в конце изучения курса в соответствии с расписанием, составленным деканатом. До экзамена допускаются студенты, набравшие в ходе изучения курса контрольный балл. Студентам, не набравшим необходимое число баллов предлагаются дополнительные задания. В начале экзамена студентам предлагается выбрать билет. Билеты раскладываются на столе экзаменатора лицевой стороной вниз. Время, отводимое на подготовку, составляет 30 минут. В зависимости от качества студенческого ответа экзаменатор оставляет за собой право задавать дополнительные вопросы по всем разделам курса. |