МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фонетика китайского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык и Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_АиК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Препод., Чжан Юньфэй;Препод., Вощилина А.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фонетика китайского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Лидия Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 22.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Дмитриева Лидия Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Фонетика китайского языка:
Цель: овладение произносительной нормой стандартного китайского языка путунхуа
Задачи:
- постановка произношения
- развитие фонетического слуха
- ознакомление с китайским фонетических алфавитом пиньинь и правилами транскрибирования
- отработка четырёх тонов в различных комбинациях и навыков различения их на слух
- формирование готовности к самостоятельной творческой и научной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает структуру, состав и
дидактические единицы предметной
области.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет осуществлять отбор
учебного содержания для его
реализации в различных формах
обучения в соответствии с
требованиями ФГОС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Демонстрирует умение
разрабатывать различные формы
учебных занятий, применять методы,
приемы и технологии обучения, в том
числе информационные.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Структура китайского слога. Основные сведения по фонетике китайского языка. Произносительный аппарат. Фонетическая транскрипция китайского языка. Фонетический алфавит. Сведения о структуре слога китайского языка: финали, инициали, медиали. Понятие тона и классификация тонов. Особенности произношения китайских звуков.
1.1. Структура китайского слога. Основные сведения по фонетике китайского языка. Произносительный аппарат. Фонетическая транскрипция китайского языка. Фонетический алфавит. Сведения о структуре слога китайского языка: финали, инициали, медиали. Понятие тона и классификация тонов. Особенности произношения китайских звуков. Практические 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Структура китайского слога. Основные сведения по фонетике китайского языка. Произносительный аппарат. Фонетическая транскрипция китайского языка. Фонетический алфавит. Сведения о структуре слога китайского языка: финали, инициали, медиали. Понятие тона и классификация тонов. Особенности произношения китайских звуков. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Начальные согласные звуки (инициали). Классификация инициалей. Различение придыхательных и непридыхательных звуков. Сравнение b – p, d – t, g – k, z – c, zh – ch, j – q. Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных нёбных согласных. Сравнение z – zh, c – ch, s – sh. Сравнение j, q, x. Сравнение z, c, s. Сравнение zh, ch, sh, r.
2.1. Начальные согласные звуки (инициали). Классификация инициалей. Различение придыхательных и непридыхательных звуков. Сравнение b – p, d – t, g – k, z – c, zh – ch, j – q. Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных нёбных согласных. Сравнение z – zh, c – ch, s – sh. Сравнение j, q, x. Сравнение z, c, s. Сравнение zh, ch, sh, r. Практические 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Начальные согласные звуки (инициали). Классификация инициалей. Различение придыхательных и непридыхательных звуков. Сравнение b – p, d – t, g – k, z – c, zh – ch, j – q. Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных нёбных согласных. Сравнение z – zh, c – ch, s – sh. Сравнение j, q, x. Сравнение z, c, s. Сравнение zh, ch, sh, r. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Слогообразующие гласные (финали). Классификация финалей. Простые финали. Среднеязычные a, o, e, i, u, ü. Передне-язычный i. Ретрофлексная финаль er. Сложные финали: ai, ei, ao, ou; ia, ie, ua, uo, ue; iao, iou, uai, uei. Носовые финали. Переднеязычные носовые финали: an, en, ian, in, uen, uan, üan ün. Заднеязычные носовые финали: ang, eng, iang, ing, ong, ueng, iong, uang. Эризация. Изменение тонов. Нейтральный тон.
3.1. Слогообразующие гласные (финали). Классификация финалей. Простые финали. Среднеязычные a, o, e, i, u, ü. Передне-язычный i. Ретрофлексная финаль er. Сложные финали: ai, ei, ao, ou; ia, ie, ua, uo, ue; iao, iou, uai, uei. Носовые финали. Переднеязычные носовые финали: an, en, ian, in, uen, uan, üan ün. Заднеязычные носовые финали: ang, eng, iang, ing, ong, ueng, iong, uang. Эризация. Изменение тонов. Нейтральный тон. Практические 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Слогообразующие гласные (финали). Классификация финалей. Простые финали. Среднеязычные a, o, e, i, u, ü. Передне-язычный i. Ретрофлексная финаль er. Сложные финали: ai, ei, ao, ou; ia, ie, ua, uo, ue; iao, iou, uai, uei. Носовые финали. Переднеязычные носовые финали: an, en, ian, in, uen, uan, üan ün. Заднеязычные носовые финали: ang, eng, iang, ing, ong, ueng, iong, uang. Эризация. Изменение тонов. Нейтральный тон. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Структура слова. Предложение. Ритмическая структура слова. Интонация основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, повелительного.
4.1. Структура слова. Предложение. Ритмическая структура слова. Интонация основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, повелительного. Практические 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Структура слова. Предложение. Ритмическая структура слова. Интонация основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, повелительного. Сам. работа 2 13 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1 Способен
осваивать и
использовать
теоретические знания
и практические
умения, и навыки в
предметной области
при решении
профессиональных
задач

Проверочные материалы:
Тесты с закрытым вариантом ответа:
1. Какой из данных звуков являются придыхательными?
А. c B. d C. z D. b
Правильный ответ: А
2. Какие слоги не являются слогами китайского языка?
A. zhong B. zheng C. zhon D. zhen
Правильный ответ: С
3. Какие слоги не являются слогами китайского языка?
A. wu B. wuai C. wei D. wen
Правильный ответ: В
4. Выберите слог с эризацией:
А. wan le B. guanxi C. nar D. so ceng
Правильный ответ: С
5. Выберите слог с модуляцией третьего тона:
А. tā hăo В. Mĕiguó С. wàiyŭ D. wàipó
Правильный ответ: В
6. Выберите слог с модуляцией 4 тона:
А. bùyào В. jìnlái С. wàipó D. qĭnjìn
Правильный ответ: A
7. Выберите пиньинь и проставьте тона в слове «可爱»
A. Kĕ’ài B. Shìde C. Hànzi D. Kē’ái
Правильный ответ: A
8. В чем заключается специфика изучения фонетики в китайском языке?
A. Неординарный артикуляционный уклад;
B. Необычная тональная система китайского языка;
C. Сверхтрудные звуки китайского языка, отсутствующие в русском языке;
D. Все вышеперечисленные варианты
Правильный ответ: D
9. Как называется согласный звук, при произнесении которого кончик языка поднимается к твердому небу и немного загибается назад?
А. Аффрикативный B. Ретрофлексный C. Апикальный D. Какуминальный.
Правильный ответ: D
10. На сколько групп подразделяются согласные в китайском языке?
А. 8 B. 5 C. 7 D. 6.
Правильный ответ: D
11. Сколько видов собственно вопросительных предложений существует в китайском языке?
А. 5 B. 7 C. 9 D. 8.
Правильный ответ: C
12. Какой звук является придыхательным?
А. n B. p C. d D. m
Правильный ответ: B
13. Сколько диалектных групп существует в Китае?
А. 3 B. 15 C. 10 D. 50
Правильный ответ: C
14. В каком году был введен пиньинь?
А. 1958 B. 1979 C. 1941 D. 2000
Правильный ответ: A
15. Заднеязычным звуком является:
A. n B. k C. ng D. T
Правильный ответ: C

Вопросы с открытым вариантом ответа:
1. Назовите способ романизации путунхуа
Правильный ответ: пиньинь
2. В основе путунхуа лежит ____________ диалект.
Правильный ответ: пекинский
3. Определите финаль и инициаль в слоге yuan
Правильный ответ: у - инициаль, uan - финаль
4. Исправьте ошибки в транскрипции: zuei
Правильный ответ: zui
5. Определите финаль и инициаль в слоге wang
Правильный ответ: w - инициаль, ang - финаль
6. Официальный литературный китайский язык называется _____
Правильный ответ: Мандарин или путунхуа
7. Сколько тонов выделяют в путунхуа?
Правильный ответ: 4 тона и 1 нейтральный (нулевой)
8. Дайте характеристику 3-го тона китайского языка.
Правильный ответ: нисходяще-восходящий
9. Дайте характеристику 2-го тона китайского языка.
Правильный ответ: восходящий от среднего к высокому
10. Что входит в состав китайского слога?
Правильный ответ: инициаль, финаль и тон
11. Исправьте ошибки в транскрипции: wuo
Правильный ответ: wo
12. Назовите максимальное число букв, которые могут входить в финаль
Правильный ответ: 4
13. Сколько в китайском языке согласных и гласных звуков?
Правильный ответ: 21 согласный звук, 6 гласных звуков
14. Чем отличаются звуки b, d, g китайского языка от аналогичных звуков русского языка?
Правильный ответ: уровнем звонкости. Китайские звуки - полузвонкие.
15. Какие согласные звуки могут стоять в позиции финалей?
Правильный ответ: n, ng, r
16. Какой звук всегда стоит в начале любого китайского слова?
Правильный ответ: согласный
17. Что является минимальной фонологической единицей китайского языка?
Правильный ответ: фонема
18. Дайте характеристику звука k
Правильный ответ: смычно-взрывной
19. Как иначеиназывается музыкальное слогоударение в китайском языке?
Правильный ответ: тон
20. Исправьте ошибки в транскрипции: sian
Правильный ответ: xian/san
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Задоенко Т.П. Начальный курс китайского языка : Москва, 2012
Л1.2 Селезнева Н.В. Иностранный язык профильного региона: Китайский язык: Тексты для чтения: учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глазунов Д.А. Китайский язык: прктикум по чтению: учебник Москва, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Озвученная таблица пиньинь www.yoyochinese.com
Э2 Озвученная таблица пиньинь resources.allsetlearning.com
Э3 Бесплатная программа для тренировки тонов, сначала идет табличка с тонами по отдельности, потом тоновые пары www.sinosplice.com
Э4 Практика тонов pinyinpractice.com
Э5 Список фонетически идентичных иероглифов www.hanzicraft.com
Э6 он-лайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Фонетика китайского языка:
Цель: овладение произносительной нормой стандартного китайского языка путунхуа
Задачи:
- постановка произношения
- развитие фонетического слуха
- ознакомление с китайским фонетических алфавитом пиньинь и правилами транскрибирования
- отработка четырёх тонов в различных комбинациях и навыков различения их на слух
- формирование готовности к самостоятельной творческой и научной деятельности

Разделы:
Раздел 1. Структура китайского слога.
Основные сведения по фонетике китайского языка.
Произносительный аппарат. Фонетическая транскрипция китайского языка. Фонетический алфавит. Сведения о структуре слога китайского языка: финали, инициали, медиали. Понятие тона и классификация тонов. Особенности произношения китайских звуков.

Раздел 2. Начальные согласные звуки (инициали).
Классификация инициалей. Различение придыхательных и непридыхательных звуков. Сравнение b – p, d – t, g – k, z – c, zh – ch, j – q.
Различение смычно-фрикативных альвеолярных переднеязычных согласных и смычно-фрикативных корональных нёбных согласных. Сравнение z – zh, c – ch, s – sh.
Сравнение j, q, x. Сравнение z, c, s. Сравнение zh, ch, sh, r.

Раздел 3. Слогообразующие гласные (финали).
Классификация финалей. Простые финали. Среднеязычные a, o, e, i, u, ü. Передне-язычный i. Ретрофлексная финаль er.
Сложные финали: ai, ei, ao, ou; ia, ie, ua, uo, ue; iao, iou, uai, uei.
Носовые финали. Переднеязычные носовые финали: an, en, ian, in, uen, uan, üan ün.
Заднеязычные носовые финали: ang, eng, iang, ing, ong, ueng, iong, uang.
Эризация. Изменение тонов. Нейтральный тон.

Раздел 4. Структура слова. Предложение.
Ритмическая структура слова. Интонация основных коммуникативных типов предложения: повествовательного, вопросительного, повелительного.

Методические рекомендации:
Лабораторная работа, во время которой развивается интуиция, формируется профессиональный подход к принятию самостоятельных решений, составляет суть процесса обучения. Содержание каждой лабораторной работы имеет следующую структуру: краткое формирование цели работы, развернутое задание на выполнение работы, подведение итогов.
В задании на каждую лабораторную работу сформулирован перечень вопросов, подлежащих изучению. Контрольные вопросы служат для проверки подготовки обучающихся к выполнению заданной работы и оценки степени освоения материала после ее проведения. Время, отводимое для выполнения каждой лабораторной работы, неодинаково и определяется тематическим планом учебных занятий. Студент должен выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих лабораторных работ и практических занятий; знать, что после выполнения работы, студенты должны представить отчет, с обсуждением полученных результатов и выводов.
Самостоятельная работа
Правильная организация самостоятельной работы зависит прежде всего от ее вида или формы, которые могут включать подготовку студента к текущим аудиторным занятиям, выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, самостоятельное изучение той или иной темы курса, подготовку к контрольной работе или коллоквиуму; подготовку к зачету или экзамену, выполнение курсовой работы или проекта, участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах, выполнение лабораторной работы и т.д.
Разумеется, такое разнообразие форм и видов самостоятельной работы требует дифференцированного подхода, который может быть обеспечен обращением к конкретным методическим рекомендациям по каждому виду работы.
Экзамен
Экзамен проводится в конце изучения курса в соответствии с расписанием, составленным деканатом.
До экзамена допускаются студенты, набравшие в ходе изучения курса контрольный балл.
Студентам, не набравшим необходимое число баллов предлагаются дополнительные задания.
В начале экзамена студентам предлагается выбрать билет. Билеты раскладываются на столе экзаменатора лицевой стороной вниз.
Время, отводимое на подготовку, составляет 30 минут.
В зависимости от качества студенческого ответа экзаменатор оставляет за собой право задавать дополнительные вопросы по всем разделам курса.