МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы общей психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильСемейная психология и педагогика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_СПиП-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 285
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 4 10 6
Практические 8 8 8 16 8
Сам. работа 198 198 87 285 198
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 216 216 108 9 324 225

Программу составил(и):
проф.психол.н., Доктор, Каширский Д.В.;к.психол.н., Доцент, Трофимова Ю.В.

Рецензент(ы):
канд.психол. наук, доцент, Кузьмина А.С.

Рабочая программа дисциплины
Основы общей психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. психол. наук, доцент Кузьмина А.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд. психол. наук, доцент Кузьмина А.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает характеристики и особенности применения психолого педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет выбирать и применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека
- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
3.2.Уметь:
3.2.1.- практически применять основные психодиагностические методики умственного и личностного развития для различных возрастных групп;
- описывать результаты психодиагностического обследования
-устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально- демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Общие представления о психологии как науке. Становление предмета научной психологии Лекции 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками Сам. работа 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Анализ методов психологии Сам. работа 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Сам. работа 1 9 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Мозговая организация психики. Современные представления о психических функциях Практические 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 1 3 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Речь и межполушарная асимметрия Сам. работа 1 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.11. Общее понятие о психологической деятельности. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Сам. работа 1 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.12. Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения Сам. работа 1 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.13. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 1 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.14. Сознание как высшая форма психики человека. Сознание как функциональная система Анализ психологической структуры сознания. Лекции 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.15. Состояния сознания.Сознательное и бессознательное. Самосознание человека. Психологический анализ «Я-концепции». Уровни и единицы самосознания Сам. работа 1 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Психические процессы и их проявление жизнедеятельности человека
2.1. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Практические 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Основные свойства восприятия. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти. Определение памяти. Краткая история развития представлений о памяти. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Понятие внимания как психического процесса. Физиологические основы внимания. Общее представление о внимании. Основные подходы к его изучению и теории. Развитие внимания. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Общее представление о мышлении. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Характеристика основных мыслительных операций. Формирование понятий. Логика как наука о мышлении. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление. Роль мышле­ния в прогнозировании. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Язык и речь: основные единицы языка. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Восприятие и понимание речи. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Личность как объект психологического познания в деятельности психолога
3.1. Понятие характера. Место характера в общей структуре личности. Лекции 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Характерология К. Юнга. Социальные типы по Э. Фромму. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Способности и мозг.Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.Основные современные концепции творчества и одарённости. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.5. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния. Психология мотивация
4.1. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Изучение отдельных видов мотивации. Мотивация достижения, подходы к ее изучению. Мотивация власти. Мотивация учения.Изучение отдельных видов мотивации. Потребность в общении и мотивация аффиляции. Мотивация оказания помощи. Мотивация асоциального поведения. Практические 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н.Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования. Виды и функции мотивов в деятельностном подходе. Смысл мотива как источник его побудительной силы. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций. Сам. работа 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Эмоции в регуляции деятельности. Закономерности развития регулирующей функции эмоций. Практические 1 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Чувства и настроения, их психологическая характеристика.Эмоциональные состояния. Тревога и страх. Совладание с негативными эмоциями Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.7. Методы психологического изучения эмоциональных процессов. Влияние эмоций на познавательные процессы и исполнительную деятельность. Исследования выражения эмоций. Экспрессивная сторона личности. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.9. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Сам. работа 1 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.10. Современные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х.Хекхаузена и Л.С.Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Психология социальных групп и межличностных отношений
5.1. Социально психологическая малых социальных групп. Структура социальной группы. Управляющее звено. Феномены лидерства и руководства. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.3, Л1.2
5.2. Социально-психологические феномены возникающие в малых социальных группах. Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.3, Л1.2
5.3. Большие социальные группы. Психология массового стихийного поведения Сам. работа 1 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.4, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9942

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Примеры заданий закрытого типа:
Вопрос 1: Что из представленного является характеристикой сознания?
А. высший уровень психического отражения окружающей действительности
Б. специализированное органическое устройство
В. приобретенная реакция организма
Г. совокупность умственных способностей
Ответ А.
Вопрос 2: Какое понятие является синонимом термина «самонаблюдение»?
А. интроверсия
Б. интроспекция
В. интроекция
Г. интеграция
Ответ Б.
Вопрос 3: Что собой представляет система неречевых символов, знаков, жестов, используемая представителями данной культуры для коммуникации?
А. невербальный язык
Б. вербальный язык
В. устная речь
Г. письменная речь
Ответ А.
Вопрос 4. Что выступает объективным биологическим признаком возникновения психики?
А. центральная нервная система
Б. чувствительность
В. раздражимость
Г. ганглионарная нервная система
Ответ Б.
Вопрос 5. Как называют метод получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ними?
А. наблюдение
Б. эксперимент
В. тестирование
Г. самонаблюдение
Ответ А.
Вопрос 6: Каковы основные виды сознания человека?
А. детское и взрослое
Б. нормальное и аномальное
В. сформированное и несформированное
Г. индивидуальное и коллективное
Ответ: Г
Вопрос 7: Что относится к проявлению «бессознательного» в человеческой психике?
А. сновидения
Б. воспоминания
В. фантазии
Г. мечты
Ответ: А
Вопрос 8. Какое научное направление отвергает наличие внутренней мотивации?
А. Бихевиоризм
Б. Психоанализ
В. Гештальтпсихология
Г. Гуманистическая психология
Ответ: А
Вопрос 9. В концепции какого исследователя самоактуализация рассматривается как основной мотивационный фактор?
А. К. Роджерса
Б. З. Фрейда
В. А.Н. Леонтьева
Г. К. Макклеланда
Вопрос 10. Что можно рассматривать как простейшую, врожденную форму эмоционального реагирования?
А. собственно эмоции
Б. настроение
В. чувства
Г. ощущения
Ответ: А.
Вопрос 11: Как называют устойчивое переживание каких-либо эмоций?
А. настроение
Б. потребность
В. самочувствие
Г. аффект
Ответ: А
Вопрос 12: Что из перечисленного относят к познавательным психическим процессам?
А. направленность
Б. темперамент
В. настроение
Г. воображение
Ответ: Г
Вопрос 13: Одним из важных свойств восприятия является:
А. предметность
Б. абстрактность
В. конформность
Г. иерархичность
Ответ: А
Вопрос 14: Какое свойство человека, обусловлено биологическими факторами?
А. задатки
Б. лидерство
В. нравственность
Г. гуманность
Ответ: А
Вопрос 15: Как называют индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности?
А. черты характера
Б. особенности темперамента
В. направленность
Г. способности
Ответ: А
Вопрос 16: Традиционно выделяемые виды темперамента в психологии:
А. интроверт, экстраверт
Б. эндоморфный, экзоморфный
В. атлетик, пикник, астеник
Г. холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик
Ответ: Г
Вопрос 17. Как называется в концепции Л.С. Выготского процесс превращения внешнего разделенного действия во внутреннюю психологическую функцию?
А. интеграция;
Б. индивидуализация;
В. интериоризация.
Г. экстериоризация
Ответ: В.
Вопрос 18. Как называется вид памяти, обеспечивающий запоминание и воспроизведение информации, необходимой в текущей деятельности?
А. генетическая
Б. оперативная
В. кратковременная
Г. долговременная
Ответ: Б.
Вопрос 19. Как называют психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость ситуации для человека?
А. эмоции
Б. волевые процессы
В. мотивы
Г. познавательные процессы
Ответ: А
Вопрос 20. Согласно А. Маслоу на вершине пирамиды человеческих потребностей находится:
А. потребность в любви
Б. потребность в самоуважении
В. потребность в безопасности
Г. потребность в самоактуализации.
Ответ: А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
Вопрос 1: Дайте определение понятию «психика»
Ответ: Психика – это субъективный (активный, личностный, пристрастный, идеальный, вторичный) образ объективного мира, существующий в отношениях и взаимодействии, в единстве телесного и духовного, физиологического и социального, субъекта и объекта
Вопрос 2: Как в науке называется допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на биотические (необходимые для поддержания жизни) раздражители?
Ответ: Раздражимость
Вопрос 3: Раскройте понятие «сознание».
Ответ: Сознание - это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности
Вопрос 4: Этим понятием К. Юнг называл носитель всеобщих универсальных форм опыта и поведения, сложившихся в филогенезе и передающихся по наследству с помощью архетипов. Что это за понятие?
Вопрос 5. По мнению Б.В. Зейгарник, мы лучше и дольше помним какую-либо работу, если она – ...? Поясните, что понимается под Эффектом Зейгарник.
Ответ: осталась незаконченной. Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
Вопрос 6. Какое эмоциональное состояние характеризуют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями?
Ответ: Аффект
Вопрос 7. Какие чувства и эмоции отражает фраза «Вешать голову (нос)»?
Ответ: расстраиваться, приходить в уныние, отчаяние, испытывать душевное волнение.
Ответ: Коллективное бессознательное
Вопрос 8: Перечислите основные функции психики
Ответ: Регуляция поведения, отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма
Вопрос 9: В процессе эволюции живых существ появляется новый уровень психического отражения, связанный с жизнью в человеческом обществе. Как этот уровень отражения называется?
Ответ: Сознание
Вопрос 10: Перечислите стадии развития психики в концепции А.Н. Леонтьева
Ответ: стадия сенсорного развития психики, стадия перцептивного развития, стадия элементарного интеллекта, сознание.
Вопрос 11: Что, по мнению А.Н. Леонтьева, является критерием появления зачатков психики у живых организмов?
Ответ: наличие чувствительности
Вопрос 12. Укажите, как принято называть состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в ситуации непреодолимого препятствия или угрозы для благополучия личности?
Ответ: фрустрация
Вопрос 13. Определите, какая закономерность ощущений проявляются в следующей ситуации «После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи». Назовите эту закономерность.
Ответ: Сенсибилизация
Вопрос 14. Определите, какая закономерность ощущений проявляются в следующей ситуации «Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как красный цвет, звук флейты – синий.». Назовите эту закономерность.
Ответ: Синестезия
Вопрос 15. Какое свойство внимания обнаруживается в примере «Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по преданию, мог делать одновременно 7 не связанных между собою дел». Назовите это свойство
Ответ: Распределение внимания
Вопрос 16. Какая мыслительная операция проявляются в ситуации «Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план ее». Назовите эту операцию.
Ответ: Анализ
Вопрос 17. Определите, к какой категории эмоциональных явлений относятся переживания, проявляющиеся в данной ситуации «В условиях аварийной ситуации у оператора Ч. наблюдается учащенное мигание, сухость во рту, усиленная двигательная активность, напряженность голоса, блокирование процесса восприятия: Ч. слушает и не слышит, смотрит и не видит. Объем восприятия узок, показания приборов воспринимаются с ошибками, мыслительная деятельность заметно затруднена. Нарушается инструкция об определенном порядке действий»?
Ответ: Стресс
Вопрос 18. Отметьте слова, которые обозначают характер: Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, речистость
Ответ: Трудолюбие, настойчивость, находчивость, сообразительность, наблюдательность.
Вопрос 19. Определите тип акцентуации характера в следующей ситуации «Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих».
Ответ: демонстративный тип акцентуации
Вопрос 20. Определите, какой тип темперамента лежат в основе следующего поведения: «Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседания на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью»?
Ответ: меланхоличный тип темперамента

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета.
Зачет проходит в форме задания. Необходимо составить блок-схему, систематизируя изученный материал в рамках дисциплины.
Блок-схема — это диаграмма, визуализирующая систему понятий дисциплины и связи между ними, для систематизации полученной системы знаний. В блок-схеме важно выделить центральные понятия, значимость и связи между изученными понятиями, процессами, закономерностями. Символы и способы изображения связанности изученного материала необходимо разработать самостоятельно. Для полноты построения блок-схемы, студентам рекомендовано ознакомиться с вопросами к зачету.

Вопросы к зачету:
1. Психология как наука. Этапы становления психологии. Место психологии в системе наук.
2. Классификация психических явлений и их характеристика.
3. Психика: определение, функции психики.
4. Сознание: определение, основные характеристики сознания, предпосылки возникновения сознания у человека. Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву
5. Житейская и научная психология
6. Методы психологии: наблюдение, эксперимент
7. Методы психологии: беседа, опрос, тест, анализ продуктов деятельности
8. История развития психологии: этапы становления психологической мысли
9. Теория деятельности А.Н. Леонтьева
10. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского
11. Классификация психических явлений и их характеристика.
12. Общая психологическая характеристика деятельности. Мотивы и цели поведения человека.
13. Мозг и сознание: локализация психических функций.
14. Мозг как функциональная система. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.
15. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Значение психических процессов, состояний, свойств и образований.
16. Процессы памяти. Узнавание и воспроизведение. Воспроизведение и воспоминание.
17. Законы и эффекты памяти. Продуктивность памяти и учет причин, влияющих на ее продуктивность.
18. Сущность и характеристика памяти. Виды и закономерности памяти.
19. Законы и эффекты памяти, их значение в решении служебно-оперативных задач. Продуктивность памяти и учет причин, влияющих на ее продуктивность.
20. Содержание и особенности мышления. Виды, операции и формы мышления.
21. Содержание и особенности мышления. Виды, операции и формы мышления.
22. Качества мышления и процесс решения мыслительной задачи.
23. Внимание как познавательный процесс. Виды и свойства внимания. Факторы, определяющие внимание.
24. Ощущение: понятие, виды, специфика ощущений человека, свойства, общие закономерности ощущений.
25. Основные черты волевого поведения. Волевые качества
26. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Функции воли. Значение воли в деятельности.
27. Речь как психический процесс. Язык и речь. Виды речи. Культура речи.
28. Восприятие как психический процесс: общая характеристика, виды и свойства восприятия.
29. Сущность и особенности воображения.
30. Интересы, склонности и способности.
31. Сущность и классификация эмоций и чувств. Их отличие.
32. Сущность, функции, классификация эмоций. Особенности настроений. Виды эмоциональных переживаний.
33. Сущность психических состояний. Общая характеристика стресса. Симптомы стресса, проявляющиеся на психологическом уровне. Управление стрессом.
34. Фрустрация.
35. Аффект. Динамика протекания аффекта, его законы.
36. Способности: определения, общие и специальные способности. Задатки и способности. Одаренность. Талант. Гениальность.
37. Описательная характеристика типов темперамента.
38. Теории личности: зарубежные и отечественные взгляды на личность.
39. Понятие «акцентуации характера». Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения.
40. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности.
41. Направленность личности: определение, структура.
42. Общее представление о личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
43. Темперамент и особенности его влияния на формирование черт личности.
44. Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях.
45. Типы акцентуаций характера.
46. Групповые социально-психологические явления: краткая характеристика.
47. Структура группы. Лидер и руководитель. Теории лидерства.
48. Социальная группа: определение, виды социальных групп и их классификация.
49. Характеристика элементов структуры психологии малой группы: взаимоотношения и групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и традиции.
50. Конформизм и его значение в формировании правомерного поведения.

Содержание практического задания:
Пример: Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:
а) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.
б) Курсант мечтает стать генералом.
в) Школьникам дали задание подготовиться к конкурсу, подготовив самое оригинальное портфолио своего класса.
г) Студент, читая художественную книгу, ясно представил себе картину произошедшего.
д) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.

При ответе на три вопроса билета (два теоретических вопросов и одно практическое задание) студент получает три оценки и выводится средняя оценка за ответ целиком.
Оценивание ответа на экзамене
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Цифровой университет АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ прослушивание лекционного курса;
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом практического занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане семинарского занятия.
▪ ознакомление с кафедральными методическими рекомендациями к занятию, содержанием стендов и другими наглядными пособиями по теме занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии слушателям необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.
При подготовке к практическим и лабораторным занятиям обучающиеся должны:
1. Ознакомиться с планом практического, лабораторного занятия.
2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
3. Повторить содержание лекционного материала.
4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия.
6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия.
7. Получить консультацию у преподавателя.
10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя.
11. Написать реферат.
Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.
На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний.
Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы