МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 46
индивидуальные консультации 20
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 46 46 46 46
Консультации 20 20 20 20
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р психол.н., проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доц., Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.1 Знает социальную значимость профессии, цели и смысл профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.2 Анализирует теорию делового общения и этику работы психолога в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.3 Применяет в профессиональной деятельности этические нормы при разрешении проблемных, практико-ориентированных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает социальную значимость профессии, цели и смысл профессионально-служебной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует теорию делового общения и этику работы психолога в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет в профессиональной деятельности этические нормы при разрешении проблемных, практико-ориентированных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности развития социально-психологического знания в России Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. История формирования социально-психологических идей Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века Сам. работа 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методология социально-психологического исследования Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Понятие методологии социально-психологического исследования. Уровни методологии.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Общение как обмен информацией Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Общение как взаимодействие Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Конфликтное взаимодействие. Социально-психологический анализ конфликта Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Общение как межличностная перцепция Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Межличностная аттракция. Методы измерения аттракции. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие социальной группы.Основные психологические характеристики групп. Классификация социальных групп. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Большие социальные группы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Малые социальные группы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Экспериментальные исследования динамических процессов. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Психология межгрупповых отношений Практические 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Подходы к исследованию межгрупповых отношений в социальной психологии. Примеры экспериментов. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Проблема социализации в социальной психологии Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Социальная установка. Определение, структура и функции аттитюда. Экспериментальные исследования. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Иерархическая структура личностных диспозиций Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Личность в группе Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.9. Эффективность деятельности личности.Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.10. Консультации 3 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=258

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое определение является верным?
а. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.
б. Предмет социальной психологии – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы.
в. Предмет социальной психологии – изучение психологических характеристик социальных групп.
Правильный ответ: а

Вопрос 2. Выберите один верный ответ:
а. Три стороны общения – это коммуникация, коакция, перцепция.
б. Три стороны общения – это интеракция, коммуникация, перцепция.
в. Три стороны общения – это коммуникация, перцепция, аттракция.
Правильный ответ: б

Вопрос 3. К какой из сторон общения относится проблема изучения конфликта?
а. Коммуникация.
б. Перцепция.
в. Интеракция.
Правильный ответ: в

Вопрос 4. Какие средства передачи информации не относятся к невербальным»?
а. Ольфакторные.
б. Оптические.
в. Речевые.
Правильный ответ: в

Вопрос 5. Какое определение является верным?
а. Жесты – это движения рук.
б. Жесты – это движения рук и ног.
в. Жесты – это движения рук, ног, головы.
Правильный ответ: а

Вопрос 6. Выберите верную трактовку:
а. Социализация включает две стадии: дотрудовую, трудовую.
б. Социализация включает три стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.
в. Социализация включает две стадии: трудовую, послетрудовую.
Правильный ответ: б

Вопрос 7. Какой из терминов является синонимом термина «социальная установка»?

а. Аттитюд.
б. Аттракция.
в. Атрибуция.
Правильный ответ: а

Вопрос 8. Верно ли утверждение, что термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода (общая методология, частная методология, методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования)?
а. Неверно.
б. Верно.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Какие черты имеет научное исследование?
а. Дифференцированное решение эмпирических, логических, теоретических, познавательных задач.
б. Четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями.
в. Объяснение и предсказание фактов и процессов.
Правильный ответ: абв

Вопрос 10. Верно ли утверждение, что социальная группа понимается как субъект деятельности?
а. Верно.
б. Неверно.
Правильный ответ: а

Вопрос 11. Посредством каких принципов обеспечивается качество социально-психологической информации?
а. Только надежности.
б. Репрезентативности и надежности.
в. Только репрезентативности.
Правильный ответ: б

Вопрос 12. Какой метод не относится к методам сбора научной информации?
а. Наблюдение.
б. Социально-психологический тренинг.
в. Контент-анализ.
г. Эксперимент.
Правильный ответ: б

Вопрос 13. Какие виды групп не изучает социальная психология?
а. Реальные.
б. Большие.
в. Условные.
г. Малые.
Правильный ответ: в

Вопрос 14. Что не относится к динамическим процессам в малой социальной группе?
а. Феномен конформизма.
б. Феномен фаворитизма.
в. Феномен групповой сплоченности.
Правильный ответ: б

Вопрос 15. Какие характеристики описывают феномен лидерства?
а. Стихийность возникновения.
б. Нестабильность существования.
в. Регуляция официальных отношений в группе.
Правильный ответ: а



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В чем состоит предмет социальной психологии?
Правильный ответ: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.

2. Назовите первые исторические формы социально-психологического знания.
Правильный ответ: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

3. Какие дисциплины являются родительскими для социальной психологии?
Правильный ответ: психология и социология.

4. Назовите три стороны общения
Правильный ответ: коммуникация, интеракция, перцепция.

5. Какие средства передачи информации относятся к коммуникации?
Правильный ответ: вербальные и невербальные.

6. Назовите три уровня методологии.
Правильный ответ: общая методология, частная методология, методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования.

7. Какие методы относятся к методам исследования?
Правильный ответ: наблюдение, опрос, эксперимент, тесты, контент-анализ.

8. Что входит в структуру конфликта?
Правильный ответ: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент».

9. Назовите механизмы взаимопонимания в процессе общения.
Правильный ответ: идентификация, эмпатия, рефлексия.

10. Назовите 3 основных стиля руководства коллективом?
Правильный ответ: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

11. Приписывание причины поведения другому называется _________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: каузальная атрибуция.

12. Термин «аттитюд» переводится как ____________________________. Вставьте 2 слова.
Правильный ответ: социальная установка.

13. Как называется эффект восприятия, который проявляется при формировании впечатления о человеке, когда более новая информация оказывается наиболее значимой.
Правильный ответ: эффект новизны.

14. К какому виду групп относятся классы и нации?
Правильный ответ: большие социальные группы.

15. Какие специфические регуляторы социального поведения существуют в больших социальных группах, каких нет в малых группах?
Правильный ответ: нравы, обычаи, традиции.

16. Какие элементы включает в себя структура психологии большой социальной группы?
Правильный ответ: психический склад, эмоциональная сфера.

17. Вставьте пропущенное слово. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу _________________.
Правильный ответ: группы.

18. Социальные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название _________________________. Вставьте 2 пропущенных слова.
Правильный ответ: институты социализации.

19. Как называется динамический процесс в малой группе, связанный с управлением группой?
Правильный ответ: лидерство и руководство.

20. Какой из перечисленных подходов к исследованию межгрупповых отношений: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный относится к отечественной социальной психологии?
Правильный ответ: деятельностный.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 51%, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено от 6 до 10 заданий; «не зачтено» – верно выполнено от 1 до 5 заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л2.2 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Курс в Moodle Социальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.