МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.искусствовед., доцент, А.Г.Степанская;кандидат культурологии, доцент, Е.И. Балакина

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И.Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от г. № 7
Заведующий кафедрой д.иск., доцент Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Теория культуры» является формирование у студентов представлений о культуре как о многомерном, но целостном феномене, о специфике культурологического анализа процессов и явлений.
В ходе освоения курса решаются задачи:
-представить множественность культурологических систем;
-дать характеристики различных подходов для изучения культуры;
-рассмотреть проблемы методологии культуры в ходе исторического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знает основные теории и концепции современного музея как социокультурного института; основные закономерности историко-археологических процессов, особенности культурного развития общества на разных исторических этапах
ОПК-1.2 Умеет планировать и организовывать использование ресурсов музея или учреждения музейного типа для осуществления основных направлений музейной деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информации о приоритетных направлениях деятельности музея как социокультурного института
ОПК-1.4 Владеет навыками использования информации об объектах историкокультурного наследия, в том числе археологических памятников, в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК – 1.1. Знает теоретические и исторические основы, методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК – 1.2. Умеет применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Предмет теории культуры, основные категории и понятия. Лекции 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Проблема определения культуры, границы феномена Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Культурология в системе современного гуманитарного знания. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Культурогенез. Лекции 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Динамика культуры. Культурогенез. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Культура и природа, культура и общество. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Культура и личность; культура и история. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Культура и цивилизация. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Культура и цивилизация. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Характеристика направлений, концепций, школ.
2.1. Эволюционистская парадигма. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Эволюционистская парадигма. Концепция культурно-исторических типов. Принципы типологии культуры. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Концепция культурно-исторических типов. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Психологическая парадигма (З. Фрейд, К. Юнг). Функциональная парадигма. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Структурно-антропологическая парадигма. Парадигмы понимающей социологии культуры. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Современные концепции культуры
3.1. Феноменология. Философская герменевтика. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Психоанализ. Сам. работа 4 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Постмодернистская методология постижения культуры. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов. Сам. работа 4 17 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Постструктурализм. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Диалоговая концепция культуры. Сам. работа 4 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Семиотика. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.8. Диалоговая концепция культуры. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.9. Экзамен 4 27 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Теория культуры.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Садохин, А. П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие М.: Юнити-Дана //ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2.Культуролог. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culturolog.ru/
Э2 3.Санкт-петербургское отделение Российского института культурологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spbric.org/
Э3 4.Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/
Э4 Курс в Moodle "Теория культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
5. Зачет и курсовая
Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса; специфики учебной деятельности дисциплин художественного цикла; видов творческой деятельности учащихся на занятиях; форм и методов ведения учебной и внеклассной работы; методов и форм активизации творческого процесса на занятиях; форм и методов коррекции и контроля знаний, умений, навыков учащихся, и т.д.
•Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к уроку, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся. В самостоятельную работу входит разработка внеаудиторных занятий учащихся, разработка разнообразных форм проведения внеклассных занятий, приемов и методов, используемых в обучении и воспитании молодежи.
•Промежуточной аттестацией по дисциплине является зачет.
6. Текущий контроль.
 Включает написание и защиту курсовых работ, что является основанием к допуску на экзамен.