МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-предпринимательство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Алгазина Дарья Геннадьевна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-предпринимательство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н. Н., канд. пед. наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины являются формирование компетенций в области управления в интернет-сфере, понимание ключевых параметров, влияющих на развитие компании в данной области, механизмов продвижения компаний и их услуг, а так же формирования конкурентоспособного продукта для потребителя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
ПК-19 владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- практические аспекты организации работы предприятия в интернет-сфере
- специфику потребительского поведения и маркетинговых аспектов интернет-предпринимательства
- основные бизнес-модели компаний, работающих в интернет-сфере
- инструменты исследования и анализа рынка, принятия решений в управлении операционной деятельности интернет-предприятия
- модели и инструментарий предпринимателя применительно к предприятиям, работающим в интернет-сфере
- особенности процесса создания жизнеспособного стартапа
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления
- использовать методы, приемы, инструментарий создания интернет-компании
- осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально- экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и бработку этих данных
- представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере менеджмента
- разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации
- порождать принципиально новые идеи и продукты, обладать креативностью, инициативностью
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- начальным уровнем знаний навыков принятия организационно-управленческих решений в области интернет -предпринимательства
- достаточным уровнем знаний и навыков использования возможностей формирования устойчивых конкурентных преимуществ компаний в интернет-сфере
- высоким уровнем знаний и навыков, позволяющих находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса
- стратегическим инструментарием и современными технологиями в области интернет-предпринимательства начального уровня
- методами планирования и оценки результатов предпринимательской деятельности в интернет-сфере достаточного уровня
- методами планирования и оценки результатов интернет-предпринимательства и принятия решений в управлении операционной деятельностью организации на их основе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. «Организационные аспекты создания интернет-предприятия»
1.1. «Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею» Кастомизация, конкурентное преимущество, масс-маркет, модель монетизации, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта Практические 8 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. «Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею» Кастомизация, конкурентное преимущество, масс-маркет, модель монетизации, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта Сам. работа 8 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. «Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа» Причины необходимости формирования команды. Кадровый состав команды, распределение полномочий и ответственности. Методы формирования команды. Практические 8 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. «Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа» Причины необходимости формирования команды. Кадровый состав команды, распределение полномочий и ответственности. Методы формирования команды. Сам. работа 8 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. «Бизнес-модель интернет- предприятия» Lean Startup и тестирование гипотез. Бизнес‐модель и карта бизнес‐модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста. Практические 8 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. «Бизнес-модель интернет- предприятия» Lean Startup и тестирование гипотез. Бизнес‐модель и карта бизнес‐модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста. Сам. работа 8 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. «Оценка рыночных возможностей предприятия»
2.1. «Анализ рынка. Оценка потенциала рынка. Анализ конкурентов» Конкурентное преимущество. Матрица позиционирования. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Практические 8 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. «Анализ рынка. Оценка потенциала рынка. Анализ конкурентов» Конкурентное преимущество. Матрица позиционирования. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Сам. работа 8 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. «Оценка и выявление целевой аудитории проекта» Основные понятия: сегментация и выделение целевой аудитории. Потребители на высокотехнологичных рынках. Понятие ценностного предложения. Формирование ценностного предложения. Практические 8 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. «Оценка и выявление целевой аудитории проекта» Основные понятия: сегментация и выделение целевой аудитории. Потребители на высокотехнологичных рынках. Понятие ценностного предложения. Формирование ценностного предложения. Сам. работа 8 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. «Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов» Боль потребителя, клиентское развитие (customer development), проблемное интервью, поиск и изучение клиентов (customer discovery), трекшн-карта, решенческое интервью, ценностное предложение. Практические 8 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. «Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов» Боль потребителя, клиентское развитие (customer development), проблемное интервью, поиск и изучение клиентов (customer discovery), трекшн-карта, решенческое интервью, ценностное предложение. Сам. работа 8 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. «Метрики стартапа и экономика продукта»
3.1. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации. Подписка. Фримиум. Тестирование. Полностью платный доступ (paywall). ARPU, ARPPU, APC, CPA, Profit, Payment. Амортизация, внутренняя доходность (IRR), ключевые показатели эффективности (KPI), кратность возврата инвестиций (MoM). Практические 8 6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации. Подписка. Фримиум. Тестирование. Полностью платный доступ (paywall). ARPU, ARPPU, APC, CPA, Profit, Payment. Амортизация, внутренняя доходность (IRR), ключевые показатели эффективности (KPI), кратность возврата инвестиций (MoM). Сам. работа 8 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. «Customer validation. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию бизнеса» Воронка продаж, масштабирование, масштабируемый бизнес, минимальный жизнеспособный продукт (MVP), тестирование каналов (customer validation), трекшн‐карта, HADI–цикл. Практические 8 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. «Customer validation. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию бизнеса» Воронка продаж, масштабирование, масштабируемый бизнес, минимальный жизнеспособный продукт (MVP), тестирование каналов (customer validation), трекшн‐карта, HADI–цикл. Сам. работа 8 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. «Основные источники привлечения инвестиций. Питч для инвесторов» Бизнес‐ангел, бутстреппинг, венчурные инвестиции, венчурный фонд, краудфандинг, предпосевная стадия (pre ‐seed), посевная стадия (seed). Сам. работа 8 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Экзамен 8 27 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https:// portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9032.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-17: способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-моделии.
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Субъектами коммерческой деятельности могут выступать:
а) только юридические лица;
б) только юридические лица, выполняющие операции купли-продажи;
в) юридические и физические лица, выполняющие операции купли-продажи.

2. Участниками отношений в электронной коммерции могут быть:
а) юридические лица, находящиеся на территории Российской Федерации;
б) физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации;
в) юридические и физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

3. Институциональной основой сетевой экономики является:
а) сетевые организации;
б) Интранет;
в) цифровые коммуникации.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. в
3. а

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Осуществление купли-продажи и обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже - это_______________.

2. Лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронные документы или предоставляет другие услуги в отношении данных документов- это_______________.

3. Сфера экономики, которая включает в себявсе финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций, называется_______________.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Торговля.
2. Информационный посредник.
3. Электронная коммерция.

Проверяемая компетенция ПК-19: владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Сектор B2B – это:
а) сектор электронного бизнеса, в котором в качестве субъектов выступают физические лица;
б) взаимодействие между продавцами и покупателями, одним из которых является коммерческое предприятие, а другим - физическое лицо;
в) взаимодействие между покупателями и продавцами в лице коммерческих организаций;
г) сектор электронного бизнеса, в котором в качестве субъектов выступают органы государственной власти.
2. Электронная торговая площадка представляет собой:
а) программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи;
б) пакет программного обеспечения, дающий компании возможность обеспечивать электронную торговлю;
в) программа, которая предназначена для осуществления электронной торговли;
г) площадка, предназначенная для взаимодействия продавца и покупателя.
3. Веб-портал – это:
а) специально организованная структура данных, распознаваемая компьютером как единое целое;
б) всемирная информационная компьютерная сеть, связывающая между собой пользователей компьютерных сетей;
в) программа, которая предназначена для просмотра веб-страниц;
г) сайт, организованный как системное многоуровневое объединение ресурсов и сервисов.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. а
3. г

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Торговая площадка, предоставляющая специфическую для данной отрасли информацию и ориентировання на организацию цепочек поставок в пределах одной отрасли или нескольких смежных отраслей, - _______________.
2. Интернет-проект представляет собой набор программных и технических средств, необходимых для оказания услуг в среде ________________.
3. Семантическое ядро сайта – это набор поисковых слов, их морфологических форм и сочетаний, которые наиболее точно характеризуют вид________________, товар или услугу, предлагаемые сайтом.
4. При создании и использовании платежной интернет-системы защищенность _______________предполагает невозможность доступа к платежной информации лицам, не имеющим на это право.
5. Организация, существующая как корпоративное, некоммерческое, образовательное или иное объединение, не имеющее географического центра и функционирующее через телекоммуникационные средства - это_______________.
6. Лицо, ответственное за соответствие помещаемых сообщений тематике (листа рассылки, дискуссионного листа, доски объявлений, гостевой книги и т.п.) и контролирующее уровень представленного материала- это_______________.
7. Сектор электронного бизнеса, в котором в качестве субъектов выступают юридические лица, называется _______________.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. Вертикальная.
2. Интернет.
3. Деятельности.
4. Информации.
5. Виртуальная организация.
6. Модератор.
7. В2В.



Критерии оценивания тестовых заданий (выбора одного из вариантов):
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Н. Жильцова [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Жильцовой Интернет-маркетинг: учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Горфинкель В.Я. - отв. ред., Попадюк Т.Г. - отв. ред. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фомин В. И. Информационный бизнес : учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-предпринимательство portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. По итогам практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить практическое задание.