МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь семье

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПрактическая психология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 79
индивидуальные консультации 100
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 79 79 79 79
Консультации 100 100 100 100
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна;

Рецензент(ы):
д-р психол. н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь семье

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологической профилактики.
ПК-2 Способен осуществлять психологическое просвещение и психопрофилактические мероприятия для представителей разных половозрастных, профессиональных и социальных групп.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основы технологии консультирования человека по поводу семейных проблем; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию сотрудников социальной сферы.
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; организовать процесс консультирования человека по поводу семейных проблем; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс реадаптации личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами и техническими приема консультирования человека по поводу семейных проблем; разнообразными методами психологической поддержки человека как члена семьи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Социальные роли в семье. Функции семьи. Структура семьи. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Социальные роли в семье. Функции семьи. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Структура семьи Сам. работа 2 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Сам. работа 2 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Психология супружеской совместимости. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Супружеские конфликты. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Нарушение функционирования семьи. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Внутрисемейные границы и их виды. Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация процесса оказания психологической помощи семье
2.1. Формы оказания психологической помощи современной семье Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Формы оказания психологической помощи современной семье Практические 2 2
2.3. Формы оказания психологической помощи современной семье Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Модели консультирования семьи. Лекции 2 2
2.5. Модели консультирования семьи. Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Практические 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Стандартизированные методы исследования семейных отношений. Сам. работа 2 3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Консультации 2 100

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
Л2.2 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 - электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 - курс в мудл "Психологическая помощь семье" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.