МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, ВОЛОГДИН Е.В.

Рецензент(ы):
к.э.н, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 03.02.2023 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич, зав.кафедрой финансов и кредита


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 03.02.2023 г. № 3
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич, зав.кафедрой финансов и кредита


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков по сбору, обработке, анализу и представлению данных, характеризующих различные массовые социально-экономические явления и процессы; развить заложенный в индивиде научно-исследовательский компонент статистического мышления, постичь множество специальных научных правил, методов и приёмов количественного анализа разного рода информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем;
ОПК-2.1 Знает основные приемы и методы сбора, обработки и анализа больших данных для решения экономических и управленческих задач, принятия мер регулирующего воздействия, современный инструментарий интеллектуальных информационно-аналитических систем
ОПК-2.2 Умеет выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию выбранной модели к конкретным задачам управления
ОПК-2.3 Умеет проводить мониторинг технологических трендов и цифровых решений в своей деятельности, обрабатывать и анализировать данные для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующего воздействия, использовать современный инструментарий интеллектуальных информационно-аналитических систем
ОПК-2.4 Владеет приемами и методами сбора, обработки и анализа данных для решения экономических задач, разработки и принятия управленческих решений, мер регулирующеговоздействия
ОПК-2.5 Владеет навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение в теорию статистики
1.1. Статистика как наука, предмет, метод и задачи статистики. Общая теория статистики как отрасль статистической науки Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. История статистики, организация современной системы государственной статистики в РФ и международной статистики Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Теоретические основы статистики как науки, особенности статистической методологии. Метод статистики. Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. 2.Описательная статистика
2.1. Методика организации и проведения статистического исследования. Статистическое наблюдение: формы, виды и способы статистического наблюдения.Понятие выборочного наблюдения. Отбор единиц в выборочную совокупность.Сводка и группировка данных наблюдения.Ряды распределения Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Построение группировок с равными интервалами с применением математической формулы Стерджесса,нахождение величины равного интервала, определение шага интервала.Статистические таблицы и графики. Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Методика организации и проведения статистического исследования. Статистическое наблюдение. Статистические таблицы и графическое изображение статистических данных Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. 3. Статистические величины
3.1. Абсолютные и относительные показатели. Показатели среднего уровня. Виды средних. Показатели вариации:абсолютные и относительные Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Примеры практического использования расчета относительных показателей и средних величин. Практика применения показателей вариации. Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Статистические величины. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. 4.Аналитическая статистика
4.1. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений, статистические методы оценки сезонных колебаний.Тренд. Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Расчет показателей ряда динамики,исчисление средних значений показателей ряда динамики. Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Сопоставимость уровней ряда динамики, основные приёмы выравнивания ряда динамики с целью выявления тренда. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Экономические индексы:индивидуальные и общие, индексы средних величин. Правила построения индексов количественных и качественных показателей. Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Важнейшие экономические индексы и их взаимосвязи. Свойства индексов Ласпейреса и Пааше.Решение типовых задач Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Базисные и цепные индексы, средние индексы, индекс-дефлятор. Индекс Фишера. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Статистическое изучение взаимосвязей явлений: основные понятия корреляционного и регрессионного анализа.Параметрическая и непараметрическая корреляция. Факторы корреляции. Виды регрессионного анализа. Нелинейная регрессия. Корреляционные отношения. Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Оценка значимости и достоверности параметров взаимосвязи. Примеры использования корреляционно-регрессионного аппарата для решения экономических задач. Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Статистическое изучение взаимосвязей явлений. Сам. работа 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Основы социально-экономической статистики
5.1. Предмет, задачи и система показателей социально-экономической статистики Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Экономическая и социальная статистика. система показателей социально-экономической статистики Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Статистика населения и трудовых ресурсов.Баланс трудовых ресурсов. Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Показатели численности населения, методы расчета средней численности населения, абсолютные и относительные показатели рождаемости, смертности,естественного прироста населения, миграция. Методы определения трудовых ресурсов. Показатели занятости и безработицы. Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Задачи статистики населения на современном этапе. Категории постоянного и наличного населения. Экономически активное население. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. Статистика национального богатства -статистика основных фондов, производственного оборудования и научно-технического прогресса. Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. Учет национального имущества. Виды оценки основных фондов. Понятие амортизация и износ основных фондов - методы исчисления амортизации. Статистическое изучение состава, наличия и использования оборудования в различных отраслях. Показатели механизации и автоматизации производства Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.8. Классификация национального богатства. Балансы основных фондов.Показатели состояния,движения и использования основных фондов. Классификация производственного оборудования, её значение в статистике. Сам. работа 3 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.9. Статистика производства.Общие показатели производственной деятельности. Статистика важнейших видов производственной деятельности. Статистика товарного рынка и услуг. Система показателей, характеризующих товародвижение и товарооборот. Лекции 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.10. Показатели продукции в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражениях. Состав и методы расчета валовой и товарной продукции сельского хозяйства. Стоимостные показатели строительной продукции, товарооборота Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.11. Статистическое изучение качества продукции.Понятие "продукция строительства", её виды по степени готовности.Характеристика и функции товарного рынка. Конъюнктура рынка, система показателей, её характеризующая. Сам. работа 3 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.12. Статистика рабочего времени и труда.Оплата труда. Производительность труда. Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.13. Определение численности и состава занятых лиц, единицы измерения и состав рабочего времени, показатели использования рабочего времени. Прямые, обратные и косвенные показатели производительности труда.Состав фонда заработной платы, показатели уровня и динамики заработной платы. Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.14. Социально-экономическое значение изучения рабочего времени. Понятие производительности труда. Понятие и виды заработной платы.Формы и системы оплаты труда. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.15. Статистика издержек производства и обращения. Себестоимость продукции. Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.16. Расчет показателя затрат на 1 рубль произведенной продукции:методы расчета и анализа.Показатели изменения себестоимости продукции. Индексный метод динамики средней себестоимости. Практические 3 3 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.17. Изучение издержек в отраслях сферы обращения - в торговле, материально-техническом снабжении, транспорте. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.18. Статистика уровня жизни. Макроэкономические показатели уровня жизни. Статистическое описание доходов населения. Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.19. Единый агрегатный показатель уровня жизни. Показатели дифференциации населения по доходам. Графическое изображение концентрации (доходов) изучаемого признака при неравномерности его распределения. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.20. Расходы и потребление населения. Их состав и структура. Статистическое изучение уровня жизни малообеспеченных слоев населения. Индексы глубины и остроты бедности. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.21. Система национальных счетов (СНС)- понятие,история возникновения и развития. Основные категории, используемые в СНС.Система основных счетов СНС. Лекции 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.22. Использование СНС в макроэкономическом анализе и прогнозировании. Практические 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.23. Основные классификации СНС.Система основных счетов СНС. Использование СНС в макроэкономическом анализе и прогнозировании. Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вариант 1
Вопрос №1.1
Объектом статистического исследования является…….
1. Система статистических показателей
2. Социально-экономический процесс
3. Система статистических признаков
4. Статистическая совокупность
Вопрос №1.2
Свойство, характеризующее черты и особенности, присущие единицам изучаемой статистической совокупности – это …
1. Регистрируемые особенности изучаемого явления
2. Изменение величины либо значения параметров явления
3. Первичный элемент совокупности
4. Признак
Вопрос №1.3
Варьирующим признаком является…
1. Цена одного килограмма товара
2. Число
3. Пол человека
4. Температура кипения воды
Вопрос №1.4
Признаки единиц статистической совокупности могут быть…
1. Безразмерные
2. Только качественные
3. Качественные, и количественные
4. Только количественные
Вопрос №1.5
По отношению ко времени признаки единиц совокупности подразделяются на ...
1. Описательные и количественные
2. Прямые и косвенные
3. Первичные и вторичные
4. Моментные и интервальные
Вопрос №1.6
Вариант 2
Вопрос №2.1
В теории статистики различают следующие виды статистического наблюдения в зависимости от времени регистрации фактов…
1. Непрерывное
2. Выборочное
3. Монографическое
4. Прерывное
Вопрос №2.2
В теории статистики устанавливается, что при сплошном статистическом наблюдении могут возникать следующие виды ошибок…
1. Ошибки репрезентативности
2. Предельные ошибки
3. Случайные ошибки регистрации
4. Систематические ошибки регистрации
Вопрос №2.3
При проведении наблюдения допускаются ошибки…
1. Регистрации
2. Адекватности
3. Представительности
4. Репрезентативности
Вопрос №2.4
В теории статистики по охвату наблюдением единиц совокупности выделяют следующие виды статистического наблюдения…
1. Единовременное
2. Непосредственное
3. Несплошное
4. Сплошное
Вопрос №2.5
Согласно теории статистики предельная ошибка выборки непосредственно связана со следующими данными…
1. Заданным уровнем вероятности
2. Средней ошибкой выборки
3. Объемом генеральной совокупности
4. Минимальной ошибкой выборки
Вариант 3
Вопрос № 3.1
Установите соответствие между содержанием и понятием вида группировки
1. Группировка, решающая задачу выявления и характеристики социально-экономических типов
2. Группировка, характеризующая состав совокупности по каким-либо признакам
3. Группировка, характеризующая взаимосвязь между изучаемыми признаками
1. структурная
2. типологическая
3. аналитическая
4. комбинационная
Вопрос № 3.2
Установите соответствие между понятием группировки и характером группировочного признака
1. Группировка, в которой производится распределение совокупности на группы по двум и более признакам
2. Группировка, в которой производится распределение совокупности на группы по одному признаку
3. Группировка, построенная непосредственно по данным наблюдения
1. первичная
2. вторичная
3. простая
4. сложная
Вопрос № 3.3
Установите соответствие между понятием сводки и способом ее разработки
1. Все первичные данные сосредоточиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике
2. Обобщение первичных данных осуществляется по иерархической лестнице управления и подвергается обработке на каждом уровне
3. Обобщение первичного материала осуществляется с помощью специальных устройств
1. ручная сводка
2. централизованная сводка
3. децентрализованная сводка
4. механизированная сводка
Вопрос № 3.4
Установите соответствие между понятием и характеристикой рядов распределения
1. Ряд распределения, построенный на основе количественного признака
2. Ряд распределения, построенный на основе качественного признака
3. Ряд распределения, в котором численное распределение признака выражено одним конечным числом
1. атрибутивный ряд
2. интервальный ряд
3. вариационный ряд
4. дискретный ряд
Вопрос № 3.5
Установите соответствие между видом таблицы и ее характеристикой
1. Таблица, содержащая простой перечень отдельных объектов совокупности
2. Таблица, в которой совокупность разделена на отдельные группы по одному признаку
3. Таблица, в которой совокупность разделена на группы по двум и более признакам
1. комбинационная
2. простая
3. специализированная
4. групповая
Вариант 4
Вопрос №4.1
Сумма относительных показателей структуры, рассчитанных по одной совокупности, должна быть _____
1. меньше 100%
2. меньше 100% или равной 100%
3. больше 100%
4. строго равна 100%
Вопрос №4.2
При сопоставлении показателей каждого последующего уровня с предыдущим определяются показатели динамики ______ методом.
Кол-во правильных ответов - 1
1. индивидуальным
2. интервальным
3. базисные
4. цепные
Вопрос №4.3
Взаимосвязь относительных величин динамики ОВД, планового задания ОВПЗ и выполнения плана ОВВП выражается соотношением:
1. ОВД= ОВПЗ × ОВВП
2. ОВД= ОВПЗ : ОВВП
3. ОВПЗ = ОВД × ОВВП
4. ОВВП= ОВД × ОВПЗ
Вопрос №4.4
Показатель, характеризующий производство валового внутреннего продукта в расчете на душу населения страны, является относительной величиной …
1. динамики
2. сравнения
3. структуры
4. интенсивности
Вопрос №4.5.
Определите все возможные единицы измерения абсолютных величин из предложенных вариантов:
а) натуральные
б) условно-натуральные
в) трудовые
г) денежные
1. а,б,в,г
2. а,б,в
3. а,б
4. а

Вариант 5
Вопрос № 5.1
К абсолютным показателям вариации относят …
1. Дисперсию
2. Размах вариации
3. Коэффициент вариации
4. Коэффициент корреляции
5. Среднее линейное отклонение
Вопрос № 5.2
В теории статистики к относительным показателям вариации относят следующие показатели …
1. Коэффициент осцилляции
2. Размах вариации
3. Среднее квадратическое отклонение
4. Коэффициент вариации
Вопрос № 5.3
В практике статистики для вычисления средних интервального ряда используют следующие данные …
1. Частоты (частости)
2. Нижние границы интервалов
3. Величины интервалов
4. Середины интервалов
Вопрос № 5.4
В статистической практике значение моды дискретного признака не может быть определено в следующих случаях…
1. Вариация признака отсутствует
2. Признак имеет нормальный закон распределения
3. Данные представлены в виде вариационного ряда
4. Совокупность не имеет повторяющихся значений признака
Вопрос № 5.5
По данным статистического исследования получены результаты: среднее значение признака равно 15; дисперсия равна 9. Для исследуемой совокупности справедливы утверждения…
1. Коэффициент вариации равен 0,8
2. Совокупность неоднородна
3. Коэффициент вариации равен 0,2
4. Совокупность однородна
Вариант 6
Вопрос № 6.1
Выражение ∑q1p0 - ∑q0p0 показывает изменение стоимости продукции, вызванное изменением ___________ продукции.
1. Структуры
2. Ассортимента
3. Цены
4. Объема
Вопрос №6.2
Идеальный индекс Фишера по форме представляет собой…
1. Среднюю гармоническую
2. Среднюю агрегатную
3. Среднюю арифметическую
4. Среднюю геометрическую
Вопрос № 6.3
Индексом цен, при расчете которого требуется использование объема продажи базисного периода, является индекс цен …
1. Ласпейреса
2. Эджворта
3. Пааше
4. Фишера
Вопрос № 6.4
Индексы динамики средней себестоимости единицы продукции по совокупности производственных единиц, выпускающих однородную продукцию (индекс переменного состава) – это …
1.
2.
3.
4.
Вопрос № 6.5
В общем индексе цен индексируемой величиной будет выступать:
1. Объем произведенной продукции
2. Затраты на 1 руб. произведенной продукции
3. Структура объема произведенной продукции
4. Цена на единицу продукции
Вариант 7
Вопрос № 7.1
В теории статистики при изучении рядов динамики для выявления тренда используют следующие методы…
1. Метод долевой перегруппировки
2. Аналитическое выравнивание
3. Дробление интервалов
4. Метод скользящих средних
Вопрос № 7.2
Согласно теории статистики связь базисных и цепных темпов роста характеризует следующие утверждения…
1. Базисный темп роста равен произведению цепных
2. Цепной темп роста равен произведению базисных
3. Цепной темп роста равен частному от деления смежных базисных
4. Базисный темп роста равен сумме цепных
Вопрос № 7.3
Согласно теории статистики связь базисного и цепных абсолютных приростов характеризует следующие утверждения…
1. Базисный абсолютный прирост равен сумме цепных
2. Цепной абсолютный прирост равен разности смежных базисных
3. Цепной абсолютный прирост равен сумме базисных
4. Базисный абсолютный прирост равен произведению цепных
Вопрос № 7.4
Имеется ряд, характеризующий среднегодовую численность населения за пять лет. Согласно теории статистики можно утверждать, что это ряд…
1. С равноотстоящими уровнями
2. Моментный
3. С неравноотстоящими уровнями
4. Интервальный
Вопрос № 7.5
Согласно теории статистики для абсолютных показателей динамики справедливы утверждения…
1. Цепной показатель равен разности текущего и предыдущего базисных показателей
2. Базисный показатель равен произведению соответствующих цепных показателей
3. Базисный показатель равен сумме соответствующих цепных показателей
4. Цепной показатель равен сумме соответствующих базисных показателей
Вариант 8
Вопрос № 8.1
Согласно теории статистики установите соответствие между значениями коэффициента корреляции и их смысловой интерпретацией:
1. -0,8
2. 0,9
3. 0,1
4. -5

1. Показатель не имеет смысла
2. Связь обратная сильная
3. Связь обратная слабая
4. Связь прямая сильная
5. Связь прямая, практически отсутствует
Вопрос №8.2
Согласно теории статистики установите соответствие между значениями коэффициента корреляции и их смысловой интерпретацией:
1. -0,5
2. 1,9
3. -0,1
4. 0,95
1. Показатель не имеет смысла
2. Связь прямая умеренная
3. Связь прямая сильная
4. Связь обратная, практически отсутствует
5. Связь обратная, умеренная
Вопрос № 8.3
Согласно теории статистики установите соответствие между классификационными признаками и видами корреляционной связи:
1. Теснота связи
2. Направление связи
3. Аналитическое выражение связи
4. Число взаимосвязанных статистических признаков
Кол-во правильных ответов – 5
1. Парная, множественная
2. Количественная, качественная
3. Практически отсутствующая, слабая, умеренная, сильная
4. Прямая, обратная
5. Линейная, нелинейная
Вопрос № 8.4
Согласно теории статистики установите соответствие между значениями коэффициента парной корреляции r и смысловой интерпретацией связи:
1. ׀r ׀<0,3
2. 0,3< ׀r ׀<0,5
3. 0,5< ׀r ׀ <0,7
4. ׀r ׀ >0,7

1. Умеренная
2. Сильная
3. Слабая
4. Варьирующая
5. Практически отсутствует
Вопрос № 8.5
Согласно теории статистики установите соответствие между видами переменных и используемыми показателями взаимосвязи:
1. Несколько факторных и результативный признаки выражены количественными переменными
2. Факторный и результативный признаки выражены ранговыми переменными
3. Несколько факторных и результативный признаки выражены ранговыми переменными
4. Признаки являются альтернативными
1. Корреляционное отношение
2. Коэффициент корреляции Спирмена
3. Множественный и частные коэффициенты корреляции
4. Коэффициент конкордации
5. Коэффициенты ассоциации и контингенции
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика докладов-презентаций
1. Технология организации статистического наблюдения (цели, задачи и объекты статистического наблюдения; формы, виды и способы статистического наблюдения; понятие о точности статистического наблюдения).
2. Технология организации сводки и группировки статистических данных. Ряды распределения (основное содержание статистической сводки; виды статистических группировок и принципы их построения; виды статистических рядов распределения).
3. Технология определения показателей вариации (абсолютные и относительные показатели вариации; структурные средние вариационного ряда).
4. Организация выборочного наблюдения на примере выбранной темы исследования
5. Графическое представление статистических данных (на примере города, по выбору студента)
6. Статистическое изучение связи социально – экономических явлений (общая характеристика связей; качественные методы определения наличия связи)
7. Статистическое изучение связи социально – экономических явлений (корреляционный анализ; регрессионный анализ)
8. Статистическое изучение динамики: Методы выявления типа тенденции динамики. Методика измерения параметров тренда.
9. Статистическое изучение динамики: Методика изучения и показатели колеблемости. Измерение устойчивости в динамике.
10. Индексы (Классификация индексов. Индивидуальные индексы. Агрегатные индексы. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов)
11. Статистика продукции и основных фондов
12. Статистика численности работников и использования рабочего времени
13. Статистика производительности труда и заработной платы
14. Статистические показатели конъюнктуры и рыночной инфраструктуры. Принятие решения в условиях неопределенности и риска

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен на образовательном портале МУДЛ в курсе по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=445
Приложения
Приложение 1.   Фос стат. ОПК5 ПК17.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Н. Долгова, Т.Ю. Медведева Статистика: учебник и практикум для бакалвров М.: Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 под. редакцией В.Г. Минашкина Статистика: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Елисеева Статистика в 2 т.: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт "Федеральной службы статистики РФ". http:// www.gks.ru/ -
Э2 Гарант. Правовая система. http://www.garant.ru,
Э3 Курс в Moodle «Статистика. Система национальных счетов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.