МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государства и права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 178
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 12 12 18 18
Практические 4 4 8 8 12 12
Сам. работа 94 94 84 84 178 178
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ю.н., старший преподаватель, Зацепина О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: теория государства и права является базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей студентам неюридических факультетов овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Эти знания необходимы в области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу "Педагогическое образование", особенно для:
- решения комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых, профилактики девиантного поведения;
- психолого-педагогическое обеспечения социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, предупреждения безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков;
- профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений
1.1. Методологические основы теории права и государства Лекции 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Методологические основы теории права и государства Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Методологические основы теории права и государства Сам. работа 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теория государства
2.1. Происхождение государственности Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Происхождение государственности Практические 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Происхождение государственности Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие государства Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Понятие государства Практические 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Понятие государства Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Типология государств Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Типология государств Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Типология государств Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.10. Государственная власть Лекции 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Государственная власть Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.12. Государственная власть Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Функции государства Лекции 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.14. Функции государства Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.15. Функции государства Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.16. Форма государства Лекции 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.17. Форма государства Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.18. Форма государства Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.19. Механизм государства Лекции 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.20. Механизм государства Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.21. Механизм государства Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теория права
3.1. Понятие права Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие права Практические 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие права Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Правовая система общества Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Правовая система общества Практические 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Правовая система общества Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.7. Право в системе социального регулирования Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.8. Право в системе социального регулирования Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.9. Право в системе социального регулирования Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.10. Правосознание и правовая культура Лекции 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.11. Правосознание и правовая культура Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.12. Правосознание и правовая культура Сам. работа 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.13. Внутренняя форма права (система права) Лекции 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.14. Внутренняя форма права (система права) Практические 1 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.15. Внутренняя форма права (система права) Сам. работа 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.16. Внешняя форма права Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.17. Внешняя форма права Практические 2 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.18. Внешняя форма права Сам. работа 2 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.19. Механизм правового регулирования Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.20. Механизм правового регулирования Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.21. Механизм правового регулирования Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.22. Правотворчество Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.23. Правотворчество Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.24. Правотворчество Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.25. Норма права Лекции 2 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.26. Норма права Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.27. Норма права Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.28. Правоотношение Лекции 2 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.29. Правоотношение Практические 2 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.30. Правоотношение Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.31. Реализация права Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.32. Реализация права Практические 2 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.33. Реализация права Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.34. Толкование права Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.35. Толкование права Практические 2 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.36. Толкование права Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.37. Правонарушение и юридическая ответственность Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.38. Правонарушение и юридическая ответственность Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.39. Правонарушение и юридическая ответственность Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1143

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. К прикладным юридическим наукам относятся
Выберите один ответ:
А) криминалистика
В) политология
С) история политических и правовых учений
D) история государства и права России
Ответ: А)

2. Конституционное право – _________ наука
Выберите один ответ:
А) гуманитарная
В) естественная
С) прикладная
D) юридическая
Ответ: D)

3. Наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права называется
Выберите один ответ:
А) теория государства и права
B) конституционное право
C) административное право
D) гражданское право
Ответ: А)

4. Для анализа сходства, различия и классификации правовых систем используется метод
Выберите один ответ:
А) численного анализа
B) сравнительного правоведения
C) статистического исследования
D) эксперимента
Ответ: В)

5. К отраслевым юридическим наукам относится
Выберите один ответ:
А) судоустройство
В) субъективное право
С) гражданское право
D) объективное право
Ответ: С)

6. Предметом изучения теории государства и права являются закономерности
Выберите один ответ:
А) особенные
B) уникальные
C) локальные
D) общие
Ответ: D)

7. _________________ функция теории государства и права состоит в разработке приёмов и способов решения теоретических проблем отраслевых наук
Выберите один ответ:
А) Методологическая
В) Эвристическая
С) Аксиологическая
D) Прогностическая
Ответ: А)

8. Известные формы возникновения государства были описаны в работе
Выберите один ответ:
А) Аристотеля
В) А. Малько
С) М. Байтина
D) Ф. Энгельса
Ответ: D)

9. Власть при первобытнообщинном строе
Выберите один ответ:
А) обладала отделенным от общества аппаратом управления
В) основывалась на авторитете
С) имела органы принуждения
D) создавала нормы права
Ответ: В)

10. Совокупность существенных черт государства – это
Выберите один ответ:
А) понятие государства
В) сущность государства
С) признаки государства
D) форма государства
Ответ: А)

11. Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется…
Выберите один ответ:
А) президентом
В) государством
С) семьей
D) правительством
Ответ: B)

12. Понятие государства в современной юридической литературе определяется как
Выберите один ответ:
А) машина для поддержания господства одного класса над другим
В) политическая организация общества, обладающая верховной властью на определенной территории
С) союз людей, объединенных началами общей пользы
D) сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан
Ответ: В)

13. В зависимости от сферы приложения деятельности государства его функции подразделяются на
Выберите один ответ:
А) классовые и общесоциальные
B) главные и производные
C) внешние и внутренние
D) законотворческие, управленческие и судебные.
Ответ: С)

14. Право как юридическое действие, практика, правопорядок, применение законов понималось представителями ________ школы права
Выберите один ответ:
А) Исторической
В) Социологической
С) Нормативистской
D) Психологической
Ответ: B)

15. Родоначальниками теории естественного права являются
Выберите один ответ:
А) Р. Иеринг, Г. Пухта
B) Г. Гроций, Т. Гоббс
C) И. Кант, Г. Кельзен
D) К. Маркс, Ф. Энгельс
Ответ: В)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В России ____________________ государственный (политический) режим.
Ответ: демократический.
2. Форма государства включает в себя ______________________________.
Ответ: форму правления, форму государственного устройства и государственный (политический) режим.
3. «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» - это норма _____________________права
Ответ: конституционного.
4._______________ права - наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм в его системе.
Ответ: отрасль.
5. _______________ правового регулирования - совокупность средств, приемов, способов воздействия права на общественные отношения.
Ответ: метод.
6. _________________ метод обучения - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения педагогом материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
Ответ: монологический
7. К какому типу и виду относится данное тестовое задание: «Восстановите последовательность в порядке возрастания тяжести разновидностей вины
самонадеянность
косвенный умысел
прямой умысел
небрежность»?
Ответ: тестовое задание закрытого типа на восстановление последовательности.
8. Методы, активизирующие визуальный канал восприятия информации – это методы _________________ обучения
Ответ: наглядного.
9. Метод, направленный на выявление положительных и отрицательных сторон исследуемого предмета – это метод ______________.
Ответ: анализа.
10. Различают тестовые задания ______________________ и _____________________ типов.
Ответ: закрытого и открытого.
11. Леснов полагает, что задача «Коровин совершил кражу совместно с Быковым. На момент совершения преступления Коровин достиг 15 лет, а Быков – 13 лет. Правильно ли квалифицированы действия Коровина и Быкова как совершение кражи по предварительному сговору группой лиц?» является примером применения метода анализа конкретных жизненных ситуаций, а Иванова – что наглядного метода обучения. Кто из них прав? Ответ аргументируйте.
Ответ: прав Леснов, в данном случае представлена именно конкретная жизненная ситуация, а метод наглядного обучения основан на визуальном восприятии.
12. Что преподавателю необходимо предоставить обучающимся для проведения ролевой игры?
Ответ: фабулу дела.
13. Какой метод обучения применяется при чтении обучающимся лекции?
Ответ: монологический.
14. Как связаны между собой уровень развития когнитивной и личностной сфер обучающихся и уровень правосознания? Как влияет на развитие личностной сферы процесс обучения праву?
Ответ: чем выше уровень развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, тем выше уровень правосознания. В процессе обучения праву повышается уровень правосознания, повышая и уровень развития личностной сферы.
15. Каким образом эссе способствует развитию когнитивных структур?
Ответ: когнитивные структуры обеспечивают ориентацию во внешнем мире, определяют базисные установки, координируют поведение, эссе способствует развитию когнитивных структур, поскольку учит рассуждать, анализировать, аргументировать, опровергать, выражать свою точку зрения, правильно использовать терминологию, предлагать решение проблемы, опираясь на специальные знания.
16. Какой метод обучения используется при изображении кластеров?
Ответ: метод наглядного обучения.
17. Обучающаяся Маринина полагает, что для рассмотрения вопроса «Способы повышения эффективности российского законодательства» более подходящим является эвристический метод обучения, а Мячнн – что монологический. Кто из них прав? Ответ аргументируйте.
Ответ: права Маринина, так как эвристический метод предполагает самостоятельный поиск решений поставленной задачи и предложение собственных идей для ее решения, что необходимо в случае дискуссионного и многовариативного вопроса, а монологический – уяснение, как правило, общеизвестного лекционного материала.
18. К какому виду относится данное тестовое задание характерные признаки ____________________ правовой системы: 1) идеологизированный тип права, 2) приоритет государственных интересов, 3) подчиненность права государству, 4) отсутствие деления права на частное и публичное, 5) отрицание судебного прецедента и доктрины как источников права»?
Ответ: на дополнение.
19. К какому типу и виду относится данное тестовое задание «Право состоит из юридических норм
А) Верно
B) Неверно»?
Ответ: задание закрытого типа с альтернативными ответами.
20. Какого типа является данный тестовый вопрос «С какого возраста наступает административная ответственность?»?
Ответ: открытого типа.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
"Зачтено"- верно выполнено более 50% заданий;
"незачтено"- верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 ЭУМКД Теория государства и права portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Теория государства и права» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Теория государства и права» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение письменной работы. Положительная оценка по письменной работе и тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено».
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале.