МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы современной социологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное управление и правовое регулирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_v38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ГУиПР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
препод., Бралгин Е.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Мезенцев Р.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы современной социологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2022 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование у студентов системных теоретических и практических знаний об обществе, его структуре и элементах, социальных закономерностях его развития, социальной сущности личности и социальных общностей. Это обеспечит формирование навыков концептуального анализа социальных явлений и процессов, динамики развития социальных институтов и организаций,характеристик личности; умения прогнозировать социальные последствия деятельности личности и общественных движений, определять социальную эффективность деятельности организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретико-методологические основы системного подхода для поиска, критического анализа и синтеза информации об основных структурных единицах общественной системы, что позволит интерпретировать, ранжировать информацию и предлагать целесообразные варианты решения актуальных социальных проблем;
- теоретико-методологические основы эффективных способов осуществления социального взаимодействия и реализации индивида в команде исходя из стратегии сотрудничества для достижения общественно значимой поставленной цели;
- теоретико-методологические основы сущности и особенностей межкультурного взаимодействия, обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок, формировать собственные мнения и суждения, аргументировать свои выводы и точку зрения на основе системного анализа информации об основных структурах общества для решения поставленной задачи по различным типам запросов;
- применять на практике эффективные способы осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в социальном взаимодействии и командной работе учитывает особенности поведения и интересы других участников;
- придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практического применения системного подхода для обработки информации об основных структурных единицах общественной системы, на основе которой рассматривает и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки;
- практического применения основных способов осуществления социального взаимодействия и реализации индивида в команде на основе анализа возможных последствий, при этом соблюдать нормы и установленные правила командной работы, нести личную ответственность за результат.
- основных и эффективных способов преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Социология как наука Практические 3 0 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Базовые подходы к пониманию общества Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. О.Конт – основатель социологии Сам. работа 3 14 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Основные этапы становления и развития социологии как науки Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Объект и предмет социологии, ее основные функции. Связь социологии с другими науками Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Методологический анализ актуальных социальных проблем Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Структура социологического знания. Отрасли социологии и их типология Сам. работа 3 8 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ
2.1. Общество и личность Практические 3 0 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Концептуальный анализ основных факторов, способствующих становлению и развитию общественной системы Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению понятия «Общество». Признаки, структура основные подсистемы общества. Типологии обществ Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Методологический анализ понятий социальная группа, государство, общество, страна, гражданское общество Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Личность как субъект общественных отношений. Основные характеристики личности и ее структура Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Ценностный анализ личностных свойств индивида Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Социальные статусы и роли. Процесс социализации личности Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Анализ сущности и основных различий понятий «индивид» и «личность» Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
3.1. Социальные общности и группы Практические 3 0 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Виды социальных общностей и их характерные черты. Виды социальных групп. Социальные квазигруппы Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Общие и отличительные черты социально-исторических общностей и групп Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Понятие толпы и ее виды. Специфика поведения индивида в толпе Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Виды социальных общностей и групп. Их актуальность на современном этапе развития общественной системы Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Социальные отношения как основа для образования социальных общностей и групп Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Основные признаки и функции социальных групп. Факторы объединения индивидов в группы Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
4.1. Социальные институты Практические 3 0 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Анализ социальных феноменов относительно их соответствия основным признакам институциализации Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Теоретико-методологические основы институционального подхода. Процесс институциализации и его стадии Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Концептуальный анализ основных социальных явлений и институтов Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Классификация социальных институтов. Основные признаки социальных институтов Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Специфика функционирования социальных институтов в обществе Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.7. Подходы к анализу сущности организации. Типы организаций. Связь социальных институтов и социальных организаций Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
5.1. Социальная стратификация и мобильность Практические 3 0 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Феномен социального неравенства и дифференциация общества Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Понятие социальной стратификации и страты. Четыре измерения социальной стратификации. Социальная стратификация современного российского общества Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.4. Эмпирический анализ сегментации населения России Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.5. Понятие социальной мобильности и ее разновидности Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.6. Анализ основных видов социальной мобильности и их актуальность на различных этапах развития общества Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.7. Дистанция и объем социальной мобильности. Основные каналы социальной мобильности Сам. работа 3 5 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.8. Основные факторы и проблемы дифференциации общества Практические 3 1 УК-1, УК-3, УК-5 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Социология : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Куканова, Е. В., Павленок П.Д. Социология: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.3 Кухарчук, Д. В. Социология: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хренов А.Е. Социология: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021, 2021 urait.ru
Л2.2 Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э2 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э3 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент ecsocman.hse.ru
Э4 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э5 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э6 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э7 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э8 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Практикум «Человек в современном мире». Основы современной социологии» играет важную роль в формировании мировоззрения и навыков студентов, позволяющих наиболее эффективно освоить и реализовать профессиональные компетенции. Знания в области социологии универсальны и способствуют формированию гармоничной личности и актуальны на всех уровнях коммуникаций: от межличностной, до профессиональной. Обладание компетенциями в этой области – требование, предъявляемое к современному специалисту во всех областях. Освоение методик системного анализа проблемных ситуаций способствуют, формированию умения принятия оптимальных управленческих решений, с учетом социальных, экономических и политических особенностей современного поликультурного глобализующегося мира; реализации своего личностного и профессионального потенциала в командной деятельности.
Формы организации обучения: видеолекции, теоретические и практические задания, тесты, самостоятельная работа студентов, интерактивные игры, интерактивный контент, иные элементы и взаимодействия. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по курсу включает в себя следующие разделы:
1. Видеолекции, каждая от 30 минут. Для удобства освоения курса, оптимизации подготовки и повышения качества прохождения практического занятия и теста к теме, в курсе размещены видеолекции, которые содержат в себе базовую необходимую информацию по изучаемому вопросу и теме. Видеолекции являются формой самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию (практикуму).
2. Учебная литература, презентационный материал, а также научные статьи по ссылке на открытых интернет-порталах и в папке, рекомендованная в качестве основной и дополнительной источниковой базы по курсу. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины.
3. Каждая тема оснащена разнообразными заданиями и тестами, иными интерактивными элементами: голосование, игры и другое. Элементы «Задание» и «Тест» становятся доступны после выполнения предыдущих. Успешность их выполнения является условием перехода к освоению следующих этапов изучения курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с видеолекцией, литературой и дополнительными материалами, содержащимися в курсе. Приветствуется привлечение дополнительной информации из источников не указанных в рабочей программе и ИРПД.
4. Знакомство с категориальным аппаратом предмета происходит через использование глоссария.
5. Имеется возможность задавать вопросы организационного и содержательного характера в соответствующих интерактивных элементах обратной связи, проводить с преподавателем вебинары и консультации (вебинар, чат, форум и т.д.).
6. Тесты по разделам и итоговое тестирование для промежуточной и итоговой аттестации по учебной дисциплине.
7. Студентам предлагается оценить курс по некоторым параметрам в элементе «Анкета». Это позволит в дальнейшем усовершенствовать его, принимая во внимание пожелания обучающихся.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает освоение общетеоретических вопросов по темам практикума, раскрывающимся в видеолекциях; повторение пройденного материала; ознакомление с рекомендованной литературой и иными информационными ресурсами по рассматриваемым вопросам. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.