Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.04. Государственное и муниципальное управление |
Профиль | Государственное управление и правовое регулирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_v38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ГУиПР-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой
1.1. | Целью курса является формирование у студентов системных теоретических и практических знаний об обществе, его структуре и элементах, социальных закономерностях его развития, социальной сущности личности и социальных общностей. Это обеспечит формирование навыков концептуального анализа социальных явлений и процессов, динамики развития социальных институтов и организаций,характеристик личности; умения прогнозировать социальные последствия деятельности личности и общественных движений, определять социальную эффективность деятельности организаций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-9 | Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретико-методологические основы системного подхода для поиска, критического анализа и синтеза информации об основных структурных единицах общественной системы, что позволит интерпретировать, ранжировать информацию и предлагать целесообразные варианты решения актуальных социальных проблем; - теоретико-методологические основы эффективных способов осуществления социального взаимодействия и реализации индивида в команде исходя из стратегии сотрудничества для достижения общественно значимой поставленной цели; - теоретико-методологические основы сущности и особенностей межкультурного взаимодействия, обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок, формировать собственные мнения и суждения, аргументировать свои выводы и точку зрения на основе системного анализа информации об основных структурах общества для решения поставленной задачи по различным типам запросов; - применять на практике эффективные способы осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в социальном взаимодействии и командной работе учитывает особенности поведения и интересы других участников; - придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - практического применения системного подхода для обработки информации об основных структурных единицах общественной системы, на основе которой рассматривает и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки; - практического применения основных способов осуществления социального взаимодействия и реализации индивида в команде на основе анализа возможных последствий, при этом соблюдать нормы и установленные правила командной работы, нести личную ответственность за результат. - основных и эффективных способов преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА | ||||||
1.1. | Социология как наука | Практические | 3 | 0 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Базовые подходы к пониманию общества | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. О.Конт – основатель социологии | Сам. работа | 3 | 14 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Основные этапы становления и развития социологии как науки | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Объект и предмет социологии, ее основные функции. Связь социологии с другими науками | Сам. работа | 3 | 8 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Методологический анализ актуальных социальных проблем | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Структура социологического знания. Отрасли социологии и их типология | Сам. работа | 3 | 8 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ | ||||||
2.1. | Общество и личность | Практические | 3 | 0 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Концептуальный анализ основных факторов, способствующих становлению и развитию общественной системы | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Теоретико-методологические подходы к рассмотрению понятия «Общество». Признаки, структура основные подсистемы общества. Типологии обществ | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Методологический анализ понятий социальная группа, государство, общество, страна, гражданское общество | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Личность как субъект общественных отношений. Основные характеристики личности и ее структура | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Ценностный анализ личностных свойств индивида | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Социальные статусы и роли. Процесс социализации личности | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Анализ сущности и основных различий понятий «индивид» и «личность» | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ | ||||||
3.1. | Социальные общности и группы | Практические | 3 | 0 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Понятие социальной нормы. Виды социальных норм | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Виды социальных общностей и их характерные черты. Виды социальных групп. Социальные квазигруппы | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Общие и отличительные черты социально-исторических общностей и групп | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Понятие толпы и ее виды. Специфика поведения индивида в толпе | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Виды социальных общностей и групп. Их актуальность на современном этапе развития общественной системы | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Социальные отношения как основа для образования социальных общностей и групп | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Основные признаки и функции социальных групп. Факторы объединения индивидов в группы | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | ||||||
4.1. | Социальные институты | Практические | 3 | 0 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Анализ социальных феноменов относительно их соответствия основным признакам институциализации | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Теоретико-методологические основы институционального подхода. Процесс институциализации и его стадии | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Концептуальный анализ основных социальных явлений и институтов | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.5. | Классификация социальных институтов. Основные признаки социальных институтов | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.6. | Специфика функционирования социальных институтов в обществе | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.7. | Подходы к анализу сущности организации. Типы организаций. Связь социальных институтов и социальных организаций | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ | ||||||
5.1. | Социальная стратификация и мобильность | Практические | 3 | 0 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Феномен социального неравенства и дифференциация общества | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Понятие социальной стратификации и страты. Четыре измерения социальной стратификации. Социальная стратификация современного российского общества | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.4. | Эмпирический анализ сегментации населения России | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.5. | Понятие социальной мобильности и ее разновидности | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.6. | Анализ основных видов социальной мобильности и их актуальность на различных этапах развития общества | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.7. | Дистанция и объем социальной мобильности. Основные каналы социальной мобильности | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.8. | Основные факторы и проблемы дифференциации общества | Практические | 3 | 1 | УК-1, УК-3, УК-5 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравченко, А. И. | Социология : учебник и практикум для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
Л1.2 | Куканова, Е. В., Павленок П.Д. | Социология: учебное пособие для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
Л1.3 | Кухарчук, Д. В. | Социология: учебник и практикум для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хренов А.Е. | Социология: учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2021, 2021 | urait.ru |
Л2.2 | Багдасарьян, Н. Г. | Социология: учебник и практикум для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | www.inion.ru | ||
Э2 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э3 | Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент | ecsocman.hse.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э5 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э7 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э8 | курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс «Практикум «Человек в современном мире». Основы современной социологии» играет важную роль в формировании мировоззрения и навыков студентов, позволяющих наиболее эффективно освоить и реализовать профессиональные компетенции. Знания в области социологии универсальны и способствуют формированию гармоничной личности и актуальны на всех уровнях коммуникаций: от межличностной, до профессиональной. Обладание компетенциями в этой области – требование, предъявляемое к современному специалисту во всех областях. Освоение методик системного анализа проблемных ситуаций способствуют, формированию умения принятия оптимальных управленческих решений, с учетом социальных, экономических и политических особенностей современного поликультурного глобализующегося мира; реализации своего личностного и профессионального потенциала в командной деятельности. Формы организации обучения: видеолекции, теоретические и практические задания, тесты, самостоятельная работа студентов, интерактивные игры, интерактивный контент, иные элементы и взаимодействия. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по курсу включает в себя следующие разделы: 1. Видеолекции, каждая от 30 минут. Для удобства освоения курса, оптимизации подготовки и повышения качества прохождения практического занятия и теста к теме, в курсе размещены видеолекции, которые содержат в себе базовую необходимую информацию по изучаемому вопросу и теме. Видеолекции являются формой самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию (практикуму). 2. Учебная литература, презентационный материал, а также научные статьи по ссылке на открытых интернет-порталах и в папке, рекомендованная в качестве основной и дополнительной источниковой базы по курсу. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. 3. Каждая тема оснащена разнообразными заданиями и тестами, иными интерактивными элементами: голосование, игры и другое. Элементы «Задание» и «Тест» становятся доступны после выполнения предыдущих. Успешность их выполнения является условием перехода к освоению следующих этапов изучения курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с видеолекцией, литературой и дополнительными материалами, содержащимися в курсе. Приветствуется привлечение дополнительной информации из источников не указанных в рабочей программе и ИРПД. 4. Знакомство с категориальным аппаратом предмета происходит через использование глоссария. 5. Имеется возможность задавать вопросы организационного и содержательного характера в соответствующих интерактивных элементах обратной связи, проводить с преподавателем вебинары и консультации (вебинар, чат, форум и т.д.). 6. Тесты по разделам и итоговое тестирование для промежуточной и итоговой аттестации по учебной дисциплине. 7. Студентам предлагается оценить курс по некоторым параметрам в элементе «Анкета». Это позволит в дальнейшем усовершенствовать его, принимая во внимание пожелания обучающихся. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает освоение общетеоретических вопросов по темам практикума, раскрывающимся в видеолекциях; повторение пройденного материала; ознакомление с рекомендованной литературой и иными информационными ресурсами по рассматриваемым вопросам. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. |