МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический и земельный надзор

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияГосударственно-правовая
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Калашник Н.И.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Экологический и земельный надзор

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина И.В., д.ю.н., профессор кафедры трудового, экэлогического права и гражданского процесса


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина И.В., д.ю.н., профессор кафедры трудового, экэлогического права и гражданского процесса


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста в сфере экологического и земельного надзора, новейших течений в науке экологического права и правоприменительной практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами
ПК-3 Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2:
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2: выявлять правовую проблему и предлагать варианты её решения при проведении консультаций по вопросам правового сопровождения предпринимательской деятельности и бизнеса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2: навыками анализа норм с целью консультирования в сфере правового сопровождения предпринимательской деятельности и бизнеса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологический надзор
1.1. Понятие, формы, стадии и принципы экологического надзора Лекции 6 2 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и принципы экологического надзора Практические 6 1 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Формы и стадии экологичекого надзора Практические 6 0 ПК-3, ПК-2
1.4. Понятие, формы, стадии и принципы экологического надзора Сам. работа 6 24 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Виды экологического надзора Лекции 6 0 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Виды экологического надзора Практические 6 1 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Объекты экологического надзора Сам. работа 6 20 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Органы, осуществляющие экологичекий надзор Лекции 6 0 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Органы, осуществляющие экологичекий надзор Практические 6 1 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Права и обязанности инспекторов, осуществляющих экологический надзор Сам. работа 6 14 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Объекты экологического надзора Практические 6 1 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Земельный надзор
2.1. Понятие, формы, стадии и принципы земельного надзора Лекции 6 2 ПК-3, ПК-2
2.2. Понятие, формы, стадии и принципы земельного надзора Практические 6 0 ПК-3, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Виды земельного надзора Лекции 6 0 ПК-3, ПК-2
2.4. Виды земельного надзора Практические 6 1 ПК-3, ПК-2
2.5. Объекты земельного надзора Сам. работа 6 18 ПК-3, ПК-2
2.6. Органы, осуществляющие земельный надзор Лекции 6 0 ПК-3, ПК-2
2.7. Органы, осуществляющие земельный надзор Практические 6 1 ПК-3, ПК-2
2.8. Права и обязанности инспекторов, осуществляющих земельный надзор Сам. работа 6 18 ПК-3, ПК-2
Раздел 3. Промежуточная аттестация
3.1. зачет Лекции 6 0 ПК-3, ПК-2
3.2. Лекции 6 0 ПК-3, ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2: Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами

Примеры заданий закрытого типа
1. окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: а

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) использование производства и потребления.
Ответ: а,б

3. Министерство природных ресурсов и экологии РФ – это орган
а) общей компетенции;
б) ведомственной компетенции;
в) специальной компетенции.
Ответ: а

4. К нормативам качества окружающей среды относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: а

5. К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: в

6. Виды экологической экспертизы
а) государственная;
б) производственная;
в) общественная
Ответ: а, в

7. Каждый гражданин имеет право
а) на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
б) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
в) на возмещение вреда окружающей среде.
Ответ: а

8. Государственный экологический надзор включает в себя
а) федеральный государственный надзор;
б) региональный государственный надзор;
в) муниципальный надзор
Ответ: а,б

9. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается
а) административная и уголовная ответственность;
б) дисциплинарная, административная и уголовная ответственность;
в) имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность
Ответ: в

10. Природная среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

11. Природоохранные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: а

12. Природоресурсные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: б

13. К природоресурсным актам относятся
а) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "О животном мире";
б) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "Об охране окружающей среды";
в) ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об экологической экспертизе".
Ответ: а

14. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на
а) Конституции РФ;
б) международных договорах;
в) правовой доктрине
Ответ: а

15. Большая часть природных ресурсов в РФ является
а) государственной собственностью;
б) муниципальной собственностью;
в) частной собственностью.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. ФЗ «О животном мире» является природоохранным или природоресурсным законом _________________________________________ ?
Ответ: природоресурсным
2. ФЗ «Об экологической экспертизе » является природоохранным или природоресурсным законом ___________________________________________ .
Ответ : природоохранным
3. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды по вопросам __________________________________________ .
Ответ: местного значения

4. Экологические споры рассматриваются в _____________________________________________ порядке.
Ответ: судебном

5. КоАП – это природоохранный , природоресурсный или экологизированный акт?
Ответ: экологизированный

6. Основополагающим источником экологического права является ______________________________________
Ответ: Конституция РФ

7. Укажите виды ответственности за нарушение экологического законодательства ______________________________________________
Ответ: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность

8. Прогулка по лесу - это пример права общего или специального природопользования ?
Ответ: общего

9. Добыча полезных ископаемых - это пример права общего или специального природопользования ?
Ответ: специального

10. Права общественных объединений в области охраны окружающей среды устанавливает ФЗ __________________--
Ответ: «Об охране окружающей среды»

11. Недра являются _________________________________ собственностью.
Ответ: государственной

12. Согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" природа - это _________________________________________________
Ответ: совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов

13. Искусственное озеро – это пример природно-антропогенного или антропогенного объекта ?
Ответ: природно-антропогенного

14. Животное в зоопарке не является объектом природы, потому что _____________________________________________
Ответ: отсутствует состояние естественной свободы

15. Моря являются ________________________________ собственностью.
Ответ: федеральной
16. ФЗ «Об охране окружающей среды» - это кодифицированный или некодифицированный источник экологического права?
Ответ: некодифицированный

17. Лесной кодекс – это общий или специальный источник экологического права?
Ответ: специальный
18 . В Алтайском крае органом экологического управления специальной компетенции является ________________________________________
Ответ: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края

20. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в _______________________ объеме.
Ответ: полном

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-3: Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства

Примеры заданий закрытого типа

1. окружающая среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: а

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) использование производства и потребления.
Ответ: а,б

3. Министерство природных ресурсов и экологии РФ – это орган
а) общей компетенции;
б) ведомственной компетенции;
в) специальной компетенции.
Ответ: а

4. К нормативам качества окружающей среды относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: а

5. К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся:
а) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
в) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Ответ: в

6. Виды экологической экспертизы
а) государственная;
б) производственная;
в) общественная
Ответ: а, в

7. Каждый гражданин имеет право
а) на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
б) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда окружающей среде;
в) на возмещение вреда окружающей среде.
Ответ: а

8. Государственный экологический надзор включает в себя
а) федеральный государственный надзор;
б) региональный государственный надзор;
в) муниципальный надзор
Ответ: а,б

9. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается
а) административная и уголовная ответственность;
б) дисциплинарная, административная и уголовная ответственность;
в) имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность
Ответ: в

10. Природная среда – это
а) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
б) совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
в) земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Ответ: б

11. Природоохранные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: а

12. Природоресурсные законы регулируют
а) отношения в сфере охраны окружающей среды в целом;
б) отношения в сфере охраны и использования отдельных компонентов природной среды;
в) отношения в сфере ответственности за экологические правонарушения.
Ответ: б

13. К природоресурсным актам относятся
а) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "О животном мире";
б) Лесной кодекс, Земельный кодекс, ФЗ "Об охране окружающей среды";
в) ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об экологической экспертизе".
Ответ: а

14. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на
а) Конституции РФ;
б) международных договорах;
в) правовой доктрине
Ответ: а

15. Большая часть природных ресурсов в РФ является
а) государственной собственностью;
б) муниципальной собственностью;
в) частной собственностью.
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством____________
Ответ: федерального и регионального государственного экологического контроля (надзора)
2. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется _________________________________-
Ответ: федеральный государственный экологический контроль (надзор).
3. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия___________________
Ответ: не проводятся.
4. Органы государственного надзора ________привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований, а также по иску о взыскании компенсационного платежа.
Ответ: могут быть
5. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат ____________-
Ответ: государственной защите
6. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право предъявлять иски _____________________________
Ответ: о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также иски о взыскании компенсационного платежа
7. Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды имеют право направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении _________________
Ответ: уголовных дел
8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу _________________________________________
Ответ: производственного экологического контроля
9. Производственный экологический контроль обязаны осуществлять _____________________
Ответ: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий
10. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят ____________________________
Ответ: к негативным изменениям качества окружающей среды
11. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на ____________________________________
Ответ: окружающую среду, жизнь, здоровье человека
12. Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы_______________________, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие

Ответ: качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее

13. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию ___________________________________

Ответ: естественных экологических систем и истощение природных ресурсов

14. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по________________________, находящимися в государственной или муниципальной собственности

Ответ: распоряжению объектами земельных отношений

15. Согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" природа - это _________________________________________________
Ответ: совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов
16. ________________________ - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Ответ: окружающая среда.
17. Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами _________________
Ответ: местного самоуправления
18. С какой целью устанавливаются нормативы качества окружающей среды?
Ответ: для оценки состояния окружающей среды.
19. Перечислите нормативы качества окружающей среды
Ответ: нормативы качества, установленные для химических показателей, для физических показателей, для биологических показателей, иные показатели.
20. Состояние благоприятной окружающей среды соответствует ________________-
Ответ: нормативам качества окружающей среды
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам.
Вопросы для проведения зачета
1. Понятие экологического надзора.
2. Принципы экологического надзора.
3. Формы, стадии экологичнского надзора
4. Федеральный экологический надзор
5. Региональный экологический надзор
6. Полномочия инспекторов, осуществляющих экологический надзор
7. Органы,осуществляющие экологический надзор.
8. Понятие земельного надзора.
9. Принципы земельного надзора.
10. Формы, стадии земельного надзора
11. Полномочия федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере земельного надзора
12. Полномочия федеральной службы по природопользованию в сфере земельного надзора
13. Полномочия федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере земельного надзора
14. Отличия земельного надзора и муниципальног земельного контроля
15. Полномочия инспекторов, осуществляющих земельный надзор
16. Органы,осуществляющие земельный надзор.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.А. Боголюбов Экологическое право: Учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/4C098E3A-183E-4A4C-938F-7429B273B787
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Н.В. Румянцева Экологическое право России : учебное пособие: учебное пособие Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологический и земельный надзор portal.edu.asu.ru
Э2 www.arbitr.ru - официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ;
Э3 www.kraevoy.alt.sudrf.ru – официальный сайт Алтайского краевого суда РФ;
Э4 www.centralny.alt.sudrf.ru – официальный сайт Центрального районного суда г. Барнаула;
Э5 www.zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru – официальный сайт Железнодорожного районного суда г. Барнаула;
Э6 www.leninsky.alt.sudrf.ru – официальный сайт Ленинского районного суда г. Барнаула;
Э7 www.oktabrsky.alt.sudrf.ru – официальный сайт Октябрьского районного суда г. Барнаула;
Э8 www.industrialny.alt.sudrf.ru– официальный сайт Индустриального районного суда г. Барнаула;
Э9 www.altai-krai.arbitr.ru – официальный сайт Арбитражного суда Алтайского края.
Э10 www.echr.coe.int – официальный сайт Европейского суда по правам человека;
Э11 www.espch.ru – Европейский Суд по правам человека жалобы;
Э12 www.law.edu.ru – «Юридическая Россия» – образовательный правовой портал.
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, нормативных положений. Студентам необходимо научиться ориентироваться в действующем законодательстве, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Выносимые на практические занятия вопросы, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с нормативными правовыми актами, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка к участию в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося. При подготовке к занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти. После изучения теоретических вопросов темы следует решить задачи с обоснованием принимаемых решений.